СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи в 5 классе по картине А.Н. Комарова «Наводнение».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по картине А.Н.Комарова "Наводнение" с применением  проектно-деятеьностных технологий. Урок подготовки к написанию домашнего сочинения по картине.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 5 классе по картине А.Н. Комарова «Наводнение».»


Урок развития речи в 5 классе

по картине А.Н. Комарова «Наводнение».

(с применением проектно-деятельностных технологий)


Цели урока:

образовательная:

научить учащихся описывать животное, изображенное на картине;

развивающая:

подготовить обучающихся к самостоятельному письменному сочинению по картине;

ввести в словарь школьников слова «анималист», «паводок»;

формировать умение анализировать и перерабатывать текст.

воспитательная:

воспитание любви к родной природе, ко всему живому, воспитание умения видеть прекрасное в жизни и в искусстве;

Оборудование:

  • иллюстрации картин И.И.Левитана «Весна. Большая вода», А.Н.Комарова «Наводнение»;

  • деформированный текст ученического сочинения;

  • репродукции картин художников-анималистов, презентация.

Этапы урока:

  1. Мотивационный

  2. Целевая установка

  3. Словарная работа

  4. Опрос опережающего домашнего задания

  5. Беседа по картине

  6. Конструирование текста

  7. Составление плана

  8. Моделирование речевого высказывания

Формы работы:

  1. Фронтальная

  2. Индивидуальная

  3. Работа в паре



Мотивирование на учебную деятельность

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла …
Конечно, это бывает весной. Вот сегодня мы и поговорим об этом времени года. Постараемся выяснить, как изменяется весной природа? Что опасного может произойти весной? Вспомним, кто из писателей, художников изображал в своих произведениях весну.

Актуализация знаний

Итак, начнем. (Слайд )

-У нас на доске различные иллюстрации, на которых изображена весна. Придумайте свое название понравившейся картине, постарайтесь объяснить, чем она привлекла ваше внимание.

Как видим, это время года бывает очень разным: солнечным и хмурым, ярким и серым, веселым и грозным

-А если бы вам дали кисточку и краски, то какие цвета вы бы выбрали?(Слайд)


Целеполагание, постановка проблемы

Обратимся к репродукции картины Н.А.Комарова «Наводнение» (Слайд )

Именно этот заяц станет героем нашего урока. Давайте определим тему нашего урока? Вспомним, что мы делаем с картинами на уроке русского языка (записать дату, тему урока) На основании темы урока попытайтесь сформулировать цели своего участия в уроке, учитывая, что это урок развития речи (Слайд )

-хочу узнать… (как строится сочинение по картине)

-хочу построить…. (связное высказывание)

-хочу научиться…..(описывать животное)

Наша основная цель – написать сочинение дома, а значит, надо подготовиться. (Слайд)

На уроке мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника Алексея Никаноровича Комарова. Комаров – художник – анималист (Слайд).

- Кто же такие анималисты? Попробуем догадаться по подсказке. Рассмотрим репродукции картин художников – анималистов. (Слайды ).

Анималист – художник, который изображает животных. (записать в тетрадь)


  1. Сведения о художнике. Знакомство с репродукцией.

Прослушайте небольшую информацию об Алексее Никаноровиче Комарове, которую подготовила Лиза.(Слайд )

Лиза: Известный художник-анималист Алексей Никанорович Комаров родился 14 октября 1879 г. в с. Скородное Ефремовского уезда Тульской области. Детство Алексея прошло сначала в имении в деревне, а когда он подрос, семья переехала в Тулу, поступил в частную школу, затем в реальное училище, по окончании учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества.

Комаров много работал, участвовал в выставках, иллюстрировал журналы и книги, выполнял различные заказы. Он много путешествовал. Посетил Швецию, был на севере Архангельской губернии, на Урале, в Средней Азии, на Аляске.

Картины Комарова украшают экспозиции и хранятся в фондах Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева, Государственного Дарвинского музея и других музеев страны. Иллюстрировал первые выпуски журнала «Мурзилка». А по учебникам, где помещены его рисунки, учились миллионы детей. С его рисунками выходили открытки, конверты, марки

В своих работах Алексей Никанорович достиг высокого мастерства, создав художественные произведения непреходящей ценности. Ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».


-Весной часто случается, что природа становится неконтролируемой, и тогда мы оказываемся свидетелями стихии - наводнения (на доске). (Слайд )

Придумайте к этому слову синонимы, запишите в тетради (половодье, потоп, большая вода). Это, конечно, трагедия, но мы еще раз убеждаемся в могуществе природы. (Слайд )

Работа по картине.

-Кто главный герой картины? (Заяц)

-Подберите синонимы к слову «заяц» (косой, русак, длинноухий, трусишка)

-Расскажите, где и как он сидит? (На толстом сучке полузатопленного дерева, в боевой готовности, навострив уши. Прижался крепкими задними лапами к дереву, передние лапки вытянул, спинка выгнута. Весь в напряжении, поза неудобная, но безопасная.

-Каким изобразил художник зайца? Опишите его. Какая у него голова, уши, глаза, шерсть? Внешний вид (запись в тетрадях)

Используйте в своём описании имена прилагательные. (Слайд )

(Голова у зайчика _______________ , _____________ . Вокруг глаз – ____________ пятна.  Глаза _____________ _____________ , блестят от испуга.______________ уши торчком, на их кончиках видны______________ пятна. У зайца  _____________ шерстка. На шее она ____________________ , сзади - _______________ . Спинка ______________ .               _______________  хвостик  поджат).

Голова: большая, продолговатая.

Передние лапы: рыжеватые с серым оттенком.

Задние лапы: серые, немного светлее передних, большие, сильные.

Грудка: дымчатая.

Спинка: темно-серая с рыжеватым оттенком, будто в крапинку.

Уши: длинные, торчат кверху.

Глаза: большие, испуганные, зрачки расширены от страха.

Из данных прилагательных выберите   те, которые описывают состояние зверька:

грустный, весёлый, тревожный, беззаботный, радостный, испуганный, равнодушный, робкий. (Слайд 16)

- Что ещё можно сказать об этом зайце? Как он проявил себя?

(Он умный, хитрый, догадливый, находчивый. Не растерялся в опасный момент, нашёл выход из создавшегося положения.)

- Подберите глаголы, описывающие действия зайчика.

(Бедненький зайчонок  сидит на  толстом сучке дерева, поджал под себя маленькие лапки. Он прижался  спиной к  стволу и  внимательно смотрит на прибывающую воду. Очень жаль зверька, попавшего в беду.)  

-Что можно сказать об этом зайце, очутившемся на дереве?

(не растерялся, взобрался на дерево и спасся. Молодец, косой!)

-Можно ли судить по этой картине, как художник относится к животным?

(любит их, беспокоится. Наводнение - бедствие для зверей. Художник хотел показать, как трудно приходится животным во время большой воды.

-На какие мысли натолкнула вас эта картина? Как можно помочь зайчишке?

(жалко зайца. Если бы у меня была лодка, я бы помог выбраться ему из этой западни).

-А помните ли вы, какой литературный герой спасал зайцев на своей лодке?

( дед Мазай из стихотворения Н.А. Некрасова) (Слайд)


  1. Чтение подготовленным учеником(Ваня) отрывка из стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» Николая Алексеевича Некрасова.

...Я раз за дровами

В лодке поехал - их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет

- Еду, ловлю и х. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой

- Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами'

Прыгнули зайцы мои, - ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

«То-то! - сказач я, - не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

Этак гуторя, плывем в тишине.

Столбик не столбик, зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Взял и его - тягота не велика!


Вывод: Человек во время стихии - помощник всем живым существам.


  1. Работа в парах с деформированным текстом.

Описание задания: учащимся предлагается деформированный текст сочинения. Прочитав данный текст, учащиеся должны обнаружить отсутствие логической связи.


Инструкция: перед вами сочинение- описание животного по картине Комарова «Наводнение». Прочтите данное сочинение. Проанализируйте структуру сочинения с точки зрения логической связи. Если необходимо, внесите поправки.

-Можно ли считать данное сочинение образцовым. Ответ устно обоснуйте.


Текст

Картина А.Н. Комарова «Наводнение» мне понравилась тем, что она пробуждает в человеке жалость и заботу о лесе, животных. Надеюсь, что вода недолго стояла в лесу, и заяц благополучно убежал в лес.

От страха он весь съежился, длинные задние лапы поджал под себя, а передние вытянул вперед, чтобы не упасть с дерева в холодную воду. Свою гибкую спинку он выгнул, и пушистая шерсть на нем встала торчком. 
На картине А.Н.Комарова «Наводнение» изображен заяц, попавший в беду. В один из больших весенних разливов русак оказался на затопленном островке. Спасаясь от наводнения, он догадался и сумел забраться на дерево. 
Затаив дыхание, зайка сидит на толстой ветке старого дуба и ожидает, что будет дальше: будет ли прибывать вода? 

Круглые глаза смотрят испуганно. Грудка у зайца желтенькая с розоватым оттенком, брюшко и бока серенькие. Голова у зайца большая. Шерстка на спинке разных оттенков: она и бурая, и серая, и коричневая, как будто в крапинку. Длинные рыжеватые уши с черными пятнышками на концах стоят настороженно. 

Заяц прислушивается, не идёт ли помощь? 


-Правильно ли был построен данный текст? Какие действия вам необходимо было совершить, чтобы сочинение было логически правильно построено? (поменять части местами).


-Значит, был нарушен план? Чтобы написать сочинение, что еще необходимо нам сделать? (составить план сочинения)


План.

1.А.Н. Комаров – художник-анималист.

2.Заяц - главный герой картины.

3.Мое отношение к картине.

Домашнее задание: -Составьте рассказ по картине, вспомнив все, о чем мы говорили. Обратите внимание на те вопросы, которые мы обсуждали, рассматривая картину «Наводнение». При составлении рассказа старайтесь придерживаться плана.

Рефлексия.

- Над чем заставила задуматься картина?

Весна приносит лесным зверушкам не только радость теплых солнечных дней, но и неприятности, и даже настоящую беду.



- Что нового вы узнали на уроке?

ОЦЕНКИ























Текст

Картина А.Н. Комарова «Наводнение» мне понравилась тем, что она пробуждает в человеке жалость и заботу о лесе, животных. Надеюсь, что вода недолго стояла в лесу, и заяц благополучно убежал в лес.

От страха он весь съежился, длинные задние лапы поджал под себя, а передние вытянул вперед, чтобы не упасть с дерева в холодную воду. Свою гибкую спинку он выгнул, и пушистая шерсть на нем встала торчком. 
На картине А.Н.Комарова «Наводнение» изображен заяц, попавший в беду. В один из больших весенних разливов русак оказался на затопленном островке. Спасаясь от наводнения, он догадался и сумел забраться на дерево. 
Затаив дыхание, зайка сидит на толстой ветке старого дуба и ожидает, что будет дальше: будет ли прибывать вода? 

Круглые глаза смотрят испуганно. Грудка у зайца желтенькая с розоватым оттенком, брюшко и бока серенькие. Голова у зайца большая. Шерстка на спинке разных оттенков: она и бурая, и серая, и коричневая, как будто в крапинку. Длинные рыжеватые уши с черными пятнышками на концах стоят настороженно. 

Заяц прислушивается, не идёт ли помощь? 



Текст

Картина А.Н. Комарова «Наводнение» мне понравилась тем, что она пробуждает в человеке жалость и заботу о лесе, животных. Надеюсь, что вода недолго стояла в лесу, и заяц благополучно убежал в лес.

От страха он весь съежился, длинные задние лапы поджал под себя, а передние вытянул вперед, чтобы не упасть с дерева в холодную воду. Свою гибкую спинку он выгнул, и пушистая шерсть на нем встала торчком. 
На картине А.Н.Комарова «Наводнение» изображен заяц, попавший в беду. В один из больших весенних разливов русак оказался на затопленном островке. Спасаясь от наводнения, он догадался и сумел забраться на дерево. 
Затаив дыхание, зайка сидит на толстой ветке старого дуба и ожидает, что будет дальше: будет ли прибывать вода? 

Круглые глаза смотрят испуганно. Грудка у зайца желтенькая с розоватым оттенком, брюшко и бока серенькие. Голова у зайца большая. Шерстка на спинке разных оттенков: она и бурая, и серая, и коричневая, как будто в крапинку. Длинные рыжеватые уши с черными пятнышками на концах стоят настороженно. 

Заяц прислушивается, не идёт ли помощь? 












9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!