Урок русского языка в 5 классе на тему: «Буквы и, у, а после шипящих».
Цели урока: повторить правила правописания гласных после шипя-
щих ; упрочить орфографические навыки учащихся; закре-
пить в памяти учащихся слова-исключения; совершенствовать умение
графически выделять орфограммы; развивать интерес к созданию тек-
стов по опорным словам.
Личностные УУД. Саморазвитие. Интерес к творческой деятельно-
сти.
Регулятивные УУД. Прогнозирование результата. Осуществле-
ние итогового контроля.
Познавательные УУД. Поиск необходимого
материала в справочной литературе. Построение рассуждений. Созда-
ние алгоритмов.
Коммуникативные УУД. Развитие основных видов
речевой деятельности. Умение работать в мини-группе.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
Найдите «четвёртое лишнее» слово: пароход, парной, парик ,
парник (в остальных словах корень -пар-); ров, трос, свет , то-
пор (остальные слова читаются справа налево); уши, головы ,
плечи, ноги (в остальных словах названы парные предметы).
II. Обобщение материала по теме «Правописание согласных
в корнях слов».
1. Учащиеся, выполнившие дополнительное задание, защи-
щают свои схемы, отвечают на вопросы класса, вносят допол-
нения.
Согласные
в корнях слов Проверяемые Непроверяемые
Глухие и звонкие
согласные в конце
слов
Гриб (грибы), от-
ряд (отряды), флаг
(флаги)
Глухие и звонкие со-
гласные перед дру-
гими согласными
Просьба (просить),
свадьба (свадебный),
бумажка (бумажек)
Вокзал, рюкзак,
общий, баскетбол,
спортсмен
Непроизносимые со-
гласные
Прекрасный (прекра-
сен), грустный (гру-
стить)
Чувствовать, уча-
ствовать, праздник
Удвоенные соглас-
ные
Россия, бассейн, суб-
бота, орфограмма
2. Проверочный диктант (по упр. 49). Дополнительное зада-
ние по вариантам: 1-й вариант выделяет орфограммы с гласны-
ми в корнях слов; 2-й вариант — с согласными.
III. Повторение и закрепление правописания гласных и, у,
а после шипящих.
1. Работа с теоретическим материалом (орф. No 5, с. 27).
Работа с данной орфограммой осложняется тем, что неред-
ко для правильного выбора гласной необходимо применить
не одно, а несколько правил. Доказательством тому слу-
жит пример, имеющийся в формулировке правила. Это сло-
во площадь. Поскольку второй гласный звук корня стоит
в безударной позиции, учащиеся могут сделать ошибку и на-
писать, например, букву и, что не будет противоречить сфор-
мулированному правилу. Следовательно, прежде чем вы-
брать а, им нужно применить орфограмму No 1 и подобрать
проверочное слово: площадка. Поэтому перед выполнени-
ем упр. 50 учащиеся вместе с учителем ищут слова с без-
ударными гласными в корнях (исключаем слова с [у]). Таких
слов в упражнении три — шиповник, щавель и животное.
Работа проводится под руководством учителя.
— Почему вы решили, что в слове шиповник нужно писать
букву и? Ведь гласный звук здесь находится в безударной по-
зиции. Разве в такой позиции после шипящей не может быть,
например, буквы е, как в слове шептать? Здесь как всегда
для проверки безударной гласной в корне подберём провероч-
ное слово: шептать — шепчет, шиповник — шип (орф. No 1).
— А как можно определить, что в слове животное в безудар-
ной позиции пишется и, а не е?
— Какое слово ближе всего подходит к этому слову? Оказы-
вается, живот, от которого и происходит животное, животи-
на, живность.
Учитель предлагает, опираясь на поговорку Не жалеть
(не щадить) живота своего, а также на сведения толкового
словаря, выяснить, что слово живот здесь значит жизнь: «Жи-
вот (устар.) — жизнь человека». Слово жизнь, хотя и не явля-
ется в современном языке однокоренным со словами живот,
животное, всё же помогает выбрать корневую гласную.
Со словом щавель труднее, поскольку ни близких, ни даль-
них родственников у него нет. Правда, есть своего рода пасы-
нок — просторечное слово с ударным первым звуком. Об этом
речевом искажении учащихся необходимо предупредить
и предложить несколько раз проговорить слово щавель, опира-
ясь на его транскрипцию: [щ’ив’э’л’].
2. Вставьте пропущенные буквы в слова ч...рующий, ш...кар-
ный, ж...леть, ж...стянка. Какие орфограммы вы анализирова-
ли? В какой последовательности? Составьте алгоритм. (Алгоритм
такой: а) сначала анализируем орф. No 1, подбираем провероч-
ные слова: чары, шик, жалкий, жесть; б) в первых трёх словах
применяем орф. No 5 как в ударных слогах, так и в безударных.)
3. Выполнение упр. 50. Учитель корректирует формулировку
задания: слова следует распределить по трём столбикам — с бук-
вами а, и, а также у. Останутся два слова-исключения.
4. Дополнительное задание: в каких морфемах, помимо кор-
невой, «работает» наше правило? Приведите примеры из вы-
полненного упражнения, «соберите» примеры из слов лингви-
стической разминки, из упр. 53.
5. Работа со словами в рамочках. Использование в работе
толкового словаря, в котором объясняется лексическое значе-
ние слов брошюра и жюри. Учащиеся самостоятельно определя-
ют значение слова парашют, ученик-помощник при необходи-
мости корректирует полученное определение.
6. Закрепление правописания слов-исключений — состав-
ление словосочетаний (предложений) и подбор однокоренных
слов: брошюровать, брошюровка, сброшюровать; парашю-
тист, парашютистка, парашютный.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что от слова
жюри в русском языке не образуются новые слова, оно остаётся
в языке «одиноким». Можно предложить учащимся подумать,
по какой причине так происходит.
Одновременно необходимо предупредить возможные ошибки
в связи с тем, что в языке имеются слова с такими же созву-
чиями «жур», «шур», «шут», которые не связаны с перечис-
ленными корнями. Прежде всего это глагол журить (делать
лёгкий выговор, слегка бранить), который в просторечии чаще
всего употребляется именно как производный от жюри. Произ-
водные от него — пожурить, журьба. В отличие от слова жюри,
заимствованного из французского языка, журить, как считают
учёные, происходит от звукоподражательного слова.
7. Закрепление данных наблюдений проводится в виде ми-
ни-конкурса «Чья цепочка длиннее?». К доске приглашаются
три группы по три ученика, которые составляют цепочки слов
с указанными буквосочетаниями. Побеждает группа, которая
в сумме собирает большее число слов за отведённое время.
Остальные учащиеся дополняют цепочки словами, которых нет
ни у одной из групп: шут, шутить, шутка, шутиха, пашут,
машут, брешут и другие глаголы в данной форме; ажур, аба-
жур, журавль, журнал, журналист и др.; Шура, шурпа, шу-
руп, мишура и др.
V. Подведение итогов урока.
Учащимся предлагается подумать, можно ли сократить пра-
вило (орф. No 5) до такого вида: «После шипящих ж, ч, ш, щ
не пишутся ы, ю, я».
VI. Домашнее задание. Упр. 53 выполняется дифференциро-
ванно: 1) сильные ученики пишут сочинение; 2) слабоуспева-
ющие составляют предложения.