СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласование и управление как виды подчинительной связи слов в словосочетании

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе "Согласование и управление как виды подчинительной связи слов в словосочетании"

Просмотр содержимого документа
«Согласование и управление как виды подчинительной связи слов в словосочетании»

Урок 13

Тема. Виды подчинительной связи слов в словосочетании: согласование и управление

Цель урока:

  1. Ознакомить учащихся с понятиями «подчинительная связь», «виды связи слов в словосочетании»; с согласованием и управлением как видами подчинительной связи слов в словосочетании.

  2. Формировать умения определять и раз­личать согласование и управление как виды подчинительной связи слов в словосочета­нии, подбирать синонимичные словосочета­ния и грамотно использовать их в речи. Совершенствовать коммуникативную ком­петенцию учащихся: предупреждать ошибки при построении словосочетаний со связью со­гласование и управление.

  3. Воспитывать культуру речи, трудолюбие.


Этапы урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания (упр. 54 или 59)

Два ученика работают у доски.

Карточка 1. Из предложения выпишите словосочетания, обо­значьте главное и зависимое слово.

Возле старого дома пышно разрослась сирень.

Выставление отметок.


III. Объяснение нового материала

1. Запишите на доске словосочетания:

Солнечные лучи; подниматься над лесом; просыпаться рано.

  • Обозначьте главное и зависимое слово.

  • Измените главное слово в словосочетании. Как изменяется зависимое слово?

Учитель объясняет, что в первом словосочетании вид связи со­гласование (при изменении главного слова тут же меняется форма зависимого слова), во втором словосочетании — управление (при изменении главного слова форма зависимого не изменяется), в тре­тьем словосочетании — примыкание (связь только по смыслу).

Учащимся предлагается определить, как быстро отличать управ­ление от примыкания (если зависимое слово — изменяемая форма в языке, это управление; если неизменяемая, то примыкание).


2. Упр. 60 (устно; знакомство с тремя видами подчинительной связи).


3. Составление алгоритма определения видов подчинительной связи.


4. Изучение правила на с. 40—41.

Физкультминутка


IV. Закрепление


1. Распределительный диктант.

Согласование

Управление

клетчатый пиджак

своего огорода

о первом урожае

падающий снежок

что-то родное

елочка-красавица

собака-поводырь

пиджак в клетку

вымокнуть под дождём

идти с ней

готов к труду

помочь пожилым

отправляя в путь

выше трамвая

2. Упр. 62 (2 строки письменно по образцу).

Горючий газ, горючее ископаемое, горячий лоб, горячее время; горная дорога, горный известняк, горский обычай, горская одежда; земляной зверёк, земляной орех, земляной пол, земной поклон, земной человек, луковичный сорт, луковичный купол, луковый суп, луковый вкус; непонятливый ученик, непонятливый зритель, непонятный язык, непонятный ответ; праздничный концерт, праздничный наряд, праздный человек, праздный ум.


!!! Воспитательный момент. Лекс. значение словосочетаний «земной поклон», «земной человек», «луковичный купол», «праздный человек».


3. Упр. 63 (устно).


4. Упр. 64 (три строки).

х П.п. х П.п. х Т.п.

Рассуждать о будущем (б), сведения о профессии (б), связанный с математикой (б),

(глаг.) (сущ.) (сущ.) (предл.) (сущ.) (прич.) (предл.) (сущ.)

х Т.п. х Д.п. х В.п. х Р.п.

гордится успехами (а), стремление к знаниям (а), решая уравнения (а), постижение неизвестного,


(глаг.) (сущ.) (сущ.) (предл.) (сущ.) (дееприч.) (сущ.) (сущ.) (сущ.)

х П.п.

рассказ об увлечении (б).


(сущ.) (предл.) (сущ.)


5. Упр. 66.

Одеть сына в пальто – надеть на сына пальто, высмеивать лентяя, жадность – насмехаться над лентяем, оплатить проезд – заплатить за проезд, заслуживать победы – заслужить победу, оскорбиться предложением – обидеться на предложение, отличаться цветом в одежде – различаться одеждой по цвету.


V. Подведение итогов урока

1. Что такое подчинительная связь?

2. Какие выделяют виды подчинительной связи слов в словосочетаниях?

3. Что такое согласование? (согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в той же форме, что и главное, то есть имеет тот же падеж и число).

4. Какие в словосочетании с согласованием одинаковые грамматические признаки должны иметь главное и зависимое слово? (Падеж и число)

5. Какой частью речи обычно выражено главное слово в словосочетании с согласованием? (Имя существительное)

6. Какими частями речи выражены зависимые слова в словосочетании с согласованием? (Имена прилагательные, местоимения, порядковые числительные)

7. Что такое управление? (Управление – вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого определённого падежа.)

8. Что означает, что главное слово управляет зависимым? (Главное слово требует поставить зависимое слово в форму определённого падежа, изменив окончание.)


VI. Рефлексия

  • Кто может сказать, что тему усвоил очень хорошо?

  • У кого остались вопросы? Какие?


VII. Домашнее задание

§ 9, упр. 65 (выписать 4 словосочетания со связью управление (по данным схемам) и 4 словосочетания со связью согласование.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!