Урок по теме: «Простое двусоставное предложение»
в 8 классе
Цель: отработать навыки постановки знаков препинания в простых двусоставных предложениях..
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.
Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.(1 минута)
II Орфографическая разминка: найди группу слов с непроверяемой гласной: записать слова, распределяя по видам орфограмм.
1.Ночной, зелёненький, островок, водяной.
2.Расположился, растение, пригорает, отрастают. изложение, отрасль.
3.Аттестат, коммуникация, уникальный, перспектива, профессия, километры, эгоистичный. (2слайд)
Ночной, расположился, растение, зелененький, пригорает, отрастают,
километры,эгоистичный,островок,перспектива,изложение,отрасль,водяной,аттестат,коммуникация,уникальный,профессия.
III.Проверка домашнего задания: упр. 119 (упр.120-8е)
«Третий лишний»: найди предложение с С.И.С. (слайд)
А) Он казался образованным человеком.
Б) На столе стояла большая лампа. ( М.Горький)
В) Я готов был с вами поговорить.
IV. Закрепление пройденного материала.
(Переходя к вопросам пунктуации, необходимо обратить внимание учащихся на большое значение знаков препинания для понимания текста.)
1. Слово учителя. Изучая строение и грамматическое значение предложения, мы должны вырабатывать навыки правильной пунктуации -расстановки знаков препинания. Правила пунктуации не случайны - они помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст, выявляют структуру текста, передают его эмоциональное напряжение.
2.Перед вами на доске записаны высказывания. Оформите их в виде прямой речи по схемам:
1)А:«П». 2) «П»,-а.
Назначение каждого человека-развивать в себе все человеческое, общее и наслаждаться им. (В.Г.Белинский) (СЛАЙД)
В предложении в собственно прямой речи найдите основу, обозначьте, чем они выражены. Обьясните о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
Расскажите правило о постановке тире.
Закрепление нового материала.
Задания учащимся: найти основу предложения, определить, чем
выражены подлежащее и сказуемое. По
ставить, где это необходимо, запятую.(работа у доски)
1. Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра, как шум волны (А. Толстой). 2. Наш двор зелен как сад. 3. И в следующее воскресенье как снег на голову явился перед блондинкою (Н. В. Гоголь). 4. Жухарь встал как вкопанный (М. А. Шолохов). 5. Большое озеро как блюдо. 6. Разбойник мужика как липку ободрал. 7. Как солнышко она.
( Дополнительные задания ПО карточкамдля закрепления изученного.)
1. Поставить тире, где это необходимо, объяснить.
1. Писательство не ремесло и не занятие. 2. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьянских мальчиков (И. Тургенев). 3. Тринадцать цифра загадочная и волнующая воображение. 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. 5. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг (Н. Некрасов). 6. Курить здоровью вредить (Пословица). 7. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти (Л. Толстой).
2. Переделать предложения, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире.
1. С детских лет путешествия были моей заветной мечтой. 2. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами. 3. Старый охотник стал моим лучшим другом. 4. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада. 5. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.
VI. Подведение итогов. (рефлексия)
Домашнее задание: повторить параграфы 20- 22, выписать простые двусоставные предложения из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Оценки за урок.
1. Поставить тире, где это необходимо, объяснить.
1. Писательство не ремесло и не занятие. 2. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьянских мальчиков (И. Тургенев). 3. Тринадцать цифра загадочная и волнующая воображение. 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. 5. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг (Н. Некрасов). 6. Курить здоровью вредить (Пословица). 7. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти (Л. Толстой).
2. Переделать предложения, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире.
1. С детских лет путешествия были моей заветной мечтой. 2. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами. 3. Старый охотник стал моим лучшим другом. 4. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада. 5. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.
1. Поставить тире, где это необходимо, объяснить.
1. Писательство не ремесло и не занятие. 2. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьянских мальчиков (И. Тургенев). 3. Тринадцать цифра загадочная и волнующая воображение. 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. 5. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг (Н. Некрасов). 6. Курить здоровью вредить (Пословица). 7. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти (Л. Толстой).
2. Переделать предложения, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире.
1. С детских лет путешествия были моей заветной мечтой. 2. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами. 3. Старый охотник стал моим лучшим другом. 4. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада. 5. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.