2. Актуализация опорных знаний. Чистописание | Обобщить знания о падежах, вырабатывать навык каллиграфического письма, орфографическую зоркость. | - Сегодня вы будете узнавать новое. А для открытия нового нам необходимы ключи. Какие ключи помогут открывать новые знания? -Если нам необходимы уже полученные знания, значит урок мы начнем с какого шага?(с повторения) -Перед вами листы самооценки. В конце урока вы заполните их. - Я приготовила для вас грамматические загадки. Слушайте внимательно: а) В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Это – ________. б) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже. ____________ в) У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. Это – _________ падеж. г) Предлоги этого падежа ОТ, ДЛЯ, БЕЗ, ИЗ, У, ОКОЛО, ВОЗЛЕ. -Перед вами карточки для работы в парах. Вам нужно вспомнить вопросы падежей и записать их. Соблюдаем правила работы в парах. -Проверим выполнение задания. -Кто допустил ошибки? Сколько минусов? -Проведем минутку чистописания и орфографии. Где вы можете допустить ошибку? Записываем красиво, соблюдая соединения. -Составьте предложение со словом трамвай. (ученик записывает на доске) -Давайте подчеркнем орфограммы. - Выделите грамматическую основу, обозначьте род, число, падеж существительных. -Подчеркните буквы и соединения, которые получились красиво и правильно. На полях отметьте результат выполнения минутки чистописания. - Для чего нужен на уроке этап повторения? Да, все, что мы повторили пригодится нам для получения нового знания. | Слайд Памятка на доске Слайды Карточки для работы в парах На доске: трамвай | Называют ключи Отгадывают загадки, повторяют. Работают в карточках Составляют предложение. Один ученик выполняет задание у доски. Вспоминают алгоритм определения падежа. Отмечают на шкалах –красота, правильность. Отвечают на вопрос | П: обобщают, систематизируют, классифицируют К: взаимопроверка, построение понятных высказываний Р:планируют, контролируют, оценивают учебные действия. Л:навыки сотрудничества П: построение рассуждения, отнесения к известным понятиям Р: самооценка выполненной работы, самоконтроль П: обобщение, систематизация, работа с информацией. |
3. Постановка учебной задачи. | Мотивация, побуждение к действию. | -Саша подготовила для вас стихотворение. - Итак, о чем же пойдет речь сегодня на уроке, какова тема? - Давайте поставим цели. | Стихотворение На доске | Чтение стихотворения о родительном падеже. Определяют тему урока. Ставят цели: 1)Усвоить знания особенностей родительного падежа. 2)Освоить умение распознавать падеж по вопросам и предлогам. 3) Вырабатывать навык каллигра фического, грамотного письма. | Л: учебно-познавательный интерес, мотивирование к действию. Р: целеполагание, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами К:владеть диалогической формой речи |
4. Построение проекта усвоения новых знаний и способов действий | Учиться планировать свои действия в соответствии с поставленными целями | - Какой следующий шаг после постановки целей? -Давайте построим план наших дальнейших действий. Что мы должны сделать для реализации первой цели? | На доске | Участвуют в построении проекта: 1. Работа над определением падежа существительных в упражнении 77. 2. Определение предлогов, с которыми употребляется родительный падеж. 3. Вывод. 4. Соотнесение с правилом. | Р: планирование дальнейших действий в соответствии с поставленными задачами. П:поиск информации в тексте, выделять нужную информацию, обобщать, делать выводы. |
6. Усвоение новых знаний и способов действий. | Ознакомление с особенностями родительного падежа имен существительных, формирование умения определять падеж по вопросу и предлогам. | - Реализуем достижение первой цели. -Итак, определяем падеж существительных. -Какой сделаете вывод? - К каким существ. ставим вопрос КОГО? ЧЕГО? - В каком словосочетании можно задать вопрос ОТКУДА? -Запишите словосочета- ния без вопросов. -Следующий пункт плана? Подчеркните предлоги, назовите их. - Что должны сделать дальше? Какой сделаем вывод? - Какой следующий шаг? -Какое правило получили? - Какая цель реализована? - Назовите вторую цель. | Работа с информацией (учебник с. 43 упр. 77) Слайд (таблица) | 1. Определяют падеж устно. Работают по заданию. Делают вывод: все существительные стоят в родит. падеже. Отвечают на вопросы учителя. Работают в тетрадях. 2. Называют пункт: Определение предлогов родит. падежа. 3. Делают вывод. 4. Соотнесение вывода с правилом. Цель: усвоить знания особенностей родительного падежа. Освоить умение распознавать падеж по вопросам и предлогам. | П: работают с информацией, анализируют, систематизируют, делают вывод. Р: планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами К: владение диалоговой формой речи. |
7. Освоение навыков применения приобретенных знаний. | Вырабатывать умение определять падеж имен существительных и склонять существительные во множественном и единственном числах. | - Прочитайте пословицы в упр. 78. Найдите те, в которых все имена существительные стоят в родительном падеже. Докажите. Спишите эти пословицы. - Прочитайте стихот- ворение в упр. 79. Какое задание нужно выполнить? -А сейчас познакомимся с еще одним правилом. на с. 45. - Кто сможет повторить правило? | | Работают с текстом учебника. Работают в тетради. Работают над определением главной мысли. Объясняют значение фразеологизма. Работа с правилом в учебнике. | К: построение диалоговой речи. П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
8. С/р с проверкой по эталону | Контроль и оценка знаний. | -Перед вами карточки с заданием. Кто догадался что нужно сделать? -Выполняем. Выделите окончания. -Сравним с эталоном. Обменяйтесь карточками, проверьте работы. -Оцените свою работу по реализации второй цели. Озвучьте ее. | Карточки для индивидуальной работы. Слайд | Определяют задание. Выполняют. Взаимопроверка. | П:работа с моделью, приведение полученных знаний в систему. К: участие во взаимопроверке, формулирование вопросов и ответов. Р: контроль выполнения задания, осмысление учебного материала. Л: применение и использование знаний, владение навыками сотрудничества. |
9. Рефлексия. Итог урока. | Самооценка проделанной работы. | -А сейчас заполните листы самооценки. Вклейте их в тетрадь по самооценке. -Запишите д/з: с. 45 упр. 81 -Кто оценил свою работу на «5»? На «4»? На «3»? Кто определил свои минусы, над чем вам надо поработать? Подведем итог: продолжите предложение. | Слайд На доске схема подведения итогов. | Работают в листах. | Л: проявляют интерес к подведению итогов проделанной работы. К: построение диалоговой формы речи. Р: контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |