Тема «Правописание букв- О и –Е после Ц и шипящих в окончаниях имён существительных»
Категория работы: урок по русскому языку в 3 классе
Автор: Кузнецова Анна Валерьевна
учитель начальных классов первой квалификационной категории
Цель: создание условия для осознания правила правописания О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и Ц.
Задачи:
-познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]; освоить алгоритм правописания данной орфограммы;
-развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания
-воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Формируемые УУД: Личностные: - признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия; - проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач. Регулятивные: - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; - сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; - вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно. Познавательные: - делать выводы на основе обобщения; - определять последовательность действий для решения предметной задачи. Коммуникативные: - подтверждать аргументы фактами; - сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Предметные: -уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова; освоить правописание «о» и «е» в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс авт. Н.А Чуракова, мультимедийная презентация урока; карточки для групповой и индивидуальной работы, карточки для рефлексии.
Ход урока.
I.Эмоциональный настрой.
Психологический настрой.
-Посмотрите на смайлики и выберите тот, который соответствует вашему настроению вначале урока. (слайд-смайлики) ( слайд 8)
II.Актуализация знаний. Речевая разминка.
Запись числа, классная работа.
Минутка чистописания (слайд 9)
Щ,ш,ж,ч,ц.
Что объединяет эти буквы?
Какая буква лишняя и почему?
Словарная работа (слайд 10)
Вставьте пропущенные буквы. Запишите.
Бага…., за…ц, ово…, …гурец, б…гач.
III. Осмысление учебной задачи (слайд 11).
Показать товар лиц…м.
Сидеть сыч…м.
Работа в парах: объясните, как понимаете значение данных устойчивых выражений.
Показать товар лиц…м. (демонстрировать одни лишь достоинства чего-либо)
Сидеть сыч…м. (быть угрюмым, мрачным, иметь мрачный вид)
-Можете определить, какие буквы нужно написать в окончаниях имён существительных? (учащиеся предлагают варианты).
IV. Открытие нового знания
Наблюдение за словами (слайд 12)
за братцем со свечой
над тучей с огурцом
Посмотрите внимательно на эти слова
Что их объединяет? (слова в Т.п.- он особый)
По какому принципу они записаны в 2 столбика.
Давайте поставим ударение. Что вы заметили? ( под ударением –о, без ударения-е)
Возврат к фразеологизмам (слайд 13)
Какую гласную мы должны написать в окончании?
Учитель читает ребятам стихотворение про новую орфограмму.
Мы под удареньем пишем, Без сомненья, то, что слышим. Ну, конечно, букву о. Если ж звук без ударенья Вызвал сильное сомненье, Напиши смелее букву е. (слайд 14)
Формулирование учащимися темы урока и цели (слайд 15)
Физическая минутка для глаз (слайд 16)
Работа в группах (слайд 17)
Вспомним правила работы в группах (слайд18)
Выполнение задания в учебнике. Работа со словами в «Обратном словаре».
Формулирование правила и чтение в учебнике (слайд 19)
Составление алгоритма действий « Маршрут знаний» (слайд 20-21)
- Выдели окончание.
- Посмотри, если шипящий звук или ц перед окончанием
- Поставь ударение
- Выбери нужную гласную (слайд 21).
Первичное закрепление
А теперь вернёмся к словарным словам. Вам необходимо записать их в творительном падеже.
Работа в парах. ( слайд 22)
Карточка-правило (заполняется учащимися)
В окончаниях имён существительных после букв __________________________
под ударением пишем ___,
без ударения ______.
Физкультминутка 2 минуты.
Вторичное закрепление (разноуровневые задания) (слайд 23-24)
по выбору
1 группа – работа по учебнику (с. 58 упр. 61)
2 группа – работа по карточкам
с меч…м
камыш..м
над рощ…й
лещ…м
с птиц…й
молодц…м
3 группа – выборочный диктант.
Собака за зайц..м, а заяц за волей. Я калач…м, а он меня в спину кирпич…м. Двор кольц..м: три жерди, конец с конц..м. День кольц..м, ночь молодц..м. Как нож..м по сердцу.
Включение нового знания в систему знаний.
Выполнение упражнения в учебнике. ( с. 59.Упр. 64 ) (слайд 25)
Взаимопроверка и оценивание работы.
V. Итог урока. (слайд 26 )
-С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
- В каких случае пишем –е , -о после шипящих и ц в окончаниях имён существительных?
VI. Рефлексия деятельности. (слайд 27-28 )
«Светофор»
Цель: определить уровень усвоения новой темы
Красный кружок- не понял новую тему.
Жёлтый кружок- понял, но делал ошибки.
Зелёный кружок- понял и могу применить новое знание.
Цель: определить свою активность на уроке.
«Лестница активности»
Поставить себя на одну из ступеней лестницы(нарисовать человечка)
Верхняя ступень - был активен весь урок,
Средняя ступень - активен был не всегда,
Нижняя ступень - хотелось бы быть активнее.
VII Домашнее задание.
Выучить правило, выполнить упр.67 на основе использования «Обратного словаря» (слайд 29).
Используемая методическая литература
1.Барковская Н.Ф. Русский язык. Развитие грамматических навыков»/ Н.Ф Барковская.- Минск. ООО «Кузьма», 2015.
2.Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: пособие для учителя / Г. А. Бакулина. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2014. 3.Нефедова Е. А. 350 правил и упражнений по русскому языку:1 – 5 кл. /Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2013.
4. Н.А Чуракова. Методические рекомендации по русскому языку: для 3 кл/.Н.А Чуракова, -М.: Академкнига/Учебник.-2012.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по русскому языку по теме "Правописание букв -о и -е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных" в 3 классе.»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новосибирской области «Областной центр образования»
Урок русского языка в 3 классе на тему:
Правописание букв- О и –Е после Ц и шипящих в окончаниях имён существительных
Автор: Кузнецова Анна
Валерьевна
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
Цель : создание условия для осознания правила правописания букв О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и Ц.
Учебные задачи , направленные на достижение:
личностных результатов обучения:
- признавать важность учебы и познания
нового; понимать, зачем нужно выполнять те
или иные учебные действия;
- проявлять интерес к поиску и присвоению
общих способов решения учебных задач.
Учебные задачи , направленные на достижение :
метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; - сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; - вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
Учебные задачи , направленные на достижение :
метапредметных результатов обучения:
Познавательные: - делать выводы на основе обобщения; - определять последовательность действий для решения предметной задачи. Коммуникативные: - подтверждать аргументы фактами; - сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение:
3) предметных результатов обучения: -уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова; освоить правописание «о» и «е» в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.
Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку.
Оборудование:
- учебник «Русский язык», 3 класс авт. Н.А Чуракова. 2 часть;
- мультимедийная презентация урока;
- карточки для групповой, индивидуальной работы,
- -карточки для рефлексии.
Эмоциональный настрой
Минутка чистописания
Щ, ш, ж,ч, ц
Словарная работа
Бага…., за…ц, ово…, …гурец, б…гач.
Показать товар лиц…м.
Сидеть сыч…м.
О Е
Понаблюдаем за словами
за братцем со свечой
над тучей с огурцом
Показать товар лиц о м.
Сидеть сыч о м.
Мы под удареньем пишем,
Без сомненья, то, что слышим.
Ну, конечно, букву о . Если ж звук без ударенья Вызвал сильное сомненье, Напиши смелее букву е .
Тема урока:
Написание букв О и Е после Ц и шипящих в окончаниях имён существительных.
Физическая минутка
Отдых для глаз
Работа в группах
Задание в учебнике с.57.упр.59
Работа с «Обратным словарём».
Правила работы в группах
1. Внимательно слушайте товарища.
2. Говорите по очереди, не перебивая
друзей.
3. Уважайте мнение ребят.
4.Помогите товарищу, если понадобится помощь.
5. По завершению работы
сигнализируйте.
Формулируем правило
У существительных с основой на шипящий или Ц пишем – Е , если это
………… окончание.
У существительных с основой на шипящий и Ц пишем – О , если это
………… окончание.
Составление алгоритма действий «Маршрут знаний»
Маршрут знаний
1.Выдели окончание.
2.Посмотри, если шипящий звук или ц перед окончанием.
3.Поставь ударение.
4.Выбери нужную гласную.
Работа в парах:
Овощ м;
Зайц М
Багаж м
богач м
Огурц … м.
Е
Е
О
О
О
Разноуровневые задания
1 группа – работа по учебнику (с. 58 упр. 61)
2 группа – работа по карточкам
с меч…м
камыш..м
над рощ…й
лещ…м
с птиц…й
молодц…м
3 группа – выборочный диктант.
Собака за зайц..м, а заяц за волей. Я калач…м, а он меня в спину кирпич…м. Двор кольц..м: три жерди, конец с конц..м. День кольц..м, ночь молодц..м. Как нож..м по сердцу.
Индивидуальная работа
Итог урока
- С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
- - В каких случае пишем –о , -е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных?
Рефлексия «Светофор»
Красный кружок- не понял новую тему.
Жёлтый кружок- понял, но делал ошибки.
Зелёный кружок- понял и могу применить новое знание.
«Лестница активности»
Верхняя ступень- был активен весь урок.
Средняя ступень- активен был не всегда.
Нижняя ступень- хотелось бы быть активнее.
Домашнее задание:
1) стр. 57 – 58 знать правило;
2) Учебник:стр. 61 упр.67 или Р.т-2: стр.34 упр. 34
Используемая литература
1.Барковская Н.Ф. Русский язык. Развитие грамматических навыков»/ Н.Ф Барковская.- Минск. ООО «Кузьма», 2015.
2.Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: пособие для учителя / Г. А. Бакулина. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2014. 3.Нефедова Е. А. 350 правил и упражнений по русскому языку:1 – 4 кл. /Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2013.
4. Н.А Чуракова. Методические рекомендации по русскому языку: для 3 кл/.Н.А Чуракова, -М.: Академкнига/Учебник.-2012.