СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по русскому языку по теме "Правописание букв -о и -е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных" в 3 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Правописание букв- О и –Е  после Ц  и шипящих в окончаниях имён существительных»

 

 

 

Категория работы: урок по русскому языку в 3 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Кузнецова Анна Валерьевна

учитель начальных классов первой квалификационной категории

 

 

 

Цель: создание условия для осознания правила правописания О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и Ц.

Задачи:

-познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]; освоить алгоритм правописания данной орфограммы;

-развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания

-воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Формируемые УУД:  Личностные:  - признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;  - проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.  Регулятивные:  - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;  - сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;  - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;  - вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.  Познавательные:  - делать выводы на основе обобщения;  - определять последовательность действий для решения предметной задачи.  Коммуникативные:  - подтверждать аргументы фактами;  - сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;  - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. 

Предметные:  -уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова; освоить правописание «о» и «е» в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний. 

Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс авт. Н.А Чуракова, мультимедийная презентация урока; карточки для групповой  и индивидуальной работы, карточки для рефлексии.

Ход урока.

I.Эмоциональный настрой.

Психологический настрой.

-Посмотрите на смайлики и выберите тот, который соответствует вашему настроению вначале урока. (слайд-смайлики) ( слайд 8)

II.Актуализация знаний. Речевая разминка.

Запись числа, классная работа.

Минутка чистописания  (слайд 9)

Щ,ш,ж,ч,ц.

Что объединяет эти буквы? 

Какая буква лишняя и почему?

Словарная работа  (слайд 10)

Вставьте  пропущенные буквы. Запишите.

Бага…., за…ц, ово…,  …гурец, б…гач.

III. Осмысление учебной задачи  (слайд 11).

Показать товар лиц…м.

Сидеть сыч…м.

 Работа в парах: объясните, как понимаете  значение данных устойчивых выражений.

Показать товар лиц…м. (демонстрировать одни лишь достоинства чего-либо)

Сидеть сыч…м. (быть угрюмым, мрачным, иметь мрачный вид)

-Можете определить, какие буквы  нужно написать в окончаниях имён существительных? (учащиеся предлагают варианты).

IV. Открытие нового знания

Наблюдение за словами  (слайд 12)

за братцем        со свечой

над тучей         с огурцом

Посмотрите внимательно на эти слова

Что их объединяет? (слова в Т.п.-  он особый)

По какому принципу они записаны в 2 столбика.

Давайте поставим ударение. Что вы заметили? ( под ударением –о, без ударения-е)

Возврат к фразеологизмам  (слайд 13)

Какую гласную мы должны написать в окончании?

Учитель читает ребятам стихотворение про новую орфограмму.

Мы под удареньем пишем, Без сомненья, то, что слышим. Ну, конечно, букву о. Если ж звук без ударенья Вызвал сильное сомненье, Напиши смелее букву е. (слайд 14)

Формулирование учащимися темы урока и цели (слайд 15)

Физическая минутка для глаз (слайд 16)

Работа в группах (слайд 17)

Вспомним правила работы в группах (слайд18)

Выполнение задания в учебнике. Работа со словами в «Обратном словаре».

Формулирование правила и чтение в учебнике (слайд 19)

Составление  алгоритма действий « Маршрут знаний» (слайд 20-21)

  1. Выдели окончание.
  2. Посмотри, если шипящий звук или ц перед окончанием
  3. Поставь ударение
  4. Выбери нужную гласную (слайд 21).

Первичное закрепление

А теперь вернёмся к словарным словам. Вам необходимо записать их в творительном падеже.  

Работа в парах. ( слайд 22)

Карточка-правило (заполняется учащимися)

В окончаниях имён существительных после  букв __________________________

 под ударением пишем ___,

без ударения ______.

 

Физкультминутка 2 минуты.

 

 

 

 

Вторичное закрепление (разноуровневые задания) (слайд 23-24)

 по выбору

1 группа – работа по учебнику (с. 58   упр. 61)

 

2 группа – работа по карточкам

с меч…м

камыш..м

над рощ…й

лещ…м

с птиц…й

молодц…м

 

3 группа – выборочный диктант.

Собака за зайц..м, а заяц за волей. Я калач…м, а он меня в спину кирпич…м. Двор кольц..м: три жерди, конец с конц..м. День кольц..м, ночь молодц..м. Как нож..м по сердцу.

Включение нового знания в систему знаний.

Выполнение упражнения в учебнике. ( с. 59.Упр. 64  ) (слайд 25)

Взаимопроверка и оценивание работы.

V. Итог урока. (слайд 26 )

-С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

- В каких случае пишем –е , -о после шипящих и ц в окончаниях имён существительных?

VI. Рефлексия деятельности.  (слайд 27-28 )

«Светофор»

Цель: определить уровень усвоения новой темы

Красный кружок- не понял новую тему.

Жёлтый кружок-  понял, но делал ошибки.

Зелёный кружок-  понял и могу применить новое знание.

Цель: определить свою активность на уроке.

«Лестница активности»

Поставить себя на одну из ступеней лестницы(нарисовать человечка)

Верхняя ступень - был активен весь урок,

Средняя ступень - активен был не всегда,

Нижняя ступень - хотелось бы быть активнее.

VII  Домашнее задание.

Выучить правило, выполнить упр.67 на основе использования «Обратного словаря»  (слайд 29).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая методическая литература

1.Барковская Н.Ф. Русский язык. Развитие грамматических навыков»/ Н.Ф Барковская.- Минск. ООО «Кузьма», 2015.

2.Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: пособие для учителя / Г. А. Бакулина. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2014.  3.Нефедова Е. А. 350 правил и упражнений по русскому языку:1 – 5 кл. /Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2013.

4. Н.А Чуракова. Методические рекомендации по русскому языку: для 3 кл/.Н.А Чуракова, -М.: Академкнига/Учебник.-2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по русскому языку по теме "Правописание букв -о и -е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных" в 3 классе.»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Новосибирской области «Областной центр образования»   Урок русского языка в 3 классе на тему: Правописание букв- О и –Е после Ц и шипящих в окончаниях имён существительных Автор: Кузнецова Анна Валерьевна учитель начальных классов  первой квалификационной категории

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новосибирской области «Областной центр образования»

Урок русского языка в 3 классе на тему:

Правописание букв- О и –Е после Ц и шипящих в окончаниях имён существительных

Автор: Кузнецова Анна

Валерьевна

учитель начальных классов

первой квалификационной

категории

Цель : создание условия для осознания правила правописания букв О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и Ц. 

Цель : создание условия для осознания правила правописания букв О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и Ц. 

  Учебные задачи , направленные на достижение:   личностных результатов обучения: признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;  проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач. 

Учебные задачи , направленные на достижение:

личностных результатов обучения:

  • признавать важность учебы и познания

нового; понимать, зачем нужно выполнять те

или иные учебные действия; 

  • проявлять интерес к поиску и присвоению

общих способов решения учебных задач. 

Учебные задачи , направленные на достижение : метапредметных результатов обучения: Регулятивные:    - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;   - сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;   - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;   - вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно. 

Учебные задачи , направленные на достижение :

метапредметных результатов обучения:

Регулятивные:   - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;  - сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;  - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;  - вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно. 

Учебные задачи , направленные на достижение : метапредметных результатов обучения: Познавательные:    - делать выводы на основе обобщения;   - определять последовательность действий для решения предметной задачи.   Коммуникативные:    - подтверждать аргументы фактами;   - сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;   - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Учебные задачи , направленные на достижение :

метапредметных результатов обучения:

Познавательные:   - делать выводы на основе обобщения;  - определять последовательность действий для решения предметной задачи.  Коммуникативные:   - подтверждать аргументы фактами;  - сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;  - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение:   3) предметных результатов обучения: -уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова; освоить правописание «о» и «е» в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.

Учебные задачи, направленные на достижение:

3) предметных результатов обучения: -уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова; освоить правописание «о» и «е» в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку. Оборудование: -  учебник «Русский язык», 3 класс авт. Н.А Чуракова. 2 часть; мультимедийная презентация урока; карточки для групповой, индивидуальной работы, -карточки для рефлексии.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку.

Оборудование:

-  учебник «Русский язык», 3 класс авт. Н.А Чуракова. 2 часть;

  • мультимедийная презентация урока;
  • карточки для групповой, индивидуальной работы,
  • -карточки для рефлексии.
Эмоциональный настрой

Эмоциональный настрой

Минутка чистописания Щ, ш, ж,ч, ц

Минутка чистописания

Щ, ш, ж,ч, ц

Словарная работа     Бага…., за…ц, ово…, …гурец, б…гач.

Словарная работа

Бага…., за…ц, ово…, …гурец, б…гач.

Показать товар лиц…м. Сидеть сыч…м. О  Е

Показать товар лиц…м.

Сидеть сыч…м.

О Е

Понаблюдаем за словами за братцем со свечой над тучей с огурцом

Понаблюдаем за словами

за братцем со свечой

над тучей с огурцом

Показать товар лиц о м. Сидеть сыч о м.

Показать товар лиц о м.

Сидеть сыч о м.

Мы под удареньем пишем, Без сомненья, то, что слышим. Ну, конечно, букву  о .  Если ж звук без ударенья  Вызвал сильное сомненье,  Напиши смелее букву   е .

Мы под удареньем пишем,

Без сомненья, то, что слышим.

Ну, конечно, букву  о . Если ж звук без ударенья Вызвал сильное сомненье, Напиши смелее букву   е .

Тема урока:  Написание букв О и Е после Ц и шипящих в окончаниях имён существительных.

Тема урока:

Написание букв О и Е после Ц и шипящих в окончаниях имён существительных.

Физическая минутка  Отдых для глаз

Физическая минутка

Отдых для глаз

Работа в группах Задание в учебнике с.57.упр.59 Работа с «Обратным словарём».

Работа в группах

Задание в учебнике с.57.упр.59

Работа с «Обратным словарём».

Правила работы в группах 1. Внимательно слушайте товарища. 2. Говорите по очереди, не перебивая  друзей. 3. Уважайте мнение ребят. 4.Помогите товарищу, если понадобится помощь. 5. По завершению работы  сигнализируйте.

Правила работы в группах

1. Внимательно слушайте товарища.

2. Говорите по очереди, не перебивая

друзей.

3. Уважайте мнение ребят.

4.Помогите товарищу, если понадобится помощь.

5. По завершению работы

сигнализируйте.

Формулируем правило  У существительных с основой на шипящий или Ц пишем – Е , если это ………… окончание.  У существительных с основой на шипящий и Ц пишем – О , если это ………… окончание.

Формулируем правило

У существительных с основой на шипящий или Ц пишем – Е , если это

………… окончание.

У существительных с основой на шипящий и Ц пишем – О , если это

………… окончание.

Составление алгоритма действий «Маршрут знаний»

Составление алгоритма действий «Маршрут знаний»

Маршрут знаний 1.Выдели окончание. 2.Посмотри, если шипящий звук или ц перед окончанием. 3.Поставь ударение. 4.Выбери нужную гласную. 

Маршрут знаний

1.Выдели окончание.

2.Посмотри, если шипящий звук или ц перед окончанием.

3.Поставь ударение.

4.Выбери нужную гласную. 

Работа в парах:   Овощ м;  Зайц М  Багаж м  богач м  Огурц … м.    Е Е О О О

Работа в парах:

Овощ м;

Зайц М

Багаж м

богач м

Огурц … м.

Е

Е

О

О

О

Разноуровневые задания 1 группа – работа по учебнику (с. 58 упр. 61) 2 группа – работа по карточкам с меч…м камыш..м над рощ…й лещ…м с птиц…й молодц…м

Разноуровневые задания

1 группа – работа по учебнику (с. 58 упр. 61)

2 группа – работа по карточкам

с меч…м

камыш..м

над рощ…й

лещ…м

с птиц…й

молодц…м

3 группа – выборочный диктант. Собака за зайц..м, а заяц за волей. Я калач…м, а он меня в спину кирпич…м. Двор кольц..м: три жерди, конец с конц..м. День кольц..м, ночь молодц..м. Как нож..м по сердцу.  

3 группа – выборочный диктант.

Собака за зайц..м, а заяц за волей. Я калач…м, а он меня в спину кирпич…м. Двор кольц..м: три жерди, конец с конц..м. День кольц..м, ночь молодц..м. Как нож..м по сердцу.

 

Индивидуальная работа У. с 59 упр.64

Индивидуальная работа

  • У. с 59 упр.64
Итог урока С какой орфограммой мы сегодня познакомились? - В каких случае пишем –о , -е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных?

Итог урока

  • С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
  • - В каких случае пишем –о , -е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных?
Рефлексия  «Светофор» Красный кружок- не понял новую тему. Жёлтый кружок- понял, но делал ошибки. Зелёный кружок- понял и могу применить новое знание.

Рефлексия «Светофор»

Красный кружок- не понял новую тему.

Жёлтый кружок- понял, но делал ошибки.

Зелёный кружок- понял и могу применить новое знание.

«Лестница активности» Верхняя ступень- был активен весь урок. Средняя ступень- активен был не всегда. Нижняя ступень- хотелось бы быть активнее.

«Лестница активности»

Верхняя ступень- был активен весь урок.

Средняя ступень- активен был не всегда.

Нижняя ступень- хотелось бы быть активнее.

Домашнее задание: 1) стр. 57 – 58 знать правило; 2) Учебник:стр. 61 упр.67 или Р.т-2: стр.34 упр. 34

Домашнее задание:

1) стр. 57 – 58 знать правило;

2) Учебник:стр. 61 упр.67 или Р.т-2: стр.34 упр. 34

Используемая литература   1.Барковская Н.Ф. Русский язык. Развитие грамматических навыков»/ Н.Ф Барковская.- Минск. ООО «Кузьма», 2015. 2.Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: пособие для учителя / Г. А. Бакулина. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2014.   3.Нефедова Е. А. 350 правил и упражнений по русскому языку:1 – 4 кл. /Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2013. 4. Н.А Чуракова. Методические рекомендации по русскому языку: для 3 кл/.Н.А Чуракова, -М.: Академкнига/Учебник.-2012.

Используемая литература

1.Барковская Н.Ф. Русский язык. Развитие грамматических навыков»/ Н.Ф Барковская.- Минск. ООО «Кузьма», 2015.

2.Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: пособие для учителя / Г. А. Бакулина. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2014.  3.Нефедова Е. А. 350 правил и упражнений по русскому языку:1 – 4 кл. /Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2013.

4. Н.А Чуракова. Методические рекомендации по русскому языку: для 3 кл/.Н.А Чуракова, -М.: Академкнига/Учебник.-2012.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!