СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. 2 класс. УМК «Школа России» Тема: Что такое родственные слова?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку поможет детям в пониимании материала при введении понятия "Корень"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 2 класс. УМК «Школа России» Тема: Что такое родственные слова?»

Подготовила и провела Тищенко О.Н.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8 г.о. Лобня



Урок русского языка. 2 класс. УМК «Школа России»

Тема: Что такое родственные слова?

Чистописание.

ЛлЛлЛлЛллели ло ля ел ил ол ял

Лиса, лисица, лисонька, лисий, лист

. Орфографическая минутка (Учитель дает детям карточки с текстом.)

Самоопределение к деятельности (Учитель читает текст.)

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница-

- О! Здравствуйте! Вы кто?

— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

— А я ваша родственница — гусеница.

— Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто вместе, одна семья, имеет одну фамилию.) Родственники — это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи

— Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считаюшая себя родственницей гусей? Почему? Кого можно здесь назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят.) Среди слов тоже есть «родственники».

Работа по теме урока

__ Откройте учебники на с. 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое родственные слова?)

-Какая тема нашего урока?

-Назовите родственные слова в минутке чистописания.

.


Упр. 77 (с. 58). - Прочитайте текст.

(Читает ученик с хорошим навыком чтения.)

_ Чем похожи выделенные слова? (Предположения детей.)

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

- Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение.)

Значение слова «корень»:

- подземная часть растения,

- часть волоса, зуба, ногтя,

-начало, источник чего-либо.

«Так же как и у кустов, корень слова есть у слов».

    • Что же такое корень? Послушайте сказку:

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютныйи округлый.

Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными

    • Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.


Закрепление изученного материала

-А сейчас мы подошли к лесной речке.

-Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: «Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить».

-Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

-Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

-Почему гости не сразу приметили чужака?

-Не поможете ли вы ему найти родственников?

(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

-Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».

-Беседа о поведении на речке.

Упр. 78 (с. 59).

- Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова на­звать родственными? (Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.)

(Аналогично разбирают остальные слова.)

- Выполните письменное задание.

Найти семью родственных слов.

Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.

Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них -
Очень тихий ежик.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

VII. Рефлексия

  • «Какое слово лишнее?»

Списать однокоренные слова, выделить корень. (Задание по группам)

Лес, лесной, лестница, лесник.

Гора, гореть, горный, пригорок.

Тепло, теплица, тёплый, жаркий.

(Учащиеся зачеркивают слова. (Самопроверка.

Понравился ли вам урок?

Что нового узнали на уроке?

Были ли трудности?



VIII. Подведение итогов урока

— Какие два условия должны выполняться, чтобы слова мож­но было назвать родственными? Что общее у синонимов и родственных слов? (Общее значение.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 79 (с. 59).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!