СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока русского языка "Родительный падеж имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока русского языка "Родительный падеж имен существительных" составлен в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока русского языка "Родительный падеж имен существительных"»

Предмет: «Русский язык». Класс: 3 «А».

Учитель: Авдеева М. М.

Тема: «Родительный падеж имен существительных»

Цели: -создать условия для ознакомления с особенностями родительного падежа имен существительных;

- содействовать формированию умения распознавать родительный падеж по вопросу и предлогу;

- создать условия для развития умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, развития коммуникативных навыков.

Задачи: 1. Познакомить с особенностями родительного падежа.

2. Развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам, осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.

3. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма, воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Цели для учащихся: - познакомиться с особенностями родительного падежа;

- выработать умение распознавать падеж по вопросам и предлогам;

- развивать навык грамотного письма, умение анализировать и систематизировать.

Планируемые предметные результаты: распознавать падеж имени существительного по вопросу и предлогу, классифицировать имена существительные по числам, правильно определяя написание окончаний, определять лексическое значение слов и фразеологизмов.

Оборудование: проектор, экран, таблицы.

Для детей: лист самооценки, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, учебник, рабочие тетради.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма: комбинированный.

Методы: словесные, практические, наглядные.



Карта урока

Этап

Цель

Деятельность учителя

Примечания

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный (мотивация к учебной деятельности)

Создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать на работу.

Встаньте ровно, покажите нашим гостям готовность к уроку.

- Начнем наш урок с девиза.

- Пожелаем друг другу удачи.




Проговаривают девиз.

Л: настрой на урок

К: навык сотрудничества

2. Актуализация опорных знаний.

Чистописание

Обобщить знания о падежах, вырабатывать навык каллиграфического письма, орфографическую зоркость.

- Сегодня вы будете узнавать новое. А для открытия нового нам необходимы ключи. Какие ключи помогут открывать новые знания?

-Если нам необходимы уже полученные знания, значит урок мы начнем с какого шага?(с повторения)

-Перед вами листы самооценки. В конце урока вы заполните их.

- Я приготовила для вас грамматические загадки. Слушайте внимательно:

а) В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Это – ________.

б) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже. ____________

в) У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. Это – _________ падеж.

г) Предлоги этого падежа ОТ, ДЛЯ, БЕЗ, ИЗ, У, ОКОЛО, ВОЗЛЕ.

-Перед вами карточки для работы в парах. Вам нужно вспомнить вопросы падежей и записать их. Соблюдаем правила работы в парах.

-Проверим выполнение задания.

-Кто допустил ошибки? Сколько минусов?

-Проведем минутку чистописания и орфографии.

Где вы можете допустить ошибку?

Записываем красиво, соблюдая соединения.

-Составьте предложение со словом трамвай.

(ученик записывает на доске)

-Давайте подчеркнем орфограммы.

- Выделите грамматическую основу, обозначьте род, число, падеж существительных.

-Подчеркните буквы и соединения, которые получились красиво и правильно. На полях отметьте результат выполнения минутки чистописания.

- Для чего нужен на уроке этап повторения? Да, все, что мы повторили пригодится нам для получения нового знания.


Слайд


Памятка на доске









Слайды





























Карточки для работы в парах










На доске:

трамвай




Называют ключи






Отгадывают загадки, повторяют.





























Работают в карточках


















Составляют предложение.

Один ученик выполняет задание у доски.

Вспоминают алгоритм определения падежа.







Отмечают на шкалах –красота, правильность.





Отвечают на вопрос


П: обобщают, систематизируют, классифицируют









К: взаимопроверка,

построение понятных высказываний

Р:планируют, контролируют, оценивают учебные действия.
















Л:навыки сотрудничества




П: построение рассуждения, отнесения к известным понятиям




Р: самооценка выполненной работы, самоконтроль

П: обобщение, систематизация, работа с информацией.

3. Постановка учебной задачи.

Мотивация, побуждение к действию.

-Саша подготовила для вас стихотворение.

- Итак, о чем же пойдет речь сегодня на уроке, какова тема?

- Давайте поставим цели.

Стихотворение





На доске

Чтение стихотворения о родительном падеже. Определяют тему урока.

Ставят цели: 1)Усвоить знания особенностей родительного падежа.

2)Освоить умение распознавать падеж по вопросам и предлогам.

3) Вырабатывать навык каллигра фического, грамотного письма.

Л: учебно-познавательный интерес, мотивирование к действию.

Р: целеполагание, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами

К:владеть диалогической формой речи



4. Построение проекта усвоения новых знаний и способов действий

Учиться планировать свои действия в соответствии с поставленными целями

- Какой следующий шаг после постановки целей?

-Давайте построим план наших дальнейших действий. Что мы должны сделать для реализации первой цели?

На доске

Участвуют в построении проекта:

1. Работа над определением падежа существительных в упражнении 77.

2. Определение предлогов, с которыми употребляется родительный падеж.

3. Вывод.

4. Соотнесение с правилом.

Р: планирование дальнейших действий в соответствии с поставленными задачами.

П:поиск информации в тексте, выделять нужную информацию, обобщать, делать выводы.






5. Физминутка.





Л: настрой на ЗОЖ.

6. Усвоение новых знаний и способов действий.

Ознакомление с особенностями родительного падежа имен существительных, формирование умения определять падеж по вопросу и предлогам.

- Реализуем достижение первой цели.

-Итак, определяем падеж существительных.

-Какой сделаете вывод?

- К каким существ. ставим вопрос КОГО? ЧЕГО?

- В каком словосочетании можно задать вопрос ОТКУДА?

-Запишите словосочета- ния без вопросов.

-Следующий пункт

плана? Подчеркните предлоги, назовите их.

- Что должны сделать дальше? Какой сделаем вывод?

- Какой следующий шаг?


-Какое правило получили?

- Какая цель реализована?



- Назовите вторую цель.

Работа с информацией (учебник с. 43 упр. 77)

















Слайд

(таблица)

1. Определяют падеж устно.

Работают по заданию.


Делают вывод: все существительные стоят в родит. падеже.

Отвечают на вопросы учителя.



Работают в тетрадях.


2. Называют пункт:

Определение предлогов родит. падежа.


3. Делают вывод.


4. Соотнесение вывода с правилом.


Цель: усвоить знания особенностей родительного падежа.

Освоить умение распознавать падеж по вопросам и предлогам.

П: работают с информацией, анализируют, систематизируют, делают вывод.


Р: планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами

К: владение диалоговой формой речи.


















7. Освоение навыков применения приобретенных знаний.

Вырабатывать умение определять падеж имен существительных и склонять существительные во множественном и единственном числах.

- Прочитайте пословицы в упр. 78.

Найдите те, в которых все имена существительные стоят в родительном падеже. Докажите. Спишите эти пословицы.

- Прочитайте стихот- ворение в упр. 79. Какое задание нужно выполнить?

-А сейчас познакомимся с еще одним правилом. на с. 45.

- Кто сможет повторить правило?





Работают с текстом учебника.





Работают в тетради.


Работают над определением главной мысли. Объясняют значение фразеологизма.


Работа с правилом в учебнике.

К: построение диалоговой речи.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учи­теля, собственного опыта; осуществляют поиск необ­ходимой информации.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

8. С/р с проверкой по эталону

Контроль и оценка знаний.

-Перед вами карточки с заданием. Кто догадался что нужно сделать?

-Выполняем. Выделите окончания.

-Сравним с эталоном. Обменяйтесь карточками, проверьте работы.

-Оцените свою работу по реализации второй цели. Озвучьте ее.

Карточки для индивидуальной работы.

Слайд

Определяют задание.

Выполняют.


Взаимопроверка.

П:работа с моделью, приведение полученных знаний в систему.

К: участие во взаимопроверке, формулирование вопросов и ответов.

Р: контроль выполнения задания, осмысление учебного материала.

Л: применение и использование знаний, владение навыками сотрудничества.

9. Рефлексия.

Итог урока.

Самооценка проделанной работы.

-А сейчас заполните листы самооценки. Вклейте их в тетрадь по самооценке.

-Запишите д/з: с. 45 упр. 81

-Кто оценил свою работу на «5»?

На «4»? На «3»? Кто определил свои минусы, над чем вам надо поработать?

Подведем итог: продолжите предложение.

Слайд












На доске схема подведения итогов.

Работают в листах.

Л: проявляют интерес к подведению итогов проделанной работы.

К: построение диалоговой формы речи.

Р: контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



























Лист самооценки

Я внимательно слушал учителя и одноклассников


В паре помогал подбирать вопросы падежей


Использовал правило при определении падежа


Правильно выполнил задание в карточках для индивид. работы


Я знаю как определить родительный падеж (1 цель)


Я умею определять падеж и могу объяснить другим (2 цель)


Моя оценка


Лист самооценки

Я внимательно слушал учителя и одноклассников


В паре помогал подбирать вопросы падежей


Использовал правило при определении падежа


Правильно выполнил задание в карточках для индивид. работы


Я знаю как определить родительный падеж (1 цель)


Я умею определять падеж и могу объяснить другим (2 цель)


Моя оценка


Лист самооценки

Я внимательно слушал учителя и одноклассников


В паре помогал подбирать вопросы падежей


Использовал правило при определении падежа


Правильно выполнил задание в карточках для индивид. работы


Я знаю как определить родительный падеж (1 цель)


Я умею определять падеж и могу объяснить другим (2 цель)


Моя оценка


Лист самооценки

Я внимательно слушал учителя и одноклассников


В паре помогал подбирать вопросы падежей


Использовал правило при определении падежа


Правильно выполнил задание в карточках для индивид. работы


Я знаю как определить родительный падеж (1 цель)


Я умею определять падеж и могу объяснить другим (2 цель)


Моя оценка














Лист самооценки

Я внимательно слушал учителя и одноклассников


В паре помогал подбирать вопросы падежей


Использовал правило при определении падежа


Правильно выполнил задание в карточках для индивид. работы


Я знаю как определить родительный падеж (1 цель)


Я умею определять падеж и могу объяснить другим (2 цель)


Моя оценка




Лист самооценки

Я внимательно слушал учителя и одноклассников


В паре помогал подбирать вопросы падежей


Использовал правило при определении падежа


Правильно выполнил задание в карточках для индивид. работы


Я знаю как определить родительный падеж (1 цель)


Я умею определять падеж и могу объяснить другим (2 цель)


Моя оценка





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!