СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме  "Способы и средства связи предложений в тексте".  " в тексте"

Цели: Повторить изученное  по теме "Текст. Тема текста. "Данное" и "новое" в тексте". Познакомиться со способами и средствами предложений в тексте. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе»

Двадцать пятое ноября.  Классная работа. Учитель русского языка и литературы  МБОУ «Восяховская СОШ «ОЦ»

Двадцать пятое ноября. Классная работа.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Восяховская СОШ «ОЦ»

 Из всех знаний и умений самым важным,  самым необходимым для жизни является,  конечно, умение ясно, понятно говорить  на своем языке.  Л.Н. Толстой

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизни является,

конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

Л.Н. Толстой

 Что такое текст?  Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Что такое текст?

Текст – это группа предложений,

связанных по смыслу и грамматически.

Текст.  Способы связи предложений в тексте.

Текст. Способы связи предложений в тексте.

Цели: Повторить - ? Узнать - ? Научиться - ?

Цели:

  • Повторить - ?
  • Узнать - ?
  • Научиться - ?
1 группа: Давайте успевать везде: в учебе, спорте и труде! 2 группа:  Ученье да уменье всегда найдёт примененье.

1 группа:

Давайте успевать везде: в учебе, спорте и труде!

2 группа:

Ученье да уменье всегда найдёт примененье.

I . Повторение Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч – ленивый, неповоротливый. 2) Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч – ленивый, неповоротливый. Из-за этого хвоста Иванычу часто доставалось от нашего щенка Бобки. С тех пор от Иваныча житья не стало. 3) Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч – ленивый, неповоротливый. Иваныч любил улечься так, чтобы ему было и тепло и мягко. То к маме на подушку уляжется, то под одеяло заберётся. А однажды вот что натворил. Замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку. Чтобы оно лучше поднялось, сверху ещё тёплым платком прикрыла. Прошло два часа. Мама пошла посмотреть – хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов остались. А Иваныча вымыть пришлось. Какая группа предложений является текстом? Почему нельзя назвать текстом другие высказывания?

I . Повторение

  • Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч – ленивый, неповоротливый.

2) Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч – ленивый, неповоротливый. Из-за этого хвоста Иванычу часто доставалось от нашего щенка Бобки. С тех пор от Иваныча житья не стало.

3) Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч – ленивый, неповоротливый. Иваныч любил улечься так, чтобы ему было и тепло и мягко. То к маме на подушку уляжется, то под одеяло заберётся. А однажды вот что натворил. Замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку. Чтобы оно лучше поднялось, сверху ещё тёплым платком прикрыла. Прошло два часа. Мама пошла посмотреть – хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов остались. А Иваныча вымыть пришлось.

Какая группа предложений является текстом? Почему нельзя назвать текстом другие высказывания?

I . Повторение  Что такое текст?  Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Назовите признаки текста . Наличие группы предложений; Смысловая связность; Единство темы, предмета речи; Наличие основной мысли; Структурная связность.

I . Повторение

Что такое текст?

Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью.

Назовите признаки текста .

  • Наличие группы предложений;
  • Смысловая связность;
  • Единство темы, предмета речи;
  • Наличие основной мысли;
  • Структурная связность.

 Тема текста – это то, о чём говорится в тексте.  Основная мысль текста обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку героя или события.

Тема текста – это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку героя или события.

Найдите в предложенных фрагментах текста «данное» и «новое».  Бегает по лугу тонконогая изящная птица с ярко-жёлтой грудкой. Она непуглива, но беспокойна и только перепархивает с травинки на травинку, качая длинным хвостиком.  

Найдите в предложенных фрагментах текста «данное» и «новое».

Бегает по лугу тонконогая изящная птица с ярко-жёлтой грудкой. Она непуглива, но беспокойна и только перепархивает с травинки на травинку, качая длинным хвостиком.

 

Найдите в предложенных фрагментах текста «данное» и «новое».  Бегает по лугу тонконогая изящная птица с ярко-жёлтой грудкой. Она непуглива, но беспокойна и только перепархивает с травинки на травинку, качая длинным хвостиком.  

Найдите в предложенных фрагментах текста «данное» и «новое».

Бегает по лугу тонконогая изящная птица с ярко-жёлтой грудкой. Она непуглива, но беспокойна и только перепархивает с травинки на травинку, качая длинным хвостиком.

 

Упражнение 267  В тексте каждое предложение (кроме первого) распадается на две части - … и … . Предложение начинается с … . В нем в сжатом, свернутом виде повторяется информация, известная из предыдущего предложения. К … добавляется … , в котором сообщаются новые сведения о предмете речи. … скрепляет предложения, … развивает мысль, продвигает высказывание вперед. Так происходит развёртывание текста.

Упражнение 267

В тексте каждое предложение (кроме первого) распадается на две части - … и … . Предложение начинается с … . В нем в сжатом, свернутом виде повторяется информация, известная из предыдущего предложения. К … добавляется … , в котором сообщаются новые сведения о предмете речи. … скрепляет предложения, … развивает мысль, продвигает высказывание вперед. Так происходит развёртывание текста.

 В тексте каждое предложение (кроме первого) распадается на две части - данное и  новое . Предложение начинается с данного . В нем в сжатом, свернутом виде повторяется информация, известная из предыдущего предложения. К данному добавляется новое , в котором сообщаются новые сведения о предмете речи. Данное скрепляет предложения, новое развивает мысль, продвигает высказывание вперед. Так происходит развёртывание текста.

В тексте каждое предложение (кроме первого) распадается на две части - данное и новое . Предложение начинается с данного . В нем в сжатом, свернутом виде повторяется информация, известная из предыдущего предложения. К данному добавляется новое , в котором сообщаются новые сведения о предмете речи. Данное скрепляет предложения, новое развивает мысль, продвигает высказывание вперед. Так происходит развёртывание текста.

Вывод :   «Данное» скрепляет предложения, «новое» развивает мысль. Так развивается мысль в тексте.

Вывод :

«Данное» скрепляет предложения, «новое» развивает мысль. Так развивается мысль в тексте.

II . Исследование текста.  Найдите данное и новое в тексте и подпишите. Понаблюдайте, как сцепляются предложения в тексте . 1 группа: стр.109, упр.268 – текст №1. 2 группа: стр.109, упр.268 – текст №2.

II . Исследование текста.

Найдите данное и новое в тексте и подпишите. Понаблюдайте, как сцепляются предложения в тексте .

1 группа: стр.109, упр.268 – текст №1.

2 группа: стр.109, упр.268 – текст №2.

«Шкатулка мудрости» Правила: 1. Вытянуть вопрос из шкатулки. 2. Прочитать его вслух. 3. Ответить на вопрос.

«Шкатулка мудрости»

Правила:

1. Вытянуть вопрос из шкатулки.

2. Прочитать его вслух.

3. Ответить на вопрос.

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.  2 урок

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.

2 урок

ЕГЭ

ЕГЭ

Лексические средства связи предложений  в тексте. 1. Лексический повтор 2. Однокоренные слова 3.Синонимы лексические 4.Синонимы текстовые 5.Описательный оборот 6. Антонимы

Лексические средства связи предложений в тексте.

1. Лексический повтор

2. Однокоренные слова

3.Синонимы лексические

4.Синонимы текстовые

5.Описательный оборот

6. Антонимы

Морфологические средства связи предложений в тексте. 1. Местоимения а) Личные: он, ему, о ней б)указательные: такой, тот, этот 2. Сочинительные союзы: и, а, но

Морфологические средства связи предложений в тексте.

1. Местоимения

а) Личные: он, ему, о ней

б)указательные: такой, тот, этот

2. Сочинительные союзы: и, а, но

Исследование текста Стр.110,упр.271

Исследование текста

  • Стр.110,упр.271
 Задание:  Определите способ и средства связи предложений. Связаны ли эти предложения по смыслу? Можно ли эту группу предложений назвать текстом. Почему?   Я пошёл в кино. Кинотеатр на нашей улице. Она самая старая в Москве. Москва – центр всех железнодорожных путей страны. Железные дороги – артерия народного хозяйства.

Задание: Определите способ и средства связи предложений. Связаны ли эти предложения по смыслу? Можно ли эту группу предложений назвать текстом. Почему?

Я пошёл в кино. Кинотеатр на нашей улице. Она самая старая в Москве. Москва – центр всех железнодорожных путей страны. Железные дороги – артерия народного хозяйства.

Игра «Редактор» 1 группа Клу(п,б)ки размотались, и за каждым тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В комнате на сером п(а,о)ловичке копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на большие клу(п,б)ки шерсти. 2 группа Во дв(а,о)ре выкопали колодец. (?) целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое в(и,е)дро. Возле колодца поселилась л(е,я)гушка.

Игра «Редактор»

1 группа

Клу(п,б)ки размотались, и за каждым тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В комнате на сером п(а,о)ловичке копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на большие клу(п,б)ки шерсти.

2 группа

Во дв(а,о)ре выкопали колодец. (?) целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое в(и,е)дро. Возле колодца поселилась л(е,я)гушка.

Игра «Редактор» 1 группа В комнате на сером половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти.Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик.  2 группа Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро.

Игра «Редактор»

1 группа

В комнате на сером половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти.Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик.

2 группа

Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро.

UCHI.RU Выполнить задание по теме «Текст. Способы и средства предложений в тексте».

UCHI.RU

Выполнить задание по теме «Текст. Способы и средства предложений в тексте».

Если за день ничему не научился, зря прожил день.

Если за день

ничему не научился,

зря прожил день.

Повторили - ? Узнали - ? Научились - ?

Повторили - ?

Узнали - ?

Научились - ?

 «Интервью»  Тема интервью: «Способы связи предложений в тексте».  Правила: учащийся называет того, кому адресует вопрос, и задает его. Ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику.

«Интервью»

Тема интервью: «Способы связи предложений в тексте».

Правила: учащийся называет того, кому адресует вопрос, и задает его. Ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику.

Домашнее задание. Повторить параграфы №25-26.

Домашнее задание.

  • Повторить параграфы №25-26.
  Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!