СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Страдательное причастие" 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Страдательные причастия прошедшего времени. § 19.

 7 класс.

Цель: познакомить учащихся со способами образования страдательных причастий прошедшего времени, отработать навык написания гласной в суффиксе страдательных причастий прошедшего времени и пропедевтически с правилом написания нн.

Оборудование урока: таблица образования причастий, составленная учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Страдательное причастие" 7 класс»

Тема: Страдательные причастия прошедшего времени. § 19.

7 класс.

Цель: познакомить учащихся со способами образования страдательных причастий прошедшего времени, отработать навык написания гласной в суффиксе страдательных причастий прошедшего времени и пропедевтически с правилом написания нн.

Оборудование урока: таблица образования причастий, составленная учащимися.

Ход урока.

Организационнный момент.

I. Опрос.

  1. Проверка упр. 106, назвать виды орфо­грамм на месте пропусков.

  2. Разбор предложения из домашнего задания.

  3. Индивидуальное задание: сделать синтаксический разбор предложения, обосновать постановку знаков. За окном, осве­щенным рассеянным светом, тускло серебрилось пшеничное1 поле.

  4. Выборочно-объяснительный диктант.

I группа учащихся выписывает действительные причастия и доказывает правиль­ность выбора, II группа находит страдательное причастие в от­рывке из стихотворения Н. Асеева «Лад» и склоняет его вместе с определяемым словом.


А приходит мне в голову лучшее из лучших:

пробирающийся сквозь иглы колючие солнечный лучик,

пробивающаяся между плит исхоженных молодая травинка,

выступающая от чувств восторженных на глазах слезинка.


  1. Чтение юмористической миниатюры Ф. Кривина, в кото­рой интересно и доступно излагается сложный грамматиче­ский материал о страдательном причастии прошедшего време­ни. В дальнейшем эта миниатюра может стать образцом для сочинений на лингвистическую тему.


«Всеми обиженное, всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное — бедное Страдательное Причастие! Теперь оно причастие про­шедшего времени и все у него в прошлом. А ведь было время...

Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое рассказывает оно Существительному, которое находится при нем в качестве его дополнения.

  • Ах, не говорите, не говорите! — говорит Страдательное Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит. — Одни страдания!

Существительное пробует кивнуть, но Причастие не позволяет ему да­же этого.

  • Не говорите, не говорите!—развивает оно свою мысль.—Самое до­рогое, что у меня есть,— это два нн в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тексте без Приставки или хотя бы без Пояснительного Слова, как я сразу же теряю одно н. Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это жизнь, скажите? Нет, нет, не говорите, не говорите...

Существительное стоит перед Причастием в винительном падеже, слов­но это оно виновато, что у Причастия все так неудачно складывается. А При­частие продолжает:

  • И главное, никакого просвета, никаких надежд... Даже будущего вре­мени у нашего брата, Причастия, не бывает. А как прикажете жить без бу­дущего?.


  1. Объяснение нового материала.

  1. Отвечая на вопросы, учащиеся приходят к само­стоятельному выводу.

  2. Чтение правила на с. 52-54 и выполнение упр. 108 с рас­суждением учащихся: «Глагол на -ять — значит, суффикс –нн-» и т. д.

  1. Тренировочные упражнения.

  1. Выборочный диктант. Выписать страдательные прича­стия прошедшего времени, объяснить способ образования.


МОСКВА — НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ГОРОД.


...Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! У нее есть своя душа, своя жизнь... Каждый ее камень хра­нит надпись, начертанную временем и роком, надпись богатую, обильную мыслями, чувствами и вдохновением для ученого, патриота и поэта!.. Как у океана, у нее есть свой язык, язык сильный, звучный!..

(По М. Лермонтову.)


  1. От данных глаголов (открыть, оживать, рисовать, блес­нуть) образовать возможные причастия, внести их в таблицу, начерченную на доске.





Причастия


ГЛАГОЛЫ

действ.

действ.

страд.

страд.


наст.

прошед.

наст.

прошед.


времени

времени

времени

времени

1. Переходные несовершенного ви­да






+

+

+

+

2. Непереходные несовершенного вида

Непереходные несовершенного вида






+

+

3. Переходные совершенного вида

+

+

--




4. Непереходные совершенного вида


_

+

_

_





  1. Игра «Кто больше?». Учитель называет причастие с су­ществительным, учащиеся объясняют, когда их можно употре­бить (при описании лица человека), и придумывают свои при­меры.

а) Сощуренные глазки, полуприкрытые глаза... б) Напряженный взгляд... в) Поджатые губы, прикушенная губа, сомкнутые губы..


Дополнительное задание: включить эти словосочетания в небольшой текст описания человека.

  1. Пока класс работает со словосочетаниями к теме «Порт­рет», один из учащихся делает на доске синтаксический разбор предложения Обвешанный водорослями камень кажется привя­занным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от берега, (М. Горький.)

  2. Индивидуальное задание: объяснить графиче­ски способ образования причастий потерянный, обещанный, разменянный, замешенный.

IV. Итоговый фронтальный опрос в конце урока: 1) Как об­разуются действительные и страдательные причастия прошед­шего времени? 2) Что общего в образовании действительных и страдательных причастий прошедшего времени? А настоящего? |И в том и в другом случае учитывается спряжение глагола, от которого зависит написание гласной в суффиксе. Учащиеся приводят свои примеры.)

Анализ текста.


С дивной, сказочной быстротой залечил наш народ нанесенные войной раны. Поднялись из руии сожженные села и разрушенные города. Много угля дают стране возвращенные к жизни шахты Донбасса. Золотится хлеб на полях, за годы войны заросших бурьяном. Дымят трубы восстановленных заводов и фабрик.

(По М. Шолохову.)

Домашнее задание: § 19. Составить связный рассказ по таблице на с. 52. Упр. 110. Разобрать предложение Гулко била волною1 вздыбленная река, уже подернутая салом в про­токах и схваченная2 ледком у берегов.4

(В. Астафьев.)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!