Тема: Страдательные причастия прошедшего времени. § 19.
7 класс.
Цель: познакомить учащихся со способами образования страдательных причастий прошедшего времени, отработать навык написания гласной в суффиксе страдательных причастий прошедшего времени и пропедевтически с правилом написания нн.
Оборудование урока: таблица образования причастий, составленная учащимися.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Страдательное причастие" 7 класс»
Тема: Страдательные причастия прошедшего времени. § 19.
7 класс.
Цель: познакомить учащихся со способами образования страдательных причастий прошедшего времени, отработать навык написания гласной в суффиксе страдательных причастий прошедшего времени и пропедевтически с правилом написания нн.
Оборудование урока: таблица образования причастий, составленная учащимися.
Ход урока.
Организационнный момент.
I. Опрос.
Проверка упр. 106, назвать виды орфограмм на месте пропусков.
Разбор предложения из домашнего задания.
Индивидуальное задание: сделать синтаксический разбор предложения, обосновать постановку знаков. За окном, освещенным рассеянным светом, тускло серебрилось пшеничное1 поле.
Выборочно-объяснительный диктант.
I группа учащихся выписывает действительные причастия и доказывает правильность выбора, II группа находит страдательное причастие в отрывке из стихотворения Н. Асеева «Лад» и склоняет его вместе с определяемым словом.
А приходит мне в голову лучшее из лучших:
пробирающийся сквозь иглы колючие солнечный лучик,
пробивающаяся между плит исхоженных молодая травинка,
выступающая от чувств восторженных на глазах слезинка.
Чтение юмористической миниатюры Ф. Кривина, в которой интересно и доступно излагается сложный грамматический материал о страдательном причастии прошедшего времени. В дальнейшем эта миниатюра может стать образцом для сочинений на лингвистическую тему.
«Всеми обиженное, всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное — бедное Страдательное Причастие! Теперь оно причастие прошедшего времени и все у него в прошлом. А ведь было время...
Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое рассказывает оно Существительному, которое находится при нем в качестве его дополнения.
Ах, не говорите, не говорите! — говорит Страдательное Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит. — Одни страдания!
Существительное пробует кивнуть, но Причастие не позволяет ему даже этого.
Не говорите, не говорите!—развивает оно свою мысль.—Самое дорогое, что у меня есть,— это два нн в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тексте без Приставки или хотя бы без Пояснительного Слова, как я сразу же теряю одно н. Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это жизнь, скажите? Нет, нет, не говорите, не говорите...
Существительное стоит перед Причастием в винительном падеже, словно это оно виновато, что у Причастия все так неудачно складывается. А Причастие продолжает:
И главное, никакого просвета, никаких надежд... Даже будущего времени у нашего брата, Причастия, не бывает. А как прикажете жить без будущего?.
Объяснение нового материала.
Отвечая на вопросы, учащиеся приходят к самостоятельному выводу.
Чтение правила на с. 52-54 и выполнение упр. 108 с рассуждением учащихся: «Глагол на -ять — значит, суффикс –нн-» и т. д.
Тренировочные упражнения.
Выборочный диктант. Выписать страдательные причастия прошедшего времени, объяснить способ образования.
МОСКВА — НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ГОРОД.
...Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! У нее есть своя душа, своя жизнь... Каждый ее камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись богатую, обильную мыслями, чувствами и вдохновением для ученого, патриота и поэта!.. Как у океана, у нее есть свой язык, язык сильный, звучный!..
(По М. Лермонтову.)
От данных глаголов (открыть, оживать, рисовать, блеснуть) образовать возможные причастия, внести их в таблицу, начерченную на доске.
| | Причастия | |
ГЛАГОЛЫ | действ. | действ. | страд. | страд. |
| наст. | прошед. | наст. | прошед. |
| времени | времени | времени | времени |
1. Переходные несовершенного вида | | | | |
| + | + | + | + |
2. Непереходные несовершенного вида Непереходные несовершенного вида | | | | |
| + | + | — | — |
3. Переходные совершенного вида | — | + | — | + -- |
4. Непереходные совершенного вида | _ | + | _ | _ – |
| | | | — |
Игра «Кто больше?». Учитель называет причастие с существительным, учащиеся объясняют, когда их можно употребить (при описании лица человека), и придумывают свои примеры.
а) Сощуренные глазки, полуприкрытые глаза... б) Напряженный взгляд... в) Поджатые губы, прикушенная губа, сомкнутые губы..
Дополнительное задание: включить эти словосочетания в небольшой текст описания человека.
Пока класс работает со словосочетаниями к теме «Портрет», один из учащихся делает на доске синтаксический разбор предложения Обвешанный водорослями камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от берега, (М. Горький.)
Индивидуальное задание: объяснить графически способ образования причастий потерянный, обещанный, разменянный, замешенный.
IV. Итоговый фронтальный опрос в конце урока: 1) Как образуются действительные и страдательные причастия прошедшего времени? 2) Что общего в образовании действительных и страдательных причастий прошедшего времени? А настоящего? |И в том и в другом случае учитывается спряжение глагола, от которого зависит написание гласной в суффиксе. Учащиеся приводят свои примеры.)
Анализ текста.
С дивной, сказочной быстротой залечил наш народ нанесенные войной раны. Поднялись из руии сожженные села и разрушенные города. Много угля дают стране возвращенные к жизни шахты Донбасса. Золотится хлеб на полях, за годы войны заросших бурьяном. Дымят трубы восстановленных заводов и фабрик.
(По М. Шолохову.)
Домашнее задание: § 19. Составить связный рассказ по таблице на с. 52. Упр. 110. Разобрать предложение Гулко била волною1 вздыбленная река, уже подернутая салом в протоках и схваченная2 ледком у берегов.4
(В. Астафьев.)