Цели урока:
1) познакомить обучающихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, с видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов (предложно-падежные формы, смысл);
2) научить определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлять словосочетания с заданным видом связи, разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи, производить устный и письменный разбор словосочетания.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе "Синтаксические связи слов в словосочетании"»
Урок русского языка в 8 классе. Синтаксические связи слов
в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
Цели урока:
1) познакомить обучающихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, с видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов (предложно-падежные формы, смысл);
2) научить определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлять словосочетания с заданным видом связи, разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи, производить устный и письменный разбор словосочетания.
I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик устно рассказывает о словосочетании и видах словосочетаний.
Второй читает описание вечерней зари (упр. 57), делает вывод о роли разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла.
Третий выбирает из упр. 63 сначала свободные словосочетания, а затем фразеологические обороты.
II. Понятие о связях слов в словосочетании.
Анализ материала в учебнике.
В словосочетании всегда одно слово главное, будто хозяин, другое ему подчиняется. Поэтому связь между словами подчинительная. Но слово-хозяин по-разному относится к своим подчиненным.
1) При согласовании. Главное слово добрый хозяин. Трудится вместе с подчиненным. «Я делаю, и ты делай так же», — как будто говорит оно.
2) При управлении. Хозяин требовательный, жесткий. Сам ничего не делает, но подчиненному приказывает: «делай, как я прикажу!
3) При примыкании. Хозяин ничего не требует от подчиненного, только просит: «Встань со мной рядом».
Для закрепления можно использовать видеоурок «Словосочетание» № 8
III. Дифференцированное закрепление и проверка понимания темы.
1. Первая группа учащихся работает над грамматической правильностью речи по упр. 69.
Вторая группа конструирует словосочетания, чтобы в них была реализована подчинительная связь — управление (упр. 65 на с. 34).
Третья группа выполняет упр. 68 на с. 35. Учащиеся составляют словосочетания, записывая их в два столбика (управление предложное и беспредложное).
2. Знакомство с синтаксическим разбором словосочетаний § 12 на с. 36—37. Из упр. 71 надо выписать 2—3 словосочетания и сделать их разбор.
IV. Домашнее задание дифференцированного характера:
а) ответить устно на контрольные вопросы (с. 38); 6) индивидуальное задание для двух человек. Сделать сообщение на тему «Что я узнал о словах: стратегия, гарантия, кандидат» (с. 34); в) выполнить упр. 72. Сочинение на тему «Дом, который украшает (не украшает) нашу улицу, село, поселок, город». Сделать разбор 2—3 словосочетаний.