СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку "Имя прилагательное как части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись как в повседневной жизни, так и во время учебы в школе. Сейчас же широкое распространение получили карманные микрокалькуляторы, мобильные телефоны и через несколько лет после окончания школы непрочные вычислительные навыки совершенно атрофируются. Если не заниматься физическим спортом, то наступает опасная для здоровья болезнь - гиподинамия, когда же не тренируется повседневно память, то наступает гиподинамия ума. Делая покупки в магазине нужно уметь округлять сумму покупки, примерно знать, сколько денег надо заплатить, и сколько ты получишь сдачу. Это важно или тебя могут обсчитать. Техника также подчиняется человеку, а он может случайно нажать не ту клавишу, и получить неверный результат.

Формирование устных вычислительных навыков у учащихся в процессе изучения ими математики – это длительный процесс, и является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателем математики в современной школе. В связи с введением обязательного ОГЭ и ЕГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать качественно задачи базового уровня. Важность формирования прочных вычислительных навыков учащихся осознают все участники процесса обучения, особенно после отмены тестовой части. Отработку вычислительных навыков можно осуществлять с помощью устных упражнений. Основная цель применения устных упражнений - отработка вычислительных навыков. Опыт показал, что для достижения цели учитель обязан решить следующие задачи:

1) воспроизводство, коррекция, закрепление знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для самостоятельной деятельности на уроке;

2) контроль состояния знаний учащихся;

3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.

Считаю, что систематичная тренировка в устных вычислениях поможет прочным формированиям вычислительных навыков учащихся, что в свою очередь поможет сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

В моих классах есть учащиеся, для которых достижение уровня обязательной подготовки определенною стандартом математического образования – непростая задача, во многом из-за низкого уровня вычислительной культуры школьников. Такие школьники, при отсутствии своевременной помощи учителя, обречены на неуспеваемость в обучении. Даже если они хорошо разберутся в новой теме, то все равно при выполнении заданий будут допускать ошибки при вычислениях и в лучшем случае за свой ответ получат отметку «удовлетворительно».

В последнее время я все чаще стала замечать, что уровень навыков вычислений и тождественных преобразований у учащихся резко снизился: они плохо и нерационально считают, кроме того, при вычислениях все чаще прибегают к помощи технических средств – калькуляторов.

Еще одна проблема современных учащихся, которая напрямую связана с вычислительной культурой, – нерациональность вычислений. Нужно обучать школьников не только выбирать и осуществлять рациональный путь выполнения упражнений и решения задачи, но и рационально записывать, то или иное решение. Умение хорошо и быстро считать поможет детям адаптироваться в быту.

Вот почему необходимо разработать систему устных упражнений, способствующих формированию вычислительных навыков. Действительно, без прочных навыков в области вычислений и тождественных преобразований изучение математики немыслимо, так как, вместо того чтобы расходовать энергию, например, на осмысливание задачи, составлении упражнений, учащиеся будут сосредотачивать все внимание на упрощении выражений, сокращении дробных чисел и всякого рода вычислениях. Неслучайно вычислительная линия является одной из основных содержательных линий школьного курса математики.

Наблюдения за учащимися показывают, что всякого рода вычисления при решении задач отнимают у них порой до 90% времени, предоставленного для выполнения работы, а не более 10% на размышления и обоснования. Между тем если бы учащиеся владели навыками вычислений, то тем самым они освободили бы ум и волю для проведения иных процессов, в частности для размышлений при решении задач. К тому же обучение вычислениям вносит специфический вклад в развитие основных психических функций учащихся, способствуя развитию скорости мышления, внимания, памяти. Формирование у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков - одна из основных задач обучения математике в школе.

Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5–6 лет обучения. В этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень). В последующие годы, полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения математики, физики, химии, и других предметов.

Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно назвать:

- низкий уровень мыслительной деятельности;

- отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений;

- отсутствие надлежащего контроля над детьми при подготовке домашних заданий со стороны родителей;

- неразвитое внимание и память учащихся;

-недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы;

- отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле над овладением данными навыками в период обучения.

Устный счёт на уроках математики в 5 – 6 классах способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности. Устные упражнения важны ещѐ и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся. У учащихся 7 - 8 классов развивается и закрепляется умение находить числовое значение выражения на все действия с обыкновенными и десятичными дробями. Эта работа проводится как при изучении нового материала, так и при выполнении заданий вычислительного характера. В 7 классе вычислительная техника учащихся совершенствуется при выполнении тождественных преобразований над степенями с натуральным показателем, с одночленами и многочленами, при использовании тождеств сокращенного умножения.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение обучения в 5-6 классах на каждом уроке математики необходимо проводить упражнения в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Упражнения такого рода должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе.

Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого нужно определить место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то я провожу их в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счёт после изучения нового материала. Устная работа должна проводиться в быстром темпе, если речь идет об отработке навыков, но если она используется с целью закрепления только что изученного материала, то нецелесообразно торопить учащихся. При выполнении устных упражнений учителю не следует часто спрашивать ответ у сильных учащихся, это ослабляет инициативу и находчивость средних и слабых школьников.

Не нужно проводить устный счёт в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счёт требует большого внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока. Устный счёт провожу так, чтобы ребята начинали с лёгкого, а затем постепенно брались за вычисления всё более и более трудные. На уроках использую два вида устного счёта. Первый – при котором не только называю числа, с которыми надо оперировать, но и демонстрирую их учащимся каким-либо образом (записываю на доске, указываю по таблице, проецирую на экран с помощью проектора). Подкрепляя слуховые восприятия учащихся, зрительный ряд фактически делает ненужным удерживание данных чисел в уме, чем существенно облегчает процесс вычислений.

Второй вид устного счёта, когда числа воспринимаются только на слух. Учащиеся при этом ничего не записывают и никакими наглядными пособиями не пользуются. Поэтому он сложнее первого, но эффективнее в методическом смысле.

Для активизации деятельности учащихся регулярно провожу математические диктанты. Когда учитель проводит устный счет, диктуя пример или задачу, у учащихся развивается только слуховая память.

Чтобы разнообразить формы занятий по устному счету и развивать зрительную память, учитель должен время от времени проводить устные вычисления молча, записывая только пример или задачу на классной доске. Но это отнимает много времени, и поэтому в чередовании слуховых и зрительных упражнений большую помощь оказывают плакаты, таблицы,

На своих уроках я использую комплекты раздаточного материала для устного счета. С использованием таких карточек работа во время устного счета стала более продуктивной и насыщенной. Задания позволяют выполнить большой объем вычислений за небольшое время. Таким образом, оттачиваются не только вычислительные навыки, формируется «числовая зоркость», но и тренируется внимание, развивается оперативная память. В результате таких тренировок каждый ребенок приучается быстро и правильно считать и думать, овладевает различными приемами самопроверки, значительно лучше ориентируется в числовых множествах. Подобные задания использую для индивидуальной работы, коллективной и групповой. В ходе устной работы провожу математические эстафеты: ученики по очереди называют ответы, а для развития математической речи предварительно прочитывают задания.

Работа в парах – один ученик называет ответы, другой проверяет правильность. Затем меняются ролями. В этом случае каждому ученику приходиться решить достаточно большое количество заданий. Следует отметить, что все задания можно использовать неоднократно, ведь ученики ничего не отмечают в карточках, и они прослужат долго.

Для составления раздаточного материала использую много литературы. («Математические тренажеры» В. И. Жохова и В. Н. Погодина, «4000 примеров по математике» О. В. Узоровой, Е. А. Нефедовой из серии «Как научиться быстро считать». Много интересных идей нахожу в газете «Математика» и другой литературе.)

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Имя прилагательное как части речи"»

МКОУ «Н-Казанищенская СОШ №2 имени Наби Ханмурзаева»




Технологическая карта урока по

русскому языку 4 класс УМК «Школа России»

тема урока:


«Имя прилагательное- как часть речи».





учитель начальных классов

Вагабова Разият Атаевна

Цель урока: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи.

Метапредметные результаты:

-познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков;

коммуникативные- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные- постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий ; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные результаты: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


Ход урока.

- Итак , друзья, внимание

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

Начнём скорей урок!

-На доске карточки со словами , их нужно расставить в правильном порядке, чтобы прочитать девиз нашего урока.



(С малой удачи начинается большой успех)


- Как вы понимаете это выражение?

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой.


АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

На доске записаны буквы- У Л В А К Н

-распределите все буквы по группам и назовите.

- запишите эти буквы заглавными в тетради каллиграфически правильно в алфавитном порядке

- составьте из них слово

- Выполнить звуко- буквенный анализ этого слова

-расскажите об этом слове с точки зрения русского языка



Предлагаю сыграть в игру «Ассоциации».

-Итак, слово- вулкан-… ваши слова-…


- Используя названные слова составьте и запишите своё распространённое предложение .


Дети классифицируют все буквы по разным вариантам и называют их устно:

1. Гл./согл.

2. Согл. тв./ мяг.

3. Согл . парн. /непарн.

-Дети составляют слово- вулкан

-Индивидуально 1 ученик у доски выполняет звуко-буквенный анализ слова- вулкан-

- дети называют постоянные и непостоянные признаки этого слова

Дети называют те слова, которые ассоциируются со словом- вулкан-… горы, камни, снег, Камчатка…

Дети записывают составленные предложения.

Например: Камчатка - край вулканов.


САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Работа в парах : обсудите в парах

- Скажите, а как можно было бы привлечь туристов, путешественников в наш край. Ведь чем больше гостей прилетают к нам на Камчатку, тем лучше развивается у нас туризм.

- Учитель ведёт одновременно запись слов на доске:

удивительный, уникальный и прекрасный.

- Прочитайте ещё раз названные слова и скажите, с точки зрения русского языка, что это за слова?

- Молодцы!

- Послушайте внимательно интересное стихотворение и ответьте на вопрос.

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Лёд какой? Холодный, гладкий.

Чай какой? Горячий, сладкий.

Изменяюсь по родам,

Числам и падежам.

Люблю детей внимательных.

Кто я?


-Кто может сформулировать тему урока?

- А теперь назовите задачи, цели нашего урока. Можно вспомнить стихотворение, которое я читала и из него вывести цели урока , а можно воспользоваться учебником на с.3 второй части и посмотрите, что мы должны сегодня вспомнить об этой части речи?




Дети обсуждают и предлагают разные варианты. Учитель подводит к тому, что наш край надо охарактеризовать. Сказать какой он удивительный, уникальный и прекрасный.


Дети называют их – прилагательными.



- Имя прилагательное.


Дети работают с новой частью учебника




РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.


ФИЗМИНУТКА

  1. -А теперь запишите предложение о Камчатке, используя имена прилагательные с доски.

- Как в предложении подчёркиваются имена прилагательные? (волнистая линия)

- Подчеркните прилагательное.

- Какую роль выполняют прилагательные в нашей речи?

- Подберите слова- синонимы к прилагательному, запишите ниже.

На доске рисунок


- Зафиксировать взгляд на пересечении линий, выполняя при этом следующее упражнение:

поднимите невысоко левую ногу, согнув её в колене, кистью правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз не отрывая взгляда от пересечения линий.


- Какие цели мы уже достигли на уроке? -Подумайте, а что или кто нам может помочь в достижении целей?


  1. Работа по учебнику. Знакомство с понятием краткая форма имени прилагательного.


Работа в парах.

  1. Откройте учебник с. 5

-Внимательно изучите новую информацию об имени прилагательном. Расскажите друг другу о чём вы узнали и задайте вопрос по данной информации. Проанализируйте на примерах в учебнике на какие вопросы отвечают имена прилагательные в краткой форме.


Заполните карточку.

Имена прилагательные

Полная форма

Краткая форма

Прекрасный лебедь


Родная сторона


Чудесный день


Долгие дни


(Проверка фронтальная).

- А как вы думаете, в какой форме прилагательные появились в языке раньше- полной или краткой?

- Посмотрите внимательно на прилагательные

1 столбика. Назовите их.

-От какой формы образовались краткие прилагательные?

-Значит, сначала появилась полная форма прилагательных, а затем краткая.

- Назовите тему нашего урока. Все ли цели сегодня достигли?

-Значит есть ещё над чем работать.

  1. – А теперь вспомните, при помощи какой части слова могут образоваться новые слова?

Проследите , как можно изменить существительное, чтобы образовать имя прилагательное.

Учебник с. 5 упр. 3(устно, фронтально)


  1. – Выполните самостоятельно упр. 4 по вариантам: 1 в-т- вехняя часть работы

2 в-т- нижняя часть работы

(проверка работ индивидуально)



Дети записывают предложение:

Камчатка- это удивительный край нашей большой страны.


- Они украшают нашу речь. Делают её более яркой и выразительной.


Удивительный- необычный- поразительный


Под руководством учителя выполняют упражнения для профилактики усталости- кинезиологические упражнения.


Дети отвечают.

- Учебник, учитель, справочники, интернетресурсы


Дети прочитывают информацию, рассказывают её друг другу и задают вопросы по ней.


- Какова? Каков? Каково? Каковы?


У детей на парте лежит заранее подготовленная карточка.


-От полной.


Дети называют тему урока и те цели, которые озвучивали в начале урока.

- Не все.


- Приставки и суффикса.



Дети называют суффиксы и образовывают новые слова.


Проводят самоконтроль


РЕФЛЕКСИЯ

- Вспомните тему урока.

- Назовите цели нашего урока.

- Всех ли целей достигли на уроке?

- Что на уроке удалось выполнить без затруднений?



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Выполните упражнение по выбору на с. 6-7 упр. 5-7








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!