СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Виды подчинительной связи в словосочетании"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Виды подчинительной связи в словосочетании"»

План-конспект урока по русскому языку в 8 классе.

Тема: «Типы подчинительной связи в словосочетании»

Разработала учитель русского языка Богачевой Л. А.

Цели:

Образовательные:

1.Повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании.

2. Отрабатывать умения определять способы связи слов в словосочетаниях.

Развивающие:

1. формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

2. развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;

3. развивать умения самоконтроля, умение работать во времени, развитие

речемыслительных и творческих способностей учащихся;



Тип урока: изучение нового

Методы работы:

  • по характеру познавательной деятельности учащегося: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

  • по степени активности учащегося: продуктивные, творческие;

  • по источнику знаний: словесные, практические;

  • стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

  • контроля и самоконтроля: устный, самоконтроль, взаимоконтроль

  • по организации деятельности: индивидуальные





















ХОД УРОКА.

Организационный момент

Повторение и систематизация знаний о словосочетании (индивидуальная работа, самостоятельно работает один ученик на интерактивной доске)

Подчеркните словосочетания.

Через овраг, деревянного мостика, ничуть не удивиться, заря сияла, запутанные нитки, играть на рояле, скучаю по вам, с обеих сторон, в воздухе и воде, будем строить, в течение суток, поворот налево, она казалась.

Докажите, что выбранные вами примеры являются словосочетанием. (Наличие главного и зависимого слова, т.е подчинительная связь)

Формулирование темы урока (запись в тетрадь и на доске): «Типы подчинительной связи в словосочетании».

Целеполагание. Цель нашего урока – научиться различать разные типы подчинительной связи в словосочетании.

Работа с таблицей. Перед вами таблица, которую мы будем заполнять по ходу урока. Итак, мы выяснили, что связь в словосочетании всегда подчинительная. Различают 3 типа подчинительной связи в словосочетании – согласование, управление, примыкание. Запишите тип связи в 1 колонку таблицы.



Тип подчинительной связи

Главное слово

Зависимое слово

Согласование

Самостоятельная часть речи

Прилагательное

Причастие

Порядковое числительное

Местоимение

Управление

Самостоятельная часть речи

Существительное

местоимение

Примыкание

Самостоятельная часть речи

Наречие

Деепричастие

Инфинитив

Местоимения его, её, их



Согласование. Работа со словосочетанием белый лист

Измените главное слово в этих словосочетаниях. Как ведет себя зависимое слово? (Изменяется вместе с главным, т.е согласуется в роде, числе и падеже)

- Вывод: согласование. Есть ли еще такие словосочетания среди выбранных нами в начале урока? Обратите внимание, какими частями речи выражены главное и зависимое слово. Занесем в таблицу.

Управление. Словосочетания идти полем

Изменяем главное слово. Что происходит с зависимым? (оно остается в том же падеже) Вывод – управление, главное слово требует от зависимого определенного падежа. Найдите еще словосочетание с таким типом связи. Какими частями речи выражены главное и зависимое слово? Запись в таблицу.

Примыкание. Словосочетания идти медленно

Есть ли в этих словосочетаниях грамматическая связь? (предлог, падеж?) Нет, здесь только смысловая связь. Такая связь называется примыканием. Какими частями речи выражены главное и зависимые слова? Запись в таблицу.

Проверим научность наших выводов.

Интерактивная таблица http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf

Какими частями речи чаще всего выражены главное и зависимое слово в разных типах словосочетания? (дорабатываем таблицу и делаем вывод)

Тренировочные упражнения

Определите тип связи в словосочетаниях

Новая работа, верить людям, по-зимнему холодно, серый от пыли, поздно ночью, идти по площади, золотое кольцо, ягоды крыжовника, уверенность в успехе, настойчиво требовать, улыбающийся людям, говорить улыбаясь, мечтать о чем-то, звонить ежедневно, этим летом, на шестом уроке, рано поседеть.

Дополните запись в таблице.

Работа с текстом. Выписать из текста по одному словосочетанию с разными типами связи.

Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по- прежнему была прозрачной. Сквозь нее, в глубине, можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду.



Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41b20cbd-0dab-4b00-8f17-f679b6282e12/%5BRUS8_159%5D_%5BQS_188%5D.html


Тест со взаимопроверкой. Подводим итоги.


Тест по русскому языку «Словосочетание» 8 класс.1 вариант.

1.Какие пары слов не являются словосочетаниями?

А. медведь заревел б. заревел неистово

В. Заревел и схватил г. Схватил за комбинезон

2. Найдите глагольное словосочетание.

А. чтение книги б. интересная книга

В. Читать вслух г. Чтение лежа

3. Какие утверждения верны?

Зависимые слова при связи согласование» могут быть выражены:

А. наречиями б. существительными в. Прилагательными

Г. Деепричастиями д. причастиями е. числительными

4. С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово ответ (в значении ответ на уроке)?

А. краткий б. короткий в. Мимолетный г. Непродолжительный

5. Найдите ошибки в управлении

А. скучаю по вас б. оплата за проезд

В. Благодаря своей воле г. Опираться на фактах

6. В каких словосочетаниях слова связаны согласованием?

А. Обучать грамоте б.листья дуба в. Осенний лист

Г. Сотая доля д. поступить по-дружески е. работающий человек

7. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?

А. ничем не интересовался б. шел медленно в. Очень холодно

Г. Присутствовать на митинге д. льется отвесно

8. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?

А. идти полем б. Блестящая идея в.красный от мороза

Г. Отвечала не глядя д. объяснять что-либо е. уходить рано

9. Найдите в предложении

Пастухов, подавая руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм

словосочетание со связью согласование

10. Найдите слово, в котором пропущена буква И

А. ген…альный б. атт…стат в. С…кретарь г. Д…путат

2 вариант

1.Какие пары слов не являются словосочетанием?

А. появится в отдалении б. внезапно остановиться

В. Пошел и остановился г. Часы остановились

2. Найдите именное словосочетание.

А. увидеть кого-нибудь б. далеко от родных

В. Известный всем г. Откуда-то из темноты

3. Дайте правильный ответ.

Зависимые слова при связи управление могут быть выражены:

А. глаголами б. существительными в. Деепричастиями

Г. Местоимениями д. наречиями е. числительными

4. С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово взгляд?

А. умный б. смышленый в. Разумный г. соображающий

5. Найдите ошибки в управлении.

А. одевать ребенка б. обсуждать планы

в. Верящий в победу г. Доказывать про правоту

6. В каких словосочетаниях слова связаны согласованием?

А. благодарить друга б. дикий север

В. Этой книгой г. Кофе по-турецки

7. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?

А. возразить сыну б. любуясь пейзажем

В. Живущий рядом г. Песни цыган

8. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?

А. незадолго до праздника б. какого-то незнакомца

В. Трое в лодке г.недалеко от дома

9. Найдите в предложении

И как-то вдруг слышишь, что уже весь лес, за минуту важно задумчивый, налился сотнями голосов.

Словосочетание со связью управление.

10 Найдите слово, в котором пишется буква О

А. нде…лист б. тр…диция в. Т…лантливый г.иде…логия



Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Что показалось легким, а что самым трудным? Как вы оцениваете свою работу на уроке?


Домашнее задание. Выписать из предложения все возможные словосочетания и указать тип подчинительной связи

Под вечер, вдоволь налюбовавшись степным привольем, орлы попарно опустились на землю.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!