Тема урока | Правописание гласных о и е после шипящих в суффиксах имен существительных |
Цель урока: | Формирование языковой культуры и развитие логического мышления, через функционирование букв о и е в именных частях речи. |
Планируемые ОР | Ученик по окончанию изучения темы урока: - Обосновывает значимость правописания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных для освоения правил орфографии русского языка; - Анализирует правописание гласных о и е после шипящих в разных частях речи и умеет обосновывать свой ответ; - Даёт определения понятиям: имя существительное, суффикс, корень, окончание; - Применяет изученное правило и умеет формулировать его при выполнении упражнений. |
Программные требования | Личностные результаты | Метапредметные | Предметные | - Демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи; - Извлекать необходимую информацию из словарей и справочников по правописанию. | - Обнаруживать и исп-равлять орфографические ошибки; - Соблюдать орфографи-ческие нормы в процессе письма и использовать полученную информацию; | - Объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и в письменной форме (с помо- щью графических символов) | |
Мировоззренческая идея | Грамотность – основа культуры человека. |
Программное содержание | - Орфография как система правил русского языка; - Овладение орфографической зоркостью; - Морфема как минимальная значимая единица языка. |
План изучения нового материала | 1. Организационный момент; 2. Создание проблемной ситуации; 3. Актуализация знаний; 4. Постановка проблемы; 5. Открытие детьми новых знаний; 6. Первичное закрепление; 7. Физкультминутка; 8. Самостоятельная работа; 9. Контроль и самоконтроль. |
Основные понятия | Имя существительное, суффикс, корень, окончание, слова – исключения. |
Тип урока | Комбинированный. |
Форма урока | Урок – исследование. |
Технология | Объяснительно – иллюстративного обучения. |
Мизансцена урока | Традиционная. |
Оборудование урока | Мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал, учебник Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 6 класс. |
Домашнее задание | Правило № 35 с. 88 учебника, упражнение 232, с. 89. Придумать рассказ, используя слова – исключения. |
Зам. директора по УР: ______________ /Хамидуллина Н. Н./
Планируемые ОР | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин). |
Проявление интереса к изучению нового материала | Приветствие учащихся. Создает комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность учащихся к уроку: (тетради, дневник, учебник, письменные принадлежности). | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
Создание проблемной ситуации и актуализация знаний (10 мин). |
Проявление инте-реса к изучению нового материала - формулируют правило правописания О - Е после шипящих в корне и в окончании имен существительных и прилагательных; | Грамматическая сказка «Капризные буквы». В некотором царстве, в некотором государстве дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая. С буквами я, ю, ы, э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам о, е, ё! То всем шипящим подавай букву е, то такая соседка им не по душе, и они согласны стоять рядом с о или ё. Проблемный вопрос: Ребята, давайте вспомним, когда же гласные буквы живут дружно с шипящими. (Дети вспоминают правила правописания гласных О – Е после шипящих в корне, окончании и в суффиксе существительных и прилагательных, слова - исключения). Работа с индивидуальными карточками, с последующей взаимопроверкой. Самооценка работы. | Слайд № 1. Слушают сказку Слайд № 2 Отвечают на вопрос. Работают по карточкам и оценивают свою работу. |
III. Постановка проблемы. ( 5 мин). |
- Видят и форму-лируют проблему, делают обобщение. - Рассуждают. | Шагал по ш..ссе с грач..м ч..рный галч..нок. Медвеж…нка пугали непонятные звуки, ш…поты, ш…рохи, и он тревожно вглядывался в овраж…к. Подводящий диалог: -В каких морфемах пропущены буквы? - Написание каких слов вызвало затруднение? В чём причина? (В словах шоссе, грачом, чёрный, шёпоты, шорохи – буквы пропущены в корне и в окончании имён существительных. В словах галчонок, медвежонок, овражек в суффиксе имён существительных). Цель урока: Узнать какая гласная пишется в суффиксах имён существительных. | Слайд № 3 – 4. Записывают предложения в тетради, выполняют морфемный разбор слов с пропущенными буквами. - Формулируют цель урока. |
IV. Открытие детьми новых знаний. Первичное закрепление. (5 мин). |
- анализируют ин-формацию, делают выводы; | Тема урока: Правописание гласных о – е после шипящих в суффиксах имён существительных. Работа с учебником. 1). Учащиеся знакомятся с правилом, о правописании гласных о и е после шипящих в суффиксах имен существительных. 2). Упражнение 230, с. 88 (устно по цепочке). | Слайд № 5. Объявляют тему урока, находят правило в учебнике, читают его. Слайд № 6 Выполняют упражнение, рассуждают. |
V. Физкультминутка. (2 мин). |
| 1. 1. «Письмо носом». Закроем глаза и представим себе, что наш нос – это удлиненная ручка. Напишем свою фамилию, имя и отчество. 2.«Крест-параллель». При слове «крест» скрестим ноги или положим ногу на ногу. При слове «параллель» опускаем ноги рядом. 3. «Крест-параллель». При слове «крест» скрестим ноги или положим ногу на ногу. При слове «параллель» опускаем ноги рядом. 1. 2.Загадки. 1) Не солнце, не огонь, а светит (Светлячок). 2).Частый, зубастый, Вцепился в чуб вихрастый. (Гребешок). 3). Маленький мужичок Девятью кушаками подпоясан. (Бочонок). 1. 3. Этимология слова кушак (Историческая справка). | Слайд № 7. Делают разминку. Слайд № 8. Отгадывают загадки. Объясняют орфограмму. Слайд № 9 – 10. |
VI. Самостоятельная работа. (15 мин). |
- используют по-лученные знания при выполнении практических за-даний; - графически обо-значают изученные орфограммы; - умеют проводить самопроверку и взаимопроверку выполненных ра-бот; - анализировать и исправлять соб-ственные ошибки и ошибки одноклассников; - умеют работать с текстом, находить и исправлять ошибки; - различают слова – исключения. | 1). Работа у доски. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму. В саду зацвёл душистый горош…к. Бежала коза через мосточ..к, ухватила кленовый листоч..к. Через овраж…к перекинут мосточ..к. Хитрый ёжик – чудач..к сшил колючий пиджач..к. Поешь же, миленький дружоч…к! Впереди всех шёл небольшой сухонький старич…к в черном одеянии. Работа по карточкам. Задание 1. Найдите ошибки в тексте. Объясните правописание слов. Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежён-ка и научил его танцевать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижёра. За-тем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обе-дать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечённые обедом, мы не обращаем на него никакого внимания. Задание 2. Прочитайте юмористический рассказ и найдите в нем слова - исключения По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим. Сообщения учащихся: Что такое шоры и кто такой жокей. | Слайд № 11. Вставляют пропущенные буквы в предложениях, графически выделяют орфограмму. Слайд № 12 – 13. Находят слова с ошибками, выделяют их, проводят проверку и оценку своей работы. Слайд № 14. Находят слова - исключения, узнают что такое шоры и кто такой жокей. Слайд № 15. |
VII. Контроль и самоконтроль. Подведение итогов урока. (2 мин). |
- выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | 1) Объявление домашнего задания с комментарием учителя. А) Выучить правило №35 стр. 88 Б) Упр.232 стр. 89 В) (на выбор). Придумайте юмористический рассказ используя слова – исключения. 2) Выставление оценок за урок. | Слайд № 16. Записывают домашнее задание в дневниках и проводят самоанализ урока, закончить любое из понравившихся предложений: - На этом уроке я узнал, что... - Мне было сложно, когда... |
Зам. директора по УР: ______________ /Хамидуллина Н. Н./