СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе "М.М.Пришвин «Кладовая солнца» - сказка – быль. Особенности жанра"., 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: М.М.Пришвин «Кладовая солнца» - сказка – быль. Особенности жанра.

Цели:

- Знакомство с биографическими данными писателя;

- познакомить с историей создания произведения;

- выявить жанровые особенности сказки-были;

- формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками;

- развивать выразительную монологическую и диалогическую речь;

- воспитывать бережное отношение к слову.

________________________________________________________________________________

УМК: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Под редакцией Коровиной В. Я.  – М.:  Просвещение », 2013.

Тип урока: изучение теории литературы. Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

________________________________________________________________________________

Вид деятельности: сообщение учителя, работа с учебником, беседа, работа с терминами.

______________________________________________________________________________

Ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация

________________________________________________________________________________

Тип урока – усвоения новых знаний.

Ход урока:

1. Орг. момент. 1. Приветствие. Организация рабочей обстановки. Я приглашаю вас в мир, частью которого мы все являемся.

 

2. Мотивационный блок урока

    Цель: включение в деятельность

Внимание на экран (Слайды презентации № 1-13)

Вводная беседа:

1. Какие чувства вы испытал ,глядя на слайды?

2.Предположите тему нашего урока. С чем она будет связана?

3 этап урока  Актуализация знаний. Сегодня на уроке вы продолжите знакомство с жизнью и творчеством М. М. Пришвина.

Работа с тетрадью Тема: М.М.Пришвин «Кладовая солнца» - сказка – быль. Особенности жанра

1. Сообщение темы, цели, плана урока. Слайд  презентации  (№ 1-12)

 Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к творчеству писателя

Вводная беседа:

1.  Какие произведения Пришвина вы читали  в начальной  школе?

2. Что вам известно о жизни  и творчестве этого русского писателя?

4 этап урока   Целеполагание и планирование

  1. Вступительное слово о М.М.Пришвине ( сообщение ученик)

 Слайды презентации № 14-26

 М.М.Пришвин родился  4 февраля в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии. Дед будущего писателя. Купец, приобрёл это имение у местного помещика. Миша был младшим ребёнком в семье. Ему шёл восьмой год, когда отца парализовало.

Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: «безнадёжен по малоспособности».

В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию». Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.

В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был Василий Васильевич Розанов, который вскоре стал известен всему миру как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в «Азию». Но, оскорбив Розанова в споре, Пришвин был исключён из гимназии без права поступления в другое учебное заведение – «с волчьим билетом». Тогда Пришвину было 16 лет, и он увлекался чтением нелегальной, то есть запрещённой литературы.

В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за седьмой класс и в 1893 году поехал в ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета. Пришвину в этом году исполнилось 20 лет.

В те годы открытия, сделанные великими русскими химиками, произвели настоящую революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвоведение, агрохимия, агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По всей России путешествовали исследователи, в поле и в лабораториях изучали свойства воздуха, почв, растений и способы обработки земли. Учёные открывали великие тайны природы. Пришвина увлекла эта волна, но ещё более захватил его марксизм и деятельность в «школе пролетарских вождей».ю В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году тюремного заключения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в России.

В 27 лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В течение двух лет учёбы он слушает лекции самых выдающихся профессоров, ездит на лекции в Берлинский и Йенский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не литература: с увлечением он занимается в лаборатории физика, химика и философа В.Ф.Оствальда.

В 29 лет Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной сельскохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русского учёного-биохимика – академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Редактирует сельскохозяйственную энциклопедию. Пишет научные и популярные статьи, например на такую тему: «как удобрять поля и луга» (1905), «Картофель в полевой и огородной культуре» (1908). Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворённости.

И вот происходит неизбежное в человеке, который чувствует в себе особое призвание: в 1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправляется для сбора фольклора в Заонежье – в Выговский край Олонецкой губернии, куда в то время ещё не проникла цивилизация и где жила, может быть, в первозданном виде народная культура. 38 сказок записал там Пришвин. Но главным результатом экспедиции для него стала книга «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907). С любовью рассказывая о жителях Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.

Работа с учебником    теперь мы узнаем об особенностях творчества К. Г.Паустовского

Чтение вступительной статьи о Михаиле Михайловиче Пришвине, помещённой в учебнике-хрестоматии (с.40-41 ).

1. Что пишет К. Г. Паустовский об особенностях творчества М. М. Пришвина?

Задание. Перечислить отмеченные К. Г. Паустовским особенности творчества М. М. Пришвина:

а) своеобразный писатель (отличный от других);

б) его учитель — русский народ;

в) любовь писателя к природе соединилась с любовью к человеку;

г) «его занимает суть человека».

2. Словарная работа.

Суть — самое главное и существенное в чем-нибудь[1].

Сокровенный — свято хранимый и тайный. «Его не интересует наносное». Объяснить выражение. Подобрать синоним: случайный, привнесенный со стороны.

б) Что такое эпиграф? По «Краткому словарю литературоведческих терминов».

в) Какие слова автора статьи о Пришвине подтверждает эпиграф? У Пришвина «все объединено человеком...».

Можно познакомить учащихся с отрывками из «Золотой розы» К.Г.Паустовского (глава «Михаил Пришвин»)

Слово учителя:

  • Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.
  • Если внимательно прочесть всё написанное Пришвиным, то остаётся убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал. Для таких мастеров, как Пришвин, мало одной жизни, - для тех мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе.
  • Книги Пришвина, говоря его же словами, - это «бесконечная радость постоянных открытий».
  • Язык Пришвина – язык народный.
  • Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звёзд.
  • Его обширные познания этнографии, фенологии, ботаники, зоологии, агрономии, метеорологии, истории, фольклора, орнитологии, географии, краеведения и других наук органически входят в его писательскую жизнь.
  •  

2. Вступительное слово учителя об истории создания сказки-были «Кладовая солнца».

Сказка-быль «Кладовая солнца» написана Пришвиным в 1945 г. после окончания Великой Отечественной войны.

«Кладовая солнца» написана в 1945 г. на конкурс, объявленный на лучшую книгу для детей, и вполне заслуженно получила первую премию. В библиотеке Пришвина имеются переводы ее на английский, немецкий, французский, чешский и на другие иностранные языки.

Автор дал детям имена своих друзей Коршуновых: Митраша и Настя; он сохранил их и в другом произведении —«Корабельная чаща». От Коршуновых Пришвин взял для своей сказки и некоторые черты их быта, а характер героев совсем иной.

Дмитрий Павлович Коршунов (Митраша) и его жена Анастасия Михайловна (Настя) жили в деревне Хмельники и еще детьми ходили за клюквой вместе с ватагой ребят через дремучий хвойный лес на страшное и тёмное Блудово болото. Митраша и Настя росли вместе как брат с сестрой и сохранили на всю жизнь чувство братской любви и дружбу.

В сказке Митраша и Настя — брат и сестра. Сказка написана после победы над фашизмом, полна веры в силы русского народа.

Актуализация знаний учащихся.

  • Какое впечатление произвело на вас это произведение?
  • Какие эпизоды более всего поразили, пробудили волнение и чувство сопереживания?

 

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Выявление особенностей жанра. На то и сказка, чтобы правду найти. М.М.Пришвин.

 Выясним, почему «Кладовая солнца» называется «сказка-быль».

Какие виды сказок мы изучали?

а) волшебную;

б) о животных;

в) сказку-анекдот (бытовую);

г) сказку-путешествие (восточные сказки).

 

Сказка-быль» - это жанровое определение произведения. Сказка – это повествование, основанное на вымысле. Быль – это история о том, что действительно было. Пришвин подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Автор хочет, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились. Автор хочет, чтобы читатели почувствовали обобщающий характер этого произведения.

швин обращается к жанру сказки. Именно мудрая народная сказка с её постоянными исканиями правды и смысла жизни, с её мечтой совершенном человеке была для Пришвина образцом, которому он следовал в разработке жанра своего произведения.

Использует приёмы слияния реального и сказочного, это позволило писателю выразить свой идеал мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле.

Сказка быль пронизана верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты.

- Можно ли утверждать, что в сказке-были все события являются вымышленными?

Работа в группах. Определение особенностей жанра произведения.

1 группа работает над чертами сказки в произведении, а 2 группа ищет черты были. В помощь ребятам - карточка с вопросами. Затем группы выступают с ответами по найденному материалу, учитель помогает обобщить ответы.

Вопросы для работы групп

  1. Где и когда происходит действие в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца»?
  2. Чем начало произведения напоминает сказку?
  3. Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые важно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.
  4. Что в «Кладовой солнца» является былью?

Обобщение результатов работы в группах:

Сказка

Быль

  1. Активное участие в судьбе детей принимают животные:
    • ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый помещик – враждебны детям
    • собака Травка – представитель «доброй природы» - верно служит человеку
  2. Есть зачин, как в народной сказке
  3. Природные образы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень
  4. Волшебный камень – лежачий камень. На нём не написано: направо пойдёшь – коня потеряешь. Налево пойдёшь – сам пропадёшь». Но именно во время отдыха на камне встаёт перед детьми проблема выбора пути.
  5. Добро побеждает зло.
  1. События имеют реальную основу: конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.
  2. Подробное описание жизни детей и их самих (главы 1,2)

1 ряд говорит о чертах сказки, второй – о чертах были. Сказка 1. Активное участие в жизни детей принимают животные. 2. Образы природы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень. 3. Добро побеждает зло. Быль 1. События имеют реальную основу. 2. Подробное описание жизни детей и их самих. - Итак, перед нами правдивая сказка. Отправляемся к главным героям сказки – были.

Физкульминутка. Мы в лесу. Вдыхаем аромат леса( дыхательная гимнастика).

 Потянули  руки к солнцу. А вот и бабочка, проследите взглядом, шмель прожужжал и летает вокруг цветка. 

За её полётом, ёжик прошуршал маленькими лапками по траве.

Особенности  композиции произведения. Слайды презентации № 29

- Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их характере? (Почти ничего. Перед нами только внешние портреты). - А можно ли сказать что-нибудь о человеке, взглянув на его портрет? (Только какие-то общие черты. О характере человека мы не можем судить по портрету)  То есть, чтобы узнать человека, нам необходимо с ним пообщаться.     Нам предстоит пообщаться с главными героями «Кладовой солнца» Настей и Митрашей, поговорить об их непростой, недетской судьбе и составить их литературный портрет.  - А что такое литературный портрет? (Литературный портрет – это описание внешности и внутреннего мира героя). - Чтобы познакомиться с героями поближе, нам необходимо окунуться в строки произведения.

- Сколько лет героям?

- Найдите в тексте слова, передающие авторское отношение к героям.

- Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Какой смысл вкладывает автор в слова «золотая курочка»,  «мужичок мешочке»?

 

- Где и когда происходит действие сказки-были? (Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943г)  - Что принесла этим детям война? (Война стала для них трагедией. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне»). - За счет чего они выжили? (Хозяйство) - Какое хозяйство осталось у детей? («Изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен»). - Можем ли мы утверждать, что дети не остались беззащитными перед лицом судьбы? Им помогли односельчане? (Соседи помогали детям: «Вначале, как мы уже говорили, к детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо») - Как вы считаете, дети научились жить в суровых условиях военных лет? Докажите строками из текста. - «Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе». - «Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, на противотанковых рвах: носики такие задорные». - «Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». - «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами». – Почему автор называет это хозяйство “богатством”?  7. Прочитайте первый абзац.  – Как вы поняли выражение “Осиротели двое детей”?  – О какой Отечественной войне идёт здесь речь?  – А что значит Отечественная?  – А какое большое событие в мае будет отмечать наша страна?  8. Скажите, почему Пришвин не описывает игры детей?

- А какие отношения были между детьми?

– Что вы знаете об имени Настя, Анастасия?  (Анастасия – с греческого “воскрешённая к жизни”. Закончилась война, нет родителей, но Настя не растерялась, она продолжает жить и поддерживать брата.)  Почему родители назвали мальчика Митрашей? Что вы знаете об этом имени? (Митраша – полное имя Дмитрий – в переводе с греческого обозначает посвящённый богине Диметре, богине земледелия и плодородия). (Митраша любит крестьянский труд, он живёт на земле.)  1 пара – Настя. Внешность героини. 2 пара – Митраша. Внешность героя. 1 группа – характер Насти. 2 группа – характер Митраши.  

. Учитель. Вот теперь можете приступать к работе.

Студия исследовательская “Настя”. Задание 1.

    1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.  2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.

Портрет Насти

Внешний

Внутренний

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Сравнение – как золотая курочка.

Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх.

Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…

Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку

Любит родителей: как и покойная мать…

1. Студия исследовательская “Митраша”. 

Портрет Митраши

Внешний

Внутренний

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Метафора– мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки. «Что такое птица в мешочке? /Яйцо. Будущая птица/

«Мужичок в мешочке»

В будущем настоящий мужчина. А то, что он настоящий мужчина и в школе уже было понятно,  хотя Митраше было всего 10 лет.

 

Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста.

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос

Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.

 

 

Общее

Внешние сходства

Внутренние

Отношение жителей

Отношение автора

Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые. Старались помочь им; наши любимцы. Они были очень милые.

Различие внутреннее

Настя – уступчивая и благоразумная.

Митраша – строптивый (упрямый).

– Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев?   

С какой целью Пришвин вносит внесюжетных героев? --На какие группы можно условно разделить героев произведения? « природа и человек» Природа является действующим лицом произведения наряду с людьми. Большую роль в произведении играют внесюжетные герои – родители детей и старый лесник Антипыч: с помощью этих образов писатель выражает мысль о той правде «вековечной суровой борьбы людей за любовь», которая, по мнению Пришвина, является главным законом жизни. Передающимся от поколения к поколению и основанным на разумном. «родственном» отношении человека к природе.

Отец Митраши воспитал в сыне не только необходимые житейские навыки, но. Главное. Развил в нём пытливость. Смелость, уверенность в человеческом разуме, умение зорко всматриваться в окружающую природу, понимать её. Влияние отца было так велико, что в разговорах Митраши как лейтмотив постоянно звучит фраза: «Отец говорил», которая во многом определяет поведение мальчика, объясняя истоки его уверенности, а порой и упрямства.

Особенность сказки-были Пришвина в том, что она написана от лица рассказчика. Здесь рассказчик хотя и повествует от первого лица, но выступает не как главный герой, а как очевидец, которому близок и знаком мир, окружающий героев («Мы жили в этом селе…», «Мы с давних лет ездили к этому Антипычу на охоту…», «Блудово болото, где и мы сами не раз блуждали…»).

С каждым новым эпизодом читатели всё больше и больше узнают не только героев, но и самого рассказчика по тем репликам, оценкам, которыми он сопровождает свой рассказ. С большой теплотой и лаской говорит рассказчик о Насте и Митраше, об их внешности, дружной жизни, нелёгком труде. Он гордится детьми, сочувствует им, когда они проявляют слабость, радуется их победе над собой и всегда верит в то, что из Насти и Митраши вырастут настоящие люди.

 

Рефлексия                                                  Кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе "М.М.Пришвин «Кладовая солнца» - сказка – быль. Особенности жанра"., 6 класс»

Тема: М.М.Пришвин «Кладовая солнца» - сказка – быль. Особенности жанра.

Цели:

- Знакомство с биографическими данными писателя;

- познакомить с историей создания произведения;

- выявить жанровые особенности сказки-были;

- формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками;

- развивать выразительную монологическую и диалогическую речь;

- воспитывать бережное отношение к слову.

________________________________________________________________________________

УМК: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Под редакцией Коровиной В. Я. – М.: Просвещение », 2013.

Тип урока: изучение теории литературы. Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

________________________________________________________________________________

Вид деятельности: сообщение учителя, работа с учебником, беседа, работа с терминами.

______________________________________________________________________________

Ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация

________________________________________________________________________________

Тип урока – усвоения новых знаний.

Ход урока:

1. Орг. момент. 1. Приветствие. Организация рабочей обстановки. Я приглашаю вас в мир, частью которого мы все являемся.


2. Мотивационный блок урока

Цель: включение в деятельность

Внимание на экран (Слайды презентации № 1-13)

Вводная беседа:

1. Какие чувства вы испытал ,глядя на слайды?

2.Предположите тему нашего урока. С чем она будет связана?

3 этап урока Актуализация знаний. Сегодня на уроке вы продолжите знакомство с жизнью и творчеством М. М. Пришвина.

Работа с тетрадью Тема: М.М.Пришвин «Кладовая солнца» - сказка – быль. Особенности жанра

1. Сообщение темы, цели, плана урока. Слайд презентации (№ 1-12)

Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к творчеству писателя

Вводная беседа:

1. Какие произведения Пришвина вы читали в начальной школе?

2. Что вам известно о жизни и творчестве этого русского писателя?

4 этап урока Целеполагание и планирование

  1. Вступительное слово о М.М.Пришвине ( сообщение ученик)

Слайды презентации № 14-26

М.М.Пришвин родился 4 февраля в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии. Дед будущего писателя. Купец, приобрёл это имение у местного помещика. Миша был младшим ребёнком в семье. Ему шёл восьмой год, когда отца парализовало.

Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: «безнадёжен по малоспособности».

В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию». Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.

В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был Василий Васильевич Розанов, который вскоре стал известен всему миру как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в «Азию». Но, оскорбив Розанова в споре, Пришвин был исключён из гимназии без права поступления в другое учебное заведение – «с волчьим билетом». Тогда Пришвину было 16 лет, и он увлекался чтением нелегальной, то есть запрещённой литературы.

В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за седьмой класс и в 1893 году поехал в ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета. Пришвину в этом году исполнилось 20 лет.

В те годы открытия, сделанные великими русскими химиками, произвели настоящую революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвоведение, агрохимия, агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По всей России путешествовали исследователи, в поле и в лабораториях изучали свойства воздуха, почв, растений и способы обработки земли. Учёные открывали великие тайны природы. Пришвина увлекла эта волна, но ещё более захватил его марксизм и деятельность в «школе пролетарских вождей».ю В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году тюремного заключения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в России.

В 27 лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В течение двух лет учёбы он слушает лекции самых выдающихся профессоров, ездит на лекции в Берлинский и Йенский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не литература: с увлечением он занимается в лаборатории физика, химика и философа В.Ф.Оствальда.

В 29 лет Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной сельскохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русского учёного-биохимика – академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Редактирует сельскохозяйственную энциклопедию. Пишет научные и популярные статьи, например на такую тему: «как удобрять поля и луга» (1905), «Картофель в полевой и огородной культуре» (1908). Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворённости.

И вот происходит неизбежное в человеке, который чувствует в себе особое призвание: в 1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправляется для сбора фольклора в Заонежье – в Выговский край Олонецкой губернии, куда в то время ещё не проникла цивилизация и где жила, может быть, в первозданном виде народная культура. 38 сказок записал там Пришвин. Но главным результатом экспедиции для него стала книга «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907). С любовью рассказывая о жителях Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.

Работа с учебником теперь мы узнаем об особенностях творчества К. Г.Паустовского

Чтение вступительной статьи о Михаиле Михайловиче Пришвине, помещённой в учебнике-хрестоматии (с.40-41 ).

1. Что пишет К. Г. Паустовский об особенностях творчества М. М. Пришвина?

Задание. Перечислить отмеченные К. Г. Паустовским особенности творчества М. М. Пришвина:

а) своеобразный писатель (отличный от других);

б) его учитель — русский народ;

в) любовь писателя к природе соединилась с любовью к человеку;

г) «его занимает суть человека».

2. Словарная работа.

Суть — самое главное и существенное в чем-нибудь1.

Сокровенный — свято хранимый и тайный. «Его не интересует наносное». Объяснить выражение. Подобрать синоним: случайный, привнесенный со стороны.

б) Что такое эпиграф? По «Краткому словарю литературоведческих терминов».

в) Какие слова автора статьи о Пришвине подтверждает эпиграф? У Пришвина «все объединено человеком...».

Можно познакомить учащихся с отрывками из «Золотой розы» К.Г.Паустовского (глава «Михаил Пришвин»)

Слово учителя:

  • Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

  • Если внимательно прочесть всё написанное Пришвиным, то остаётся убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал. Для таких мастеров, как Пришвин, мало одной жизни, - для тех мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе.

  • Книги Пришвина, говоря его же словами, - это «бесконечная радость постоянных открытий».

  • Язык Пришвина – язык народный.

  • Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звёзд.

  • Его обширные познания этнографии, фенологии, ботаники, зоологии, агрономии, метеорологии, истории, фольклора, орнитологии, географии, краеведения и других наук органически входят в его писательскую жизнь.

2. Вступительное слово учителя об истории создания сказки-были «Кладовая солнца».

Сказка-быль «Кладовая солнца» написана Пришвиным в 1945 г. после окончания Великой Отечественной войны.

«Кладовая солнца» написана в 1945 г. на конкурс, объявленный на лучшую книгу для детей, и вполне заслуженно получила первую премию. В библиотеке Пришвина имеются переводы ее на английский, немецкий, французский, чешский и на другие иностранные языки.

Автор дал детям имена своих друзей Коршуновых: Митраша и Настя; он сохранил их и в другом произведении —«Корабельная чаща». От Коршуновых Пришвин взял для своей сказки и некоторые черты их быта, а характер героев совсем иной.

Дмитрий Павлович Коршунов (Митраша) и его жена Анастасия Михайловна (Настя) жили в деревне Хмельники и еще детьми ходили за клюквой вместе с ватагой ребят через дремучий хвойный лес на страшное и тёмное Блудово болото. Митраша и Настя росли вместе как брат с сестрой и сохранили на всю жизнь чувство братской любви и дружбу.

В сказке Митраша и Настя — брат и сестра. Сказка написана после победы над фашизмом, полна веры в силы русского народа.

Актуализация знаний учащихся.

  • Какое впечатление произвело на вас это произведение?

  • Какие эпизоды более всего поразили, пробудили волнение и чувство сопереживания?


Включение нового знания в систему знаний и повторение

Выявление особенностей жанра. На то и сказка, чтобы правду найти. М.М.Пришвин.

 Выясним, почему «Кладовая солнца» называется «сказка-быль».

Какие виды сказок мы изучали?

а) волшебную;

б) о животных;

в) сказку-анекдот (бытовую);

г) сказку-путешествие (восточные сказки).


Сказка-быль» - это жанровое определение произведения. Сказка – это повествование, основанное на вымысле. Быль – это история о том, что действительно было. Пришвин подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Автор хочет, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились. Автор хочет, чтобы читатели почувствовали обобщающий характер этого произведения.

швин обращается к жанру сказки. Именно мудрая народная сказка с её постоянными исканиями правды и смысла жизни, с её мечтой совершенном человеке была для Пришвина образцом, которому он следовал в разработке жанра своего произведения.

Использует приёмы слияния реального и сказочного, это позволило писателю выразить свой идеал мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле.

Сказка быль пронизана верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты.

- Можно ли утверждать, что в сказке-были все события являются вымышленными?

Работа в группах. Определение особенностей жанра произведения.

1 группа работает над чертами сказки в произведении, а 2 группа ищет черты были. В помощь ребятам - карточка с вопросами. Затем группы выступают с ответами по найденному материалу, учитель помогает обобщить ответы.

Вопросы для работы групп

  1. Где и когда происходит действие в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца»?

  2. Чем начало произведения напоминает сказку?

  3. Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые важно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.

  4. Что в «Кладовой солнца» является былью?

Обобщение результатов работы в группах:

Сказка

Быль

  1. Активное участие в судьбе детей принимают животные:

    • ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый помещик – враждебны детям

    • собака Травка – представитель «доброй природы» - верно служит человеку

  2. Есть зачин, как в народной сказке

  3. Природные образы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень

  4. Волшебный камень – лежачий камень. На нём не написано: направо пойдёшь – коня потеряешь. Налево пойдёшь – сам пропадёшь». Но именно во время отдыха на камне встаёт перед детьми проблема выбора пути.

  5. Добро побеждает зло.

  1. События имеют реальную основу: конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.

  2. Подробное описание жизни детей и их самих (главы 1,2)

1 ряд говорит о чертах сказки, второй – о чертах были.
Сказка
1. Активное участие в жизни детей принимают животные.
2. Образы природы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень.
3. Добро побеждает зло.
Быль
1. События имеют реальную основу.
2. Подробное описание жизни детей и их самих.

- Итак, перед нами правдивая сказка. Отправляемся к главным героям сказки – были.

Физкульминутка. Мы в лесу. Вдыхаем аромат леса( дыхательная гимнастика).

Потянули руки к солнцу. А вот и бабочка, проследите взглядом, шмель прожужжал и летает вокруг цветка.

За её полётом, ёжик прошуршал маленькими лапками по траве.

Особенности композиции произведения. Слайды презентации № 29

- Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их характере? (Почти ничего. Перед нами только внешние портреты).
- А можно ли сказать что-нибудь о человеке, взглянув на его портрет? (Только какие-то общие черты. О характере человека мы не можем судить по портрету) 
То есть, чтобы узнать человека, нам необходимо с ним пообщаться.
Нам предстоит пообщаться с главными героями «Кладовой солнца» Настей и Митрашей, поговорить об их непростой, недетской судьбе и составить их литературный портрет. 
- А что такое литературный портрет? (Литературный портрет – это описание внешности и внутреннего мира героя).
- Чтобы познакомиться с героями поближе, нам необходимо окунуться в строки произведения.

- Сколько лет героям?

- Найдите в тексте слова, передающие авторское отношение к героям.

- Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Какой смысл вкладывает автор в слова «золотая курочка», «мужичок мешочке»?



- Где и когда происходит действие сказки-были? (Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943г) 
- Что принесла этим детям война? (Война стала для них трагедией. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне»).

- За счет чего они выжили? (Хозяйство)

- Какое хозяйство осталось у детей? («Изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен»).

- Можем ли мы утверждать, что дети не остались беззащитными перед лицом судьбы? Им помогли односельчане? (Соседи помогали детям: «Вначале, как мы уже говорили, к детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо»)

- Как вы считаете, дети научились жить в суровых условиях военных лет? Докажите строками из текста.
- «Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе».
- «Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, на противотанковых рвах: носики такие задорные».
- «Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».
- «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами».
– Почему автор называет это хозяйство “богатством”? 
7. Прочитайте первый абзац. 
– Как вы поняли выражение “Осиротели двое детей”? 
– О какой Отечественной войне идёт здесь речь? 
– А что значит Отечественная? 
– А какое большое событие в мае будет отмечать наша страна? 

8. Скажите, почему Пришвин не описывает игры детей?

- А какие отношения были между детьми?

– Что вы знаете об имени Настя, Анастасия? 
(Анастасия – с греческого “воскрешённая к жизни”. Закончилась война, нет родителей, но Настя не растерялась, она продолжает жить и поддерживать брата.) 
Почему родители назвали мальчика Митрашей? Что вы знаете об этом имени? (Митраша – полное имя Дмитрий – в переводе с греческого обозначает посвящённый богине Диметре, богине земледелия и плодородия). (Митраша любит крестьянский труд, он живёт на земле.) 

1 пара – Настя. Внешность героини.
2 пара – Митраша. Внешность героя.
1 группа – характер Насти.
2 группа – характер Митраши.


. Учитель. Вот теперь можете приступать к работе.

Студия исследовательская “Настя”. Задание 1.

    1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти. 
      2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.

Портрет Насти

Внешний

Внутренний

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Сравнение – как золотая курочка.

Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх.

Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…

Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку

Любит родителей: как и покойная мать…

1. Студия исследовательская “Митраша”. 

Портрет Митраши

Внешний

Внутренний

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Метафора– мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки. «Что такое птица в мешочке? /Яйцо. Будущая птица/

«Мужичок в мешочке»

В будущем настоящий мужчина. А то, что он настоящий мужчина и в школе уже было понятно, хотя Митраше было всего 10 лет.



Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста.

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос

Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.



Общее

Внешние сходства

Внутренние

Отношение жителей

Отношение автора

Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Старались помочь им; наши любимцы.
Они были очень милые.

Различие внутреннее

Настя – уступчивая и благоразумная.

Митраша – строптивый (упрямый).

– Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев? 

С какой целью Пришвин вносит внесюжетных героев? --На какие группы можно условно разделить героев произведения? « природа и человек» Природа является действующим лицом произведения наряду с людьми.
Большую роль в произведении играют внесюжетные герои – родители детей и старый лесник Антипыч: с помощью этих образов писатель выражает мысль о той правде «вековечной суровой борьбы людей за любовь», которая, по мнению Пришвина, является главным законом жизни. Передающимся от поколения к поколению и основанным на разумном. «родственном» отношении человека к природе.

Отец Митраши воспитал в сыне не только необходимые житейские навыки, но. Главное. Развил в нём пытливость. Смелость, уверенность в человеческом разуме, умение зорко всматриваться в окружающую природу, понимать её. Влияние отца было так велико, что в разговорах Митраши как лейтмотив постоянно звучит фраза: «Отец говорил», которая во многом определяет поведение мальчика, объясняя истоки его уверенности, а порой и упрямства.

Особенность сказки-были Пришвина в том, что она написана от лица рассказчика. Здесь рассказчик хотя и повествует от первого лица, но выступает не как главный герой, а как очевидец, которому близок и знаком мир, окружающий героев («Мы жили в этом селе…», «Мы с давних лет ездили к этому Антипычу на охоту…», «Блудово болото, где и мы сами не раз блуждали…»).

С каждым новым эпизодом читатели всё больше и больше узнают не только героев, но и самого рассказчика по тем репликам, оценкам, которыми он сопровождает свой рассказ. С большой теплотой и лаской говорит рассказчик о Насте и Митраше, об их внешности, дружной жизни, нелёгком труде. Он гордится детьми, сочувствует им, когда они проявляют слабость, радуется их победе над собой и всегда верит в то, что из Насти и Митраши вырастут настоящие люди.


Рефлексия Кроссворд













5



9





























7









1





















8










2































3




6



























4







10

































11




13













































12

























По горизонтали:

По вертикали:

2. Название болота

4. Имя поросенка

6. Полное имя Митраши

7. Название речки

10.Имя охотника

11. Северная ягода

12.Борина

1. Необходимая Насте вещь для сбора ягоды

3. Кличка коровы

5. их на лице Митраши было много

8. Красные ягодки на кисточке с косточкой внутри

9. Кличка собаки охотника

13. Это событие унесло жизнь отца детей





2. блудово

4. хрен

6. дмитрий

7. сухая

10. антипыч

11. клюква

12. звонкая

1. полотенце

3. зорька

5. веснушки

8. костяника

9. травка

13. война

Слайд№ 32

  1. Итоги урока.

Оптимистическая интонация рассказчика придаёт определённую жизнеутверждающую тональность всему произведению.

В рассказе о реальном автор подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия. Он говорит о непреходящей ценности народного жизненного опыта, о необходимости сохранения представлений о добре и зле, беде и счастье. Быль и сказка неразделимы в каждой детали текста.Значительное место занимает природа, так как писатель хотел показать единство человека и природы, неразрывную, тесную связь всего существующего на земле. Он выражает мысль, что природа может быть человеку и другом, если он бережно открывает её «кладовые», является его разумным хозяином и врагом, если человек теряется в столкновении с природой или использует её в корыстных целях.

Ребята, давайте вернёмся к эпиграфу. Как вы понимаете слова К. Г Паустовского? ( Писатель умел очень внимательно всматриваться в окружающую природу, а затем в своих произведениях щедро раскрывал тайны и красоты естественного мира для своих читателей. В основе большинства из его рассказов реальные жизненные факты, о каждом из них он мог бы поведать целую историю.


Сегодня мы вели разговор о двух детях, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Но они не были сломлены. Они выстояли. И вам я желаю все жизненные трудности встречать с высоко поднятой головой. Не опускать руки, а бороться, искать выход, преодолевать самые сложные препятствия.

Домашнее задание.

1.Нарисовать иллюстрацию к эпизоду о ели и сосне. Подобрать из текста цитаты для надписи под рисунком.

2.Групповое задание.

Подготовить чтение по ролям эпизода от слов «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт на болотах…» до слов «И терпеливо повторил ей уже на ходу всё, что слышал от отца о неизвестной никому палестинке, где растёт сладкая клюква».

3.Подготовить художественный пересказ спора Насти и Митраши от слов «В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца…» до слов «Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали».


4.Каким еще смыслом наполняется слово «солнце» в рассказе о длинном дне трудолюбивой Насти?



И.В.Гете писал: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». И если вы хотите научиться видеть в природе все самое интересное, относитесь к ней, как писатель М.М.Пришвин.



































- Начнем с жанра. Михаил Михайлович Пришвин так определил жанр произведения – сказка-быль. Как вы это понимаете? Что такое сказка-быль? Что-то будет в этом произведении сказочного, а что-то и настоящего. 
Давайте определим черты сказки и черты были в произведении. Работа по рядам. 



- Начнем с жанра. Михаил Михайлович Пришвин так определил жанр произведения – сказка-быль. Как вы это понимаете? Что такое сказка-быль? Что-то будет в этом произведении сказочного, а что-то и настоящего. 
Давайте определим черты сказки и черты были в произведении. Работа по рядам. 





1 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. с. 781.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!