План – конспект урока русского языка в 4 классе
(программа «Школа 2100»,
авт. учебника Р.Н.Бунеев и др.)
Тема урока: «Родительный падеж имени существительного».
Цели:
1. Познакомить с признаками имени существительного в форме родительного падежа, со способом распознавания родительного и винительного падежей имён существительных 2-го склонения мужского рода; закрепить ранее изученный материал;
2. Развивать орфографическую зоркость, речь, познавательные способности (память, внимание, воображение и т.п.);
3. Развивать самооценку учащихся;
4. Воспитывать гуманное и толерантное отношение друг к другу, к окружающим.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения урока: урок – исследование.
Организационный момент.
- У вас на партах лежит лист с учебным материалом, с которым мы будем работать на уроке. Прочтите название листа. (лист исследователя)
- Как вы считаете, кого называют исследователем? Слайд 1 Выберите, по-вашему мнению, самое точное определение:
1 – это человек, который изучает следы живых существ
2 – это лицо, занимающееся научными открытиями
3 – это человек, который расследует какие – либо преступления, правонарушения, следит за преступниками.
- Кто придерживается какой точки зрения, станьте соответственно по группам: 1, 2 и 3.
- Что же на самом деле обозначает это слово?
- Мой информационный помощник расскажет вам, что по этому поводу «говорит» толковый словарь?
Заранее подготовленный ученик представляет информацию из словаря: «Исследователь (по толковому словарю Ожегова) – человек, занимающийся научными исследованиями в разных областях знаний. Например, исследователь микроорганизмов, исследователь Африки и т.д. Синонимы к слову исследователь: изыскатель, экспериментатор, обследователь, проработчик и другие».
- Какая же группа была близка к истине?
- Не зря я сегодня начала разговор об исследователях – мы попробуем на уроке исследовать некоторые вопросы русского языка.
- Результаты своей работы мы будем вносить в специальные журналы исследований.
Языковая разминка.
- Исследуем предложение. Слайд 2
- Прочитайте предложение, записанное на доске, выделите орфограммы:
Полярные исследователи несколько месяцев изучали
поведение морских животных.
- Какие виды орфограмм вам встретились в этом
предложении?
Дети цепочкой выходят к доске и выделяют все знакомые орфограммы:
Полярные исследователи несколько месяцев изучали
поведение морских животных.
Обозначим все знакомые орфограммы в предложении
в листе исследователя.
Выполним синтаксический разбор этого предложения.
Оцените работу отвечающего.
- Определим падеж имён существительных,
встретившихся в данном предложении:
исследователи – И.п., месяцев – Р.п., поведение – В.п., животных – Р.п.
- Почему слово животных отнесли вы к Р.п.?
Нет кого? Животных – Р.п.
- Мне кажется, что слово животных в этом предложении употреблено в форме В.п. – вижу кого? Животных.
Возникает проблемная ситуация, которую дети пока разрешить не в силах.
- В конце сегодняшнего урока, я думаю, мы с вами
сможем точно определить падеж данного
существительного.
Формулирование темы и цели урока.
- С какими встретившимися в предложении падежами мы уже достаточно хорошо познакомились?
(именительный и винительный)
- Предлагаю вспомнить, что мы с вами уже знаем об этих двух падежах.
(один ученик выходит к доске, будет отвечать на ваши вопросы об именительном и винительном падежах)
- Как вы оцениваете отвечающего?
- Падеж какого существительного из предложения нами ещё недостаточно изучен? (Родительный) Слайд 3
- Именно о нём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.
- Запишите тему сегодняшнего исследования.
- Какие вопросы на уроке мы должны с вами обсудить, вспомнить? Что узнать, повторить? Слайд 4
Дети формулируют вопросы, учитель записывает их на доску: вопросы существительных в родительном падеже, вспомогательные слова родительного падежа, происхождение названия падежа, роль в предложении существительных в родительном падеже, предлоги родительного падежа и др.
- Что мы с вами сейчас делали?
(планировали работу)
Изучение нового материала.
- Предлагаю исследование данных вопросов провести по группам:
1 группа – 1 ряд – занимается исследованием вопросов и вспомогательного слова Р.п.;
2 группа – 2 ряд – исследует предлоги Р.п.;
3 группа – 3 ряд попытается разобраться, каким членом предложения являются имена существительные в Р.п.
- Сейчас вы совместно в парах выполняете задание № 3 на листах исследователей. По сигналу вы объединяетесь
в группы по 5 человек и отображаете результаты
своей работы в отчётных листах (Приложение 3).
Соответствующие правильные ответы наклеивают.
- На выполнение данной работы вам отводится 5 минут.
- Итак, подводим итоги. Что же вам удалось выяснить в результате исследований?
- 1-ый ряд представьте свой отчёт, 2-ой ряд и 3-ий ряд. Докажите свои предположения примерами.
1 группа – взять 2 сущ-ых в начальной форме и с помощью вспом. слов и вопросов поставить в форму родительного падежа.
2 группа – образовать 2 словосочетания глагол + сущ.
в Р. П с предлогом.
3 группа – определить в предложении, каким членом предложения является имя сущ. в Р.П.
Антон вскочил с кровати и побежал.
Вчера мой друг получил письмо от мамы.
- На какие поставленные в начале урока вопросы мы уже ответили?
- Исследованием происхождения названия родительного падежа занимался мой информационный помощник на сегодняшний урок. Информационный помощник – рассказывает о происхождении названия родительного падежа.
Упражнение в распознавании падежей.
- Давайте вернёмся к началу урока, к тому предложению, с которого начинали.
- Мы уже много узнали о родительном падеже, можете теперь определить падеж существительного животных?
- Пока нет.
- Предлагаю вам исследовать имена существительные футбол, свисток, брат, слон. Упражнение 4 в ваших журналах. Слайд 5, 6
- Сравните эти имена существительные. (Общее – м.р., ед.ч.; отличие – одуш./неодуш.)
- Поставим их в форму Р.п., а затем В.п.
- Запишем результаты в таблицу.
- На что вы обратили внимание? Сравните окончания.
Ученики отмечают, что у одушевлённых существительных мужского рода единственного числа одинаковые окончания.
- Давайте проверим, а у существительных женского рода эта особенность прослеживается?
Просклоняв существительные школа, лиса, ученики делают вывод, что у существительных женского рода такой особенности нет.
- Что же или кто нам поможет?
- Обратите внимание на экран. Слайд 7
- Снова возвращаемся к нашему первому предложению. Попробуем теперь определить падеж существительного животных. Слайд 2
Используя ПОДсказку про лису, ученики предлагают подставить в предложение вместо слова животных, слово лиса (Полярные исследователи несколько месяцев изучали поведение морской лисы). В новом предложении легко определить падеж существительного лиса – Р.п.
Определите падеж имён существительных. Слайд 8
Поймал карася, увидел волка, сделал для дедушки, заступился за малыша, рассказ друга, советы тренера.
Работа над текстом. Слайд 9
Вечером я долго не мог заснуть, а утром совсем не хотел вставать. И когда надо было собираться в школу, я еще смотрел сон. Но в него попала моя мама. И у нее были очень удивительные слова: "Соня просыпайся!!! Ты проспишь школу, немедленно вставай". Тогда я вскочил с кровати и побежал на кухню. Позавтракав, сбегал в ванную, а уже потом я начал одеваться. Когда я прибежал в школу, уже начался урок. Потом я вошел в класс, мне было очень стыдно из- за того, что я опоздал. Но теперь я вовремя ложусь спать и больше не опаздываю в школу на уроки.
- Прочитайте текст.
- О чём он?
- Какой это тип текста? Автор что-то нам описывает, рассказывает интересный случай из жизни или о чём-то рассуждает?
- Над каким вопросом размышляет автор?
- Даёт ли он ответ на поставленный вопрос?
- На сколько смысловых частей можно разделить этот текст?
- Попробуйте, используя текст ответить на вопрос, почему же всё-таки главный герой опаздывает в школу?
- Определим падеж выделенных имён существительных. Что для этого нужно сделать? (Найти слово, от которого можно поставить вопрос. По вопросу, предлогу, вспомогательному слову определить падеж имени существительного).
Итог урока.
- Посмотрим на вопросы, которые мы ставили перед собой на сегодняшний урок.
- На все ли мы смогли найти ответ?
- Что ещё нового узнали о родительном падеже?
Рефлексия. Слайд 10
Оцените уровень познания сегодняшней темы.
Обозначьте его с помощью цвета.
красный – для меня осталось много непонятного;
синий – есть некоторые моменты, которые непонятны мне;
зелёный – я всё прекрасно понял, могу двигаться дальше.
- Исследовательские журналы сдайте мне, и я увижу вашу самооценку.
Домашнее задание.
- Выучить вопросы, вспомогательное слово и предлоги родительного падежа. (с.124)
С.126 упр.142