СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Гласные О и Е в суффиксах существительных после шипящих"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме

«Гласные О и Е в суффиксах существительных после шипящих ».

 

Цели урока

1) Образовательные: создать условия, способствующие изучению знаний по теме «Гласные О – Е после шипящих  в суффиксах существительных» и применению этих знаний в  нестандартных учебных ситуациях.

2) Развивающие:          содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению;  Способствовать формированию умений работать в группе, в паре.

3) Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, активной жизненной позиции.

Оборудование:      учебник русского языка под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, презентация, карточки с заданиями.  

Тип урока:   изучение нового материала.

       

 Ход урока 

1ОргмоментЗдравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке. Слушайте внимательно. Говорите не торопясь, обдумывая свой ответ. Не выкрикивайте с места, поднимайте руку, если хотите что-то сказать.

     Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое? (Клад – это богатство, деньги, золото).

     Правильно! Но есть на земле клад, который гораздо ценнее золота и денег. Его нельзя потратить, с годами этого богатства становится всё больше. Это знания. Ян Амос Коменский, чешский педагог, живший в 17 веке, сказал: «Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

     Именно за таким кладом, за новыми знаниями, мы сегодня и отправимся. Нас ждут трудности, но вместе мы обязательно справимся! Итак, вперёд, к успеху! Удачи вам и хороших отметок!                                                                                           /2 мин./ 

2. Определение целей урока.

- Давайте, ребята вспомним, какую часть речи мы с вами сейчас изучаем?

                                                    - (Имя существительное). 

-Что надо делать, чтобы хорошо знать и хранить добытые знания?

                                                   -Повторять.

 -Вы изучали существительное в 4 классе, затем в 5 классе, и вот в 6 классе мы уже несколько уроков работаем с этой частью речи. Как вы думаете, почему?

                                                   -Каждый год изучаем новое об этой части речи.

  -В конце изучения большой темы о части речи, что мы должны сделать со всем изученным материалом?  - ( Подводим к определению целей: повторить, изучить новое, обобщить, систематизировать изученное) .

/2 мин./                                                               

3. Проверка домашней работы. А теперь  давайте обсудим выполнение домашней работы. Какие трудности  вы испытали при выполнении домашней работы?

К доске выйдет (…) и запишет слова в 2 столбика с буквами О-Ё после шипящих в корне существительных___________________

А (…) с буквами О-Е после шипящих в окончаниях существительных___________________________  .

А в справочном бюро на вопросы одноклассников будут отвечать(…) __________________________________

/6 мин./

Собираем тетради для домашних работ /передать с последних парт на первые/.

В тетрадях для классных работ записываем число, классная работа.

4.Определение темы урока.  

Посмотрите, пожалуйста на экран. / Слова ШЁПОТ, ВРАЧОМ, ДРУЖОК/. Слайд 2.

-Что общего у этих слов? /Гласная о после шипящих/.

-Попробуйте объяснить написание гласной после шипящих в слове ШЁПОТ…..ВРАЧОМ. А можно ли применить известные вам правила к слову ДРУЖОК? Почему? А теперь, опираясь на эти наблюдения, попробуем сформулировать тему урока.

        Гласные О и Е после шипящих  в суффиксах существительных.     Слайд 1.

 /5 мин./

5. Работа в тетрадях. А теперь запишите в тетради, распределив слова в два столбика: в 1 – с буквой О в суффиксе после шипящих, во 2 – с буквой Е в суффиксе после шипящей, существительные со слайда. Попробуйте сделать вывод и сформулировать правило о том, когда в суффиксах существительных после шипящих  пишется гласная О, а когда гласная Е.  Слайд 3.

6. Работа с учебником. Теперь давайте откроем учебники и проверим, правильно ли мы сформулировали правило (читаем правило на с. 106).

Обратите внимание, как выделяется эта орфограмма.

/5 мин./

7.Физкультминутка

/1 мин./

8.Продолжаем работать с учебником по вариантам. Слайд 4.

1 вариант выписывает из упр. 253 существительные с гласной о после шипящих в суффиксах существительных, а 2 вариант – с буквой е в суффиксах. Правильность выполнения упражнения проводим шумовым способом (Читаю слова, а ребята на свои слова 1 вариант хлопает в ладоши, 2 вариант – топает ногами). Подумайте и скажите, какие значения придают суффиксы данным словам (пренебрежительное и название детёнышей).

/7 мин./

 Попробуйте составить алгоритм к правилу. Слайд 5.

9.Синтаксическая минутка. 

Записываем предложение, работаем с орфограммами, производим синтаксический разбор.

Медвеж…нка пугали непонятные звуки, ш…поты, ш…рохи, и он тревожно вглядывался в овраж…к.    Слайд 6.

/5 мин./

10.Работа в группах. Учащиеся поворачиваются друг к другу по 2 парты и выполняют задания по группам. Вместе обсуждаем результат, проверяя по слайдам.   Слайд 7.

1 группа. Вставить пропущенную орфограмму, найти четвёртое лишнее.

Уж…нок, человеч…к, галч…нок, кусоч…к. /Кусочек – не детёныш/

2 группа. Вставить пропущенную орфограмму, найти четвёртое лишнее.

Шапч…нка, старич…к, пастуш…к, замоч…к. /Замочек – суффикс –ек/

3 группа. Вставить пропущенную орфограмму, найти четвёртое лишнее.

Книж…нка, собач…нка, мыш…нок, одеж…нка. /Мышонок – не пренебрежительное/

4 группа. Вставить пропущенную орфограмму, найти четвёртое лишнее.

Пирож…к, кукуш…нок, волчон…к, червяч…к. /Пирожок – неодушевлённое существительное/

5 группа. Вставить пропущенную орфограмму, найти четвёртое лишнее.

Овраж…к, доч…нька, зайч…нок, гор…шек. /Зайчонок – гласная в суффиксе О/

6 группа. Вставить пропущенную орфограмму, найти четвёртое лишнее.

Руч…нка, врач…м, крош…чка, порош…к. /Врачом – орфограмма в суффиксе/

11.Работа с текстом.

       Ребята! На прошлой неделе мне принесли интересное письмо, с просьбой проверить его и отправить в редакцию газеты. Я не успела его проверить. Мне нужна ваша помощь, чтобы дать ответ автору этого письма.  Слайд 8.

         Здраствуйте дарагая ридакция газеты «Школьная жызнь».

   Пишу вам с надеждой на помощ. У миня по русскому языку стаит двойка. Почему училка предираеться ка мне? Какая разница, как писать разные слава? Бельчонок или бельчёнок, лужок или лужёк, одежонка или одежёнка? Каму нужна эта граматность?

                                                                                              Учиник 6 класа.

   Я предлагаю вам подумать, что бы вы ответили этому ученику.

12.Задание на дом. Выучить правило на с.106, исправить ошибки в письме. Выполнить упр. 255. Слайд 9.

 Слайд 10.     Наш урок подошёл к концу. Спасибо за сотрудничество, ребята!

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Гласные О и Е в суффиксах существительных после шипящих"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОВНОВСКАЯ ШКОЛА»

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ   










Тема:

«Гласные О и Е в суффиксах существительных

после шипящих»







Разработала:

Меметова Лиля Энверовна

Учитель русского языка и литературы

Первая квалификационная категория













 Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме

«Гласные О и Е в суффиксах существительных после шипящих ».


Цели урока

1) Образовательные: создать условия, способствующие изучению знаний по теме «Гласные О – Е после шипящих  в суффиксах существительных» и применению этих знаний в  нестандартных учебных ситуациях.

2) Развивающие:          содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению;  Способствовать формированию умений работать в группе, в паре.

3) Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, активной жизненной позиции.

Оборудование:      учебник русского языка под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, презентация, карточки с заданиями.  

Тип урока:   изучение нового материала.

       

 Ход урока 

1ОргмоментЗдравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке. Слушайте внимательно. Говорите не торопясь, обдумывая свой ответ. Не выкрикивайте с места, поднимайте руку, если хотите что-то сказать.

     Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое? (Клад – это богатство, деньги, золото).

     Правильно! Но есть на земле клад, который гораздо ценнее золота и денег. Его нельзя потратить, с годами этого богатства становится всё больше. Это знания. Ян Амос Коменский, чешский педагог, живший в 17 веке, сказал: «Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

     Именно за таким кладом, за новыми знаниями, мы сегодня и отправимся. Нас ждут трудности, но вместе мы обязательно справимся! Итак, вперёд, к успеху! Удачи вам и хороших отметок!                                                                                           /2 мин./ 

2. Определение целей урока.

- Давайте, ребята вспомним, какую часть речи мы с вами сейчас изучаем?

                                                    - (Имя существительное). 

-Что надо делать, чтобы хорошо знать и хранить добытые знания?

                                                   -Повторять.

 -Вы изучали существительное в 4 классе, затем в 5 классе, и вот в 6 классе мы уже несколько уроков работаем с этой частью речи. Как вы думаете, почему?

                                                   -Каждый год изучаем новое об этой части речи.

  -В конце изучения большой темы о части речи, что мы должны сделать со всем изученным материалом?  - ( Подводим к определению целей: повторить, изучить новое, обобщить, систематизировать изученное) .

/2 мин./                                                               

3. Проверка домашней работы. А теперь  давайте обсудим выполнение домашней работы. Какие трудности  вы испытали при выполнении домашней работы?

К доске выйдет (…) и запишет слова в 2 столбика с буквами О-Ё после шипящих в корне существительных___________________

А (…) с буквами О-Е после шипящих в окончаниях существительных___________________________  .

А в справочном бюро на вопросы одноклассников будут отвечать(…) __________________________________

/6 мин./

Собираем тетради для домашних работ /передать с последних парт на первые/.

В тетрадях для классных работ записываем число, классная работа.

4.Определение темы урока.  

Посмотрите, пожалуйста на экран. / Слова ШЁПОТ, ВРАЧОМ, ДРУЖОК/. Слайд 2.

-Что общего у этих слов? /Гласная о после шипящих/.

-Попробуйте объяснить написание гласной после шипящих в слове ШЁПОТ…..ВРАЧОМ. А можно ли применить известные вам правила к слову ДРУЖОК? Почему? А теперь, опираясь на эти наблюдения, попробуем сформулировать тему урока.

        Гласные О и Е после шипящих  в суффиксах существительных.     Слайд 1.

 /5 мин./

5. Работа в тетрадях. А теперь запишите в тетради, распределив слова в два столбика: в 1 – с буквой О в суффиксе после шипящих, во 2 – с буквой Е в суффиксе после шипящей, существительные со слайда. Попробуйте сделать вывод и сформулировать правило о том, когда в суффиксах существительных после шипящих  пишется гласная О, а когда гласная Е.  Слайд 3.

6. Работа с учебником. Теперь давайте откроем учебники и проверим, правильно ли мы сформулировали правило (читаем правило на с. 106).

Обратите внимание, как выделяется эта орфограмма.

/5 мин./

7.Физкультминутка

/1 мин./

8.Продолжаем работать с учебником по вариантам. Слайд 4.

1 вариант выписывает из упр. 253 существительные с гласной о после шипящих в суффиксах существительных, а 2 вариант – с буквой е в суффиксах. Правильность выполнения упражнения проводим шумовым способом (Читаю слова, а ребята на свои слова 1 вариант хлопает в ладоши, 2 вариант – топает ногами). Подумайте и скажите, какие значения придают суффиксы данным словам (пренебрежительное и название детёнышей).

/7 мин./

 Попробуйте составить алгоритм к правилу. Слайд 5.

9.Синтаксическая минутка. 

Записываем предложение, работаем с орфограммами, производим синтаксический разбор.

Медвеж…нка пугали непонятные звуки, ш…поты, ш…рохи, и он тревожно вглядывался в овраж…к.    Слайд 6.

/5 мин./

10.Работа в группах. Учащиеся поворачиваются друг к другу по 2 парты и выполняют задания по группам. Вместе обсуждаем результат, проверяя по слайдам.   Слайд 7.

1 группа. Вставить пропущенную орфограмму, найти четвёртое лишнее.

Уж…нок, человеч…к, галч…нок, кусоч…к. /Кусочек – не детёныш/

2 группа. Вставить пропущенную орфограмму, найти четвёртое лишнее.

Шапч…нка, старич…к, пастуш…к, замоч…к. /Замочек – суффикс –ек/

3 группа. Вставить пропущенную орфограмму, найти четвёртое лишнее.

Книж…нка, собач…нка, мыш…нок, одеж…нка. /Мышонок – не пренебрежительное/

4 группа. Вставить пропущенную орфограмму, найти четвёртое лишнее.

Пирож…к, кукуш…нок, волчон…к, червяч…к. /Пирожок – неодушевлённое существительное/

5 группа. Вставить пропущенную орфограмму, найти четвёртое лишнее.

Овраж…к, доч…нька, зайч…нок, гор…шек. /Зайчонок – гласная в суффиксе О/

6 группа. Вставить пропущенную орфограмму, найти четвёртое лишнее.

Руч…нка, врач…м, крош…чка, порош…к. /Врачом – орфограмма в суффиксе/

11.Работа с текстом.

       Ребята! На прошлой неделе мне принесли интересное письмо, с просьбой проверить его и отправить в редакцию газеты. Я не успела его проверить. Мне нужна ваша помощь, чтобы дать ответ автору этого письма.  Слайд 8.

         Здраствуйте дарагая ридакция газеты «Школьная жызнь».

   Пишу вам с надеждой на помощ. У миня по русскому языку стаит двойка. Почему училка предираеться ка мне? Какая разница, как писать разные слава? Бельчонок или бельчёнок, лужок или лужёк, одежонка или одежёнка? Каму нужна эта граматность?

                                                                                              Учиник 6 класа.

   Я предлагаю вам подумать, что бы вы ответили этому ученику.

12.Задание на дом. Выучить правило на с.106, исправить ошибки в письме. Выполнить упр. 255. Слайд 9.

 Слайд 10.     Наш урок подошёл к концу. Спасибо за сотрудничество, ребята!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей