СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока русского языка по теме "Причастие"  7 класс

Есть на свете город такой С великой русской душой. Этот город Тверью зовется И вряд ли еще найдется. Здесь Волга, матушка моя, Здесь старый мост, моя земля. Здесь каждый день из года в год Душа ликует и поет! В земли Тверской берет начало  И протекает величаво Волга, великая река, Широко раскинувшая берега. В Твери еще немало рек, И здесь они который век Свои просторы простилают, Прекрасным видом увлекают

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 7 класс»

Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю.  причастие  Смирнова Инна Владиславовна, учитель русского языка и литературы,

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

причастие

Смирнова Инна Владиславовна, учитель русского языка и литературы,

Цели:  Образовательные: закрепить понятие о причастии; совершенствовать умения и навыки в правописании причастий и в постановке знаков препинания при причастных оборотах; совершенствовать навыки в синтаксическом разборе предложений;  Развивающие: развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развивать умения аргументировать, доказывать;  Воспитывающие: - воспитывать любовь к русскому языку; формировать навыки контроля и самоконтроля в учебной деятельности; воспитывать любовь к родному краю.

Цели:

Образовательные:

  • закрепить понятие о причастии;
  • совершенствовать умения и навыки в правописании причастий и в постановке знаков препинания при причастных оборотах;
  • совершенствовать навыки в синтаксическом разборе предложений;

Развивающие:

  • развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  • развивать умения аргументировать, доказывать;

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к русскому языку;

  • формировать навыки контроля и самоконтроля в учебной деятельности;
  • воспитывать любовь к родному краю.

Есть на свете город такой  С великой русской душой.  Этот город Тверью зовется  И вряд ли еще найдется.  Здесь Волга, матушка моя,  Здесь старый мост, моя земля.  Здесь каждый день из года в год  Душа ликует и поет!  В земли Тверской берет начало  И протекает величаво  Волга, великая река,  Широко раскинувшая берега.  В Твери еще немало рек,  И здесь они который век  Свои просторы простилают,  Прекрасным видом увлекают .   

Есть на свете город такой С великой русской душой. Этот город Тверью зовется И вряд ли еще найдется. Здесь Волга, матушка моя, Здесь старый мост, моя земля. Здесь каждый день из года в год Душа ликует и поет! В земли Тверской берет начало И протекает величаво Волга, великая река, Широко раскинувшая берега. В Твери еще немало рек, И здесь они который век Свои просторы простилают, Прекрасным видом увлекают .  

В Твери еще не мало рек, И здесь они который век Свои просторы простилают, Прекрасным видом увлекают.   Тверца Волга Тьмака

В Твери еще не мало рек,

И здесь они который век

Свои просторы простилают,

Прекрасным видом увлекают.

Тверца

Волга

Тьмака

Тверь- город мой, земли тверской столица,  Души российской удали размах.  Не устаю тобою я гордиться:  Ты расцветаешь на моих глазах .

Тверь- город мой, земли тверской столица, Души российской удали размах. Не устаю тобою я гордиться: Ты расцветаешь на моих глазах .

Цель: повторить орфографию, морфологию  Задание: выписать слова с пропущенными буквами, выделить орфограммы,  определить часть речи выделенных слов . Есть на свете город такой  С великой рус..кой душой.  Этот город Тверью з..вется  И вряд ли еще найдется.  Здесь Волга, матушка моя,  Здесь старый мост, моя земля.  Здесь каждый день из года в год  Душа ликует и поет!  В земли Тверской берет начало  И прот...кает величаво  Волга, великая река,  Широко ра..кинувшая берега.  В Твери еще немало рек,  И здесь они который век  Свои просторы прост..лают,  Прекрасным видом увлекают .

Цель: повторить орфографию, морфологию Задание: выписать слова с пропущенными буквами, выделить орфограммы, определить часть речи выделенных слов .

  • Есть на свете город такой С великой рус..кой душой. Этот город Тверью з..вется И вряд ли еще найдется. Здесь Волга, матушка моя, Здесь старый мост, моя земля. Здесь каждый день из года в год Душа ликует и поет! В земли Тверской берет начало И прот...кает величаво Волга, великая река, Широко ра..кинувшая берега. В Твери еще немало рек, И здесь они который век Свои просторы прост..лают, Прекрасным видом увлекают .

Цель: повторить теоретические сведения о причастии Ответьте на вопросы Что называется причастием? Признаки каких частей речи имеют причастия? Назовите морфологические признаки прилагательного и глагола у причастия. Назовите синтаксические признаки причастий .

Цель: повторить теоретические сведения о причастии

Ответьте на вопросы

  • Что называется причастием?
  • Признаки каких частей речи имеют причастия?
  • Назовите морфологические признаки прилагательного и глагола у причастия.
  • Назовите синтаксические признаки причастий .
Родная Тверь – мостов стальные крылья, Пронзает воздух колокольный звон, Сверкают купола церквей старинных, Как будто предкам шлют от нас поклон. Храм Михаила Тверского Церковь Белая Троица Покровская церковь Церковь Сергия Радонежского

Родная Тверь – мостов стальные крылья,

Пронзает воздух колокольный звон,

Сверкают купола церквей старинных,

Как будто предкам шлют от нас поклон.

Храм Михаила Тверского

Церковь Белая Троица

Покровская церковь

Церковь Сергия Радонежского

Цель: повторить морфологические признаки причастий  ТЕСТ  Задание: найдите соответствие буквы цифре  1. Проведенные (исследования) -  2. Каменное (строительство) -  3. Сохранившаяся (церковь) - а) прилагательное, относительное, средний род, единственное число; б) причастие, действительное, единственное число, женский род, совершенный вид, возвратное, прошедшее время; в) причастие, страдательное, полная форма, множественное число, совершенный вид, прошедшее время.  1 В  2 А 3 Б

Цель: повторить морфологические признаки причастий

ТЕСТ

Задание: найдите соответствие буквы цифре

1. Проведенные (исследования) -

2. Каменное (строительство) -

3. Сохранившаяся (церковь) -

а) прилагательное, относительное, средний род, единственное число;

б) причастие, действительное, единственное число, женский род, совершенный вид, возвратное, прошедшее время;

в) причастие, страдательное, полная форма, множественное число, совершенный вид, прошедшее время.

1 В

2 А

3 Б

Какие причастия называются действительными?  Какие причастия называются страдательными?
  • Какие причастия называются действительными?
  • Какие причастия называются страдательными?
П Путевой дворец Площадь Революции
  • П

Путевой дворец

Площадь Революции

Цель: совершенствовать навыки и умения в правописании суффиксов причастий Задание: найдите слово, в суффиксе которого пишется -Ю- блест…щий 2) явля…щиеся 3) наход…щемуся  Задание: найдите слово, в суффиксе которого пишется – И - 1) вид...  мый 2) открыва..мый 3) увлека…мый  1) вид...  мый 2) открыва..мый 3) увлека…мый  1) вид...  мый 2) открыва..мый 3) увлека…мый Когда у действительных причастий пишутся суффиксы – ущ-, -ющ- , а когда -ащ-, -ящ- ? Когда у страдательных причастий пишутся суффиксы – ем-, -ом- , а когда -им- ?  Ю и

Цель: совершенствовать навыки и умения в правописании суффиксов причастий

Задание: найдите слово, в суффиксе которого пишется -Ю-

  • блест…щий 2) явля…щиеся 3) наход…щемуся

Задание: найдите слово, в суффиксе которого пишется – И -

1) вид... мый 2) открыва..мый 3) увлека…мый

  • 1) вид... мый 2) открыва..мый 3) увлека…мый
  • 1) вид... мый 2) открыва..мый 3) увлека…мый
  • Когда у действительных причастий пишутся суффиксы – ущ-, -ющ- , а когда -ащ-, -ящ- ?
  • Когда у страдательных причастий пишутся суффиксы – ем-, -ом- , а когда -им- ?

Ю

и

Хранит мой город память в монументах: Над Волгой Афанасий на челне. Набережная Афанасия Никитина Памятник Афанасию Никитину

Хранит мой город память в монументах:

Над Волгой Афанасий на челне.

Набережная Афанасия Никитина

Памятник Афанасию Никитину

Цель: совершенствовать навыки и умения в правописании суффиксов –нн-, -н- причастий Задание: вставить пропущенные буквы, назвать причастие в суффиксе которого пишется одна буква –Н-  1) оживле….ый торговый центр 2) набережная застрое…..а 3) расположе……ые вдоль набережной 4) броше…..ый камень

Цель: совершенствовать навыки и умения в правописании суффиксов –нн-, -н- причастий

Задание: вставить пропущенные буквы, назвать причастие в суффиксе которого пишется одна буква –Н-

1) оживле….ый торговый центр

2) набережная застрое…..а

3) расположе……ые вдоль набережной

4) броше…..ый камень

ПРОВЕРКА 1) оживл енн ый торговый центр 2) набережная застро ен а 3) располож енн ые вдоль набережной брош енн ый камень    - Когда в суффиксах причастий пишется –Н-, -НН- ?

ПРОВЕРКА

1) оживл енн ый торговый центр

2) набережная застро ен а

3) располож енн ые вдоль набережной

  • брош енн ый камень

- Когда в суффиксах причастий пишется –Н-, -НН- ?

По дивным улочкам Твери  Катили на санях цари,  Поэты с праздною толпой  Когда-то прославляли город мой. А.С. Пушкин М.Е. Салтыков-Щедрин И.А. Крылов

По дивным улочкам Твери Катили на санях цари, Поэты с праздною толпой Когда-то прославляли город мой.

А.С. Пушкин

М.Е. Салтыков-Щедрин

И.А. Крылов

Пушкинское кольцо Верхневолжья Тверь Старица Торжок Вышний Волочёк

Пушкинское кольцо Верхневолжья

Тверь

Старица

Торжок

Вышний Волочёк

Стихотворение «Зимнее утро» сельцо Павловское Старицкого уезда 1829 г. Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры, Навстречу северной Авроры Звездою севера явись!

Стихотворение «Зимнее утро»

сельцо Павловское Старицкого уезда 1829 г.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

Цель: совершенствовать навыки и умения в правописании -не- с причастиями, в постановке знаков препинания при причастном обороте Задание:  расставить недостающие знаки препинания, выделить причастные обороты и одиночные причастия; объяснить правописание –не- с причастиями В кабинете стало светло, но Пушкин не замечавший этого продолжал писать. Кончилась еще одна бессонная ночь. Синий рассвет заглянул в не занавешенное с вечера окно. Пушкин встал и подошел к дивану. Потом поэт надел шубу и вышел. Он широко шагал по нерасчищенным улицам. Когда -не- с причастиями пишется раздельно, когда слитно ?  Что называется причастным оборотом ?  Когда обособляется причастный оборот ?

Цель: совершенствовать навыки и умения в правописании

-не- с причастиями, в постановке знаков препинания при причастном обороте

Задание:

расставить недостающие знаки препинания,

выделить причастные обороты и одиночные причастия;

объяснить правописание –не- с причастиями

В кабинете стало светло, но Пушкин не замечавший этого продолжал писать. Кончилась еще одна бессонная ночь. Синий рассвет заглянул в не занавешенное с вечера окно. Пушкин встал и подошел к дивану. Потом поэт надел шубу и вышел. Он широко шагал по нерасчищенным улицам.

  • Когда -не- с причастиями пишется раздельно, когда слитно ?
  • Что называется причастным оборотом ?
  • Когда обособляется причастный оборот ?

Цель: совершенствовать навыки и умения в синтаксическом разборе предложения Синий рассвет заглянул в не занавешенное с вечера окно.

Цель: совершенствовать навыки и умения в синтаксическом разборе предложения

Синий рассвет заглянул в не занавешенное с вечера окно.

И не только берега крутые, И не только тучи, облака В Волге, словно в зеркале России, Отразились судьбы и века.

И не только берега крутые,

И не только тучи, облака

В Волге, словно в зеркале России,

Отразились судьбы и века.

Рефлексия:  Сегодня на уроке я повторил(а)…..  Я был бы рад …  Д/З 1 уровень -составить предложения с причастиями и причастными оборотами, используя материал урока 2 уровень - сочинение-миниатюра «Город над Волгой - рекой»

Рефлексия:

Сегодня на уроке я повторил(а)…..

Я был бы рад …

Д/З

1 уровень -составить предложения с причастиями и причастными оборотами, используя материал урока

2 уровень - сочинение-миниатюра

«Город над Волгой - рекой»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!