СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе "Понятие о сложноподчинённом предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена для урока русского языка в 9 классе по теме "Понятие о сложноподчинённом предлождении".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе "Понятие о сложноподчинённом предложении"»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА  В 9 КЛАССЕ Автор: Хозяинова Эмилия Филипповна, учитель русского языка  и литературы МБОУ «Восяховской СОШ «ОЦ»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

Автор: Хозяинова Эмилия Филипповна,

учитель русского языка

и литературы МБОУ «Восяховской СОШ «ОЦ»

СП  ССП  СПП  БСП Что можете сказать, глядя на эту схему? ССП – это какие предложения? Знаете ли что-то о СПП и БСП?

СП

ССП СПП БСП

Что можете сказать, глядя на эту схему? ССП – это какие предложения? Знаете ли что-то о СПП и БСП?

ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Цели урока: повторение и углубление сведений о сложном предложении введение понятия о сложноподчиненном предложении проверка понимания и степени усвоения материала по теме Развивать навык работы с текстом. Способствовать воспитанию нравственных качеств личности.  Сегодня на уроке мы познакомимся со сложноподчинёнными предложениями.

ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

  • Цели урока:
  • повторение и углубление сведений о сложном предложении
  • введение понятия о сложноподчиненном предложении
  • проверка понимания и степени усвоения материала по теме
  • Развивать навык работы с текстом.
  • Способствовать воспитанию нравственных качеств личности.

Сегодня на уроке мы познакомимся со сложноподчинёнными предложениями.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Отворилась дверь,(1) и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она называла,(4) «ретруха». ОТВЕТ__________________________ 13. Среди предложений 35 – 43 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. ОТВЕТ__________________________ 14. Среди предложений 7 –11 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью . Напишите номер этого предложения. ОТВЕТ__________________________  Как вы думаете, где нам пригодятся знания о СП?
  • 12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
  • Отворилась дверь,(1) и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она называла,(4) «ретруха».
  • ОТВЕТ__________________________
  • 13. Среди предложений 35 – 43 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
  • ОТВЕТ__________________________
  • 14. Среди предложений 7 –11 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью . Напишите номер этого предложения.
  • ОТВЕТ__________________________

Как вы думаете, где нам пригодятся знания о СП?

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Каждую неделю читала я,(1) как он умирает,(2) и надеялась,(3) и верила чуду,(4) что,(5) может быть,(6) на этот раз он не умрёт. ОТВЕТ__________________________. 13. Среди предложений 3–12 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных . Напишите номер этого предложения. ОТВЕТ__________________________. 14. Среди предложений 40 – 46 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью . Напишите номер этого предложения. ОТВЕТ_______________________.
  • 12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
  • Каждую неделю читала я,(1) как он умирает,(2) и надеялась,(3) и верила чуду,(4) что,(5) может быть,(6) на этот раз он не умрёт.
  • ОТВЕТ__________________________.
  • 13. Среди предложений 3–12 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных . Напишите номер этого предложения.
  • ОТВЕТ__________________________.
  • 14. Среди предложений 40 – 46 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью . Напишите номер этого предложения.
  • ОТВЕТ_______________________.
БЛИЦ-ОПРОС  - В каком разделе языкознания изучается предложение?  - На какие группы делятся все предложения?  - В чем отличие простого предложения от сложного?  - Какие виды сложных предложений?  - В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?  - Какие средства связи между частями предложения?

БЛИЦ-ОПРОС

- В каком разделе языкознания изучается предложение? - На какие группы делятся все предложения? - В чем отличие простого предложения от сложного? - Какие виды сложных предложений? - В чем отличие союзных предложений от бессоюзных? - Какие средства связи между частями предложения?

РАБОТА С ТЕКСТОМ Милосердие, приветливость, доброта делает человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, неспособности жить. Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.  По Д С. Лихачеву

РАБОТА С ТЕКСТОМ

  • Милосердие, приветливость, доброта делает человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, неспособности жить. Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим. По Д С. Лихачеву
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ СО СЛОВОМ Найти слово в орфографическом словаре; Проговорить его по слогам про себя 3-4 раза; По толковому словарю выяснить значение слова ; Составить с данным словом словосочетание и предложение; Подобрать синонимы, антонимы, однокоренные слова.

ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ СО СЛОВОМ

  • Найти слово в орфографическом словаре;
  • Проговорить его по слогам про себя 3-4 раза;
  • По толковому словарю выяснить значение слова ;
  • Составить с данным словом словосочетание и предложение;
  • Подобрать синонимы, антонимы, однокоренные слова.
ПЛАН АНАЛИЗА ТЕКСТА Сформулируйте тему и основную мысль текста; Укажите стиль и тип речи; Назовите основной тезис текста; Объясните пунктуацию; Обозначьте орфограммы

ПЛАН АНАЛИЗА ТЕКСТА

  • Сформулируйте тему и основную мысль текста;
  • Укажите стиль и тип речи;
  • Назовите основной тезис текста;
  • Объясните пунктуацию;
  • Обозначьте орфограммы
АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Лицо человека часто искажается злобой, становится безобразным.  Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным.  – Отличаются ли эти предложения по смыслу? – А по структуре? Докажите. – Определите тип сложного предложения.

АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

  • Лицо человека часто искажается злобой, становится безобразным.
  • Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным.

– Отличаются ли эти предложения по смыслу?

– А по структуре? Докажите.

– Определите тип сложного предложения.

ПРИЗНАКИ СПП 1. Наличие второй грамматической основы 2. Наличие подчинительного союза или союзного слова 3. Возможность постановки вопроса от главного предложения к придаточному

ПРИЗНАКИ СПП

  • 1. Наличие второй грамматической основы
  • 2. Наличие подчинительного союза или союзного слова
  • 3. Возможность постановки вопроса от главного предложения к придаточному
СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ Подчинительные союзы Союзные слова Чтобы Потому что Будто Так как Если Как будто Не члены предложения Который Кто Какой Что Как Когда Члены предложения

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ

Подчинительные союзы

Союзные слова

Чтобы

Потому что

Будто

Так как

Если

Как будто

Не члены предложения

Который

Кто

Какой

Что

Как

Когда

Члены предложения

РАЗВИТИЕ РЕЧИ  Задание 1 группе: – Записать предложения в исправленном виде  Задание 2 группе. – Продолжить предложения, используя придаточные. Определить средства связи придаточного предложения с главным.  Задание 3 группе. “ Если вы хотите понравиться людям ...  - Составить памятку из 4 сложноподчиненных предложений, используя подчинительные союзы, союзные слова.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Задание 1 группе:

– Записать предложения в исправленном виде

Задание 2 группе.

– Продолжить предложения, используя придаточные. Определить средства связи придаточного предложения с главным.

Задание 3 группе.

“ Если вы хотите понравиться людям ...

- Составить памятку из 4 сложноподчиненных предложений, используя подчинительные союзы, союзные слова.

ЗАДАНИЕ 1 ГРУППЕ:   – Записать предложения в исправленном виде “ Герой произведения выступает в защиту народа, которых он называет умным, добрым”. “ Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней”. “ Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить”. “ Ведь счастья зачастую, где его не ждешь, оказывается совсем не там”. “ Я учусь в школе, которое носит имя писателя, который известен всей стране”.

ЗАДАНИЕ 1 ГРУППЕ:

Записать предложения в исправленном виде

  • “ Герой произведения выступает в защиту народа, которых он называет умным, добрым”.
  • “ Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней”.
  • “ Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить”.
  • “ Ведь счастья зачастую, где его не ждешь, оказывается совсем не там”.
  • “ Я учусь в школе, которое носит имя писателя, который известен всей стране”.
ЗАДАНИЕ 2 ГРУППЕ.    – Продолжить предложения, используя придаточные. Определить средства связи придаточного предложения с главным. Природу надо беречь (почему?) Не будешь тужить (при каком условии?) Запоминаются те книги (какие?) На привал лучше расположиться там (где?) Не забывай о том (о чем?)

ЗАДАНИЕ 2 ГРУППЕ.

Продолжить предложения, используя придаточные. Определить средства связи придаточного предложения с главным.

  • Природу надо беречь (почему?)
  • Не будешь тужить (при каком условии?)
  • Запоминаются те книги (какие?)
  • На привал лучше расположиться там (где?)
  • Не забывай о том (о чем?)
ЗАДАНИЕ 3 ГРУППЕ.   “ Если вы хотите понравиться людям ...  - Составить памятку из 4 сложноподчиненных предложений, используя подчинительные союзы, союзные слова. Вот некоторые советы: – чаще улыбайтесь;  – искренне интересуйтесь жизнью других;  – умейте выслушать до конца говорящего с вами;  – говорите об интересующем вашего собеседника.

ЗАДАНИЕ 3 ГРУППЕ.

“ Если вы хотите понравиться людям ...

- Составить памятку из 4 сложноподчиненных предложений, используя подчинительные союзы, союзные слова. Вот некоторые советы:

  • – чаще улыбайтесь; – искренне интересуйтесь жизнью других; – умейте выслушать до конца говорящего с вами; – говорите об интересующем вашего собеседника.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 12 Упражнение 90 (полностью) или  выбрать из учебника литературы примеры СПП.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • § 12
  • Упражнение 90 (полностью) или

выбрать из учебника литературы примеры СПП.

ПОЛУЧИЛИ ЗНАНИЯ?

ПОЛУЧИЛИ ЗНАНИЯ?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!