СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: М.М.Пришвин «Кладовая солнца» - сказка – быль. Особенности жанра.
Цели:
- Знакомство с биографическими данными писателя;
- познакомить с историей создания произведения;
- выявить жанровые особенности сказки-были;
- формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками;
- развивать выразительную монологическую и диалогическую речь;
- воспитывать бережное отношение к слову.
________________________________________________________________________________
УМК: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Под редакцией Коровиной В. Я. – М.: Просвещение », 2013.
Тип урока: изучение теории литературы. Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.
________________________________________________________________________________
Вид деятельности: сообщение учителя, работа с учебником, беседа, работа с терминами.
______________________________________________________________________________
Ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация
________________________________________________________________________________
Тип урока – усвоения новых знаний.
Ход урока:
1. Орг. момент. 1. Приветствие. Организация рабочей обстановки. Я приглашаю вас в мир, частью которого мы все являемся.
2. Мотивационный блок урока
Цель: включение в деятельность
Внимание на экран (Слайды презентации № 1-13)
Вводная беседа:
1. Какие чувства вы испытал ,глядя на слайды?
2.Предположите тему нашего урока. С чем она будет связана?
3 этап урока Актуализация знаний. Сегодня на уроке вы продолжите знакомство с жизнью и творчеством М. М. Пришвина.
Работа с тетрадью Тема: М.М.Пришвин «Кладовая солнца» - сказка – быль. Особенности жанра
1. Сообщение темы, цели, плана урока. Слайд презентации (№ 1-12)
Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к творчеству писателя
Вводная беседа:
1. Какие произведения Пришвина вы читали в начальной школе?
2. Что вам известно о жизни и творчестве этого русского писателя?
4 этап урока Целеполагание и планирование
Слайды презентации № 14-26
М.М.Пришвин родился 4 февраля в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии. Дед будущего писателя. Купец, приобрёл это имение у местного помещика. Миша был младшим ребёнком в семье. Ему шёл восьмой год, когда отца парализовало.
Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: «безнадёжен по малоспособности».
В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию». Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.
В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был Василий Васильевич Розанов, который вскоре стал известен всему миру как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в «Азию». Но, оскорбив Розанова в споре, Пришвин был исключён из гимназии без права поступления в другое учебное заведение – «с волчьим билетом». Тогда Пришвину было 16 лет, и он увлекался чтением нелегальной, то есть запрещённой литературы.
В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за седьмой класс и в 1893 году поехал в ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета. Пришвину в этом году исполнилось 20 лет.
В те годы открытия, сделанные великими русскими химиками, произвели настоящую революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвоведение, агрохимия, агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По всей России путешествовали исследователи, в поле и в лабораториях изучали свойства воздуха, почв, растений и способы обработки земли. Учёные открывали великие тайны природы. Пришвина увлекла эта волна, но ещё более захватил его марксизм и деятельность в «школе пролетарских вождей».ю В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году тюремного заключения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в России.
В 27 лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В течение двух лет учёбы он слушает лекции самых выдающихся профессоров, ездит на лекции в Берлинский и Йенский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не литература: с увлечением он занимается в лаборатории физика, химика и философа В.Ф.Оствальда.
В 29 лет Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной сельскохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русского учёного-биохимика – академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Редактирует сельскохозяйственную энциклопедию. Пишет научные и популярные статьи, например на такую тему: «как удобрять поля и луга» (1905), «Картофель в полевой и огородной культуре» (1908). Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворённости.
И вот происходит неизбежное в человеке, который чувствует в себе особое призвание: в 1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправляется для сбора фольклора в Заонежье – в Выговский край Олонецкой губернии, куда в то время ещё не проникла цивилизация и где жила, может быть, в первозданном виде народная культура. 38 сказок записал там Пришвин. Но главным результатом экспедиции для него стала книга «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907). С любовью рассказывая о жителях Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.
Работа с учебником теперь мы узнаем об особенностях творчества К. Г.Паустовского
Чтение вступительной статьи о Михаиле Михайловиче Пришвине, помещённой в учебнике-хрестоматии (с.40-41 ).
1. Что пишет К. Г. Паустовский об особенностях творчества М. М. Пришвина?
Задание. Перечислить отмеченные К. Г. Паустовским особенности творчества М. М. Пришвина:
а) своеобразный писатель (отличный от других);
б) его учитель — русский народ;
в) любовь писателя к природе соединилась с любовью к человеку;
г) «его занимает суть человека».
2. Словарная работа.
Суть — самое главное и существенное в чем-нибудь
Сокровенный — свято хранимый и тайный. «Его не интересует наносное». Объяснить выражение. Подобрать синоним: случайный, привнесенный со стороны.
б) Что такое эпиграф? По «Краткому словарю литературоведческих терминов».
в) Какие слова автора статьи о Пришвине подтверждает эпиграф? У Пришвина «все объединено человеком...».
Можно познакомить учащихся с отрывками из «Золотой розы» К.Г.Паустовского (глава «Михаил Пришвин»)
Слово учителя:
2. Вступительное слово учителя об истории создания сказки-были «Кладовая солнца».
Сказка-быль «Кладовая солнца» написана Пришвиным в 1945 г. после окончания Великой Отечественной войны.
«Кладовая солнца» написана в 1945 г. на конкурс, объявленный на лучшую книгу для детей, и вполне заслуженно получила первую премию. В библиотеке Пришвина имеются переводы ее на английский, немецкий, французский, чешский и на другие иностранные языки.
Автор дал детям имена своих друзей Коршуновых: Митраша и Настя; он сохранил их и в другом произведении —«Корабельная чаща». От Коршуновых Пришвин взял для своей сказки и некоторые черты их быта, а характер героев совсем иной.
Дмитрий Павлович Коршунов (Митраша) и его жена Анастасия Михайловна (Настя) жили в деревне Хмельники и еще детьми ходили за клюквой вместе с ватагой ребят через дремучий хвойный лес на страшное и тёмное Блудово болото. Митраша и Настя росли вместе как брат с сестрой и сохранили на всю жизнь чувство братской любви и дружбу.
В сказке Митраша и Настя — брат и сестра. Сказка написана после победы над фашизмом, полна веры в силы русского народа.
Актуализация знаний учащихся.
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Выявление особенностей жанра. На то и сказка, чтобы правду найти. М.М.Пришвин.
Выясним, почему «Кладовая солнца» называется «сказка-быль».
Какие виды сказок мы изучали?
а) волшебную;
б) о животных;
в) сказку-анекдот (бытовую);
г) сказку-путешествие (восточные сказки).
Сказка-быль» - это жанровое определение произведения. Сказка – это повествование, основанное на вымысле. Быль – это история о том, что действительно было. Пришвин подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Автор хочет, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились. Автор хочет, чтобы читатели почувствовали обобщающий характер этого произведения.
швин обращается к жанру сказки. Именно
Использует приёмы слияния реального и сказочного, это позволило писателю выразить свой идеал мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле.
Сказка быль пронизана верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты.
- Можно ли утверждать, что в сказке-были все события являются вымышленными?
Работа в группах. Определение особенностей жанра произведения.
1 группа работает над чертами сказки в произведении, а 2 группа ищет черты были. В помощь ребятам - карточка с вопросами. Затем группы выступают с ответами по найденному материалу, учитель помогает обобщить ответы.
Вопросы для работы групп
Обобщение результатов работы в группах:
Сказка |
Быль |
|
|
1 ряд говорит о чертах сказки, второй – о чертах были. Сказка 1. Активное участие в жизни детей принимают животные. 2. Образы природы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень. 3. Добро побеждает зло. Быль 1. События имеют реальную основу. 2. Подробное описание жизни детей и их самих. - Итак, перед нами правдивая сказка. Отправляемся к главным героям сказки – были.
Физкульминутка. Мы в лесу. Вдыхаем аромат леса( дыхательная гимнастика).
Потянули руки к солнцу. А вот и бабочка, проследите взглядом, шмель прожужжал и летает вокруг цветка.
За её полётом, ёжик прошуршал маленькими лапками по траве.
Особенности композиции произведения. Слайды презентации № 29
- Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их характере? (Почти ничего. Перед нами только внешние портреты). - А можно ли сказать что-нибудь о человеке, взглянув на его портрет? (Только какие-то общие черты. О характере человека мы не можем судить по портрету) То есть, чтобы узнать человека, нам необходимо с ним пообщаться. Нам предстоит пообщаться с главными героями «Кладовой солнца» Настей и Митрашей, поговорить об их непростой, недетской судьбе и составить их литературный портрет. - А что такое литературный портрет? (Литературный портрет – это описание внешности и внутреннего мира героя). - Чтобы познакомиться с героями поближе, нам необходимо окунуться в строки произведения.
- Сколько лет героям?
- Найдите в тексте слова, передающие авторское отношение к героям.
- Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Какой смысл вкладывает автор в слова «золотая курочка», «мужичок мешочке»?
- Где и когда происходит действие сказки-были? (Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943г) - Что принесла этим детям война? (Война стала для них трагедией. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне»). - За счет чего они выжили? (Хозяйство) - Какое хозяйство осталось у детей? («Изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен»). - Можем ли мы утверждать, что дети не остались беззащитными перед лицом судьбы? Им помогли односельчане? (Соседи помогали детям: «Вначале, как мы уже говорили, к детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо») - Как вы считаете, дети научились жить в суровых условиях военных лет? Докажите строками из текста. - «Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе». - «Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, на противотанковых рвах: носики такие задорные». - «Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». - «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами». – Почему автор называет это хозяйство “богатством”? 7. Прочитайте первый абзац. – Как вы поняли выражение “Осиротели двое детей”? – О какой Отечественной войне идёт здесь речь? – А что значит Отечественная? – А какое большое событие в мае будет отмечать наша страна? 8. Скажите, почему Пришвин не описывает игры детей?
- А какие отношения были между детьми?
– Что вы знаете об имени Настя, Анастасия? (Анастасия – с греческого “воскрешённая к жизни”. Закончилась война, нет родителей, но Настя не растерялась, она продолжает жить и поддерживать брата.) Почему родители назвали мальчика Митрашей? Что вы знаете об этом имени? (Митраша – полное имя Дмитрий – в переводе с греческого обозначает посвящённый богине Диметре, богине земледелия и плодородия). (Митраша любит крестьянский труд, он живёт на земле.) 1 пара – Настя. Внешность героини. 2 пара – Митраша. Внешность героя. 1 группа – характер Насти. 2 группа – характер Митраши.
. Учитель. Вот теперь можете приступать к работе.
Студия исследовательская “Настя”. Задание 1.
Портрет Насти |
|
Внешний |
Внутренний |
Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком). Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх. Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как… Сравнение – как золотая курочка. Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх. |
Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца… Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи. Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед… Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку Любит родителей: как и покойная мать… |
1. Студия исследовательская “Митраша”.
Портрет Митраши |
|
Внешний |
Внутренний |
Возраст: десять лет с хвостиком. Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх. Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как… Метафора– мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки. «Что такое птица в мешочке? /Яйцо. Будущая птица/ «Мужичок в мешочке» В будущем настоящий мужчина. А то, что он настоящий мужчина и в школе уже было понятно, хотя Митраше было всего 10 лет.
Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста. |
Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду. Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами. Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы. Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.
|
Общее |
|
Внешние сходства Внутренние Отношение жителей Отношение автора |
Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые. Старались помочь им; наши любимцы. Они были очень милые. |
Различие внутреннее |
|
Настя – уступчивая и благоразумная. |
Митраша – строптивый (упрямый). |
– Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев?
С какой целью Пришвин вносит внесюжетных героев? --На какие группы можно условно разделить героев произведения? « природа и человек» Природа является действующим лицом произведения наряду с людьми. Большую роль в произведении играют внесюжетные герои – родители детей и старый лесник Антипыч: с помощью этих образов писатель выражает мысль о той правде «вековечной суровой борьбы людей за любовь», которая, по мнению Пришвина, является главным законом жизни. Передающимся от поколения к поколению и основанным на разумном. «родственном» отношении человека к природе.
Отец Митраши воспитал в сыне не только необходимые житейские навыки, но. Главное. Развил в нём пытливость. Смелость, уверенность в человеческом разуме, умение зорко всматриваться в окружающую природу, понимать её. Влияние отца было так велико, что в разговорах Митраши как лейтмотив постоянно звучит фраза: «Отец говорил», которая во многом определяет поведение мальчика, объясняя истоки его уверенности, а порой и упрямства.
Особенность сказки-были Пришвина в том, что она написана от лица рассказчика. Здесь рассказчик хотя и повествует от первого лица, но выступает не как главный герой, а как очевидец, которому близок и знаком мир, окружающий героев («Мы жили в этом селе…», «Мы с давних лет ездили к этому Антипычу на охоту…», «Блудово болото, где и мы сами не раз блуждали…»).
С каждым новым эпизодом читатели всё больше и больше узнают не только героев, но и самого рассказчика по тем репликам, оценкам, которыми он сопровождает свой рассказ. С большой теплотой и лаской говорит рассказчик о Насте и Митраше, об их внешности, дружной жизни, нелёгком труде. Он гордится детьми, сочувствует им, когда они проявляют слабость, радуется их победе над собой и всегда верит в то, что из Насти и Митраши вырастут настоящие люди.
Рефлексия Кроссворд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
9 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3 |
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
13 |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
Просмотр содержимого документа
|
Сказка | Быль |
Активное участие в судьбе детей принимают животные: ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый помещик – враждебны детям собака Травка – представитель «доброй природы» - верно служит человеку Есть зачин, как в народной сказке Природные образы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень Волшебный камень – лежачий камень. На нём не написано: направо пойдёшь – коня потеряешь. Налево пойдёшь – сам пропадёшь». Но именно во время отдыха на камне встаёт перед детьми проблема выбора пути. Добро побеждает зло. | События имеют реальную основу: конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли. Подробное описание жизни детей и их самих (главы 1,2) |
1 ряд говорит о чертах сказки, второй – о чертах были.
Сказка
1. Активное участие в жизни детей принимают животные.
2. Образы природы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень.
3. Добро побеждает зло.
Быль
1. События имеют реальную основу.
2. Подробное описание жизни детей и их самих.
- Итак, перед нами правдивая сказка. Отправляемся к главным героям сказки – были.
Физкульминутка. Мы в лесу. Вдыхаем аромат леса( дыхательная гимнастика).
Потянули руки к солнцу. А вот и бабочка, проследите взглядом, шмель прожужжал и летает вокруг цветка.
За её полётом, ёжик прошуршал маленькими лапками по траве.
Особенности композиции произведения. Слайды презентации № 29
- Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их характере? (Почти ничего. Перед нами только внешние портреты).
- А можно ли сказать что-нибудь о человеке, взглянув на его портрет? (Только какие-то общие черты. О характере человека мы не можем судить по портрету)
То есть, чтобы узнать человека, нам необходимо с ним пообщаться.
Нам предстоит пообщаться с главными героями «Кладовой солнца» Настей и Митрашей, поговорить об их непростой, недетской судьбе и составить их литературный портрет.
- А что такое литературный портрет? (Литературный портрет – это описание внешности и внутреннего мира героя).
- Чтобы познакомиться с героями поближе, нам необходимо окунуться в строки произведения.
- Сколько лет героям?
- Найдите в тексте слова, передающие авторское отношение к героям.
- Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Какой смысл вкладывает автор в слова «золотая курочка», «мужичок мешочке»?
- Где и когда происходит действие сказки-были? (Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943г)
- Что принесла этим детям война? (Война стала для них трагедией. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне»).
- За счет чего они выжили? (Хозяйство)
- Какое хозяйство осталось у детей? («Изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен»).
- Можем ли мы утверждать, что дети не остались беззащитными перед лицом судьбы? Им помогли односельчане? (Соседи помогали детям: «Вначале, как мы уже говорили, к детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо»)
- Как вы считаете, дети научились жить в суровых условиях военных лет? Докажите строками из текста.
- «Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе».
- «Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, на противотанковых рвах: носики такие задорные».
- «Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».
- «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами».
– Почему автор называет это хозяйство “богатством”?
7. Прочитайте первый абзац.
– Как вы поняли выражение “Осиротели двое детей”?
– О какой Отечественной войне идёт здесь речь?
– А что значит Отечественная?
– А какое большое событие в мае будет отмечать наша страна?
8. Скажите, почему Пришвин не описывает игры детей?
- А какие отношения были между детьми?
– Что вы знаете об имени Настя, Анастасия?
(Анастасия – с греческого “воскрешённая к жизни”. Закончилась война, нет родителей, но Настя не растерялась, она продолжает жить и поддерживать брата.)
Почему родители назвали мальчика Митрашей? Что вы знаете об этом имени? (Митраша – полное имя Дмитрий – в переводе с греческого обозначает посвящённый богине Диметре, богине земледелия и плодородия). (Митраша любит крестьянский труд, он живёт на земле.)
1 пара – Настя. Внешность героини.
2 пара – Митраша. Внешность героя.
1 группа – характер Насти.
2 группа – характер Митраши.
. Учитель. Вот теперь можете приступать к работе.
Студия исследовательская “Настя”. Задание 1.
Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.
Портрет Насти | |
Внешний | Внутренний |
Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком). Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх. Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как… Сравнение – как золотая курочка. Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх. | Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца… Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи. Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед… Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку Любит родителей: как и покойная мать… |
1. Студия исследовательская “Митраша”.
Портрет Митраши | |
Внешний | Внутренний |
Возраст: десять лет с хвостиком. Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх. Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как… Метафора– мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки. «Что такое птица в мешочке? /Яйцо. Будущая птица/ «Мужичок в мешочке» В будущем настоящий мужчина. А то, что он настоящий мужчина и в школе уже было понятно, хотя Митраше было всего 10 лет.
Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста. | Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду. Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами. Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы. Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.
|
Общее | |
Внешние сходства Внутренние Отношение жителей Отношение автора | Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые. |
Различие внутреннее | |
Настя – уступчивая и благоразумная. | Митраша – строптивый (упрямый). |
– Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев?
С какой целью Пришвин вносит внесюжетных героев? --На какие группы можно условно разделить героев произведения? « природа и человек» Природа является действующим лицом произведения наряду с людьми.
Большую роль в произведении играют внесюжетные герои – родители детей и старый лесник Антипыч: с помощью этих образов писатель выражает мысль о той правде «вековечной суровой борьбы людей за любовь», которая, по мнению Пришвина, является главным законом жизни. Передающимся от поколения к поколению и основанным на разумном. «родственном» отношении человека к природе.
Отец Митраши воспитал в сыне не только необходимые житейские навыки, но. Главное. Развил в нём пытливость. Смелость, уверенность в человеческом разуме, умение зорко всматриваться в окружающую природу, понимать её. Влияние отца было так велико, что в разговорах Митраши как лейтмотив постоянно звучит фраза: «Отец говорил», которая во многом определяет поведение мальчика, объясняя истоки его уверенности, а порой и упрямства.
Особенность сказки-были Пришвина в том, что она написана от лица рассказчика. Здесь рассказчик хотя и повествует от первого лица, но выступает не как главный герой, а как очевидец, которому близок и знаком мир, окружающий героев («Мы жили в этом селе…», «Мы с давних лет ездили к этому Антипычу на охоту…», «Блудово болото, где и мы сами не раз блуждали…»).
С каждым новым эпизодом читатели всё больше и больше узнают не только героев, но и самого рассказчика по тем репликам, оценкам, которыми он сопровождает свой рассказ. С большой теплотой и лаской говорит рассказчик о Насте и Митраше, об их внешности, дружной жизни, нелёгком труде. Он гордится детьми, сочувствует им, когда они проявляют слабость, радуется их победе над собой и всегда верит в то, что из Насти и Митраши вырастут настоящие люди.
Рефлексия Кроссворд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 |
|
|
| 13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали: | По вертикали: |
2. Название болота 4. Имя поросенка 6. Полное имя Митраши 7. Название речки 10.Имя охотника 11. Северная ягода 12.Борина | 1. Необходимая Насте вещь для сбора ягоды 3. Кличка коровы 5. их на лице Митраши было много 8. Красные ягодки на кисточке с косточкой внутри 9. Кличка собаки охотника 13. Это событие унесло жизнь отца детей |
|
|
2. блудово 4. хрен 6. дмитрий 7. сухая 10. антипыч 11. клюква 12. звонкая | 1. полотенце 3. зорька 5. веснушки 8. костяника 9. травка 13. война |
Слайд№ 32
Итоги урока.
Оптимистическая интонация рассказчика придаёт определённую жизнеутверждающую тональность всему произведению.
В рассказе о реальном автор подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия. Он говорит о непреходящей ценности народного жизненного опыта, о необходимости сохранения представлений о добре и зле, беде и счастье. Быль и сказка неразделимы в каждой детали текста.Значительное место занимает природа, так как писатель хотел показать единство человека и природы, неразрывную, тесную связь всего существующего на земле. Он выражает мысль, что природа может быть человеку и другом, если он бережно открывает её «кладовые», является его разумным хозяином и врагом, если человек теряется в столкновении с природой или использует её в корыстных целях.
Ребята, давайте вернёмся к эпиграфу. Как вы понимаете слова К. Г Паустовского? ( Писатель умел очень внимательно всматриваться в окружающую природу, а затем в своих произведениях щедро раскрывал тайны и красоты естественного мира для своих читателей. В основе большинства из его рассказов реальные жизненные факты, о каждом из них он мог бы поведать целую историю.
Сегодня мы вели разговор о двух детях, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Но они не были сломлены. Они выстояли. И вам я желаю все жизненные трудности встречать с высоко поднятой головой. Не опускать руки, а бороться, искать выход, преодолевать самые сложные препятствия.
Домашнее задание.
1.Нарисовать иллюстрацию к эпизоду о ели и сосне. Подобрать из текста цитаты для надписи под рисунком.
2.Групповое задание.
Подготовить чтение по ролям эпизода от слов «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт на болотах…» до слов «И терпеливо повторил ей уже на ходу всё, что слышал от отца о неизвестной никому палестинке, где растёт сладкая клюква».
3.Подготовить художественный пересказ спора Насти и Митраши от слов «В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца…» до слов «Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали».
4.Каким еще смыслом наполняется слово «солнце» в рассказе о длинном дне трудолюбивой Насти?
И.В.Гете писал: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». И если вы хотите научиться видеть в природе все самое интересное, относитесь к ней, как писатель М.М.Пришвин.
- Начнем с жанра. Михаил Михайлович Пришвин так определил жанр произведения – сказка-быль. Как вы это понимаете? Что такое сказка-быль? Что-то будет в этом произведении сказочного, а что-то и настоящего.
Давайте определим черты сказки и черты были в произведении. Работа по рядам.
- Начнем с жанра. Михаил Михайлович Пришвин так определил жанр произведения – сказка-быль. Как вы это понимаете? Что такое сказка-быль? Что-то будет в этом произведении сказочного, а что-то и настоящего.
Давайте определим черты сказки и черты были в произведении. Работа по рядам.
1 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. с. 781.