СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Имя прилагательное. Повторение пройденного материала"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок (русский язык, технология), посвященный национальным костюмам народов казанского края.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Имя прилагательное. Повторение пройденного материала"»



ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК – ТЕХНОЛОГИЯ)

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА) «КОСТЮМЫ НАРОДОВ КАЗАНСКОГО КРАЯ»


ПЛАН УРОКА:

  1. Цели урока

  2. Презентация «Секреты бабушки-иглы»

  3. Повторение темы «Имя прилагательное» (выполнение заданий)

  4. Итоговый тест

  5. Презентация «Костюмы народов Казанского края в произведениях живописи»

  6. Костюмы народов Казанского края – музейные экспонаты


ХОД УРОКА:

Добрый день, ребята. Сегодня у нас заключительный урок по теме «Имя прилагательное». Тема урока – повторение пройденного материала по теме «Имя прилагательное». Давайте вспомним, что мы узнали об имени прилагательном в этом году. (Мы изучили разряды прилагательных, степени сравнения имен прилагательных, правописание НЕ с прилагательными, какие гласные пишутся в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц, написание Н и НН в суффиксах прилагательных.)

На протяжении урока, ребята, мы будем с вами говорить о национальных костюмах некоторых народов Казанского края, в частности о татарском, русском и марийском национальных костюмах. Логическим завершением нашего урока должно стать правильное выполнение итогового теста по пройденной теме.

В подготовке сегодняшнего урока мне помогала Марселя Фазыловна Габдылганеева, учитель технологии. На ее помощь мы рассчитываем также при выполнении домашнего задания.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ «СЕКРЕТЫ БАБУШКИ-ИГЛЫ»

Сейчас мы с вами познакомимся с Бабушкой-иглой, которая живет в нашем школьном музее. Она откроем вам свои секреты. Итак, слайд-фильм «Секреты бабушки-иглы».


Какие секреты, ребята открыла вам Бабушка-игла?

(Тот, кто трудится, проживает интересную и полезную жизнь. Золотые руки создают красоту. Народное творчество – это богатство, которое надо бережно хранить. Жизнь без красоты скучна и неинтересна, красота украшает нашу жизнь.)

Правильно, красота, искусство украшают нашу жизнь. Жизнь без искусства серая и пустая. А наша речь без прилагательных какова? Продолжите предложение: «Речь без прилагательных…»


У каждого из вас на столе лежит раздаточный материал, который поможет нам хорошо подготовиться к нашему итоговому тесту.


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Задание 1. Вспомним, что за часть речи – имя прилагательное.


РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Задание 2. На какие три разряда делятся прилагательные?

Задания по вариантам.

1 ВАРИАНТ: (татарский костюм) придумать и написать несколько качественных прилагательных: красивый, нарядный, сложный (узор) и т.д.

2 ВАРИАНТ: (русский костюм) придумать и написать несколько относительных прилагательных: рукодельный, национальный, льняной, Верхнеуслонский (район) и т.д.

3 ВАРИАНТ: (марийский костюм) придумать и написать несколько притяжательных прилагательных: марийский, бабушкин, прабабушкин, мамина (мама) и т.д.


СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Вспомним степени сравнения имен прилагательных:

2 степени: сравнительная и превосходная.

Сравнительная: 2 формы: простая (суффиксы е, ее (ей), ше), составная (более)

Превосходная: 2 формы: простая (суффиксы айш, ейш), составная (самый, наиболее)

У каких прилагательных не может быть степеней сравнения?


Задание 3.

У данных в ваших заданий прилагательных найдите все возможные формы степеней сравнения и объясните, как они образованы. УСТНО. Почему от слова татарский вы не смогли образовать степени сравнения? (относительное)


Просмотр презентации «Костюмы народов Казанского края в произведениях живописи»


Скажите, пожалуйста, можно ли говорить о том, что национальный костюм одного народа лучше, красивее костюма другого народа? Почему? (Каждый народ уникален и талантлив по-своему. И каждый костюм красив по-своему. Нельзя же сравнивать одежду народов Севера, сшитую из меха, и костюм африканца, сделанный из травы)

По каким же параметрам можно сравнивать костюмы разных народов? Попробуем сравнить наши костюмы. (Сарафан русской крестьянки длиннее, чем платье татарки и марийки. Сарафан русской крестьянки и платье марийки проще по крою. Платье татарки более нарядное, чем другие. Но все они красивы, неповторимы и ценны. Не случайно они хранятся в музеях нашей страны. В нашем школьном музее тоже есть такие костюмы).


ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

Вспомним правописание НЕ с прилагательными

Я прочитаю вам текст, вы найдете в этом тексте прилагательные, которые пишутся слитно или раздельно с частицей НЕ и объясните их правописание.

Выписать прилагательные.


Задание 4.

Голодная деревенская зима подошла к концу. Был уже (не)холодный, а вполне теплый весенний денек. Снег во дворе почти растаял. Все домочадцы высыпали в (не)большой дворик, где светило (не)яркое, но теплое солнце. Бабушка села на завалинку. На ней была длинная темная домотканая юбка с синей каймой по низу, вышитая на рукавах и у горловины белая рубашка, на голове – (не)изменный белый платок. Внучки в (не)взрачных линялых платьицах бегали рядом…


ГЛАСНЫЕ О и Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

В суффиксах и окончаниях прилагательных и существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения – Е.


Задание 5.

На ваших листочках даны словосочетания. Скажите, пожалуйста, какое правило мы будем сейчас повторять и как оно звучит.


В парч..вом костюме, холщ…вая рубашка, вышитым полотенц…м, кумач…вые полотнища, старинным кольц…м, больш…е мастерство, от старш…го поколения, ситц…вое платье.


Вставьте пропущенные буквы.

Прочитаем слова, где вы вставили букву О. Почему? (буквы находятся в ударной позиции)

Слова, где вы вставили букву Е. Почему (безударная позиция)


Н и НН в СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Это очень сложная тема, давайте вспомним, в каких случаях мы пишем Н в суффиксах прилагательных? (ИН, АН (кроме стеклянный, оловянный, деревянный), ветреный)

Когда пишем НН? (ЕНН, ОНН, корень+суффикс)


Задание 6.

У вас на листочках даны словосочетания. Составьте с ними сложные предложения по теме сегодняшнего урока: костюмы народов Казанского края. Скажите, сколько Н надо писать в этих словах и почему.


Це…ые экспонаты, кожа…ые ичиги, экскурсио…ая поездка, серебря…ое украшение, торжестве…ый наряд, стари…ые костюмы, бесце…ое сокровище.


Задание 7.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»


1. Найдите верный ответ.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:

А. предмет

Б. признак предмета

В. действие предмета

Г. признак как предмет


2. Найдите прилагательное простой сравнительной степени.

А. самый быстрый

Б. красивейший

В. ярче

Г. более легкий


3. Укажите относительное прилагательное.

А. лисий след

Б. знакомый человек

В. железная дверь

Г. сестрина книга


4. В каком из указанных случаев НЕ- приставка?

А. (не)ряшливый человек

Б. (не)знакомый маршрут

В. (не)здоровый, а больной пациент

Г. (не)сильный, но неотвязный ветер


5.Найдите прилагательное, в котором пишется одна буква Н.

А. листве…ый лес

Б. глиня…ый сосуд

В. деревя…ый дом

Г. исти…ая правда


6. Укажите прилагательное с суффиксом –ОВ-.

А. плюш…вый

Б. ситц…вый

В. ключ…вой

Г. свинц…вый


7. В каком слове есть приставка, корень, суффикс, окончание?

А. глубочайший

Б. безбрежный

В. приветливый

Г. крупнейший


Молодцы, ребята. Вы неплохо усвоили тему «Имя прилагательное». Теперь творческая работа. Напишите небольшой текст о красоте и неповторимости национальных костюмов, представленных у нас на уроке. Работа на 5 минут. .

1 ВАРИАНТ – о татарском костюме

2 ВАРИАНТ – о русском костюме

3 ВАРИАНТ – о марийском костюме

Прежде чем начать работу посмотрим еще раз, как красивы костюмы народов нашего края. Обратите особое внимание на самодельные, сшитые руками мастериц костюмы.

СМОТРИМ костюмы народов Казанского края: подлинные костюмы из школьного музея «Каз канаты», костюмы, сшитые руками учеников нашей школы на уроках технологии.


ЧТЕНИЕ РАБОТ


2 марта в нашей школе проводится День национального костюма. Каждый класс дарит школьному музею куклу в каком-либо национальном костюме народов Казанского края.

Домашняя работа ваша будет долговременной. Мы изготовим 3 костюма: татарский, русский и марийский. За консультациями на уроках технологии можете обратиться к Марсиле Фазыловне. Вам же предстоит еще большая работа по изучению костюмов этих народов. Сейчас мы с вами ПОСМОТРИМ репродукции картин, где вы сможете увидеть национальные костюмы или элементы костюмов Казанского края. Надеюсь, это поможет вам в вашем интересном творческом деле.


Урок окончен, всем спасибо за работу.

ОЦЕНКИ ЗА УСТНУЮ РАБОТУ:

ОЦЕНКИ ЗА ПИСЬМЕННЫЙ ТЕСТ:



ПРИЛОЖЕНИЯ

1.РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ


1. Закончите выражение: «Наша речь без прилагательных…»



2. Посмотрите внимательно на национальный костюм вашего варианта и напишите несколько прилагательных (1 вариант – качественных, 2 вариант – относительных, 3 вариант – притяжательных).



3. Найдите все возможные формы степеней сравнения, объясните, как они образованы: яркий, чистый, красивый, татарский.



4. Найдите НЕ с прилагательными и объясните правописание этих слов.


Голодная деревенская зима подошла к концу. Был уже (не)холодный, а вполне теплый весенний денек. Снег во дворе почти растаял. Все домочадцы высыпали в (не)большой дворик, где светило (не)яркое, но теплое солнце. Бабушка села на завалинку. На ней была длинная темная домотканая юбка с синей каймой по низу, вышитая на рукавах и у горловины белая рубашка, на голове – (не)изменный белый платок. Внучки в (не)взрачных линялых платьицах бегали рядом…


5. Поставьте О или Е на место пропусков буквами, объясните их написание.


В парч..вом костюме, холщ…вая рубашка, вышитым полотенц…м, кумач…вые полотнища, старинным кольц…м, больш…е мастерство, от старш…го поколения, ситц…вое платье.


6. Составьте с данными словосочетаниями сложные предложения. Сколько Н вы поставите в суффиксе прилагательных? Объясните свой выбор.


В парч..вом костюме, холщ…вая рубашка, вышитым полотенц…м, кумач…вые полотнища, старинным кольц…м, больш…е мастерство, от старш…го поколения, ситц…вое платье.



2. ТЕКСТОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

1.

Добрый день, мои юные друзья. Хоть все вы меня хорошо знаете, но этикет требует, чтобы я представилась. Я старая бабушка-игла. Мне уже сто лет, а может быть и того больше. Говорите, я хорошо сохранилась? А это, ребятушки, потому, что я всю жизнь работала, и мне некогда было сидеть без дела и ржаветь.

2.

Это я сейчас сижу на красивой подушечке, как принцесса на горошине, потому что ушла на пенсию. Появились сначала швейные машинки, потом стали открываться целые фабрики по пошиву одежды… Что и говорить, работы стало меньше. Но обратите внимание на то, что без старой бабушки-иглы до сих пор не может обойтись ни одна добрая хозяюшка.

А если мы на машине времени отправимся в прошлое, лет так на 100-150 назад, то увидим, в каком почете была обыкновенная игла в каждой семье. Расскажу о себе.

3.

Для того чтобы я не ржавела и не терялась, хранили меня в костяной игольнице.

4.

Игольницу клали в специальную коробочку, там же находились разноцветные нитки, мулине для вышивания, кружева.

5.

А это мой сосед, крючок для плетения кружев. Он конечно грубоват, и тонкую работу выполнять не способен, но не забывайте, он же самодельный. Это хозяин сам смастерил его, своими руками. Он живет недалеко от меня, на соседней полочке серванта.

6.

А вот и сервант, раньше, в старые времена его называли горкой для посуды. Здесь хранится праздничный фарфоровый чайный сервиз, который достают только в праздники и для гостей. И я, как вещь ценная и необходимая, живу в серванте.

7.

А чтобы маленькие детки, расшалившись, не разбили сервиз, или не потеряли иглу, хозяюшка запирает сервант на ключ. Теперь вам понятно, ребятки, какой я была важной, нужной и ценной вещью.

8.

А это на кровати, как три знатные барыни, сидят гребень (чесало его еще называют), прялка и швейка. На гребне обрабатывали лен, чтобы делать ткань, на прялке пряли пряжу или нить, а швейка помогала мне шить. Это все мои помощницы.

9.

Чего только я не сшила за свою жизнь, какие только красивые вещи не создала! Вот посмотрите, какой красивый жилет. Лет 100 ему, а как замечательно выглядит. Все эти красивые татарские платья созданы с помощью простой иглы.

10.

Очень прост в исполнении, но как красив этот русский сарафан, которому тоже 100 лет в обед. Он сохранил свою небесную голубизну и нарядность.

11.

А это марийское платье. Казалось бы, тоже простое, но сколько времени я потратила на вышивку, на то, чтобы пришить по подолу монетки, бисер, ракушечки. Каждому человеку хочется, чтобы его одежда была не только удобной, но и красивой.

12.

Много, очень много трудилась бабушка-игла. Вышивала изю (нагрудники), украшала вышивкой одежду, скатерти, платки. Нелегкая жизнь людей делалась веселее и красивее от моего туда.

13.

У кого не поднимется настроение при виде такой замечательной салфетки! Сразу хочется улыбнуться и похвалить золотые руки тех, кто сотворил такую неповторимую красоту.

14.

Приходилось мне работать и золотом. Вот эта тюбетейка вышита золотыми нитями. Какая тонкая и бесподобная работа.

15.

Вышивала я и крестиком, и гладью. Каждую работу старалась выполнить так, чтобы сохранилась надолго, была памятью от старших к младшим, чтобы не утерялась связь поколений. Чтобы, взяв в руки вышитое полотенце, внуки и правнуки могли вспомнить своих дальних родственников.

16.

Да, ребятушки, добрые руки создают красоту, доброе сердце эту красоту воспринимает и понимает.

17.

Без красоты жизнь наша скучная и серая, и нет в ней радости. Каждый человек способен сотворить чудо своими руками. Ой, дорогие мои, заболталась я с вами. Сколько времени пролетело, и не заметила. Негоже сидеть без дела, пора приниматься за работу.

18.

Я, старая бабушка-игла, прощаюсь с вами до новых встреч в нашем школьном музее.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!