Для профессиональной деятельности человека характерны нововведения, инновации, практические достижения . Все это является результатом поисков. Этот процесс не может быть стихийным, он становятся предметом изучения, анализа и внедрения в практику.
Условия формирования моего вклада в развитие образования были следующими:
Изучение трудов педагогов-классиков, ученых- методистов на тему «Интеграция», также научно-методических материалов по формированию компетенций обучающихся; прохождение курсов «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС основного общего и среднего общего образования", выступление на педагогическом совете с докладом «Формирование компетенций учащихся во внеурочной деятельности», транслирование опыта на сайтах «Мультиурок». «Знанио», «Нс- портал».
Что представляет собой понятие интеграция? Интеграция - это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе .
Ведущая педагогическая идея- Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления школьников, оптимизации учебно-познавательной деятельности, формировании самостоятельности учащихся и целостного взгляда на мир.
Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции содержания: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая)5.
Пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания (рис. 1).
Например, образ природы (весна) раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте; в музыке – через звуки природы, песни и т.п.
Например, на интегрированном уроке в 6-м классе «Отчего ты на других непохожий?» (Образ неизвестного цветка в сказке - были А. Платонова «Неизвестный цветок») использовались следующие художественные средства: звук (музыкальное искусство) - «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»; слово (литературное чтение, сочинение - миниатюра); цвет, свет (изобразительное искусство) - изображение неизвестного цветка. Все эти художественные средства помогли создать целостный образ неизвестного цветка.
Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются (рис. 2). Например, можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.
Рис. 2. Спиралевидная форма организации содержания интегрированного урока (блока)
. Например, на интегрированном уроке «Магия романтики (по произведениям А. Грина)», размышляя о сложности человеческих характеров, о жестокости и равнодушии, зависти и злобе, о доброте и мужестве, учащиеся создают ассоциативно - цветовую «палитру чувств», тем самым обобщая разговор о многогранности души человека.
Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро – зло), познании целого через часть, множества и через единичность и т.п. (рис. 3).
Рис. 3. Контрастная форма организации содержания интегрированного урока (блока)
Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, побуждает детей к рефлексии, самооценке. Например, чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Синие листья», сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» раскрывает перед учащимися ценность дружбы в сравнении с ненавистью, враждой.
Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. (рис. 4). Известны такие виды уроков, как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование и т.п.
Рис. 4. Взаимопроникающая форма организации содержания интегрированного урока (блока)
Например, в основу обобщающего урока в 6-ом классе «Путешествие в страну Русского языка» легла игровая деятельность. Кроме того, использовались интерактивные формы урока: элементы театральной педагогики (сценки с участием частей речи), музыка (песня королевы Двоек и частей речи), живопись (создание карты, дети ведут определенные подсчеты) страны Русского языка), познавательная деятельность (кроссворды, ребусы по русскому языку, написание лингвистических сказок). Учитель должен умело переключать детей с одного вида деятельности на другой (с сюжетно-ролевой игры – на дидактическую, затем – на строительно-конструктивную, театральную и т.д.). Объем содержания и степень проникновения другого вида деятельности в основную зависит от поставленных учителем задач и уровня развития учащихся данного класса.
Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия. Ее подготовка и реализация требуют высокого профессионализма педагога (рис. 5): дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение.
Рис. 5. Индивидуально-дифференцированная форма организации содержания интегрированного урока (блока)
Учителю важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой. Например, при проведении урока-сказки по теме «Сказки А.С. Пушкина» учитель предлагает различные задания: нарисовать только героев сказки, нарисовать только декорации, сделать декорации из различного природного материала, сочинить для постановки свою сказку по мотивам сказок А.С. Пушкина и т.п. Каждый учащийся решает, в какой группе он будет работать, при этом после представления своей работы он может переключиться на другой вид деятельности, например инсценирование сказки и т.д.
Такая форма организации образовательного процесса требует от учителя глубоких знаний индивидуальных особенностей детей, умения объединять их в дифференцированные подгруппы.
Технология реализации - межпредметные связи:
Музыка на уроках русского языка и литературы создаёт непринужденную атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу быта, природы. На таком интегрированном уроке воспитательная функция музыки не менее важна, чем образовательная. Так как при прослушивании какого-либо произведения на уроке, я чаще всего сообщаю и краткие данные об авторе, и историю создания произведения. Это позволяет и способствует расширению кругозора учащихся.
От меня, в свою очередь, требуется основательная подготовка к подобной интеграции. Чтобы урок превратился в волнующую встречу с музыкой, композитором, мне необходимо, прежде всего, знать произведения, прослушиваемые в данном классе, регулярно прослушивать новые записи, собирать биографические данные о композиторах, занимательные рассказы о музыке.
Интегрирую русский язык с изобразительным искусством. Интеграция этих предметов играет важную роль в развитии умственных способностей, активизации мышления, развитии пространственного представления, а также в развитии речи и эмоциональной выразительности ребёнка.
На интегрированных уроках русского языка и изобразительного искусства предметом изучения чаще всего становятся произведения живописи. По ходу изложения материала я знакомлю детей с биографией художника, с историей создания картины. Одновременно, обсуждаем и анализируем произведение, внимание детей сосредотачивается на теме, изложением на холсте. В результате знакомства с живописью, дети учатся сопоставлять изображённое на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это в свою очередь способствует развитию логического мышления. Работа по картине стимулирует речевую деятельность школьников, развивает и обогащает их словарный запас. Осуществление интеграции предметов русского языка и изобразительного искусства предполагает так же и самостоятельную творческую деятельность детей на уроке.
Интегрирую литературу с экологией. На уроках литературы чувственное восприятие предметов и явлении природы все время сопровождается работой по развитию речи детей.
Помня о том, что развитие речи - это принцип работы, как по литературе, так и по русскому языку, при обучении связной речи, при изучении темы "Текст" использую сочинения, на материале которых воспитываю в детях любовь к природе. Сочинения воспитывают у детей любовь к природе, помогают им осознать нравственные требования современности. В свои рассказы дети вводят (в меру!) цитаты, вклеивают иллюстрации. Цель такой работы – создать художественную эмоционально- конкретную словесную картину о природе.
Также ученикам предлагаю коллективно составлять небольшие рассказы по картине. В таком рассказе непременно бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
Интеграция в образовании – это особое деловое сотрудничество учителей в коллективе, учащихся в творческих группах, учащихся в процессе решения определенной проблемы, темы, направления работы.
В соответстии с этим у учащегося происходит (коммуникативные и общекультурные компетенции)
Развитие коммуникативно- речевых умений:
Умение составлять связное устное высказывание
Умение соблюдать грамматические нормы
Умение выделять интонационно-значимые части высказывания
Умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения
Умение соблюдать определенный стиль речи в сообщениях и докладах
Умение использовать различные средства наглядности
Развитие учебно- информационных умений (информационные, компетенции)
умение извлекать информацию из различных источников
умение составлять план
умение отбирать материал по заданной теме
умение составлять письменные тезисы
умение подбирать цитаты
умение составлять таблицы, схемы и графики., умение связывать факты биографии писателя с историческим материалом
Развитие аналитических умений ) компетенции учебно-познаватальные
Умение сопоставлять явления и факты
-Умение выделять главное
-Умение составлять из отдельных элементов целую картину
-Умение формулировать общую проблему
-Умение делать философские, экономические, политические, нравственные выводы
Отдельные приемы интеграции Моя методическая копилка пополнилась и несколькими интегративными заданиями, которые придумала сама.
1 Помимо литературного материала учебника собираю тексты из программных произведений по разным темам. Например, при закреплении темы «Причастия», «Причастный оборот», использую предложения, помогающие узнать произведения.
Задание: указать действительные и страдательные причастия.
За ним шагает русский городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. (А.П.Чехов. «Хамелеон»)
И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала… (И.Бунин «Цифра»)
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело. (И.Бунин «Лапти»)
Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом. (Горький «Данко»)
Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего солнца. (Горький «Данко»)
Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грузным топотом людей, переносящих тяжести. (Леонид Андреев «Кусака»)
Это малое изменило ее до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться как атлас.
Домашнее задание ребята получили соответствующее: найти и выписать из учебника литературы предложения с причастиями и причастными оборотами, так чтобы одноклассники узнали это произведение и назвали автора. Таким образом, помимо цели, которую я ставила по русскому языку: повторить понятие о причастном обороте и закрепить новые постановки знаков препинания, я осуществляю цель литературную: повторить изученные произведения.
Задание с видео 2
На уроках русского языка в 8 классе привлекаю учащихся к работе с мини-фильмами, ставя перед ними основную задачу – при просмотре выявить главную идею данного клипа. Ученикам предлагается к просмотру 1 видео, потом написать небольшое сочинение-размышление по просмотренному мини-фильму, рассуждая об основные идеи видеофрагмента, музыкальном сопровождении, роли названия, актёрской игре и т.д. Такая работа вызывает у обучающихся интерес, учит считывать код произведения, рассматривать произведение искусства как целостное. Пьеса Шекспира «Ромео и Джульетта»- смотрели трейлеры фильма (ромео+ Джульетта 96, 2013 , фильм-балет Советский 54 Года, фильм 68 года) постановка «Мещанин во дворянстве « с В. Этушем ф театре имени Вахтангова, Господин Журден (интервью) !!! Станционный смотритель, Шинель- Гоголя.
3 задание Использование краеведческого материала на уроках – прекрасное средство воспитания любви к своему краю и родной природе. В кабинете имеется дидактический материал поэтических и прозаических произведений местных авторов, который я использую в работе.
Разработка и реализации программы драматического кружка «Арлекино»
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий: игра, беседа, инсценирование прочитанного произведения, мастерская костюма, декораций, постановка спектакля, экскурсия, выступление.
Дети занимаются 1 час в неделю, 34 часа в год, 7 часов из которых – это занятия культуры и техники речи. Инсценируют общеизвестные литературные и народные сказки «Морозко», «Гуси-лебеди», «Колобок» и др.
Также они создают стихи, презентации, фотоотчеты о занятиях в драматическом кружке.
N п\п
Содержание программы
Всего часов
1.
Вводное занятие, заключительное занятие
2
2.
Театральная игра
15
3.
Культура и техника речи
7
4.
Ритмопластика
5
5.
Основы театральной культуры
4
6.
Индивидуальная работа
( в течение занятий)
7.
Просмотрово-информационный раздел
1
Итого:
34
В 2018 году мои актеры участвовали в муниципальном этапе областного конкурса театрализованных постановок «Играем Горького» и получили благодарственное письмо
Создание открытого интернет- сообщества «Высокий Оселок. Штрихи к портрету села» в социальной сети Вконтакте
Идея создания интернет- сообщества пришла ко мне в процессе сотрудничества с библиотекой, а также участия моих подопечных в различных конкурсах. А именно- 2019 г. Областной конкурс медиатворчества «Окно в мир» (Белова Наталья)- 2 место муниципальный этап (мы брали интервью у местной поэтессы Любови Максимовой, публиковались в газете «Сельские зори» и участвовали в данном конкурсе) , 2019 г. , Областной исследовательский краеведческий конкурс «Моя семья в истории моей страны» (Баранова Ксения)- 1 место, муниципальный этап (собирали материал о семейной реликвии).
Наше село- маленькое, неизвестное тем, кто не посещал здешние места. Конечно, его не поставишь в один ряд с крупными городами, живущими активной и насыщенной жизнью. Но у моей маленькой родины тоже есть своя история, люди, которыми можно и нужно гордиться, живописные места, достойные кисти художника. И у меня возникла идея создания группы родного села Высокий Оселок в социальной сети ВКОНТАКТЕ. Вскоре мы ее успешно реализовали. "Мы"- это мои учащиеся, которые помогают мне подбирать материал, пополнять архив фотографий, находить новых заинтересованных подписчиков.
В сообществе использованы данные книг кандидата исторических наук, доцента С. М. Ледрова "Спасской отчины судьба", "Малая родина -Спасский край", "Спасские кооператоры", статей заведующей Высокоосельской библиотекой Е.А. Лебедевой о селе Высокий Оселок, опубликованных в газете "Сельские зори" , собранные ею материалы по истории села. А также материалы школьного архива и детского поискового союза Высокоосельской школы ,руководитель- старшая вожатая и библиотекарь школы Н.П. Зудилова. Также мы публикуем свои фотографии и стихи известных авторов.
Просмотр содержимого документа
«Методический семинар на тему «Технология интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы как средство развития компетенций учащихся»»
Презентация практических достижений профессиональной деятельности педагога
Ричко Любовь Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МОУ «Высокоосельская ОШ»
Образование: высшее
Педагогический стаж: 10 лет
Имеющаяся квалификационная категория: не имеет
Профессиональное кредо:
«Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни».
Изучение трудов известных педагогов-классиков (Я. А. Коменского, В.О. Сухомлинского, К.Д.Ушинского), работы советских дидактов М.А. Данилова, С.П. Баранова; учёных-психологов Ю.А. Самарина, Г.И. Вергелиса; учёных-методистов М.Р. Львова, В.Г. Горецкого и др
*изучение научно – педагогической литературы , новых ФГОС, научно-методических материалов по формированию компетенций
*работа над темой самообразования;
*прохождение курсов повышения квалификации
Выступление
на педагогическом совете
Размещение материалов в педагогических интернет- сообществах
Интеграция в современной школе- одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогов , более эффективного и разумного воздействия на учащихся
Актуальность проблемы
противоречия
Стремление школьников естественным путем приблизиться к пониманию реального окружающего мира
Штампы в обучении
Необходимость целостного восприятия учебного материала
Возможность организации для ее усвоения
Автономность функционирования учебных предметов
Увеличение объема информации, включаемой в образование
« Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий». (И.Г. Песталоцци)
"Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи". (Я.А. Коменский )
«Интеграция- ведущая форма организации содержания образования на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектов окружающего мира». (Г.А. Монахова)
Теоретическое обоснование личного вклада педагога
в развитие образования
Цель:
Развитие ключевых компетенций учащихся посредством технологии интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы
и задачи педагогической деятельности
изучить педагогическую литературу по теме и проанализировать опыт применения различных приемов интеграции,
- систематизировать материал применения технологии интегрированного обучения и применять его на уроках русского языка и литературы;
-разработать интегрированные уроки литературы и русского языка и апробировать их в процессе обучения.
Ведущая педагогическая идея
«Обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на различные органы чувств и на разные сферы сознания».
(М. А. Рыбникова,
российский педагог, методист, фольклорист, литературовед)
Интеграция на уроках словесности способствует духовному и интеллектуальному развитию ученика, повышению его творческой самостоятельности, приобщает школьников к тайнам творческого процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Деятельностный аспект личного вклада педагога
в развитие образования
Главная цель интегрированного обучения— развитие творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы
Принципы интегрированного обучения:
синтезированность знаний;
углубленность изучения;
актуальность проблемы;
альтернативность и доказательность решения
Формы организации образовательного процесса на основе интеграции содержания
Творческая
Пластообразная
Спиралевидная
Контрастная
Взаимопроникающая
Деятельностный аспект личного вклада педагога
в развитие образования
метод опроса;
учебная дискуссия;
поисковая работа;
исследовательский метод;
анализ конкретных ситуаций;
выполнение индивидуальных заданий;
ролевая игра;
работа с разными источниками .
театрализация
Технология реализации-
межпредметнаяинтеграция,
интегрированный урок
Деятельностный аспект личного вклада педагога
в развитие образования
Ожидаемые результаты педагогической
деятельности:
развитие необходимых коммуникативно-речевых умений ;
развитие учебно- информационных умений;
развитие аналитических умений;
развитие творческих способностей обучающихся;
представление результатов экспериментов на выставках, конкурсах, конференциях, олимпиадах различного уровня;
овладение навыками саморегуляции во время публичного выступления.
Условия реализации :
выход за рамки одного предмета;
перенос акцента с восприятия на творческое проявление учащихся в деятельности;
включение в занятия развивающих творческих заданий;
взаимодействие с коллегами;
активные организационные формы учебных занятий;
системность во внедрении интегрированного обучения
Разработки интегрированных уроков
Задания интегрированного характера
Разработка программы драматического кружка «Арлекино»
Открытое интернет-сообщество «Высокий Оселок. Штрихи к портрету села»
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
Результативность профессиональной педагогической
деятельности и достигнутые эффекты
Участие учеников в конкурсах и исследовательских проектах
2017 г. Всероссийский конкурс сочинений (Силкин Олег)-1место, муниципальный этап
2019 г. Областной конкурс медиатворчества «Окно в мир» (Белова Наталья)- 2 место , муниципальный этап
2019 г. Областной исследовательский краеведческий конкурс «Моя семья в истории моей страны» (Баранова Ксения)-
1 место, муниципальный этап
Качество знаний
по русскому языку
за последние 2 года
Качество знаний по литературе
за последние 2 года
Транслируемость практических достижений
профессиональной деятельности педагогического работника
Транслируемость практических достижений
профессиональной деятельности педагогического работника