Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе "Понятие о сложноподчинённом предложении"»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
Автор: Хозяинова Эмилия Филипповна,
учитель русского языка
и литературы МБОУ «Восяховской СОШ «ОЦ»
СП
ССП СПП БСП
Что можете сказать, глядя на эту схему? ССП – это какие предложения? Знаете ли что-то о СПП и БСП?
ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
- Цели урока:
- повторение и углубление сведений о сложном предложении
- введение понятия о сложноподчиненном предложении
- проверка понимания и степени усвоения материала по теме
- Развивать навык работы с текстом.
- Способствовать воспитанию нравственных качеств личности.
Сегодня на уроке мы познакомимся со сложноподчинёнными предложениями.
- 12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
- Отворилась дверь,(1) и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она называла,(4) «ретруха».
- ОТВЕТ__________________________
- 13. Среди предложений 35 – 43 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
- ОТВЕТ__________________________
- 14. Среди предложений 7 –11 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью . Напишите номер этого предложения.
- ОТВЕТ__________________________
Как вы думаете, где нам пригодятся знания о СП?
- 12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
- Каждую неделю читала я,(1) как он умирает,(2) и надеялась,(3) и верила чуду,(4) что,(5) может быть,(6) на этот раз он не умрёт.
- ОТВЕТ__________________________.
- 13. Среди предложений 3–12 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных . Напишите номер этого предложения.
- ОТВЕТ__________________________.
- 14. Среди предложений 40 – 46 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью . Напишите номер этого предложения.
- ОТВЕТ_______________________.
БЛИЦ-ОПРОС
- В каком разделе языкознания изучается предложение? - На какие группы делятся все предложения? - В чем отличие простого предложения от сложного? - Какие виды сложных предложений? - В чем отличие союзных предложений от бессоюзных? - Какие средства связи между частями предложения?
РАБОТА С ТЕКСТОМ
- Милосердие, приветливость, доброта делает человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, неспособности жить. Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим. По Д С. Лихачеву
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ СО СЛОВОМ
- Найти слово в орфографическом словаре;
- Проговорить его по слогам про себя 3-4 раза;
- По толковому словарю выяснить значение слова ;
- Составить с данным словом словосочетание и предложение;
- Подобрать синонимы, антонимы, однокоренные слова.
ПЛАН АНАЛИЗА ТЕКСТА
- Сформулируйте тему и основную мысль текста;
- Укажите стиль и тип речи;
- Назовите основной тезис текста;
- Объясните пунктуацию;
- Обозначьте орфограммы
АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
- Лицо человека часто искажается злобой, становится безобразным.
- Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным.
– Отличаются ли эти предложения по смыслу?
– А по структуре? Докажите.
– Определите тип сложного предложения.
ПРИЗНАКИ СПП
- 1. Наличие второй грамматической основы
- 2. Наличие подчинительного союза или союзного слова
- 3. Возможность постановки вопроса от главного предложения к придаточному
СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ
Подчинительные союзы
Союзные слова
Чтобы
Потому что
Будто
Так как
Если
Как будто
Не члены предложения
Который
Кто
Какой
Что
Как
Когда
Члены предложения
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Задание 1 группе:
– Записать предложения в исправленном виде
Задание 2 группе.
– Продолжить предложения, используя придаточные. Определить средства связи придаточного предложения с главным.
Задание 3 группе.
“ Если вы хотите понравиться людям ...
- Составить памятку из 4 сложноподчиненных предложений, используя подчинительные союзы, союзные слова.
ЗАДАНИЕ 1 ГРУППЕ:
– Записать предложения в исправленном виде
- “ Герой произведения выступает в защиту народа, которых он называет умным, добрым”.
- “ Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней”.
- “ Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить”.
- “ Ведь счастья зачастую, где его не ждешь, оказывается совсем не там”.
- “ Я учусь в школе, которое носит имя писателя, который известен всей стране”.
ЗАДАНИЕ 2 ГРУППЕ.
– Продолжить предложения, используя придаточные. Определить средства связи придаточного предложения с главным.
- Природу надо беречь (почему?)
- Не будешь тужить (при каком условии?)
- Запоминаются те книги (какие?)
- На привал лучше расположиться там (где?)
- Не забывай о том (о чем?)
ЗАДАНИЕ 3 ГРУППЕ.
“ Если вы хотите понравиться людям ...
- Составить памятку из 4 сложноподчиненных предложений, используя подчинительные союзы, союзные слова. Вот некоторые советы:
- – чаще улыбайтесь; – искренне интересуйтесь жизнью других; – умейте выслушать до конца говорящего с вами; – говорите об интересующем вашего собеседника.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- § 12
- Упражнение 90 (полностью) или
выбрать из учебника литературы примеры СПП.
ПОЛУЧИЛИ ЗНАНИЯ?