- Хорошо работать вместе! А хотите каждый проверить свои силы? Выпишите словосочетания. -Сколько времени потребуется? На доске: синий карандаш, читать книгу, мальчик читает, портрет брата, художник рисует, рисовать портрет смуглый от загара, брат читает Проверка. -Как устроено словосочетание, мы выяснили. А зачем нужна эта синтаксическая единица в высказывании? Какую работу она выполняет в речи? - Какую задачу поставим перед собой? | - 2 минуты. Дети выписывают словосочетания, указывают стрелками связь слов. синий карандаш читать книгу портрет брата рисовать портрет смуглый от загара Один ученик работает у доски. Вероятно, дети не смогут найти ответ на этот вопрос и не смогут объяснить его. - Определить какую работу выполняет словосочетание в речи. |
- Первый шаг нами уже сделан: мы знаем, как устроено словосочетание. Второй шаг, который мы сделаем – определим работу словосочетаний в высказывании. - Сравните высказывания Дай мне карандаш. Дай мне синий карандаш. -Чем отличаются данные высказывания? - Попробуем разобраться, какая разница в работе слова карандаш и словосочетания синий карандаш. -Что называет слово карандаш? А какую работу выполняет словосочетание синий карандаш? - Зачем говорящему потребовалось уточнять название нужного ему предмета? - Чем отличается работа словосочетания и слова? На доске запись: карандаш синий карандаш назван.предм. уточн.назв.предм. - Подумайте, чем отличается работа словосочетания читать книгу от работы слова читать. А словосочетание смуглый от загара от прилагательного смуглый? - Как будем решать эту проблему: вместе, в группах, по одному? - Попробуйте в группах определить работу данных слов и словосочетаний. Сколько времени вам потребуется? Раздаются заготовки для анализа: читать книгу читать смуглый от загара смуглый Задание выполняется в группах в течение 4-5 минут. Результаты совместной деятельности вывешиваются на доске. - Предлагаю представителям от групп объяснить, работу слов и словосочетаний. - К какому выводу мы пришли? - Подумайте, что называют словосочетания рисовать портрет и портрет брата. - Назовите независимое слово в каждом словосочетании. Что оно называет – предмет или действие? -Хорошо, а что делает второе слово в словосочетаниях? - Каким членом словосочетания являются данные слова? - Какой вывод можно сделать? - Убедиться в том, насколько удачно сформулировано правило, поможет учебник. Откройте учебник на с. 71. Прочитайте правило. - Правило вывели. Молодцы! - А теперь сравните следующие словосочетания: купить куклу куклу для сестры купить в магазине - Что называют эти словосочетания – действие или предмет? - А одинаково ли уточняется название этого действия в каждом из трёх словосочетаний? - В чём разница? - Попробуйте показать это различие в словосочетаниях с помощью вопросов. купить (…?) куклу купить (…?) для сестры купить (…?) в магазине - В чём мы убедились? - Верно, одни дополняют действия названиями предметов, другие обозначают разные признаки действия: где, когда, как оно осуществляется. (купить утром, быстро купить) - Вот таким образом могут уточняться названия действий. А как могут уточняться названия предметов. Сравните словосочетания угловой дом дом для сына - Попробуйте задать вопросы от независимого члена к зависимому. - В каком словосочетании зависимый член обозначает признак предмета, т.е. отвечает на вопрос какой? - А в каком дополняет название предмета, т.е. отвечает на падежный вопрос (для кого?)? - Одинакова ли работа зависимых членов в словосочетаниях? - Сколько различных типов работы зависимых слов мы определили? (Скорее всего, у детей вызовет затруднение формулировка работы зависимых слов. Значит, уточню сама): - дополнять название действия или предмета (дополнение); - обозначать признак предмета (определение); - обозначать признаки действия (обстоятельство). - Как можно определить работу зависимого слова? - На какие вопросы отвечает дополнение? А на вопросы именительного падежа тоже может отвечать? - На какие вопросы отвечает определение? - На какие вопросы отвечает обстоятельство? Чем же мы теперь будем заниматься? - Откройте учебники на с.96. Найдите упражнение №209. Прочитайте задание. | Дай мне карандаш. Дай мне синий карандаш. -Во втором высказывании появилось слово синий. - Предмет. - Уточняет названный предмет. - Ему понадобился именно синий карандаш. - Слово называет предмет, а словосочетание уточняет название предмета. Предполагается, что дети захотят работать в группах. - 5 минут. Дети работают в группах. Предполагается, что дети сделают вывод: читать читать книгу назв.действия уточн.назв.действ. смуглый смуглый от загара назв.признака уточн.назв.призн. - Словосочетание уточняет предмет, признак, действие, т.е. это уточнённое название предмета, признака, действия. - В первом случае – действие, во втором – предмет. - Уточняет название предмета и действия. - Зависимыми. х х рисовать портрет портрет брата назв.действ. + уточн. назв.предм. + предм. - Независимый член словосочетания указывает, что он называет – предмет, признак, действие. Зависимый член уточняет название предмета, признака, действия. Дети читают правило. - Действие, т.к. независимый член словосочетания указывает на действие. -Нет. - Разные значения зависимых членов. В 1 случае – зависимый член указывает на предмет, на который направлено действие. Во втором – обозначает лицо, которому адресовано действие. В 3 – уточняет место, где происходит действие. Записывают: купить (что?) куклу купить (для кого?) для сестры купить (где?) в магазине - Зависимые члены могут по-разному уточнять название действия. (какой?) угловой дом дом (для кого?) для сына - В первом. - Во втором. - Разная. купить (что?) куклу – уточняет предмет, на который направлено действие купить (где?) в магазине – уточняет место действия (какой?) угловой дом – уточняет признак предмета - По вопросам. - Три. - дополнять название действия или предмета; - обозначать признак предмета; - обозначать признаки действия. - По вопросу. - На падежные, кроме Им.п., т.к. на вопросы Им.п. отвечает действующее лицо. - Какой? (Который? Чей?) - Где? Когда? Как? (Куда? Зачем? Почему?) - Упражняться в определении работы зависимых слов в словосочетаниях. Работа выполняется фронтально |