СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка" Родительный падеж существительных множественного числа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний.На уроке развиваем умения правильно образовывать и употреблять формы множественного числа в родительном падеже,показаны виды практической деятельности,в ходе которой дети учатся распознавать существительные множественного числа  в родительном падеже.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка" Родительный падеж существительных множественного числа"»

Технологическая карта

ФИО учителя

Фролова Валентина Владимировна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ «СШ №38»,г.Норильска

Класс

4 класс

Программа

«Школа России»

Предмет

Русский язык

Тип урока

Открытие новых знаний

Тема урока

«Родительный падеж существительных множественного числа»

Цели урока:

Познакомить с окончаниями существительных множественного числа в родительном падеже; развивать умения правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существительных в родительном падеже.

Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.

Задачи урока:


Образовательные: создание условий для знакомства детей со способом определения родительного падежа имен существительных; организация практической деятельности, в ходе которой дети могут научиться распознавать родительный падеж имен существительных,развивать орфографическую зоркость.

Развивающие:создание условий для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы; для развития речи в форме построения высказываний, логических рассуждений и доказательств.

Воспитательные: создание условий для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах, в группах.


Методы обучения

Частично-поисковый, создание проблемной ситуации, беседа, экспресс-опрос, создание ситуаций занимательности ,игра, выборочный, работа по алгоритму, создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта.

Организация пространства (виды учебной деятельности)

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, коллективная работа.

Основные понятия

Имя существительное, род, падеж

Ресурсы

Учебник «Русский язык» 4 класс 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий-М.Просвещение.

Оборудование

Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация MicrosoftOfficePowerPoint «Родительный падеж существительных множественного числа» , карточки для теста, схема правила, карточки для заданий, иллюстрация «Кормушка», цветные таблички для рефлексии,



Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

овладевают основами грамотного письма, применяют знания фонетического материала при использовании правил правописания, подбирают способ определения родительного падежа имен существительных во множественном числе, применяют правила орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменной работы

принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; овладевают способом решения учебной задачи, планируют свои действия для решения задачи, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке


находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.


адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологическое высказывание и ведут диалог с учетом поставленной коммуникативной задачи; аргументируют свою точку зрения и оценку событий.

проявляют интерес к языковой деятельности, познанию русского языка формируют личностный смысл учения; принимают и осваивают социальную роль обучающегося











Этап урока

Формы работы

Деятельность учителя по организации деятельности учащихся

Деятельность учащихся

(предметная,

познавательна,регулятивная)

Диагностика достижений планируемых результатов(ожидаемый результат)

I.Самоопределение к деятельности

Словесное приветствие


Учитель организует уч-ся на начало урока.

- Ребята, какой сегодня прекрасный зимний день! Я рада видеть вас и наших гостей!

Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и теплоту общения.


Показывают свое эмоциональное настроение в начале урока


Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе (Коммуникативные УУД)

Мотивация

Слово учителя.

Наш Девиз сегодня «Где есть желание, найдётся путь!»

- Почему сегодня у нас такой девиз?

Как вы понимаете эти слова? (Если очень хочешь узнать, то обязательно добьёшься этого.)

- Когда человек сможет обладать знаниями? (Если он сам их добывает.)

- Каким образом? (сделать два шага)

- Вы готовы добывать знания? (Да)

- Сегодня, мы не только повторим пройденный материал, но и откроем новые секреты русского языка.- Я вижу, что вы готовы к работе.

-Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.





Отвечают на вопросы учителя.




Желают друг другу успехов.

- самоопределение в учебной деятельности, предполагающее осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности


и выработке внутренней готовности к их реализации (Личностные УУД)



II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.


Работа в тетради











Коллективная работа











Коллективная работа


Прием "верно - неверно








Запись в тетрадь даты, классная работа, напоминание о посадке за столом.

1.Каллиграфическая минутка

-Посмотрите внимательно на эти буквы и подумайте, какую из них мы будем сегодня писать. Какая буква лишняя?

и а с о у о

- Правильно это буква с. А как вы догадались?
- Пишем букву с.
- Пишем соединения сн сл су см.
3.Словарная работа.

- Отгадайте загадку:

Он без красок и белил Слайд 4

крыши города белил.

(Снег.)

-Какая это часть речи?

(Имя существительное)

-Записать слово в тетрадь.

Отгадывание анаграмм.

-Отгадайте анаграммы и выберите однокоренные слова к слову снег.


4.Повторение правил о существительном.

Экспресс-опрос

- Если ответ правильный ,поднимите вверх правую руку, если нет, то ваши руки останутся неподвижными.

-Ответьте на вопросы: да или нет

* Имя существительное - это часть речи? (Да!)

*Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)

*Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

*Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)

*Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

*Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

* Имена существительные изменяются по числам? (Да!)

*Имена существительные во множественном числе обозначают один или несколько предметов?(Нет)

*Имена существительные во множественном числе обозначают изменяются по падежам?(Да!)




Определяют закономерность, красиво и аккуратно делают записи в тетради.

Отвечают на вопросы.




Отгадывают загадку.





Отгадывают анаграммы, выбирают родственные слова




Вспоминают правила, оценивают ответы друг друга, оперируют своими знаниями.

Формулируют изучаемые понятия, задают вопросы и отвечают на них.







Коллективно выполняют задание.





Личностные:

проявлять старательность.

Метапредметные:

правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.

Предметные:

каллиграфическое написание букв, буквосочетаний




Умение ориентироваться в своей системе знаний,


находить закономерности (Регулятивные УУД)


- анализ, сравнение, аналогия, обобщение (Предметные УУД);

- выполнение пробного учебного действия (РегулятивныеУУД);

и полнотой и точностью (Коммуникативные УУД);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)
















III. Выявление места и причины затруднения.Фиксация затруднения в деятельности.


Коллективная работа

-Прочитайте стихотворение .Обратите внимание на подчёркнутые слова.

-Определите падеж и число этих имён существительных, выделите окончания.

Слайд 5

Нет без леса России,

Без снегов и озер,

Нет без сумерек синих

И без розовых зорь .

(После определения падежа , числа.)

- Что вы заметили? (Разные окончания)

-Почему в этих словах разное окончание?

-Почему возникли разногласия?

-Умеем ли мы правильно писать окончания в этих словах. (Нет, Да)

-В чем же затруднение?

-Правильно. Мы не знаем, как писать окончания существительных в родительном падеже множественного числа.

существительных среднего рода, женского рода, мужского рода.




Читают стихотворение ,

определяют падеж и число имён существительных, выделяют окончания.



Мы затрудняемся, так как ещё не знаем ,какие окончания у существительных в Р.п. множественного числа.

постановка и формулирование проблемы (Предметные УУД);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (РегулятивныеУУД);










- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (РегулятивныеУУД);


IV. Построение плана выхода из затруднения.


Коллективная работа

-А где мы можем узнать об этом?

-Кто нам может помочь в этой ситуации?

-Молодцы!

Предполагают, отвечают: «У учителя, узнать в словаре»

Умение делать выводы (РегулятивныеУУД)

- смыслообразование (Личностные УУД);

- поиск и выделение необходимой информации (Познавательные УУД);



V. Реализация построенного проекта.


Работа в тетради.


Коллективная работа.


















Работа в группах


























Фронтальная работа















Коллективная работа

-Как вы думаете : какова тема нашего урока?

Слайд 6

-Тема урока: «Родительный падеж существительных множественного числа».

Слайд 7

-Как вы думаете, какова будет цель урока?

-Что мы узнаем?

- Познакомимся с правилом правописания существительных в родительном падеже множественного числа; как правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существительных в родительном падеже.

-Чему научимся: распознавать существительные в родительном падеже множественного числа и употреблять эти существительные в речи.

- Молодцы! Сегодня мы узнаем, какие окончания пишутся у существительных родительного падежа во множественном числе, будем учиться писать окончания и употреблять эти существительные в речи.

1. Знакомство с окончаниями. Работа в группах

Слайд 8

-Прочитайте слова. По какому признаку они записаны в три столбика? (по родам).

конь ночь облако

снег площадь поле

месяц зима море

снегирь улица дерево

- Сейчас мы с вами поработаем в группах.

Работа в группах. (по рядам)

- Давайте вспомним правила работы в группе.

-Вы должны записать существительные в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончание.

Слайд 9

(Приложение)

1ряд- существительные мужского рода

2ряд- существительные женского рода

3ряд- существительные среднего рода

-Давайте проверим, что у вас получилось.

Слайд 10

Нет( кого? чего?) коней, снегов, месяцев, снегирей.

Слайд 11

Нет (чего?) ночей, площадей, зим, улиц.

Слайд 12

Нет (чего?) облаков, полей, морей, деревьев.

-Какие окончания пишутся у имён существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа? У существительных женского рода? У существительных среднего рода?

-Какие окончания пишутся у имён существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа? У существительных женского рода? У существительных среднего рода?

-Я записала ваши ответы в таблицу.

Слайд 13

 

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Р. п.

мн. ч.

-ов

-ев

-ей

-

-ей

-

-ов

-ев

-ей

-

- Сделайте вывод, опираясь на таблицу.

Давайте прочитаем правило в учебнике на с. 112.

-Как вы считаете ,наши выводы совпали с правилом в учебнике?

-Молодцы!

Записывают тему урока в тетрадь.





Отвечают на вопросы учителя.



Под руководством учителя формулируют цель урока


















Самостоятельно:

1.распределяют обязанности

2.выполняют каждый свою часть работы

3.осуществляют взаимопомощь и взаимоконтроль

Умение выражать свои мысли, синтезировать (Познавательные УУД)


- выдвижение гипотез и их обоснование (Познавательные УУД);

- волевая саморегуляция, познавательная инициатива (РегулятивныеУУД);

- моделирование (П);

- установление причинно-следственных связей (Познавательные УУД);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (Коммуникативные УУД);

- учёт разных мнений (Коммуникативные УУД);

- использование критериев для обоснования своего суждения (Коммуникативные УУД)









Координирование в сотрудничестве (Коммуникативные УУД)

Самооценка и внешний контроль (РегулятивныеУУД, Личностные УУД)



Умение самостоятельно формулировать цели, составлять план решения учебной задачи вместе с учителем, работать по плану (алгоритму), сверять свои действия с планом и целью, делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученные результаты путем возвращения к плану, оценивать результат на основе анализа работы по плану (алгоритму) (РегулятивныеУУД, Познавательные УУД)






Умение делать выводы (Регулятивные УУД)

Физминутка

Динамическая пауза

Гимнастика для глаз.

Физминутка «Зимняя сказка»

Слайд14

Выполняют движения для глаз , слушают прекрасную музыку.



(Личностные УУД) - выражать положительное отношение к процессу: проявлять внимание, удивление, интерес к занятию

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.



-Ребята,в зимнее холодное время наши пернатые друзья нуждаются в нашей помощи .Я призываю вас : покормите птиц зимой!

-Сейчас мы запишем предложение. Слайд 15

Ребята развесили кормушки на ветвях берез, осин, елей и насыпали туда несколько граммов ягод.

- А теперь мы будем работать, согласно алгоритму.

Слайд 16

Алгоритм распознавания родительного падежа.

  1. Найду слово - командир.

  2. Задам от него вопрос к слову - солдату.

  3. Посмотрю на предлог, если он есть.

  4. Выберу падеж.

  5. Вспомню окончания имён существительных в родительном падеже во множественном числе , учитывая род.

-Выделите окончания имён существительных в родительном падеже во множественном числе в предложении.

-Давайте проверим.


Слайд 17

Берез

Осин

Елей

Граммов

Ягод

-Ребята! Обратите внимание на слово «граммов». Это слово относится к особому сложному правописанию существительных в родительном падеже множественного числа.

- Прочитайте правило на экране. Слайд 18



1.Названия овощей, фруктов: огурцов, мандаринов, бананов-ов, но яблок, гранат.

2.Пара сапог, кед, чулок, ботинок, валенок, туфель, варежек, перчаток- нулевое окончание, но носков- ов)

3.Названия народов: монголов, таджиков, татаров-ов.

-Постарайтесь запомнить правописание этих слов, чтобы правильно употреблять их в своей речи.

Осознание помощи птицам.



-эмоциональное переживание

(Личностные УУД)





- выполнение действий по алгоритму (Познавательные УУД);

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (Коммуникативные УУД)















Умение самостоятельно формулировать цели, составлять план решения учебной задачи вместе с учителем, работать по плану (алгоритму), сверять свои действия с планом и целью, делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученные результаты путем возвращения к плану, оценивать результат на основе анализа работы по плану (алгоритму) (РегулятивныеУУД, Познавательные УУД)



VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Работа в парах

-А теперь давайте вернёмся к цели нашего урока. Мы уже познакомились с правилом правописания существительных в родительном падеже множественного числа. Попробуем применить это правило на практике.

Слайды 19

( Работа в парах на индивидуальных карточках и на слайде)

(Приложение )

- Отметьте знаком «+» имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.

огурцы


улицы


фабрики


помидоры


килограммы


сапоги


яблоки


места


задачи


ботинки


-А теперь проверим себя . Слайд 20

огурцы (огурцов)


улицы (улиц)

+

фабрики (фабрик)

+

помидоры (помидоров)


килограммы (килограммов)


сапоги (сапог)

+

яблоки (яблок)

+

места (мест)

+

задачи (задач)

+

ботинки (ботинок)

+








выполняют задания и с соседом по парте, обсуждают



Дети проговаривают сведения, извлечённые из выполненных упражнений.














Дети оценивают свои умения.



Умение самостоятельно составлять план решения учебной задачи работать по плану (алгоритму), сверять свои действия с планом и целью, делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученные результаты (Регулятивные УУД)















- выполнение действий по алгоритму (Познавательные УУД);

- контроль, самооценка (Регулятивные УУД);

оценивать результат на основе анализа работы по плану (алгоритму)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.


Прием «Толстые и тонкие вопросы».


Слайды 21-22

-А теперь загадка-шутка. Как сказать правильно:

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

У рыб нет зуб.

(У рыб нет зубов)

- Правильно!

-В этой шутке есть большая доля правды: здесь представлены все три нормативных окончания формы род. падежа мн. числа: - ов (ев), ей , нулевое

Только эта загадка еще и на внимание: зубы-то у рыб есть, да еще какие!

Доказывают, как правильно написать формы существительного в родительном падеже множественного числа.

- установление причинно-следственных связей (П);

- контроль, коррекция, самооценка (Регулятивные УУД);

Умение делать выводы (Регулятивные УУД)

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (Коммуникативные УУД)

IX.Рефлексия учебной деятельности













Подведение итогов урока.



Фронтальная работа







Притча. Обсуждение.













Работа в парах









Оценка своей деятельности на уроке.




Оценка деятельности работы в группе на уроке.














Слайд 23-24

-Итак, подведём итоги ваших поисков и открытий.

-На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже множественного числа?

-Какие окончания пишутся у имён существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа, у существительных женского рода, среднего рода?

- А сейчас послушайте притчу.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:

- Что ты делал целый день?

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

- А ты что делал целый день?

И тот ответил:

- Я добросовестно выполнял свою работу.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

- А я принимал участие в строительстве храма.

-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

1.Обсуждение в парах.

2.Самооценка своей работы.

- А теперь оцените свою деятельность на уроке:

Кто работал так, как первый человек – поднимите синий кружок.

Кто работал, добросовестно – зеленый кружок.

Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – красный кружок.

3.Самооценка и оценка работы в группе.

(Лист самооценки у каждого обучающегося )


( Приложение )

Я активно участвовал в выполнении заданий

При разногласиях я объяснял свое мнение

Я хорошо справился со своей частью работы




Отвечают на вопросы учителя и делают выводы по теме урока.



Анализируют свою собственную деятельность.




Знакомятся с притчей, обсуждают в парах.






Пришли к выводу, что отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого рабочего свой.

Оценивают свою деятельность работы в группе на уроке.

(Предметные УУД) -формировать умение ставить имена существительные в форму множественного числа именительного и родительного падежей

(Регулятивные УУД)- осуществлять итоговый контроль






Умение совместно с учителем определять степень успешности выполнения своей и чужой работы; контроль, самооценка (Регулятивные УУД, Личностные УУД)

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Личностные УУД));

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Личностные УУД));

- формулирование своего мнения, учёт разных мнений (К)

Координирование в сотрудничестве (Коммуникативные УУД)

Самооценка и внешний контроль (Регулятивные, Личностные УУД)


Координирование в сотрудничестве (Коммуникативные УУД)

Самооценка и внешний контроль

(Регулятивные, личностные УУД)


Домашнее задание /разноуровневого характера/


Слайд 25

- Предлагаю вам задания двух уровней:

1 уровень средней сложности(задания написаны на голубых карточках)

Напиши существительные в родительном падеже .

На улицах (города), приготовил для (братья), добрался до(огороды),убежал от (звери),порывы (ветры).

2 уровень повышенной сложности( розовые карточки)

Найди ошибки в написании окончаний имён существительных, спиши , исправив ошибки.

Много зуб, из яблоков, пара сапогов, из помидор, без носок, от полотенцев, около леса, мало татар, пара валенков.

Слайд 26

- Молодцы! Вы сегодня были внимательные,

сообразительные, замечательные!

Спасибо за урок!



Обучающиеся определяются с объемом и содержанием домашнего задания.

Ориентирование в своей системе знаний при выборе уровня домашнего задания/

(Личностные УУД)

Приложение


Задание 1 (1 группа- в мужском роде)

Запишите существительное форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончание.

Конь- _____________, снег- _____________,


месяц- _____________, снегирь- __________________.



Задание 1 (2 группа-в женском роде)

Запишите существительное форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончание.


Ночь- ______________, площадь- ____________,


зима- _______________, улица- _____________.



Задание 1 (3 группа-в среднем роде))

Запишите существительное форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончание.


Облако- ___________________________,


поле -_____________________________,


море- _____________________________,

дерево- ___________________________.


Задание 1 (3 группа-в среднем роде)

Запишите существительное форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончание.



Облако- ____________________________,


поле- _____________________________,

море- _____________________________,


дерево -____________________________.






Приложение

Тест (на индивидуальных карточках и на слайде)

Отметьте знаком «+» имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.



огурцы


улицы


фабрики


помидоры


килограммы


сапоги


яблоки


места


задачи


ботинки










Приложение

Тест (на индивидуальных карточках и на слайде)

Проверьте себя:

огурцы (огурцов)


улицы (улиц)

+

фабрики (фабрик)

+

помидоры (помидоров)


килограммы (килограммов)


сапоги (сапог)

+

яблоки (яблок)

+

места (мест)

+

задачи (задач)

+

ботинки (ботинок)

+



Лист самооценки_____________________________________________

оценка (+ или -)

1. Работать над темой:

понравилось не понравилось


2.Наиболее трудным показалось:

ставить существительное в Р.п. мн.ч

находить окончания у существительных в Р.п. мн.ч

все было легко


3.Оцените свою работу в группе (+ или -)

Утверждение

Полностью согласен

Частично согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

Я активно участвовал в выполнении заданий





При разногласиях я объяснял свое мнение





Я хорошо справился со своей частью работы






Лист самооценки_____________________________________________

оценка (+ или -)

1. Работать над темой:

понравилось не понравилось


2.Наиболее трудным показалось:

ставить существительное в Р.п. мн.ч

находить окончания у существительных в Р.п. мн.ч

все было легко


3.Оцените свою работу в группе (+ или -)

Утверждение

Полностью согласен

Частично согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

Я активно участвовал в выполнении заданий





При разногласиях я объяснял свое мнение





Я хорошо справился со своей частью работы














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!