СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку на тему «Буквы О И Е после шипящих в суффиксах существительных» ( 6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по русскому языку на тему «Буквы О И Е после шипящих в суффиксах существительных» предназначена для учащихся 6 класса. Поможет учителям- предметникам в подготовке к уроку. Всего слайдов 17.. Цели урока: Познакомить с правилом написания букв О и Е после шипящих в суффиксах существительных; познакомить с образованием существительных с помощью суффиксов –ок, -ек, -онок. Сформировать навык безошибочного написания гласных О/ Е после шипящих в суффиксах существительных. В суффиксах существительных под ударением пишется О, без ударения - Е. 1)Куда пастуш?к, туда и посош?к. (пословица) 2) Пирож?к лишь разломила, да кус?чек прикусила. (А. С. Пушкин) 3) Поужинают дружно и ложатся на боч?к Четыре неразлучных таракана и сверч?к. (итальянская народная песенка)

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему «Буквы О И Е после шипящих в суффиксах существительных» ( 6 класс)»

Урок русского языка в 6 классе  Буквы О И Е после шипящих в суффиксах существительных Подготовила : учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ  п. Бытошь Дятьковского района Брянской области Курсакова Л.И.

Урок русского языка в 6 классе

Буквы О И Е после шипящих в суффиксах существительных

Подготовила : учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ

п. Бытошь Дятьковского района Брянской области Курсакова Л.И.

Цели урока: Познакомить с правилом написания букв О и Е после шипящих в суффиксах существительных; познакомить с образованием существительных с помощью суффиксов –ок, -ек, -онок.  Сформировать навык безошибочного написания гласных О/ Е после шипящих в суффиксах существительных

Цели урока:

Познакомить с правилом написания букв О и Е после шипящих в суффиксах существительных;

познакомить с образованием существительных с помощью суффиксов –ок, -ек, -онок.

Сформировать навык безошибочного написания гласных О/ Е после шипящих в суффиксах существительных

Синтаксическая минутка е о Ш…поты, ш…рохи и непонятные звуки раздавались в лесу и пугали медвеж…нка.  Какая орфограмма спрятана в словах с пропусками букв?  (О-Ё после шипящих)  В каких морфемах пропущены буквы? ( В корне и в суффиксе) Объяснить написание слов ш…поты, ш…рохи. о е о

Синтаксическая минутка

е

о

Ш…поты, ш…рохи и непонятные звуки раздавались в лесу и пугали медвеж…нка.

Какая орфограмма спрятана в словах с пропусками букв?

(О-Ё после шипящих)

  • В каких морфемах пропущены буквы?

( В корне и в суффиксе)

  • Объяснить написание слов ш…поты, ш…рохи.

о

е

о

Повторение Что такое суффикс? (значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов).  Какие буквы называются шипящими?  ( ш, ч, ж, щ ).

Повторение

Что такое суффикс?

(значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов).

Какие буквы называются шипящими?

( ш, ч, ж, щ ).

Попробуйте объяснить написание гласной после шипящих в данных словах: 1.После каких согласных находится буква-орфограмма?  2.В какой части слова пропущена буква?  3.В словах какой части речи? Горό ш е к, ру ч ό нка ,  дό ч е нька,крю ч ό к,  соба ч ό нка, е ж ό нок,  руба ш ό нка. ?

Попробуйте объяснить написание гласной после шипящих в данных словах:

1.После каких согласных находится буква-орфограмма?

2.В какой части слова пропущена буква?

3.В словах какой части речи?

Горό ш е к, ру ч ό нка ,

дό ч е нька,крю ч ό к,

соба ч ό нка, е ж ό нок,

руба ш ό нка.

?

Теоретический материал В суффиксах существительных под ударением пишется О, без ударения - Е. 1)Куда пастушóк, туда и посошóк. (пословица) 2) Пирожóк лишь разломила, да кусóчек прикусила. (А. С. Пушкин) 3) Поужинают дружно и ложатся на бочóк Четыре неразлучных таракана и сверчóк. (итальянская народная песенка)

Теоретический материал

В суффиксах существительных под ударением пишется О, без ударения - Е.

1)Куда пастушóк, туда и посошóк. (пословица)

2) Пирожóк лишь разломила, да кусóчек прикусила. (А. С. Пушкин)

3) Поужинают дружно и ложатся на бочóк Четыре неразлучных таракана и сверчóк. (итальянская народная песенка)

     Алгоритм рассуждения:  1) слово-имя существительное; 2) орфограмма находится в суффиксе после шипящего; 3) ставим ударение: под ударением пишем О ; без ударения - Е .

Алгоритм рассуждения:

1) слово-имя существительное;

2) орфограмма находится в суффиксе после шипящего;

3) ставим ударение: под ударением пишем О ; без ударения - Е .

Определите значение суффиксов в словах? о о о е Пауч..к, зайч..нок, голубоч..к, барсуч..нок, медвеж..нок, волч..нок, веноч..к.  (Уменьшительно-ласкательное значение. Суффикс -онок- помогает назвать детенышей животных.) о е о

Определите значение суффиксов в словах?

о

о

о

е

Пауч..к, зайч..нок, голубоч..к, барсуч..нок, медвеж..нок, волч..нок, веноч..к.

(Уменьшительно-ласкательное значение. Суффикс -онок- помогает назвать детенышей животных.)

о

е

о

Разгадайте загадки   1.Не солнце, не огонь, а светит. ( Светлячок)  2.В лавке пятак  Не вынешь никак.  ( Сучок) 3.Частый, зубастый,  Вцепился в чуб вихрастый.  ( Гребешок)  4. Маленький мужичок  Девятью кушаками подпоясан.  (Бочонок)

Разгадайте загадки

1.Не солнце, не огонь, а светит.

( Светлячок)

2.В лавке пятак

Не вынешь никак.

( Сучок)

3.Частый, зубастый,

Вцепился в чуб вихрастый.

( Гребешок)

4. Маленький мужичок

Девятью кушаками подпоясан.

(Бочонок)

 Работа с учебником.  Упражнение 253.   Друж .. к, жуч .. к, петуш .. к, замоч .. к, челове ч .. к, шапч .. нка, кулач..к, подуш .. чка, ореш .. к, луж .. к, круж .. к, медвеж .. нок, точ .. чка, мышон…к, суч .. к, горош .. к, червяч .. к, кусо ч .. к, пирож .. к, крюч .. к, овраж.. к, старич .. к, пастуш .. к, зайч .. нок, волч .. нок, грач .. нок, галч..нок, собач .. нка.

Работа с учебником. Упражнение 253.

Друж .. к, жуч .. к, петуш .. к, замоч .. к, челове

ч .. к, шапч .. нка, кулач..к, подуш .. чка, ореш .. к, луж .. к, круж .. к, медвеж .. нок, точ .. чка, мышон…к, суч .. к, горош .. к, червяч .. к, кусо

ч .. к, пирож .. к, крюч .. к, овраж.. к, старич .. к, пастуш .. к, зайч .. нок, волч .. нок, грач .. нок, галч..нок, собач .. нка.

Проверим! Друж ό к, жуч ό к, петуш ό к,замоч Е к,человеч Е к, шапч ό нка, кулач ό к, подуш Е чка, ореш Е к, луж ό к, круж ό к, медвеж ό нок, точ Е чка, мыш ό нок,суч ό к,горош Е к,червяч ό к, кусоч Е к, пирож ό к, крюч ό к, овраж Е к, старич ό к, пасту ш ό к, зайч ό нок, волч ό нок, грач ό нок,галч ό нок, собач ό нка.

Проверим!

Друж ό к, жуч ό к, петуш ό к,замоч Е к,человеч Е к, шапч ό нка, кулач ό к, подуш Е чка, ореш Е к, луж ό к, круж ό к, медвеж ό нок, точ Е чка, мыш ό нок,суч ό к,горош Е к,червяч ό к, кусоч Е к, пирож ό к, крюч ό к, овраж Е к, старич ό к, пасту

ш ό к, зайч ό нок, волч ό нок, грач ό нок,галч ό нок, собач ό нка.

Физкультминутка Мы топаем ногами Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте). Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).  Качаем головой (наклоны головы вправо, влево). Мы руки поднимаем (руки вверх). Мы руки опускаем (руки вниз). Мы руки разведем (руки в стороны). И побежим кругом (бег на месте).

Физкультминутка

Мы топаем ногами

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведем (руки в стороны).

И побежим кругом (бег на месте).

Выборочный диктант.  Распределите слова в колонки таблицы:  1) корень 2) суффикс 3) окончание Задач..й, пейзаж..м, ш..лк, шалаш..м, плющ..м, чащ..й, страж..й, ландыш..м, грач..м, рубаш..нка, одеж..нка, девч..нка, ж..рдочка, ш..рох, ш..пот, быч..к, бараш..к, суч…к, круж…к,овраж…к, руч…нька, зайч…нок, снеж…к, кусоч…к, старич…к, туч…й, карандаш…м, песоч..к, бараш..к, товарищ..м, пч…лка, ш…в .

Выборочный диктант. Распределите слова в колонки таблицы: 1) корень 2) суффикс 3) окончание

Задач..й, пейзаж..м, ш..лк, шалаш..м, плющ..м, чащ..й, страж..й, ландыш..м, грач..м, рубаш..нка, одеж..нка, девч..нка, ж..рдочка, ш..рох, ш..пот, быч..к, бараш..к, суч…к, круж…к,овраж…к, руч…нька, зайч…нок, снеж…к, кусоч…к, старич…к, туч…й, карандаш…м, песоч..к, бараш..к, товарищ..м, пч…лка, ш…в .

Найдите в тексте слова с о и е после шипящих , объясните их написание В Башкирии шофер возил на машине бревна и услышал писк. Оказалось, что в одном бревне было дупло, а в нем три бельчонка. Шофер привез зверюшек домой и отдал на воспитание кошке , которая выкормила малышей.  (По И. Заяичковскому).

Найдите в тексте слова с о и е после шипящих , объясните их написание

В Башкирии шофер возил на машине бревна и услышал писк. Оказалось, что в одном бревне было дупло, а в нем три бельчонка. Шофер привез зверюшек домой и отдал на воспитание кошке , которая выкормила малышей.

(По И. Заяичковскому).

Итоги урока. Рефлексия . Над какой темой мы сегодня работали? Что узнали? Под ударением после шипящих в суффиксах существительных пишется буква О: старичо´к, старушо´нка, зайчо´нок,  а без ударения – Е : поро´жек, зверюшек

Итоги урока. Рефлексия .

Над какой темой мы сегодня работали? Что узнали?

Под ударением после шипящих в суффиксах существительных пишется буква О: старичо´к, старушо´нка, зайчо´нок,

а без ударения – Е : поро´жек, зверюшек

Домашнее задание : Параграф 46 . Выполнить упражнение 255. Спасибо за урок!

Домашнее задание :

Параграф 46 .

Выполнить упражнение 255.

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!