СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник упражнений за курс 8 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.

Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.  2.Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

3.Выпишите словосочетания. Укажите вид подчинительной связи.

Познание стран мира - украшение и пища человеческих умов.  Леонардо да Винчи

Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведённый в других местах, даёт больше, чем десять лет жизни дома.     Франс Анатоль

Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде.     Агата Кристи

4. Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.

Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки

Управление в согласование: туман перед рассветом, разбить вазу, лучи солнца

Согласование в примыкание: весёлый разговор, радушная встреча, турецкий кофе

Примыкание в согласование: говорить тихо, по-настоящему весело

Просмотр содержимого документа
«Сборник упражнений за курс 8 класса»



1.Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.

Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом. 
2.Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

3.Выпишите словосочетания. Укажите вид подчинительной связи.

Познание стран мира - украшение и пища человеческих умов.  Леонардо да Винчи

Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведённый в других местах, даёт больше, чем десять лет жизни дома.  Франс Анатоль

Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде.  Агата Кристи

4. Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.

Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки

Управление в согласование: туман перед рассветом, разбить вазу, лучи солнца

Согласование в примыкание: весёлый разговор, радушная встреча, турецкий кофе

Примыкание в согласование: говорить тихо, по-настоящему весело

5.Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.

В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.

6. Оформите предложения в виде прямой речи, диалога и косвенной речи.

1. Зачем вы повяза..ы платком? спросил я охотника Владимира Зубы болят? Нет-с возразил он это более пагубное следствие н... осторожности.

2. Босоногий, оборва...ый и вз...ерошенный Сучок казался с виду отставным дворовым, лет шестидесяти. Есть у тебя лодка? спросил я. Лодка есть отвечал он глухим и раз­битым голосом да больно плоха.

3. Раз как-то у Овсяникова дом заг...релся. Работник впопы­хах вбежал к нему с криком Пожар! Пожар! Ну, чего же ты кричишь? спокойно сказал Овсяников Подай мне шап­ку и костыль...

4. Овсяников оглянулся, пр...двинулся ко мне поближе и продолжал вполголоса А слыхали про Василья Николаича Любозвонова? Нет, не слыхал.

5. Без хворостинки в руке, ночью Павлуша, нимало не ко­леблясь, поск..кал один на волка... Что за славный маль­чик! думал я, глядя на него. А видали их, что ли, волков-то? спросил трусишка Костя. Их всегда здесь много отвечал Павел да они бе...покойны только зимой.

7. Выпиши все подлежащие в следующих предложениях.

1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидело двое незнакомых людей (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров).

8.Найдите в предложениях вводные слова, сочетания и предложения. Определите их значение. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Кстати сказать толки об учёности университетских сторожей сильно преувеличены. Правда Николай знает больше сотни латинских названий... но например незамысловатая теория кровообращения для него и теперь так же темна как и двадцать лет назад (Чехов). 2. Мне помогает маляр или как он сам себя называет подрядчик малярных работ (Чехов). 3. И этот учитель греческого языка этот человек в футляре можете себе представить едва не женился (Чехов). 4. По-моему самое лучшее, что вы можете сделать, это совсем оставить медицинский факультет. Если вам никак не удаётся выдержать экзамена, то очевидно у вас нет ни желания ни призвания быть врачом... Но тотчас же мне становится жаль его, и я спешу сказать: – Впрочем как знаете. Итак почитайте ещё немножко и приходите (Чехов). 5. Наверно не знаю но кажется вся эта выходка была преднамеренная а не импровизированная (Достоевский). 6. Среди птиц насекомых в сухой траве словом всюду даже в воздухе чувствовалось приближение осени (Арсеньев). 7. Я проедусь по городу кстати и куплю сигар (Гончаров).



9.Выпишите из предложений все обстоятельства.

1. Плюшкин что-то пробормотал сквозь губы (Гоголь). 2. Фонари ещё не зажглись (Гоголь). 3. Подобное явление редко попадается на Руси (Гоголь). 4. Небывалый проезжий остановился с изумлением (Гоголь). 5. Лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза (Гоголь). 6. Но путь преградить супостату идёт наш народ боевой (Тихонов). 7. Есть приказ для маскировки нам бушлаты снять (Симонов). 8. Они зазвали Лёвку после уроков на задний двор (Трифонов). 9. Вдруг Медведев охватил Лёвку за шею, опрокинул рывком навзничь (Трифонов). 10. При всём сочувствии к старому больному учителю класс молчал (Трифонов). 11. И всю бесконечную осеннюю ночь «Надежда» простояла в нескольких милях от Петропавловска под парусами (Чуковский). 12. От снега избы казались ниже (Чуковский). 13. Они пошли под парусами вдоль побережья (Чуковский). 14. Поезд стоял в Синезёрках одну минуту (Паустовский). 15. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат (Л. Толстой). 16. Каждый старается принарядиться в самое лучшее для встречи весны (Богданов). 17. Даже воробьи хотят встретить весну понаряднее (Богданов). 18. За недостатком дров огня большого развести было нельзя (Арсеньев). 19. Встали гурьбой на молитву (Гладков). 20. Дочь присутствовала в столовой для украшения стола (Куприн). 21. На станции Зима мы сошли пообедать (Вересаев). 22. Без знания психологии нельзя быть учителем (Чехов). 23. При таком морозе и вор хитрее (Чехов). 24. В случае непослушания или выражения недовольства я прибегаю к более строгим мерам (Чехов). 25. Весь дом казался спавшим, несмотря на яркое освещение (Чехов). 26. Ввиду приближения зимнего времени довольствие лошадей сделалось затруднительным (Арсеньев). 27. Наше село исстари в сапогах ходит (Гладков). 28. По уходе Саши доктор долго глядел на канделябр (Чехов). 29. После слёз Катя забылась (А.Н. Толстой). 30. Зимами волки подходили к самому озеру и жили в стогах (Паустовский). 31. Вчера любимый его стакан разбила сослепа (М. Горький). 32. Наш кучер уехал в кузницу подковывать лошадей (Чехов). 33. И теперь отчего-то показалось ему широкое поле пустым и печальным (Гайдар).

10.Спишите. Расставьте знаки препинания . Укажите обращение.

- Дети идите в комнаты! - крикнула из столовой Анна Афанасьевна (Купр.); Нехорошо мне Христя, - не знаю, что делать! (М. Г.); Дай Джим на счастье лапу мне (Ес.); Край мой  Любимая Русь и Мордва Притчею мглы ты, как прежде, жива (Ес.).Отец Отец Оставь угрозы, свою Тамару не брани (Л.).- Бабушка! - укоризненно, с расстановкой произнесла Олеся (Купр.). Русый ветер какой ты счастливый! (Щип.). Дробись, дробись волна ночная и пеной орошай брега... (Л.); Пускай холодною землею засыпан я о друг! всегда, везде с тобою душа моя (Л.).- Как тебя зовут красавица? - спросил ласково студент (Купр.). Привет вам люди мирного труда благородные труженики! (Пан.) Но мама голубочка вы моя! Вам же седьмой десяток идет (Пан.); - Молчи червяк! - бросил ему с трагическим жестом Славянов (Купр). Да что робил-то дурья голова? (Купр.); Ах милый мой жизнь так прекрасна (Купр.); Шляетесь здесь лабарданцы! (Купр.). Чего тебе надобно старче? (П.). Что  хлопец проняло тебя? (Купр.); Мы  товарищи большие патриоты завода (Пан.);Вам Настасья Ильинична в жизни повезло (Пан.); - Здорово  шестая! - послышался густой, спокойный голос полковника (Купр.).

11.Расставить знаки препинания. Обозначить обособленные члены предложения.

1. Стоит на кургане у самой реки цветок не сгибаемый ветром.

2. Мудрость это ум соединенный с добротой.

4. Колыхающий огонь освещает опушенное редкой бородкой лицо.

5. Увлеченная рассказом Лиза не заметила какой бледностью покрылось лицо Тумановой.

6. В широком плаще с лицом под густой вуалью она долгие часы простаивала у подъезда.

7. Неприхотливый в одежде Алексей начал вдруг ежедневно гладить себе брюки чистить пуговицы форменной куртки ежедневно брил свою жесткую щетину.

8. Мне взрослому было немного стыдно.

9. Рожденный в далекие годы под смутною сельской звездой я русскую нашу природу не хуже люблю чем другой.

10. Трава блестела мокрая от ночного дождя.

12.Расставьте в предложенном ниже тексте знаки препинания, где необходимо. Объясните постановку.

Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и отличается умением находить нужную информацию и способностью усердно трудиться.

Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

Ночью ветер злится да стучит в окно.

В зарослях всю ночь жалобно кричали коростели или какие-то другие птицы.

Прибрежные травы были нагреты влажным теплом и над ними низко вились несметные тучи бледно-зелёных мотыльков.

Шли мы под дождём то по скошенному полю то по лесным тропинкам.

Словарь синонимов предназначен и для широкого круга филологов и для переводчиков и для журналистов.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!