СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку на тему « Буквы и, у, а после шипящих». (5класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по русскому языку на тему « Буквы и, у, а после шипящих». (5класс) предназначена для учащихся 5 класса. Может помочь учителям- предметникам в подготовке к уроку. Всего слайдов 15.Они в увлекательной форме знакомят учащихся с темой урока. Однажды собралось в лесу много зверей, Вышел вперед Медведь и сказал: «Сейчас будут соревнования на знание Жи и ШИ». Стартовали бельчонок, зайчонок и лисенок. Вот и первое препятствие: Стоят ЛЫ, а дальше точки. Нужно вставить какой¬то слог. Лисенок дописал ЖЫ, Лыжи ни с места, Зайчонок крикнул: «Лыже!». Лыжи стоят, Бельчонок добавил жи. Получились ЛЫЖИ, и лыжи поехали. А вот и второе препятствие: впереди ГАЛО, а дальше? Лисёнок и Зайчонок сошли с дистанции, а Бельчонок и тут дал правильный ответ: ГАЛОШИ. Он и стал победителем, выиграв главный приз: ЛЫЖИ и ГАЛОШИ.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему « Буквы и, у, а после шипящих». (5класс)»

 Буквы и, у, а после шипящих.  ( 5класс) Автор: Курсакова Людмила Ивановна , учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ  п. Бытошь Дятьковского района Брянской области.  Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Буквы и, у, а после шипящих.

( 5класс)

Автор: Курсакова Людмила Ивановна ,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ

п. Бытошь Дятьковского района Брянской области.

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Лингвистическая сказка Однажды собралось в лесу много зверей, Вышел вперед Медведь и сказал: «Сейчас будут соревнования на знание Жи и ШИ». Стартовали бельчонок, зайчонок и лисенок. Вот и первое препятствие: Стоят ЛЫ, а дальше точки. Нужно вставить какой­то слог. Лисенок дописал ЖЫ, Лыжи ни с места, Зайчонок крикн ул: «Лыже!». Лыжи стоят, Бельчонок добавил жи. Получились ЛЫЖИ, и лыжи поехали.   А вот и второе препятствие: впереди ГАЛО, а дальше? Лисёнок и Зайчонок сошли с дистанции, а Бельчонок и тут дал правильный ответ: ГАЛОШИ. Он и стал победителем, выиграв главный приз: ЛЫЖИ и ГАЛОШИ.  

Лингвистическая сказка

Однажды собралось в лесу много зверей, Вышел вперед Медведь и сказал: «Сейчас будут соревнования на знание Жи и ШИ». Стартовали бельчонок, зайчонок и лисенок. Вот и первое препятствие: Стоят ЛЫ, а дальше точки. Нужно вставить какой­то слог. Лисенок дописал ЖЫ, Лыжи ни с места, Зайчонок крикн ул: «Лыже!». Лыжи стоят, Бельчонок добавил жи. Получились ЛЫЖИ, и лыжи поехали.

  А вот и второе препятствие: впереди ГАЛО, а дальше? Лисёнок и Зайчонок сошли с дистанции, а Бельчонок и тут дал правильный ответ: ГАЛОШИ. Он и стал победителем, выиграв главный приз: ЛЫЖИ и ГАЛОШИ.

 

Теория.  Ж И -Ш И –пиши с И. (мыши, ежики, ужи, жирафы, моржи). Ч А -Щ А  - пиши с А. (роща, чаща, свеча, пища, туча, саранча). Ч У- Щ У - пиши с У. (Щука, чум, ищу, молчу, чулок, чугун). Исключения: жюри, брошюра, парашют.

Теория.

Ж И И –пиши с И.

(мыши, ежики, ужи, жирафы, моржи).

Ч А А - пиши с А.

(роща, чаща, свеча, пища, туча, саранча).

Ч У- Щ У - пиши с У.

(Щука, чум, ищу, молчу, чулок, чугун).

Исключения: жюри, брошюра, парашют.

Вставьте И, У, А после шипящих   1. Ч..жой, щ..ка, ш..рокий, ч..десный, сч..стливый, ж..знь, прож..ть, ж..вой, нич..ть, ищ.., товарищ.., выдающ..яся, уч..стники, изуч..ть, ч..дный, ч..вствовать, брош..ра, ч..ткий, ч..до, пощ..да, тиш..на, ж..ри, ш..повник, рощ... 2. Душ..стые, ч..жик, , ш..пы, щ..пать, щ..вель, ж..лище, ж..вотное, ч..чело, ч..лок, ш..нель, площ..дка, ч..сы, коч..н, ч..йник, пиш.., ч..стный, параш..т, случ..й, воплощ..ть, прищ..риться, ш..рь, ш..рма, ч..жой, щ..пальце, овч..рка, ж..вотное.

Вставьте И, У, А после шипящих

1. Ч..жой, щ..ка, ш..рокий, ч..десный, сч..стливый, ж..знь, прож..ть, ж..вой, нич..ть, ищ.., товарищ.., выдающ..яся, уч..стники, изуч..ть, ч..дный, ч..вствовать, брош..ра, ч..ткий, ч..до, пощ..да, тиш..на, ж..ри, ш..повник, рощ...

2. Душ..стые, ч..жик, , ш..пы, щ..пать, щ..вель, ж..лище, ж..вотное, ч..чело, ч..лок, ш..нель, площ..дка, ч..сы, коч..н, ч..йник, пиш.., ч..стный, параш..т, случ..й, воплощ..ть, прищ..риться, ш..рь, ш..рма, ч..жой, щ..пальце, овч..рка, ж..вотное.

Проверь себя! 1. Чужой, щека, широкий, чудесный, счастливый, жизнь, прожить, живой, ничуть, ищу, товарищу, выдающаяся, участники, изучать, чудный, чувствовать, брошюра, чуткий, чудо, пощада, тишина, жюри, шиповник, рощи. 2. Душистые, чижик, шипы, щипать, щавель, жилище, животное, чучело, чулок, шинель, площадка, часы, кочан, чайник, пишу, частный, парашют, случай, воплощать, прищуриться, ширь, ширма, чужой, щупальце, овчарка, животное.

Проверь себя!

1. Чужой, щека, широкий, чудесный, счастливый, жизнь, прожить, живой, ничуть, ищу, товарищу, выдающаяся, участники, изучать, чудный, чувствовать, брошюра, чуткий, чудо, пощада, тишина, жюри, шиповник, рощи.

2. Душистые, чижик, шипы, щипать, щавель, жилище, животное, чучело, чулок, шинель, площадка, часы, кочан, чайник, пишу, частный, парашют, случай, воплощать, прищуриться, ширь, ширма, чужой, щупальце, овчарка, животное.

   Выпишите слова с гласными и, у, а после шипящих в три столбика:  1) u после шипящих;  2 ) у после шипящих;  3) а после шипящих.    Всегда щ..дить, бедное ж..вотное, убежать в рощ.., красивая овч..рка, уютное ж..лище, неоглядная ш..рь, ч..ткий человек, ч..сто навещ..ет, лучший ж..вописец, строгое ж..ри, четыре товарищ.., ноч..ют в шалаше, попробовать ч..ть-ч..ть, нельзя щ..пать, нераскрытый параш..т, прощ..льные гастроли.

Выпишите слова с гласными и, у, а после шипящих в три столбика: 1) u после шипящих; 2 ) у после шипящих; 3) а после шипящих.

Всегда щ..дить, бедное ж..вотное, убежать в рощ.., красивая овч..рка, уютное ж..лище, неоглядная ш..рь, ч..ткий человек, ч..сто навещ..ет, лучший ж..вописец, строгое ж..ри, четыре товарищ.., ноч..ют в шалаше, попробовать ч..ть-ч..ть, нельзя щ..пать, нераскрытый параш..т, прощ..льные гастроли.

Проверь себя!  Всегда щадить, бедное животное, убежать в рощу, красивая овчарка, уютное жилище, неоглядная ширь, чуткий человек, часто навещает, лучший живописец, строгое жюри, четыре товарища, ночуют в шалаше, попробовать чуть-чуть, нельзя щипать, нераскрытый парашют, прощальные гастроли.

Проверь себя!

Всегда щадить, бедное животное, убежать в рощу, красивая овчарка, уютное жилище, неоглядная ширь, чуткий человек, часто навещает, лучший живописец, строгое жюри, четыре товарища, ночуют в шалаше, попробовать чуть-чуть, нельзя щипать, нераскрытый парашют, прощальные гастроли.

Найди слова с орфограммой «Правописание букв и, у, а после шипящих»: 7.Царь Салтан дивится чуду. «Если только жив я буду, Чудный остров навещу, у Гвидона погощу». 8.Жил старик со своею старухой,  у самого синего моря ... 9.Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо ... 10. Жил-был поп, Толоконный лоб. 11.Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда. 12.Держит Балда за уши одного зайку. .. 13.Условия сам назначу, Задам тебе, вражёнок, задачу. 1.Там чудеса: там леший бродит,.. 2.В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит ... 3.В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут;    Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. 4.Мать с младенцем спасена, Землю чувствует она. 5.К морю лишь подходит он, Вот и слышит будто стон ... 6.Ветер весело шумит,   Судно весело бежит ...

Найди слова с орфограммой «Правописание букв и, у, а после шипящих»:

7.Царь Салтан дивится чуду.

«Если только жив я буду,

Чудный остров навещу,

у Гвидона погощу».

8.Жил старик со своею старухой,

у самого синего моря ...

9.Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо ...

10. Жил-был поп,

Толоконный лоб.

11.Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

12.Держит Балда за уши одного зайку. ..

13.Условия сам назначу,

Задам тебе, вражёнок, задачу.

1.Там чудеса: там леший бродит,..

2.В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит ...

3.В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;  

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

4.Мать с младенцем спасена,

Землю чувствует она.

5.К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон ...

6.Ветер весело шумит,

  Судно весело бежит ...

14.«Свет мой, зеркальце! Скажи Да всю правду доложи ... 15.В ворота вошла она - На подворье тишина. 16.Дверь тихонько отворилась, И царевна очутилась В светлой горнице ... 17.Коль старушка, будь нам мать, Так и станем величать. 18.Что качаешь головою? 19.В двери прямо побежала И царевну повстречала. 20.Что и жизнь в такой тревоге!

14.«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи ...

15.В ворота вошла она -

На подворье тишина.

16.Дверь тихонько отворилась,

И царевна очутилась

В светлой горнице ...

17.Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

18.Что качаешь головою?

19.В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

20.Что и жизнь в такой тревоге!

И, У, А Без труда не может быть чистой и радостной ж..зни. (Ч.) 2. В июне везде ощущается ч..десный липовый аромат. 3. Ягодную пору в лесу открывает сладкая душ..стая земляника. Эти красивые ароматные ягоды хорош.. в любом в иде. 4. Международная Красная книга имеет вид перекидного календаря, ее страницы не сброш..рованы. 5. Самый первый Проект параш..та разработал гениальный Художник Леонардо да Винчи. (Л.)

И, У, А

Без труда не может быть чистой и радостной ж..зни. (Ч.) 2. В июне везде ощущается ч..десный липовый аромат. 3. Ягодную пору в лесу открывает сладкая душ..стая земляника. Эти красивые ароматные ягоды хорош.. в любом в иде. 4. Международная Красная книга имеет вид перекидного календаря, ее страницы не сброш..рованы. 5. Самый первый Проект параш..та разработал гениальный Художник Леонардо да Винчи. (Л.)

Проверь себя! Без труда не может быть чистой и радостной ж и зни. (Ч.) 2. В июне везде ощущается ч у десный липовый аромат. 3. Ягодную пору в лесу открывает сладкая душ и стая земляника. Эти красивые ароматные ягоды хорош и в любом в иде. 4. Международная Красная книга имеет вид перекидного календаря, ее страницы не сброш ю рованы. 5. Самый первый Проект параш ю та разработал гениальный Художник Леонардо да Винчи. (Л.)

Проверь себя!

Без труда не может быть чистой и радостной ж и зни. (Ч.) 2. В июне везде ощущается ч у десный липовый аромат. 3. Ягодную пору в лесу открывает сладкая душ и стая земляника. Эти красивые ароматные ягоды хорош и в любом в иде. 4. Международная Красная книга имеет вид перекидного календаря, ее страницы не сброш ю рованы. 5. Самый первый Проект параш ю та разработал гениальный Художник Леонардо да Винчи. (Л.)

Расскажите о правописании сочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу и проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста.    Ты думаешь, машины есть только на улице или на заводе? Нет, и дома есть машины . Легко шить на швейной машине. Откинь крышку и загляни внутрь. Сколько там всяких рычагов! Когда крутишь ручку, они движутся. А вот пылесос. Он ходит по ковру на колесах и сосёт пыль. Пыль остается в пылесосе. А вот пишущая машинка. Когда пишешь на машинке, то строчки ложатся ровно. Нужная вещь в доме - это часы . На улице, на заводе, в море, в воздухе машинами командуют часы.  (Из «Календаря школьника»).

Расскажите о правописании сочетаний жи - ши, ча - ща, чу щу и проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста.

Ты думаешь, машины есть только на улице или на заводе? Нет, и дома есть машины . Легко шить на швейной машине. Откинь крышку и загляни внутрь. Сколько там всяких рычагов! Когда крутишь ручку, они движутся. А вот пылесос. Он ходит по ковру на колесах и сосёт пыль. Пыль остается в пылесосе. А вот пишущая машинка. Когда пишешь на машинке, то строчки ложатся ровно. Нужная вещь в доме - это часы . На улице, на заводе, в море, в воздухе машинами командуют часы.

(Из «Календаря школьника»).

Итог урока 1.Какие буквы мы пишем в словах после шипящих ж, ч, ш, щ? После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся и, у, а. 2.Какие буквы нельзя писать после этих шипящих? Нельзя писать ы, ю, я. 3.Существуют ли какие-либо исключения из этого правила? Да, это слова брошюра, жюри, парашют

Итог урока

1.Какие буквы мы пишем в словах после шипящих ж, ч, ш, щ?

После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся и, у, а.

2.Какие буквы нельзя писать после этих шипящих?

Нельзя писать ы, ю, я.

3.Существуют ли какие-либо исключения из этого правила?

Да, это слова брошюра, жюри, парашют

Объясните опорную запись .  Ж ,Ч,Ш ,Щ И У А Не пишутся буквы Ы,Ю,Я. Исключения : брошюра, жюри, парашют.

Объясните опорную запись .

  • Ж ,Ч,Ш ,Щ

И

У

А

Не пишутся буквы Ы,Ю,Я.

Исключения : брошюра, жюри, парашют.

Домашнее задание.  Параграф 10. Упражнение 53. (письменно).

Домашнее задание.

Параграф 10.

Упражнение 53. (письменно).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!