СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Буквы и, у, а после шипящих».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить правило правописания гласных после шипящих.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему: «Буквы и, у, а после шипящих».»


Урок русского языка в 5 классе на тему: «Буквы и, у, а после шипящих».


Цели урока: повторить правила правописания гласных после шипя-

щих ; упрочить орфографические навыки учащихся; закре-

пить в памяти учащихся слова-исключения; совершенствовать умение

графически выделять орфограммы; развивать интерес к созданию тек-

стов по опорным словам.


Личностные УУД. Саморазвитие. Интерес к творческой деятельно-

сти.

Регулятивные УУД. Прогнозирование результата. Осуществле-

ние итогового контроля.

Познавательные УУД. Поиск необходимого

материала в справочной литературе. Построение рассуждений. Созда-

ние алгоритмов.

Коммуникативные УУД. Развитие основных видов

речевой деятельности. Умение работать в мини-группе.


Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Найдите «четвёртое лишнее» слово: пароход, парной, парик ,

парник (в остальных словах корень -пар-); ров, трос, свет , то-

пор (остальные слова читаются справа налево); уши, головы ,

плечи, ноги (в остальных словах названы парные предметы).




II. Обобщение материала по теме «Правописание согласных

в корнях слов».


1. Учащиеся, выполнившие дополнительное задание, защи-

щают свои схемы, отвечают на вопросы класса, вносят допол-

нения.


Согласные

в корнях слов Проверяемые Непроверяемые

Глухие и звонкие

согласные в конце

слов


Гриб (грибы), от-

ряд (отряды), флаг

(флаги)


Глухие и звонкие со-

гласные перед дру-

гими согласными


Просьба (просить),

свадьба (свадебный),

бумажка (бумажек)


Вокзал, рюкзак,

общий, баскетбол,

спортсмен


Непроизносимые со-

гласные


Прекрасный (прекра-

сен), грустный (гру-

стить)


Чувствовать, уча-

ствовать, праздник


Удвоенные соглас-

ные


Россия, бассейн, суб-

бота, орфограмма


2. Проверочный диктант (по упр. 49). Дополнительное зада-

ние по вариантам: 1-й вариант выделяет орфограммы с гласны-

ми в корнях слов; 2-й вариант — с согласными.


III. Повторение и закрепление правописания гласных и, у,

а после шипящих.

1. Работа с теоретическим материалом (орф. No 5, с. 27).


Работа с данной орфограммой осложняется тем, что неред-

ко для правильного выбора гласной необходимо применить


не одно, а несколько правил. Доказательством тому слу-

жит пример, имеющийся в формулировке правила. Это сло-

во площадь. Поскольку второй гласный звук корня стоит


в безударной позиции, учащиеся могут сделать ошибку и на-

писать, например, букву и, что не будет противоречить сфор-

мулированному правилу. Следовательно, прежде чем вы-

брать а, им нужно применить орфограмму No 1 и подобрать


проверочное слово: площадка. Поэтому перед выполнени-

ем упр. 50 учащиеся вместе с учителем ищут слова с без-

ударными гласными в корнях (исключаем слова с [у]). Таких


слов в упражнении три — шиповник, щавель и животное.

Работа проводится под руководством учителя.

— Почему вы решили, что в слове шиповник нужно писать


букву и? Ведь гласный звук здесь находится в безударной по-

зиции. Разве в такой позиции после шипящей не может быть,


например, буквы е, как в слове шептать? Здесь как всегда


для проверки безударной гласной в корне подберём провероч-

ное слово: шептать — шепчет, шиповник — шип (орф. No 1).




— А как можно определить, что в слове животное в безудар-

ной позиции пишется и, а не е?


— Какое слово ближе всего подходит к этому слову? Оказы-

вается, живот, от которого и происходит животное, животи-

на, живность.


Учитель предлагает, опираясь на поговорку Не жалеть

(не щадить) живота своего, а также на сведения толкового


словаря, выяснить, что слово живот здесь значит жизнь: «Жи-

вот (устар.) — жизнь человека». Слово жизнь, хотя и не явля-

ется в современном языке однокоренным со словами живот,


животное, всё же помогает выбрать корневую гласную.


Со словом щавель труднее, поскольку ни близких, ни даль-

них родственников у него нет. Правда, есть своего рода пасы-

нок — просторечное слово с ударным первым звуком. Об этом


речевом искажении учащихся необходимо предупредить


и предложить несколько раз проговорить слово щавель, опира-

ясь на его транскрипцию: [щ’ив’э’л’].


2. Вставьте пропущенные буквы в слова ч...рующий, ш...кар-

ный, ж...леть, ж...стянка. Какие орфограммы вы анализирова-

ли? В какой последовательности? Составьте алгоритм. (Алгоритм

такой: а) сначала анализируем орф. No 1, подбираем провероч-

ные слова: чары, шик, жалкий, жесть; б) в первых трёх словах

применяем орф. No 5 как в ударных слогах, так и в безударных.)

3. Выполнение упр. 50. Учитель корректирует формулировку

задания: слова следует распределить по трём столбикам — с бук-

вами а, и, а также у. Останутся два слова-исключения.


4. Дополнительное задание: в каких морфемах, помимо кор-

невой, «работает» наше правило? Приведите примеры из вы-

полненного упражнения, «соберите» примеры из слов лингви-

стической разминки, из упр. 53.


5. Работа со словами в рамочках. Использование в работе

толкового словаря, в котором объясняется лексическое значе-

ние слов брошюра и жюри. Учащиеся самостоятельно определя-

ют значение слова парашют, ученик-помощник при необходи-

мости корректирует полученное определение.


6. Закрепление правописания слов-исключений — состав-

ление словосочетаний (предложений) и подбор однокоренных

слов: брошюровать, брошюровка, сброшюровать; парашю-

тист, парашютистка, парашютный.


Учитель обращает внимание учащихся на то, что от слова

жюри в русском языке не образуются новые слова, оно остаётся

в языке «одиноким». Можно предложить учащимся подумать,

по какой причине так происходит.

Одновременно необходимо предупредить возможные ошибки

в связи с тем, что в языке имеются слова с такими же созву-

чиями «жур», «шур», «шут», которые не связаны с перечис-

ленными корнями. Прежде всего это глагол журить (делать

лёгкий выговор, слегка бранить), который в просторечии чаще

всего употребляется именно как производный от жюри. Произ-

водные от него — пожурить, журьба. В отличие от слова жюри,

заимствованного из французского языка, журить, как считают

учёные, происходит от звукоподражательного слова.


7. Закрепление данных наблюдений проводится в виде ми-

ни-конкурса «Чья цепочка длиннее?». К доске приглашаются

три группы по три ученика, которые составляют цепочки слов

с указанными буквосочетаниями. Побеждает группа, которая

в сумме собирает большее число слов за отведённое время.

Остальные учащиеся дополняют цепочки словами, которых нет

ни у одной из групп: шут, шутить, шутка, шутиха, пашут,

машут, брешут и другие глаголы в данной форме; ажур, аба-

жур, журавль, журнал, журналист и др.; Шура, шурпа, шу-

руп, мишура и др.


V. Подведение итогов урока.


Учащимся предлагается подумать, можно ли сократить пра-

вило (орф. No 5) до такого вида: «После шипящих ж, ч, ш, щ

не пишутся ы, ю, я».


VI. Домашнее задание. Упр. 53 выполняется дифференциро-

ванно: 1) сильные ученики пишут сочинение; 2) слабоуспева-

ющие составляют предложения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!