СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе. Понятие о сложноподчинённом предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1) познакомить учащихся с определением сложноподчинённого предложения; уяснить, что придаточное предложение может относиться к слову, словосочетанию, грамматической основе главного предложения или ко всему главному предложению;

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе. Понятие о сложноподчинённом предложении»

22. Урок русского языка в 9 классе.

Понятие о сложноподчинённом предложении (§ 18)


Цели урока: 1) познакомить учащихся с определением сложноподчинённого предложения; уяснить, что придаточное предложение может относиться к слову, словосочетанию, грамматической основе главного предложения или ко всему главному предложению;

2) научить находить главное и придаточное предложения в сложноподчинённом предложении, определять, что поясняет придаточное в главном предложении, уточнять средства связи придаточного с главным предложением.


Ход урока

I. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.


II. Повторение. Учащиеся списывают предложения с доски.


1) Что(бы) такое придумать, что(бы) новогодний вечер прошёл интересно?

2) Всю ночь шёл дождь, за(то) день был солнечный.

3) Мы поблагодарили лесника за(то), что он показал нам дорогу.


Задание: раскройте скобки, выделите овалом союзы, укажите, к какой группе они относятся.

Учащиеся отвечают на вопросы:

— Какова роль сочинительных и подчинительных союзов в предложении?

— Какими частями речи являются одинаково звучащие слова? Чем они отличаются?


III. Объяснение нового материала.

1. Учащиеся анализируют материал на с. 49, сравнивают бессоюзное сложное предложение со сложноподчинённым, в процессе работы устанавливают, что предложения, входящие в состав сложноподчинённого предложения, объединены на основе подчинительной связи с помощью подчинительного союза потому что, а также интонации.

Девятиклассники делают вывод, что сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложений. Главное предложение обозначает ситуацию, которая поясняется или уточняется в придаточном предложении. Придаточное предложение указывает на причину тех событий, о которых говорится в главном предложении.

Учащиеся читают теоретический материал на с. 49—51, обращают внимание на то, что придаточное предложение может относиться к определённому (опорному) слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, а иногда ко всему главному предложению.


IV. Тренировочные упражнения.

1. Из упр. 83 учащиеся выписывают сложноподчинённые предложения, выделяют овалом союзы, которые находятся в придаточном предложении.

2. В упр. 85 учащиеся обращают внимание на последовательность записи сложноподчинённых предложений:

— придаточное поясняет слово главного;

— придаточное поясняет словосочетание;

— придаточное поясняет грамматическую основу главного;

— придаточное относится ко всему главному.

Рекомендации учителю: обратите внимание учеников на образец выполнения, данный на с. 51, отработайте умения определять, что поясняет придаточное в главном предложении. Целесообразно с первых уроков изучения темы акцентировать внимание на постановке вопроса к придаточному предложению, что способствует, как показывает практика, более успешному формированию умения различать виды придаточных предложений. Придаточные предложения присоединяются к главному при помощи союзов и союзных слов. Для разграничения союзов и союзных слов нужно учитывать, что союзное слово: а) является членом предложения; б) можно заменить другим союзным словом или словом, вместо которого употребляется данное союзное слово; в) несёт на себе логическое ударение.

3. Конструирование.

— Составьте из каждой пары простых предложений сложноподчинённое, определите, что поясняет придаточное в главном предложении.


1) Воздух наполняется мелькающими хлопьями снега. Снег снова застилает собою только что освободившуюся от него землю.

2) В другой комнате уже топилась печка. Дверь в комнату была отворена.

3) Девушка часами вглядывалась в загадочные письмена. Они сохранились на металле и камне.

4) Воздух был полон особенными звуками и голосами. Эти звуки и голоса можно слышать только весной.


4. Речевая разминка.

Задание: определите характер ошибок и исправьте предложения.

1) Некрасов верил в силу русского народа, из которого вышли многие его герои.

2) Впопыхах охотник прислонил ружьё к дереву, из которого шёл дымок.

3) Бешено мчатся многоводные реки по камням, на берегах которых мелькают новенькие дома.

4) Все школьники уже вернулись с занятий, которые учились во вторую смену.

5) В последние годы наши писатели создали немало таких произведений, где показаны герои Великой Отечественной войны.


Тестовые задания

1. Укажите сложноподчинённое предложение (знаки препинания не расставлены).

а) Солнце светило очень ярко и от этого по снегу пробегали яркие огоньки.

б) Какая-то женщина сидела в сквере и задумчиво чертила тросточкой по дорожке.

в) Не откладывай на завтра то что можно сделать сегодня.

г) Всё было тихо топот моей лошади один раздавался в ночном безмолвии.

Ответ: в.


2. Укажите правильно построенное предложение.

а) Судья указала участнику матча, что вы нарушили правила.

б) Дочь попросила маму, чтобы та отпустила её к подруге.

в) Мне дали понять о том, что я жду напрасно.

г) Пётр поинтересовался, что имею ли я разряд по шахматам.

Ответ: б.


3. Укажите неверное утверждение.

а) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).

б) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.

в) Союзные слова не являются членами предложения.

г) В СПП от главного предложения к придаточному можно задать вопрос.

Ответ: в.


V. Домашнее задание:

§ 18, упр. 84, выписать из книг, газет, журналов шесть сложноподчинённых предложений, указать, что поясняет придаточное в главном предложении.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!