СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме :"Имя прилагательное как часть речи.Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка  для учащихся 5 классов по теме "Имя прилагательное как часть речи.Общее значение  имён прилагательных и их употребление в речи"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме :"Имя прилагательное как часть речи.Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи"»


Разработка открытого урока по русскому языку

в 5-б классе

Тема: «Имя прилагательное как часть речи. Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи.»

Тип урока: урок актуализации знаний и умений.

Цель: создание условий для систематизации полученных в начальной школе сведений о прилагательном, для формирования УУД обучающихся.

- восстановить знания об имени прилагательном;

- углубить понятие о роли прилагательных в речи;

- развивать умения анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

Основные термины, понятия

грамматическое значение, начальная форма, морфологические признаки; синтаксическая роль, эпитет.

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер учителя, мультимедийный проектор.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные умения

- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль;

- различать полную и краткую форму прилагательных;

- находить в тексте имена прилагательные и определять их роль;

- знать, что такое эпитеты и уметь их подбирать .

Личностные УУД:

- определять правила работы в парах;

оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- работать по плану, инструкции;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Ход урока.


1.Организационный момент.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня у нас присутствуют гости. Запишите в тетрадях число, классная работа

2.Мотивация учебной деятельности

-Прежде ,чем мы начнём урок, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок. Итак,с каким настроением вы пришли?

Настроение (какое?)…………..

С помощью слов какой части речи вы смогли описать свое настроение? (С помощью имен прилагательных)

3.Формулирование темы урока.

Сформулируйте цели урока. Как вы думаете, что о прилагательном мы должны сегодня вспомнить, повторить?

Для более точного определения целей урока вам помогут опорные фразы:

1.Повторить…,вспомнить

2Учиться отличать…. от других….

Цель урока: повторить,что такое имя прилагательное;вспомнить морфологические признаки,уточнить как изменяется имя прилагательное,чем является в предложении,учиться отличать имя прилагательное от других частей речи.

4.Обобщение и систематизация знания.

1)Опорой в повторении послужит схема.По ходу урока все блоки схема мы с вами заполним.

-Назовите предмет.(яблоко)Сравните два яблокаПо какому признаку они отличаются?( по цвету). –Итак, какое одно яблоко?(красное),второе…(зелёное)

Те же яблоки. По какому признаку мы можем сравнить эти яблоки? …(величине размеру)

Одно яблоко…(большое),другое….

По каким признакам можно ещё сравнивать предметы, выделять один предмет из немногих?

-Из ряда яблок выберите одно, дав ему описание.Какова роль прилагательного?(Выделить 1 предмет из немногих,дав уму описание)

-Что обозначает имя прилагательное?(признак).Запишите в схему.

Нельзя забывать о великой роли имён прилагательных в литературе.Послушайте строки из стиховорения «Лебёдушка»,постарайтесь предстаить тот сказочный уголок природы ,который описывает Сергей Есенин.

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова.Какие слова ,словосочетание дали возможность наиболее ярко представить место,о котором говориться в стихотворении?Почему автор для описания озера использует слово «серебряное»,а для слова «роса» -жемчужная»?

- Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину? Как называются слова, которые дают образное определение предмета?(эпитеты)

-Давайте подберём к именам существительным эпитеты.Прочитайте 1 слово.На какой вопрос будут отвечать слова ,которые создадут образ весны,помогут нам её представить?(какая?)

весна

дождь

утро

-На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Какой вопрос не назвали?(какие?) Какой из этих вопросов впишем в схему.(какой)Почему?(вопрос в нач.форме)Кто вспомнит ещё один вопрос?(чей?) Запишите в схему.

-Какой пункт плана мы будем реализовывать далее?(синт.роль)

-Каким членом предложения чаще всего бывают имена прилагательные?(определение)

-Впишите в схему.

-Запишите предложение, подчеркните основу.

Небо над головой  бездонное и глубокое.

-Каким ещё членом предложения может быть?(сказуемым)Впишите в схему.

Текст ,выделите имена прилагательные.

В сырых лесах и по берегам рек растёт нежное дерево с длинными гибкими ветвями и узкими листочками.Это ива.( 5 баллов)

-Посмотрите на нашу схему.У нас остался 1 вопрос.Что мы сейчас вспомнить?(морфологические признаки)

Работа в группах.

-Определите по какому морфологическому признаку сгруппированы имена прилагательные?


Работа в группах.

1.берёзовая роща

Берёзовые рощи



2.острый нож

Острого ножа

Острым ножом

Об остром ноже

спелое яблоко




3.спелая ягода

спелый арбуз


-В каком числе стоит прилагательное «берёзовая»?Как определили? ( по существительному)

-В каком числе стоит слово «Березовые»(во мн.) Как определили?Какой морфологический признак нельзя определить,если имя прилагательное стоит во мн.числе?(род)

Определение падежа во 2 группе,рода в 3.

-Какой вывод можно сделать?(имя прилагательное стоит в той же форме ,что и имя существительное.Такая связь называется согласование)

- Вспомним последовательность действий для определения таких морфологических признаков прилагательного, как род, число, падеж. Для этого нам необходимо будет восстановить алгоритм.(работа в парах)

1.По роду, падежу числу имени существительного определить род, падеж и число имени прилагательного.

2.Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

3.Определить род ,падеж и число имени существительного.

-Потренируемся в применении алгоритма.

_Запишите предложение.Найите прилагательные.Определите род,число,падеж,опираясь на алгоритм.

  1. Над зелёным лугом несётся медовый запах травы.

Предлагаю вам оценить свои умения определять морфологические признаки имени прилагательного.

Сейчас я вам предлагаю оценить своё умение определять род, падеж, число.Данные признаки записаны в 1 столбике.Прочитайте по каким критериям будете оценивать.(по горизонтали)

Таблица 1.

Признаки

определю без ошибок

могу ошибиться

испытываю затруднения

Эталон

Мои результаты

род






число






падеж








Выполнение проверочной работы, выставление баллов по столбикам,занесение данных в табл1.Сравнение эталона со своими результатами и представлениями о них.

Таблица 2.




число

род

падеж

Семья приехала в загородный дом.




Мой брат купался в теплом озере.




Ученик купил яркие краски.




Кол-во баллов




Итого:














-Поднимите руку, у кого самооценка совпала с результатами пров.работы.Кто себя не дооценил, переоценил.









Рефлексия учебной деятельности

Вот и подошел к концу наш урок. О какой части речи мы сегодня говорили? Что нового узнали?Дайте определение имени прилагательному с опорой на схему. Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Вот сколько прилагательных я использовала. А теперь оцените свою работу, дополнив текст именами прилагательными.

(Дети получают карточки)

Дополни текст именами  прилагательными.

Вот и подошел к концу ________урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ . Результат выполненного мною теста ____________. Своей работой на уроке я _______________. И сейчас у меня _______________ настроение.

Отвечают на вопросы, анализируют свою работу на уроке.














































Самоанализ урока.

Урок русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи» в 5б классе первый в системе уроков по изучению самостоятельной части речи «Имя прилагательное. Урок разработан в соответствии с ФГОС ООО. Он отличается от традиционного по следующим позициям: дети сами ставят цель урока; сами предлагают, как этой цели добиться; самостоятельно подводят итог урока, осуществляют рефлексию (на данном уроке рефлексия осуществляется с помощью творческой работы: «Дополни текст именами прилагательными»). Тип урока – урок общеметодологической направленности (в традиционном обучении – комбинированный). Занимаемся по учебнику «Русский язык. 5 класс» В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов– М.: Просвещение, 2012

Структура урока также несколько отличается от традиционной. Цели и задачи, поставленные на данном уроке, были достигнуты. Отражены предметные умения и УУД. В процессе формулирования темы, определения цели, задач принимали участие обучающиеся.

В 5б классе 29 человек. Занимаются на «4» и «5» 15 человек. Класс малоактивный, неработоспособный. Дети не умеют строить предположения, высказывать свои мысли, не умеют работать самостоятельно и контролировать свою деятельность. Все учащиеся справились с выполнением теста. Была осуществлена самооценка результатов.

На уроке использовались такие формы организации взаимодействия: фронтальная, парная, индивидуальная,групповая.

Несмотря на то, что немного не хватило времени (на рефлексию планировалось чуть больше, учащиеся же потратили больше времени на работу с эпитетами), считаю, что замысел урока реализован. Дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель. Ушли с урока с хорошим настроением, судя по творческим работам, которые они выполняли на этапе рефлексии.

 

 




































ФИ_______________________________________________


Лист достижений.

1. В сырых лесах и по берегам рек растёт нежное дерево с длинными гибкими ветвями и узкими листочками. Это ива.

2.

Таблица 1.

Признаки

определю без ошибок

могу ошибиться

испытываю затруднения

Эталон

Мои результаты

род




3


число




3


падеж




3




число

род

падеж

Семья приехала в загородный дом.




Мой брат купался в теплом озере.




Ученик купил яркие краски.




Кол-во баллов




Таблица 2.








Шкала оценивания.

Уровень

Кол-во баллов

Отметка

Высокий

14-13

5

Повышенный

12-11

4

Базовый

10-8

3

Ниже базового

≤7

2







3. Рефлексия учебной деятельности

Вот и подошел к концу ____________урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ . Я справился с тестом на __________уровне. Своей работой на уроке я _______________. И сейчас у меня _______________ настроение.













Имя прилагательное




Морфологические признаки

Синтаксическая роль

вопросы

обозначает
































Имя прилагательное





Морфологические признаки

Синтаксическая роль

вопросы

обозначает
































Имя прилагательное





Морфологические признаки

Синтаксическая роль

вопросы

обозначает






























1 группа

берёзовая роща



берёзовые рощи



2 группа

острый нож

острого ножа





острым ножом

об остром ноже






3 группа


спелая ягода



спелый арбуз

спелое яблоко




























Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №401

Колпинского района

Санкт-Петербурга



Лист регистрации присутствующих на открытом уроке


Дата проведения урока: 10.05.2018

Класс: 5-б

Учитель: Базина Татьяна Викторовна

Тема урока:«Как определить спряжение глагола с безударным окончанием»


ФИО

Должность

Место работы

Подпись








































































































































































































По роду, падежу числу имени существительного определить род, падеж и число имени прилагательного

Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное

Определить род ,падеж и число имени существительного.



Определить род ,падеж и число имени существительного.



Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное

По роду, падежу числу имени существительного определить род, падеж и число имени прилагательного

Определить род ,падеж и число имени существительного.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!