СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Родительный падеж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка "Родительный падеж".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Родительный падеж"»



План – конспект урока русского языка в 4 классе

(программа «Школа 2100»,

авт. учебника Р.Н.Бунеев и др.)


Тема урока: «Родительный падеж имени существительного».


Цели:

1. Познакомить с признаками имени существительного в форме родительного падежа, со способом распознавания родительного и винительного падежей имён существительных 2-го склонения мужского рода; закрепить ранее изученный материал;

2. Развивать орфографическую зоркость, речь, познавательные способности (память, внимание, воображение и т.п.);

3. Развивать самооценку учащихся;

4. Воспитывать гуманное и толерантное отношение друг к другу, к окружающим.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Форма проведения урока: урок – исследование.













  1. Организационный момент.



- У вас на партах лежит лист с учебным материалом, с которым мы будем работать на уроке. Прочтите название листа. (лист исследователя)

- Как вы считаете, кого называют исследователем? Слайд 1 Выберите, по-вашему мнению, самое точное определение:

1 – это человек, который изучает следы живых существ

2 – это лицо, занимающееся научными открытиями

3 – это человек, который расследует какие – либо преступления, правонарушения, следит за преступниками.

- Кто придерживается какой точки зрения, станьте соответственно по группам: 1, 2 и 3.

- Что же на самом деле обозначает это слово?

- Мой информационный помощник расскажет вам, что по этому поводу «говорит» толковый словарь?

Заранее подготовленный ученик представляет информацию из словаря: «Исследователь (по толковому словарю Ожегова) – человек, занимающийся научными исследованиями в разных областях знаний. Например, исследователь микроорганизмов, исследователь Африки и т.д. Синонимы к слову исследователь: изыскатель, экспериментатор, обследователь, проработчик и другие».

- Какая же группа была близка к истине?

- Не зря я сегодня начала разговор об исследователях – мы попробуем на уроке исследовать некоторые вопросы русского языка.

- Результаты своей работы мы будем вносить в специальные журналы исследований.













  1. Языковая разминка.



- Исследуем предложение. Слайд 2

- Прочитайте предложение, записанное на доске, выделите орфограммы:

Полярные исследователи несколько месяцев изучали

поведение морских животных.

- Какие виды орфограмм вам встретились в этом

предложении?

Дети цепочкой выходят к доске и выделяют все знакомые орфограммы:

Полярные исследователи несколько месяцев изучали

поведение морских животных.

Обозначим все знакомые орфограммы в предложении

в листе исследователя.

Выполним синтаксический разбор этого предложения.

Оцените работу отвечающего.



- Определим падеж имён существительных,

встретившихся в данном предложении:

исследователи – И.п., месяцев – Р.п., поведение – В.п., животных – Р.п.



- Почему слово животных отнесли вы к Р.п.?

Нет кого? Животных – Р.п.

- Мне кажется, что слово животных в этом предложении употреблено в форме В.п. – вижу кого? Животных.

Возникает проблемная ситуация, которую дети пока разрешить не в силах.

- В конце сегодняшнего урока, я думаю, мы с вами

сможем точно определить падеж данного

существительного.







  1. Формулирование темы и цели урока.



- С какими встретившимися в предложении падежами мы уже достаточно хорошо познакомились?

(именительный и винительный)

- Предлагаю вспомнить, что мы с вами уже знаем об этих двух падежах.

(один ученик выходит к доске, будет отвечать на ваши вопросы об именительном и винительном падежах)

- Как вы оцениваете отвечающего?

- Падеж какого существительного из предложения нами ещё недостаточно изучен? (Родительный) Слайд 3

- Именно о нём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.



- Запишите тему сегодняшнего исследования.



- Какие вопросы на уроке мы должны с вами обсудить, вспомнить? Что узнать, повторить? Слайд 4



Дети формулируют вопросы, учитель записывает их на доску: вопросы существительных в родительном падеже, вспомогательные слова родительного падежа, происхождение названия падежа, роль в предложении существительных в родительном падеже, предлоги родительного падежа и др.



- Что мы с вами сейчас делали?

(планировали работу)











  1. Изучение нового материала.



- Предлагаю исследование данных вопросов провести по группам:

1 группа – 1 ряд – занимается исследованием вопросов и вспомогательного слова Р.п.;

2 группа – 2 ряд – исследует предлоги Р.п.;

3 группа – 3 ряд попытается разобраться, каким членом предложения являются имена существительные в Р.п.

- Сейчас вы совместно в парах выполняете задание № 3 на листах исследователей. По сигналу вы объединяетесь

в группы по 5 человек и отображаете результаты

своей работы в отчётных листах (Приложение 3).

Соответствующие правильные ответы наклеивают.

- На выполнение данной работы вам отводится 5 минут.

- Итак, подводим итоги. Что же вам удалось выяснить в результате исследований?

- 1-ый ряд представьте свой отчёт, 2-ой ряд и 3-ий ряд. Докажите свои предположения примерами.

1 группа – взять 2 сущ-ых в начальной форме и с помощью вспом. слов и вопросов поставить в форму родительного падежа.

2 группа – образовать 2 словосочетания глагол + сущ.

в Р. П с предлогом.

3 группа – определить в предложении, каким членом предложения является имя сущ. в Р.П.

Антон вскочил с кровати и побежал.

Вчера мой друг получил письмо от мамы.

- На какие поставленные в начале урока вопросы мы уже ответили?

- Исследованием происхождения названия родительного падежа занимался мой информационный помощник на сегодняшний урок. Информационный помощник – рассказывает о происхождении названия родительного падежа.

  1. Упражнение в распознавании падежей.



- Давайте вернёмся к началу урока, к тому предложению, с которого начинали.

- Мы уже много узнали о родительном падеже, можете теперь определить падеж существительного животных?

- Пока нет.

- Предлагаю вам исследовать имена существительные футбол, свисток, брат, слон. Упражнение 4 в ваших журналах. Слайд 5, 6

- Сравните эти имена существительные. (Общее – м.р., ед.ч.; отличие – одуш./неодуш.)

- Поставим их в форму Р.п., а затем В.п.

- Запишем результаты в таблицу.

- На что вы обратили внимание? Сравните окончания.

Ученики отмечают, что у одушевлённых существительных мужского рода единственного числа одинаковые окончания.

- Давайте проверим, а у существительных женского рода эта особенность прослеживается?

Просклоняв существительные школа, лиса, ученики делают вывод, что у существительных женского рода такой особенности нет.

- Что же или кто нам поможет?

- Обратите внимание на экран. Слайд 7

- Снова возвращаемся к нашему первому предложению. Попробуем теперь определить падеж существительного животных. Слайд 2

Используя ПОДсказку про лису, ученики предлагают подставить в предложение вместо слова животных, слово лиса (Полярные исследователи несколько месяцев изучали поведение морской лисы). В новом предложении легко определить падеж существительного лиса – Р.п.







Определите падеж имён существительных. Слайд 8



Поймал карася, увидел волка, сделал для дедушки, заступился за малыша, рассказ друга, советы тренера.



Работа над текстом. Слайд 9



  Вечером я долго не мог заснуть, а утром совсем не хотел вставать. И когда надо было собираться в школу, я еще смотрел сон. Но в него попала моя мама. И у нее были очень удивительные слова: "Соня просыпайся!!! Ты проспишь школу, немедленно вставай". Тогда я вскочил с кровати и побежал на кухню. Позавтракав, сбегал в ванную, а уже потом я начал одеваться. Когда я прибежал в школу, уже начался урок. Потом я вошел в класс, мне было очень стыдно из- за того, что я опоздал. Но теперь я вовремя ложусь спать и больше не опаздываю в школу на уроки.



- Прочитайте текст.

- О чём он?

- Какой это тип текста? Автор что-то нам описывает, рассказывает интересный случай из жизни или о чём-то рассуждает?

- Над каким вопросом размышляет автор?

- Даёт ли он ответ на поставленный вопрос?

- На сколько смысловых частей можно разделить этот текст?

- Попробуйте, используя текст ответить на вопрос, почему же всё-таки главный герой опаздывает в школу?

- Определим падеж выделенных имён существительных. Что для этого нужно сделать? (Найти слово, от которого можно поставить вопрос. По вопросу, предлогу, вспомогательному слову определить падеж имени существительного).



  1. Итог урока.



- Посмотрим на вопросы, которые мы ставили перед собой на сегодняшний урок.

- На все ли мы смогли найти ответ?

- Что ещё нового узнали о родительном падеже?



  1. Рефлексия. Слайд 10



Оцените уровень познания сегодняшней темы.

Обозначьте его с помощью цвета.

красный – для меня осталось много непонятного;

синий – есть некоторые моменты, которые непонятны мне;

зелёный – я всё прекрасно понял, могу двигаться дальше.



- Исследовательские журналы сдайте мне, и я увижу вашу самооценку.



  1. Домашнее задание.



- Выучить вопросы, вспомогательное слово и предлоги родительного падежа. (с.124)



С.126 упр.142






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!