Открытый урок
русского языка
в 10 классе по теме:
«Причастие и деепричастие
как особые формы глагола».
Цель урока:
А) обобщение и систематизация изученного о причастии и деепричастии, сопоставление грамматических, морфологических и синтаксических свойств этих частей речи;
Б) формирование исследовательских навыков у учащихся;
В) воспитание любви к родному краю.
Оборудование:
- Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ; 2009: Русский язык (Федеральный институт педагогических измерений). М., 2008;
- Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Ч.1, Воронеж, 2005;
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2005;
- Греков В.Ф., Крючков С.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2004;
- Кучеренко Н.Д. Тесты по русскому языку. М. 1998;
- Тесты, материалы по орфоэпии;
- Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. Единый государственный экзамен. Русский язык. Тренировочные задания. М. 2007.
Ход урока:
- Объявление темы урока.
Тема занятия «Причастие и деепричастие как особые формы глагола» однако наши эксперты на этот счёт имеют иное мнение. Эксперты выступают со своими исследованиями. Учитель ставит проблемный вопрос: в течение урока мы постараемся дать ответ на этот вопрос. (Проблемный вопрос – «Причастие и деепричастие – это особые формы глагола или самостоятельные части речи?»)
- Орфоэпическая разминка.
На доске вывешены таблицы.
понявший – понятый
поднявший – поднятый
начавший – начатый
Учащимся предлагается поставить ударения и сделать необходимый вывод.
(Вывод 1. В действительных причастиях прошедшего времени ударение падает на второй слог, а в страдательных причастиях прошедшего времени ударение падает на первый слог).
Начатый – начат, начата, начато, начаты.
(Вывод 2. Во всех формах, кроме женского рода, ударение падает на первый слог).
Привлечённый – привлечён, привлечена, привлечено, привлечены.
(Вывод 3. В страдательных причастиях прошедшего времени с суффиксом «ённ» в полной форме, в краткой ударение падает на последний слог).
- Устная работа по учебнику –
Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2005, стр. 91, упр. 187.
Выразительное чтение стихотворения
Слова какой части речи преобладают в стихотворении поэта Р. Саути «Лодорский водопад». К какому виду относятся все деепричастия? На какой вопрос они отвечают? Каким путём образованы данные деепричастия?
Учащимся предлагается расставить простым карандашом недостающие знаки препинания. Каким образом на письме выделяются одиночные деепричастия и деепричастные обороты? Скажите, каково общее грамматическое значение деепричастия?
Выразительное чтение стихотворения Марины Цветаевой учителем:
Восхищенной и восхищённой,
Сны видящей средь бела дня,
Все спящей видели меня,
Никто меня не видел сонной.
И оттого, что целый день
Сны проплывают пред глазами,
Уж ночью мне ложиться - лень.
И вот, тоскующая тень,
Стою над спящими друзьями.
Слова какой части речи преобладают в данном стихотворении Марины Цветаевой? Каково общее грамматическое значение причастия?
- Слово учителя.
Причастие и деепричастие – двуликие части речи, образно мы можем сравнить их с двуликим Янусом из римской мифологии. Они имеют как будто бы два лица, две ипостаси. Откройте тетради для составления опорных схем. Наша опорная схема имеет название: «Морфологические признаки причастия и деепричастия».
(К доске предлагается выйти для составления этой схемы двум учащимся).
Причастие Деепричастие
свойства глагола
|
+
|
свойства прилагательного
|
|
свойства глагола
|
+
|
свойства наречия
|
вид
|
|
падеж
(полная форма)
|
|
Вид
|
|
неизменяемость
|
возвратность
|
|
число
|
|
Возвратность
|
|
|
время
|
|
род
(ед.ч.)
|
|
|
|
|
залог
|
|
|
|
|
|
|
- Работа по вариантам.
1 вариант
|
2 вариант
|
Выполняют морфологический разбор причастия
|
Выполняют морфологический разбор деепричастия
|
Таким образом, мы подробно рассмотрели морфологические свойства причастия и деепричастия.
В пункте 3 морфологического разбора, каким членом предложения было выражено причастие? Деепричастие? Каковы синтаксические свойства причастия и деепричастия? Понаблюдаем за свойствами причастия и деепричастия в предложении: «В конце января, овеянного первой оттепелью, дурманя голову и сводя с ума, хорошо пахнут вишнёвые сады.
Задание: найти причастный и деепричастный оборот, сформулировать правила постановки запятых при этих оборотах и составить схему данного предложения.
- Работа с учебником.
Морфемный признак причастия и деепричастия тесно связан с их образованием.
Работа по учебнику Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2005, стр. 88. и по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2004.
Учащимся предлагается прокомментировать таблицы и схемы. Учитель обращает внимание учащихся на то, что не следует путать видовые пары глаголов при образовании причастий и деепричастий.
Запись в тетради:
Решать – решающий решить – решивший
решавший решённый
решаемый
решаться – решающийся решиться – решившийся
решавшийся
- Работа у доски.
(У доски работает два ученика)
От глагола образовать действительное причастие прошедшего времени и деепричастие.
Распуститься
|
Распускаться
|
Распустившийся
Распустившись
|
Распускавшиеся
Распускаясь
|
Учащиеся производят морфемный разбор.
Вывод: причастие имеет окончание, а у деепричастий оно отсутствует, т.к. деепричастие является неизменяемым.
- Исправьте предложение.
«Политики, ещё вчера имеющие большое влияние, сегодня почти забыты» (Политики, , ещё вчера имевшие большое влияние, сегодня почти забыты.)
«Испытывая прибор, мы получили неожиданный результат». (Испытав прибор, мы получили неожиданный результат).
- Выводы:
- при употреблении в речи видо-временные формы причастий и деепричастий должны соотноситься со смыслом всего предложения;
- в личных предложениях деепричастия относятся к глаголу – сказуемому и обозначают добавочное действие подлежащего (Волны шумят, ударяясь о скалы.);
- в безличных предложениях деепричастие может употребляться тогда, когда оно указывает на действие того же лица, что и сказуемое (Изучая иностранный язык, необходимо много читать.);
Закрепление данного материала рекомендуется провести по тестам пособий: Кучеренко Н.Д. Тесты по русскому языку. М. 1998. Разделы: «Причастие, деепричастие». (В оставшееся время).
- Подведение итогов урока.
О каких частях речи мы говорили на сегодняшнем уроке?
На какие свойства причастия и деепричастия мы обратили внимание? Что нового вы узнали сегодня об этих частях речи? Как вы считаете, причастие и деепричастие – это особые формы глагола или самостоятельные части речи?
- Домашнее задание.
Написать сочинение- рассуждение на тему «Загадки причастия и деепричастия».
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 10 классе по теме: «Причастие и деепричастие как особые формы глагола».»
Открытый урок
русского языка
в 10 классе по теме:
«Причастие и деепричастие
как особые формы глагола».
Цель урока:
А) обобщение и систематизация изученного о причастии и деепричастии, сопоставление грамматических, морфологических и синтаксических свойств этих частей речи;
Б) формирование исследовательских навыков у учащихся;
В) воспитание любви к родному краю.
Оборудование:
Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ; 2009: Русский язык (Федеральный институт педагогических измерений). М., 2008;
Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Ч.1, Воронеж, 2005;
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2005;
Греков В.Ф., Крючков С.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2004;
Кучеренко Н.Д. Тесты по русскому языку. М. 1998;
Тесты, материалы по орфоэпии;
Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. Единый государственный экзамен. Русский язык. Тренировочные задания. М. 2007.
Ход урока:
Объявление темы урока.
Тема занятия «Причастие и деепричастие как особые формы глагола» однако наши эксперты на этот счёт имеют иное мнение. Эксперты выступают со своими исследованиями. Учитель ставит проблемный вопрос: в течение урока мы постараемся дать ответ на этот вопрос. (Проблемный вопрос – «Причастие и деепричастие – это особые формы глагола или самостоятельные части речи?»)
Орфоэпическая разминка.
На доске вывешены таблицы.
понявший – понятый
поднявший – поднятый
начавший – начатый
Учащимся предлагается поставить ударения и сделать необходимый вывод.
(Вывод 1. В действительных причастиях прошедшего времени ударение падает на второй слог, а в страдательных причастиях прошедшего времени ударение падает на первый слог).
Начатый – начат, начата, начато, начаты.
(Вывод 2. Во всех формах, кроме женского рода, ударение падает на первый слог).
Привлечённый – привлечён, привлечена, привлечено, привлечены.
(Вывод 3. В страдательных причастиях прошедшего времени с суффиксом «ённ» в полной форме, в краткой ударение падает на последний слог).
Устная работа по учебнику –
Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2005, стр. 91, упр. 187.
Выразительное чтение стихотворения
Слова какой части речи преобладают в стихотворении поэта Р. Саути «Лодорский водопад». К какому виду относятся все деепричастия? На какой вопрос они отвечают? Каким путём образованы данные деепричастия?
Учащимся предлагается расставить простым карандашом недостающие знаки препинания. Каким образом на письме выделяются одиночные деепричастия и деепричастные обороты? Скажите, каково общее грамматическое значение деепричастия?
Выразительное чтение стихотворения Марины Цветаевой учителем:
Восхищенной и восхищённой,
Сны видящей средь бела дня,
Все спящей видели меня,
Никто меня не видел сонной.
И оттого, что целый день
Сны проплывают пред глазами,
Уж ночью мне ложиться - лень.
И вот, тоскующая тень,
Стою над спящими друзьями.
Слова какой части речи преобладают в данном стихотворении Марины Цветаевой? Каково общее грамматическое значение причастия?
Слово учителя.
Причастие и деепричастие – двуликие части речи, образно мы можем сравнить их с двуликим Янусом из римской мифологии. Они имеют как будто бы два лица, две ипостаси. Откройте тетради для составления опорных схем. Наша опорная схема имеет название: «Морфологические признаки причастия и деепричастия».
(К доске предлагается выйти для составления этой схемы двум учащимся).
Причастие Деепричастие
свойства глагола | + | свойства прилагательного | | свойства глагола | + | свойства наречия |
вид | | падеж (полная форма) | | Вид | | неизменяемость |
возвратность | | число | | Возвратность | | |
время | | род (ед.ч.) | | | | |
залог | | | | | | |
Работа по вариантам.
1 вариант | 2 вариант |
Выполняют морфологический разбор причастия | Выполняют морфологический разбор деепричастия |
Таким образом, мы подробно рассмотрели морфологические свойства причастия и деепричастия.
В пункте 3 морфологического разбора, каким членом предложения было выражено причастие? Деепричастие? Каковы синтаксические свойства причастия и деепричастия? Понаблюдаем за свойствами причастия и деепричастия в предложении: «В конце января, овеянного первой оттепелью, дурманя голову и сводя с ума, хорошо пахнут вишнёвые сады.
Задание: найти причастный и деепричастный оборот, сформулировать правила постановки запятых при этих оборотах и составить схему данного предложения.
Работа с учебником.
Морфемный признак причастия и деепричастия тесно связан с их образованием.
Работа по учебнику Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2005, стр. 88. и по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2004.
Учащимся предлагается прокомментировать таблицы и схемы. Учитель обращает внимание учащихся на то, что не следует путать видовые пары глаголов при образовании причастий и деепричастий.
Запись в тетради:
Решать – решающий решить – решивший
решавший решённый
решаемый
решаться – решающийся решиться – решившийся
решавшийся
Работа у доски.
(У доски работает два ученика)
От глагола образовать действительное причастие прошедшего времени и деепричастие.
Распуститься | Распускаться |
Распустившийся Распустившись | Распускавшиеся Распускаясь |
Учащиеся производят морфемный разбор.
Вывод: причастие имеет окончание, а у деепричастий оно отсутствует, т.к. деепричастие является неизменяемым.
Исправьте предложение.
«Политики, ещё вчера имеющие большое влияние, сегодня почти забыты» (Политики, , ещё вчера имевшие большое влияние, сегодня почти забыты.)
«Испытывая прибор, мы получили неожиданный результат». (Испытав прибор, мы получили неожиданный результат).
Выводы:
при употреблении в речи видо-временные формы причастий и деепричастий должны соотноситься со смыслом всего предложения;
в личных предложениях деепричастия относятся к глаголу – сказуемому и обозначают добавочное действие подлежащего (Волны шумят, ударяясь о скалы.);
в безличных предложениях деепричастие может употребляться тогда, когда оно указывает на действие того же лица, что и сказуемое (Изучая иностранный язык, необходимо много читать.);
Закрепление данного материала рекомендуется провести по тестам пособий: Кучеренко Н.Д. Тесты по русскому языку. М. 1998. Разделы: «Причастие, деепричастие». (В оставшееся время).
Подведение итогов урока.
О каких частях речи мы говорили на сегодняшнем уроке?
На какие свойства причастия и деепричастия мы обратили внимание? Что нового вы узнали сегодня об этих частях речи? Как вы считаете, причастие и деепричастие – это особые формы глагола или самостоятельные части речи?
Домашнее задание.
Написать сочинение- рассуждение на тему «Загадки причастия и деепричастия».
Воронежская область, Семилукский район
МОУ Казинская СОШ
Открытый урок
русского языка
в 10 классе по теме:
«Причастие и деепричастие
как особые формы глагола».
Урок разработан: учителем русского языка
и литературы
Канаевой Маргаритой Владимировной
2009