СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 10 классе по теме: «Причастие и деепричастие как особые формы глагола».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

 русского языка

 в 10 классе по теме:

 

«Причастие и деепричастие

как особые формы глагола».

 

 

 

Цель урока:

А) обобщение и систематизация изученного о причастии и деепричастии, сопоставление грамматических, морфологических и синтаксических свойств этих частей речи;

Б) формирование исследовательских навыков у учащихся;

В) воспитание любви к родному краю.

 

 

Оборудование:

  • Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ; 2009: Русский язык (Федеральный институт педагогических измерений). М., 2008;
  • Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Ч.1, Воронеж, 2005;
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2005;
  • Греков В.Ф., Крючков С.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2004;
  • Кучеренко Н.Д. Тесты по русскому языку. М. 1998;
  • Тесты, материалы по орфоэпии;
  • Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. Единый государственный экзамен. Русский язык. Тренировочные задания. М. 2007.

 

Ход урока:

 

  1. Объявление темы урока.

Тема занятия «Причастие и деепричастие как особые формы глагола» однако наши эксперты на этот счёт имеют иное мнение. Эксперты выступают со своими исследованиями. Учитель ставит проблемный вопрос: в течение урока мы постараемся дать ответ на этот вопрос. (Проблемный вопрос – «Причастие и деепричастие – это особые формы  глагола или самостоятельные части речи?»)

 

  1. Орфоэпическая разминка.

На доске вывешены таблицы.

понявший – понятый

поднявший – поднятый

начавший – начатый

Учащимся предлагается поставить ударения и сделать необходимый вывод.

(Вывод 1. В действительных причастиях прошедшего времени ударение падает на второй слог, а в страдательных причастиях прошедшего времени ударение падает на первый слог).

Начатый – начат, начата, начато, начаты.

(Вывод 2. Во всех формах, кроме женского рода, ударение падает на первый слог).

Привлечённый – привлечён, привлечена, привлечено, привлечены.

(Вывод 3. В страдательных причастиях прошедшего времени с суффиксом «ённ» в полной форме, в краткой ударение падает на последний слог).

 

 

  1. Устная работа по учебнику

Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили  речи. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2005, стр. 91, упр. 187.

 

Выразительное чтение стихотворения

Слова какой части речи преобладают в стихотворении поэта Р. Саути «Лодорский водопад». К какому виду относятся все деепричастия? На какой вопрос они отвечают? Каким путём образованы данные деепричастия?

Учащимся предлагается расставить простым карандашом недостающие знаки  препинания. Каким образом на письме выделяются одиночные деепричастия и деепричастные обороты? Скажите, каково общее грамматическое значение деепричастия?

 

Выразительное чтение стихотворения Марины Цветаевой учителем:

 

Восхищенной и восхищённой,

Сны видящей средь бела дня,

Все спящей видели меня,

Никто меня не видел сонной.

 

И оттого, что целый день

Сны проплывают пред глазами,

Уж ночью мне ложиться  - лень.

И вот, тоскующая тень,

Стою над спящими друзьями.

 

Слова какой части речи преобладают в данном стихотворении Марины Цветаевой? Каково общее  грамматическое значение причастия?

 

 

 

  1. Слово учителя.

Причастие и деепричастие – двуликие части речи, образно мы можем сравнить их с двуликим Янусом из римской мифологии. Они имеют как будто бы два лица, две ипостаси. Откройте тетради для составления опорных схем. Наша опорная схема имеет название: «Морфологические признаки причастия и деепричастия».

(К доске предлагается выйти для составления этой схемы двум учащимся).

 

                   Причастие                                                              Деепричастие

свойства глагола

 

+

свойства прилагательного

 

свойства глагола

+

свойства наречия

вид

 

 

 

падеж

(полная форма)

 

Вид

 

неизменяемость

возвратность

 

 

 

число

 

Возвратность

 

 

время

 

 

 

род

(ед.ч.)

 

 

 

 

залог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Работа по вариантам.

 

1 вариант

2 вариант

Выполняют морфологический разбор причастия

Выполняют морфологический разбор деепричастия

 

Таким образом, мы подробно рассмотрели морфологические свойства причастия и деепричастия.

В пункте 3 морфологического разбора, каким членом предложения было выражено причастие? Деепричастие? Каковы синтаксические свойства причастия и деепричастия? Понаблюдаем за свойствами  причастия и деепричастия в предложении: «В конце января, овеянного первой оттепелью, дурманя голову и сводя с ума, хорошо пахнут вишнёвые сады.

Задание: найти причастный и деепричастный оборот, сформулировать правила постановки запятых при этих оборотах и составить схему данного предложения.

 

 

  1. Работа с учебником.

Морфемный признак причастия и деепричастия тесно связан с их образованием.

Работа по учебнику Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили  речи. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2005, стр. 88. и по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2004.

Учащимся предлагается прокомментировать таблицы и схемы. Учитель обращает внимание учащихся на то, что не следует  путать видовые пары глаголов при образовании причастий и деепричастий.

Запись в тетради:

Решать – решающий                 решить – решивший

                решавший                                   решённый

                решаемый

 

решаться – решающийся          решиться – решившийся

                   решавшийся   

 

  1. Работа у доски.

(У доски работает два ученика)

От глагола образовать действительное  причастие прошедшего времени и деепричастие.

Распуститься

Распускаться

Распустившийся

Распустившись

Распускавшиеся

Распускаясь

Учащиеся производят морфемный разбор.

Вывод: причастие имеет окончание, а у деепричастий оно отсутствует, т.к. деепричастие является неизменяемым.

 

  1. Исправьте предложение.

«Политики, ещё вчера имеющие большое влияние, сегодня почти забыты» (Политики, , ещё вчера имевшие большое влияние, сегодня почти забыты.)

 

«Испытывая прибор, мы получили неожиданный результат».     (Испытав прибор, мы получили неожиданный результат).

 

 

  1. Выводы:
  1. при употреблении в речи видо-временные формы причастий и деепричастий должны соотноситься со смыслом всего предложения;
  2. в личных предложениях деепричастия относятся к глаголу – сказуемому и обозначают добавочное действие подлежащего (Волны шумят, ударяясь о скалы.);
  3. в безличных предложениях деепричастие может употребляться тогда, когда оно указывает на действие того же лица, что и сказуемое (Изучая иностранный язык, необходимо много читать.);

Закрепление данного материала рекомендуется провести по тестам пособий: Кучеренко Н.Д. Тесты по русскому языку. М. 1998. Разделы: «Причастие, деепричастие». (В оставшееся  время).

 

  1. Подведение итогов урока.

О каких частях речи мы говорили на сегодняшнем уроке?

На какие свойства причастия и деепричастия мы обратили внимание? Что нового вы узнали сегодня об этих частях речи? Как вы считаете, причастие и деепричастие – это особые формы глагола или самостоятельные части речи?

 

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение- рассуждение на тему «Загадки причастия и деепричастия».

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 10 классе по теме: «Причастие и деепричастие как особые формы глагола».»



Открытый урок

русского языка

в 10 классе по теме:


«Причастие и деепричастие

как особые формы глагола».




Цель урока:

А) обобщение и систематизация изученного о причастии и деепричастии, сопоставление грамматических, морфологических и синтаксических свойств этих частей речи;

Б) формирование исследовательских навыков у учащихся;

В) воспитание любви к родному краю.



Оборудование:

  • Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ; 2009: Русский язык (Федеральный институт педагогических измерений). М., 2008;

  • Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Ч.1, Воронеж, 2005;

  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2005;

  • Греков В.Ф., Крючков С.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2004;

  • Кучеренко Н.Д. Тесты по русскому языку. М. 1998;

  • Тесты, материалы по орфоэпии;

  • Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. Единый государственный экзамен. Русский язык. Тренировочные задания. М. 2007.


Ход урока:


  1. Объявление темы урока.

Тема занятия «Причастие и деепричастие как особые формы глагола» однако наши эксперты на этот счёт имеют иное мнение. Эксперты выступают со своими исследованиями. Учитель ставит проблемный вопрос: в течение урока мы постараемся дать ответ на этот вопрос. (Проблемный вопрос – «Причастие и деепричастие – это особые формы глагола или самостоятельные части речи?»)


  1. Орфоэпическая разминка.

На доске вывешены таблицы.

понявший – понятый

поднявший – поднятый

начавший – начатый

Учащимся предлагается поставить ударения и сделать необходимый вывод.

(Вывод 1. В действительных причастиях прошедшего времени ударение падает на второй слог, а в страдательных причастиях прошедшего времени ударение падает на первый слог).

Начатый – начат, начата, начато, начаты.

(Вывод 2. Во всех формах, кроме женского рода, ударение падает на первый слог).

Привлечённый – привлечён, привлечена, привлечено, привлечены.

(Вывод 3. В страдательных причастиях прошедшего времени с суффиксом «ённ» в полной форме, в краткой ударение падает на последний слог).



  1. Устная работа по учебнику

Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2005, стр. 91, упр. 187.


Выразительное чтение стихотворения

Слова какой части речи преобладают в стихотворении поэта Р. Саути «Лодорский водопад». К какому виду относятся все деепричастия? На какой вопрос они отвечают? Каким путём образованы данные деепричастия?

Учащимся предлагается расставить простым карандашом недостающие знаки препинания. Каким образом на письме выделяются одиночные деепричастия и деепричастные обороты? Скажите, каково общее грамматическое значение деепричастия?


Выразительное чтение стихотворения Марины Цветаевой учителем:


Восхищенной и восхищённой,

Сны видящей средь бела дня,

Все спящей видели меня,

Никто меня не видел сонной.


И оттого, что целый день

Сны проплывают пред глазами,

Уж ночью мне ложиться - лень.

И вот, тоскующая тень,

Стою над спящими друзьями.


Слова какой части речи преобладают в данном стихотворении Марины Цветаевой? Каково общее грамматическое значение причастия?




  1. Слово учителя.

Причастие и деепричастие – двуликие части речи, образно мы можем сравнить их с двуликим Янусом из римской мифологии. Они имеют как будто бы два лица, две ипостаси. Откройте тетради для составления опорных схем. Наша опорная схема имеет название: «Морфологические признаки причастия и деепричастия».

(К доске предлагается выйти для составления этой схемы двум учащимся).


Причастие Деепричастие

свойства глагола


+

свойства прилагательного


свойства глагола

+

свойства наречия

вид




падеж

(полная форма)


Вид


неизменяемость

возвратность




число


Возвратность



время




род

(ед.ч.)





залог













  1. Работа по вариантам.


1 вариант

2 вариант

Выполняют морфологический разбор причастия

Выполняют морфологический разбор деепричастия


Таким образом, мы подробно рассмотрели морфологические свойства причастия и деепричастия.

В пункте 3 морфологического разбора, каким членом предложения было выражено причастие? Деепричастие? Каковы синтаксические свойства причастия и деепричастия? Понаблюдаем за свойствами причастия и деепричастия в предложении: «В конце января, овеянного первой оттепелью, дурманя голову и сводя с ума, хорошо пахнут вишнёвые сады.

Задание: найти причастный и деепричастный оборот, сформулировать правила постановки запятых при этих оборотах и составить схему данного предложения.



  1. Работа с учебником.

Морфемный признак причастия и деепричастия тесно связан с их образованием.

Работа по учебнику Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2005, стр. 88. и по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2004.

Учащимся предлагается прокомментировать таблицы и схемы. Учитель обращает внимание учащихся на то, что не следует путать видовые пары глаголов при образовании причастий и деепричастий.

Запись в тетради:

Решать – решающий решить – решивший

решавший решённый

решаемый


решаться – решающийся решиться – решившийся

решавшийся


  1. Работа у доски.

(У доски работает два ученика)

От глагола образовать действительное причастие прошедшего времени и деепричастие.

Распуститься

Распускаться

Распустившийся

Распустившись

Распускавшиеся

Распускаясь

Учащиеся производят морфемный разбор.

Вывод: причастие имеет окончание, а у деепричастий оно отсутствует, т.к. деепричастие является неизменяемым.


  1. Исправьте предложение.

«Политики, ещё вчера имеющие большое влияние, сегодня почти забыты» (Политики, , ещё вчера имевшие большое влияние, сегодня почти забыты.)


«Испытывая прибор, мы получили неожиданный результат». (Испытав прибор, мы получили неожиданный результат).



  1. Выводы:

  1. при употреблении в речи видо-временные формы причастий и деепричастий должны соотноситься со смыслом всего предложения;

  2. в личных предложениях деепричастия относятся к глаголу – сказуемому и обозначают добавочное действие подлежащего (Волны шумят, ударяясь о скалы.);

  3. в безличных предложениях деепричастие может употребляться тогда, когда оно указывает на действие того же лица, что и сказуемое (Изучая иностранный язык, необходимо много читать.);

Закрепление данного материала рекомендуется провести по тестам пособий: Кучеренко Н.Д. Тесты по русскому языку. М. 1998. Разделы: «Причастие, деепричастие». (В оставшееся время).


  1. Подведение итогов урока.

О каких частях речи мы говорили на сегодняшнем уроке?

На какие свойства причастия и деепричастия мы обратили внимание? Что нового вы узнали сегодня об этих частях речи? Как вы считаете, причастие и деепричастие – это особые формы глагола или самостоятельные части речи?


  1. Домашнее задание.

Написать сочинение- рассуждение на тему «Загадки причастия и деепричастия».








Воронежская область, Семилукский район

МОУ Казинская СОШ












Открытый урок

русского языка

в 10 классе по теме:


«Причастие и деепричастие

как особые формы глагола».





Урок разработан: учителем русского языка

и литературы

Канаевой Маргаритой Владимировной













2009


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!