Двадцать пятое ноября. Классная работа.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Восяховская СОШ «ОЦ»
Из всех знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизни является,
конечно, умение ясно, понятно говорить
на своем языке.
Л.Н. Толстой
Что такое текст?
Текст – это группа предложений,
связанных по смыслу и грамматически.
Текст. Способы связи предложений в тексте.
Цели:
- Повторить - ?
- Узнать - ?
- Научиться - ?
1 группа:
Давайте успевать везде: в учебе, спорте и труде!
2 группа:
Ученье да уменье всегда найдёт примененье.
I . Повторение
- Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч – ленивый, неповоротливый.
2) Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч – ленивый, неповоротливый. Из-за этого хвоста Иванычу часто доставалось от нашего щенка Бобки. С тех пор от Иваныча житья не стало.
3) Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч – ленивый, неповоротливый. Иваныч любил улечься так, чтобы ему было и тепло и мягко. То к маме на подушку уляжется, то под одеяло заберётся. А однажды вот что натворил. Замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку. Чтобы оно лучше поднялось, сверху ещё тёплым платком прикрыла. Прошло два часа. Мама пошла посмотреть – хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов остались. А Иваныча вымыть пришлось.
Какая группа предложений является текстом? Почему нельзя назвать текстом другие высказывания?
I . Повторение
Что такое текст?
Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью.
Назовите признаки текста .
- Наличие группы предложений;
- Смысловая связность;
- Единство темы, предмета речи;
- Наличие основной мысли;
- Структурная связность.
Тема текста – это то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль текста обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку героя или события.
Найдите в предложенных фрагментах текста «данное» и «новое».
Бегает по лугу тонконогая изящная птица с ярко-жёлтой грудкой. Она непуглива, но беспокойна и только перепархивает с травинки на травинку, качая длинным хвостиком.
Найдите в предложенных фрагментах текста «данное» и «новое».
Бегает по лугу тонконогая изящная птица с ярко-жёлтой грудкой. Она непуглива, но беспокойна и только перепархивает с травинки на травинку, качая длинным хвостиком.
Упражнение 267
В тексте каждое предложение (кроме первого) распадается на две части - … и … . Предложение начинается с … . В нем в сжатом, свернутом виде повторяется информация, известная из предыдущего предложения. К … добавляется … , в котором сообщаются новые сведения о предмете речи. … скрепляет предложения, … развивает мысль, продвигает высказывание вперед. Так происходит развёртывание текста.
В тексте каждое предложение (кроме первого) распадается на две части - данное и новое . Предложение начинается с данного . В нем в сжатом, свернутом виде повторяется информация, известная из предыдущего предложения. К данному добавляется новое , в котором сообщаются новые сведения о предмете речи. Данное скрепляет предложения, новое развивает мысль, продвигает высказывание вперед. Так происходит развёртывание текста.
Вывод :
«Данное» скрепляет предложения, «новое» развивает мысль. Так развивается мысль в тексте.
II . Исследование текста.
Найдите данное и новое в тексте и подпишите. Понаблюдайте, как сцепляются предложения в тексте .
1 группа: стр.109, упр.268 – текст №1.
2 группа: стр.109, упр.268 – текст №2.
«Шкатулка мудрости»
Правила:
1. Вытянуть вопрос из шкатулки.
2. Прочитать его вслух.
3. Ответить на вопрос.
СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.
2 урок
ЕГЭ
Лексические средства связи предложений в тексте.
1. Лексический повтор
2. Однокоренные слова
3.Синонимы лексические
4.Синонимы текстовые
5.Описательный оборот
6. Антонимы
Морфологические средства связи предложений в тексте.
1. Местоимения
а) Личные: он, ему, о ней
б)указательные: такой, тот, этот
2. Сочинительные союзы: и, а, но
Исследование текста
Задание: Определите способ и средства связи предложений. Связаны ли эти предложения по смыслу? Можно ли эту группу предложений назвать текстом. Почему?
Я пошёл в кино. Кинотеатр на нашей улице. Она самая старая в Москве. Москва – центр всех железнодорожных путей страны. Железные дороги – артерия народного хозяйства.
Игра «Редактор»
1 группа
Клу(п,б)ки размотались, и за каждым тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В комнате на сером п(а,о)ловичке копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на большие клу(п,б)ки шерсти.
2 группа
Во дв(а,о)ре выкопали колодец. (?) целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое в(и,е)дро. Возле колодца поселилась л(е,я)гушка.
Игра «Редактор»
1 группа
В комнате на сером половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти.Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик.
2 группа
Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро.
UCHI.RU
Выполнить задание по теме «Текст. Способы и средства предложений в тексте».
Если за день
ничему не научился,
зря прожил день.
Повторили - ?
Узнали - ?
Научились - ?
«Интервью»
Тема интервью: «Способы связи предложений в тексте».
Правила: учащийся называет того, кому адресует вопрос, и задает его. Ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику.
Домашнее задание.
- Повторить параграфы №25-26.
Спасибо за урок!