СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Виды связи слов в словосочетании"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок комбинированный,направленный на изучение видов  связи слов в словосочетании, установление отличия сочинительной от подчинительной связи слов; знакомство  с видами подчинительной связи: согласование, управление, примыкание; преобразование  словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Виды связи слов в словосочетании"»

Конспект урока в 8 классе на тему «Виды связи слов в словосочетании".

Класс: 8-г

Дата: 16 ноября 2021года(2 урок)

Оборудование : учебник Быстрова Е.А.,Кибирева Л.В. «Русский язык.8 класс. Часть 1» - М : «Русское слово»,2016,тетрадь,презентация

Вид урока: изучение новой темы.

Тип урока: комбинированный.

Место урока в системе уроков по теме: 2-й урок по теме «Словосочетание».

Использованные технологии: Развитие критического мышления через чтение и письмо, педагогика сотрудничества, технология парной работы в классе, исследовательский, объяснительно - иллюстративный.

Использованные приемы:

-блиц-опрос

- приём «Любознательным на заметку»

-кластер

-взаимоопрос (работа в парах)

- перепутанные логические цепочки

- объединение информации в блоки через сопоставление

-итоговый круг

- приём «Веришь ли ты?»

Здоровьесберегающие технологии: чередование различных видов деятельности, пальчиковая гимнастика.

Цели:

  1. изучение видов связи слов в словосочетании, установление отличия сочинительной от подчинительной связи слов; знакомство с видами подчинительной связи: согласование, управление, примыкание; преобразование словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;

  2. формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций;

  3. Воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.

Задачи:

1.Изучить виды связи слов в словосочетании, установить отличия сочинительной от подчинительной связи слов; познакомиться с видами подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

2.Воспитывать уважительное отношение к родному языку, понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Планируемые результаты:

Личностные:

проявление учебно–познавательного интереса и эмоционально– ценностного отношения к теме урока;

стремление к речевому самосовершенствованию;

Метапредметные:

способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

Познавательные:

понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

определять основную и второстепенную информацию;

уметь устанавливать аналогии.

Регулятивные:

выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

самостоятельно планировать пути достижения целей;

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Коммуникативные:

уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметные:

умение работать с информацией

умение использовать ЭОРы для самостоятельной учебной деятельности;

усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на нашем уроке русского языка. Надеюсь, что все пришли на урок с хорошим настроением и доброжелательно настроены к своим одноклассникам. Давайте поприветствуем друг друга взаимным рукопожатием.(Ученики в парах пожимают друг другу руки).

Интеллектуальная разминка.

А)Посмотрите на слайд и соберите пословицу.

Дружба - в делах помощница.

Б) На следующем слайде дана логическая цепочка слов. Какое звено пропущено?

Буква, слово,…,предложение, текст.

(пропущено слово «словосочетание»).

2.Целеполагание.

Учитель: Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно ответить на вопрос : «Что изображено на слайде?» (на слайде разного функционального назначения столы).

Учитель: Какой предмет изображён? -Стол.

Учитель: Достаточно ли назвать один предмет? Какого вида бывают столы?

Ученики называют письменный, журнальный ,компьютерный, шахматный столы.

Учитель: Что такое стол и письменный стол с точки зрения русского языка?

- Стол - слово, а письменный стол - словосочетание.

Учитель: Как иначе мы скажем об этом же столе, используя другую синтаксическую единицу?(подсказка при затруднении : стол для чего?)

-Стол для письма.

Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Виды связи слов в словосочетании».

Учитель: А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

(примерный ответ учеников)

закрепить знания о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием, узнать о способах связи слов в словосочетаниях, научиться их различать, уметь подбирать синонимичные словосочетания.

3.Объяснение нового материала. Вхождение в тему.

А)Актуализация знаний.

Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое синтаксис, словосочетание; три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова:(глагольные, именные, наречные),иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

Б)Индивидуальная работа.

Учитель: Ребята, у каждого из вас на столе лежит «Маршрутный лист». Запишите в нем все, что знаете о словосочетаниях.

В)Работа в паре, составление кластера.

Учитель: Сейчас мы поработаем в паре. Задание: Обсудите с товарищем по парте все, что записали.

Проверка работы с одновременным заполнением кластера. Работа у доски.

Учитель: Коллективная работа. Каждая пара по очереди заполняет по одному пропуску в схеме-кластере и объясняет свой выбор.

Ученики:

1.Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучаются словосочетания и предложение, а также связи и отношения между ними.

2. Предложение – основная единица синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию.

3. Словосочетание – это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

4. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

5. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

6. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание

(Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: синтаксис, сочинительная связь, подчинительная связь, словосочетание, предложение, подлежащее, сказуемое, главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное.

Учащиеся составляют кластер на листочках, один из учеников на доске)

СИНТАКСИС

ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Сочинительная связь Подчинительная связь

Подлежащее + сказуемое = Главное слово + зависимое слово

грамматическая основа

три типа по морфологической по видам подчинительной связи

характеристике главного слова согласование управление

глагольные именные наречные примыкание

4.Обобщение и систематизация знаний.

А)Повторение материала, изученного на предыдущем уроке.

Распределите словосочетания на три группы в зависимости от морфологической характеристики главного слова : именные, глагольные, наречные. Объясните алгоритм работы. Ученики выполняют самостоятельно, затем проверяют по слайду, при необходимости исправляют ошибки).

1.алюминиевая кастрюля

2.первый учитель

3.наш класс

4.спланировать работу

5.поздороваться с другом

6.обнять маму

7.по-осеннему пасмурно

8.птицы улетели

9.около школы

10.дружно и весело

11.удивительно красиво

12.слева от дороги

13.сломя голову

Ответ проверяют на слайде : именные : алюминиевая кастрюля, первый учитель, наш класс; глагольные : спланировать работу, поздороваться с другом, обнять маму; наречные : по-осеннему пасмурно. удивительно красиво, слева от дороги.

Учитель: Какие сочетания слов не выписали? Почему? Какие сочетания слов не являются словосочетанием?

Ученики объясняют, что они не выписали нераспространённое предложение «птицы улетели», производный предлог с существительным «около школы», однородные члены предложения «дружно и весело», которые связаны сочинительной связью, а также фразеологизм «сломя голову», являющийся устойчивым сочетанием слов.

Учитель: Ребята, каким алгоритмом действий вы пользовались?

Что нужно для того, чтобы правильно определить вид словосочетаний?

Ученики составляют алгоритм действий:

1.Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.

2.Определить, чем выражены главное и зависимое слово.

Учитель: На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?

Ученики: По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.

Б)Объяснение нового материала.

1.Лингвистическая сказка "Виды связи слов в словосочетаниях"

В стране «Синтаксис» жили слова. Это были счастливые слова, потому что не знали, что такое одиночество. Все они объединялись либо в словосочетания, либо в предложения. И хотя в стране сохранялись все права и свободы, однако одиноким словам жить в ней было запрещено. По-разному складывались отношения этих слов друг с другом.

В словосочетаниях, как правило, жили те, кто согласен был подчиняться другим. Поэтому и выделялись в них главное и зависимое слово. По законам этой страны главное слово подает сигнал подчиненному, которое, выполняя команду, получает соответствующую форму в зависимости от своих морфологических возможностей. Основные виды подчинения в стране «Синтаксис» тоже узаконены: это согласование, управление и примыкание.

Если слова живут в паре по типу « Согласование », то вся их жизнь – это игра «Делай, как я!». Вот главное слово (а это, как правило, имя существительное) приняло «исходную стойку», т.е. начальную форму (Им. п., ед. ч., определенного рода) и тут же такую же позицию спешит занять и зависимое слово. А что делать? Приходится подчиняться, ведь одиночек в «Синтаксисе» быть не должно : старательный ученик, старательного ученика, старательному ученику.

Еще хуже, если слово попадает в словосочетания, где связь – «Управление». Ведь главное слово здесь полностью управляет зависимым, безоговорочно требуя от него определенного падежа: читать книгу, любоваться закатом, надеяться на удачу.

А связью « Примыкание » разрешается жить только тем, кто не может изменяться.

И примыкают обычно наречия и неопределенная форма глагола : готовимся сочинять, интересно учиться, дом напротив.

В словосочетаниях живут только добровольцы – сговорчивые слова, которые согласны командовать и подчиняться. Но есть и такие, которые хотят быть только главными. Вот им и разрешается объединяться в предложение.

2.Чтение теоретического материала учебника и составление схем (параграф 8,с.114,115.117,118).Учащиеся записывают схемы в тетрадь, учитель затем показывает им слайд с записью для самопроверки.

Согласование

Главное слово + Зависимое слово

имя существительное имя прилагательное

или любая часть речи причастие

в значении существительного порядковое числительное

местоимение

солнечная погода, летящая птица, восьмой класс, другая сторона Учащиеся устно изменяют главное слово в одном из примеров и убеждаются в том, что при этом изменяется и зависимое, принимая те же формы числа, рода и падежа, что и главное.

Управление

Главное слово + Зависимое слово

Глагол имя существительное

(с предлогом или без него)

Имя существительное местоимение

Имя прилагательное любая ч.р. в значении сущ. Написать сочинение, жажда знаний, розовый от заката

Учащиеся устно изменяют главное слово в одном из примеров и убеждаются в том, что при этом зависимое не изменяется.

Примыкание

Главное слово + Зависимое слово

Глагол наречие

Имя прилагательное деепричастие

Наречие инфинитив

Имя существительное местоимения его, её, их

прил. или наречие в сравн. степени

дом напротив, читать вслух, слушать молча, желание учиться

Учащиеся устно изменяют главное слово (или оно не изменяется) в одном из примеров и убеждаются в том, что при этом зависимое не изменяется, что слова связаны только по смыслу, а также интонацией и порядком слов.

3.Пальчиковая гимнастика.

Пальцы попеременно смыкаются с большим пальцем, начиная с указательного и заканчивая мизинцем, затем - в обратном порядке.

Ёж, медведь ,барсук, енот

Спят в берлоге каждый год.

Зайца, волка, рысь, лису

И зимой найдёшь в лесу.

В) Закрепление знаний. Тренинг.

1. Вычленение словосочетаний из предложения.

Выберите из данного текста словосочетания со способом связи согласование (1ряд), управление (2 ряд), примыкание (3 ряд)(раздаточный материал у каждого ученика на парте)

Поздняя осень.

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.

Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья.

Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны.

Устлана земля сухими разноцветными листьями.

Учитель :Итак, словосочетания формируются в предложения и выделяются из него. Какое действие выполняли сейчас? (выделяли словосочетания из текста).

-Почему получилось больше словосочетаний со способом согласование? (текст по типу описание).

2.-Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?

-Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями

1 группа. Из согласования в управление:

Соломенная шляпа, мамино платье, библиотечная книга, цветочный магазин, плавательный бассейн.

(Проверка по слайду : шляпа из соломы, платье мамы, книга из библиотеки, магазин цветов ,бассейн для плавания).

2 группа. Из управления в согласование:

Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, штаб дивизии, отчет за год.

(Проверка по слайду: иллюстрированный журнал, звериный след, ночная тишина, дивизионный штаб, годовой отчёт).

3 группа. Из управления в примыкание:

С усердием работать, говорил с восторгом, страсть к путешествию, помощь брата, способность к рисованию.

(Проверка по слайду : восторженно говорил, страсть путешествовать, помощь по-братски, способность рисовать).

- Что получили? (синонимичные словосочетания).

Подобного рода работа предстоит на письменном экзамене по русскому языку в 9 классе.

3.Устная разминка «Веришь ли ты?»

Если ответ утвердительный, дети хлопают в ладоши.

- Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании. Если верное высказывание ,то хлопните в ладоши, если неверное – ничего не делайте.

Учитель: Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где

зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание?

Ученики: Нет, это согласование.

Учитель: Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий

словосочетание и предложение?

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является

словосочетанием?

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что сочетание «Вода журчит» - управление.

Ученики: Нет, грамматическая основа предложения.

Учитель: Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором

зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?

Ученики: Да.

5.Итог урока.

Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.

6.Домашнее задание : выучить теорию параграфа 8,упр.140

7.Рефлексия. Приём «Незаконченное предложение».

Закончите предложение «На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…»
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!