СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение - описание по картине А.Н. Комарова "Наводнение""

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект предназначен для учащихся 5 класса. Рекомендуется использовать на уроках русского языка по развитию речи

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение - описание по картине А.Н. Комарова "Наводнение""»


Развитие речи. Подготовка к сочинению – описанию животного по картине А. Н. Комарова «Наводнение».



Тема: Подготовка к сочинению - описанию животного по картине 

Алексея Никаноровича Комарова «Наводнение».

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы, наглядный метод (презентация).

Приёмы: диалог, беседа, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, репродукция картины А. Н. Комарова «Наводнение»,, наглядный материал (таблички со словарными словами),   опорные конспекты.

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой

Здравствуйте, ребята!

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!

Садитесь. Ребята, а сейчас обратите внимание на экран (просмотр видео «Эмоциональный настрой на уроке»).

Ребята, с такой положительной нотки мы начинаем наш урок.



  1. Просмотр мультфильма «Дедушка Мазай и зайцы»

Ребята, любите ли вы мультфильмы? Сейчас я предлагаю вам обратить своё внимание на экран и посмотреть небольшой фрагмент мультфильма.

Как называется мультфильм, который вы только что посмотрели?

Назовите автора? (Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)

С произведением Н. Некрасова вы знакомились в курсе 3 – го класса на уроках чтения. О чём это произведение?

(Дедушка Мазай спасал зайцев во время половодья)

Слайд – репродукция картины А.Н. Комарова «Наводнение».



Ребята, посмотрите пожалуйста на экран, перед вами репродукция картины А.Н. Комарова «Наводнение».

Что общего в изображении животных и отношении к ним авторов в мультфильме и на картине?

(В мультфильме зайцев, попавших в беду во время наводнения, спасает Дедушка Мазай, а на картине художник изобразил зайца, сидящего на ветке дерева и спасающегося от бедствия. Как в мультфильме, так и на картине общим является нахождение зверей в опасной ситуации).

Подведение к теме

Ребята, исходя из просмотренного мультфильма и репродукции картины, как вы считаете чему посвящён наш сегодняшний урок?

Сегодня на уроке мы с вами будем описывать животное, изображённое на картине.

Цели

Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на основе картины.

Развивающая: развитие творческих способностей, памяти и речи, обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитательная: воспитание любви к природе, к животным, патриотизм.



 3. Работа по картине.

Весна как время года бывает очень разным: солнечным и хмурым, ярким и серым, весёлым и грозным.  И художники изображают его по-разному на своих полотнах.  Сегодня мы познакомимся с картиной  художника Алексея  Никаноровича  Комарова. (Слайд 4)

Выступление ученика: рассказ о художнике (заранее подготовленный рассказ).

Комаров Алексей Никанорович (1879–1977) родился в Тульской губернии. Раннее детство провёл в деревне и ещё в возрасте четырёх-пяти лет рисовал и лепил из хлеба домашних животных. Закончил Школу живописи, ваяния и зодчества.  Иллюстрировал  детские журналы и книги.

Художник много путешествовал, участвовал в оформлении атласа «Промысловые птицы и звери СССР», проиллюстрировал большой труд «Птицы Советского Союза» и множество научных и популярных книг.

А. Н. Комаров известен как художник-анималист. Изучая животных, их поведение в природе, он делится с нами своими наблюдениями с помощью кисти и холста.

Учитель: - Внимание: вопросы!

  • Какие интересные моменты жизни художника вы запомнили больше?

  • Какое слово вы услышали впервые?

4. Словарная работа

- Комаров – художник-анималист. Кто такой анималист?  В словаре даётся такое объяснение. (Слайд 8)

АНИМАЛИСТ — а, м. Художник или скульптор, изображающий в своих произведениях преимущественно животных. [От лат. animal - животное]. (Малый академический словарь).

- Задание: Выпишем это слово  и его лексическое значение в словарик и запомним.

Учитель: - Алексей Никанорович Комаров не просто изображал животных, а стремился показать,  что они тоже, как и люди, испытывают разные чувства и состояния, наделял их человеческими чертами характера. Вот перед вами репродукции картин художника. Что мы на них видим?  (Слайд 9)  (картины «Лиса», «Тревога»)

(Лисичка, видимо, пытается добыть себе пропитание, раскапывая снег).  

(Стайка птиц в тревоге вытянула шею, почувствовав какую-то опасность. Картина так и называется: «Тревога»).

5. Ребята, предлагаю вашему вниманию «Письмо – обращение художника». (Слайд 10)

«Все мои произведения проникнуты любовью к родной природе, её живому миру. Я старался заразить зрителей своей любовью к зверям и птицам нашей родной природы; я видел их в натуре, люблю и хорошо знаю. Ведь та же лиса, тот же заяц - украшение природы! Как бриллиант!  

Я люблю слушать гневный шум качающихся от ветра елей, когда метель бросает в лицо охапки снега и весь воздух наполнен снежной пылью и не видно дороги, ничего не видно... 

Вот так правдиво отражать (думаю, мне это удалось) в набросках и картинах всё многообразие родной природы – было смыслом всей моей жизни!

Дорогой друг! Люби природу, береги её! Относись к ней по-доброму. Она тебе за это воздаст стократ».

Учитель: - Ребята, как вы поняли слова великого художника?

(А. Комаров в своем письме говорит о любви к природе и к её обитателям. С какой теплотой и заботой он говорит о лесных жителях, с каким восхищением он описывает ветку ели, метель, воздух…В своём письме он обращается к читателю с просьбой о защите окружающей природы. Только истинный художник, человек с необыкновенной душой и невероятно добрым сердцем может так относиться к природе и её жителям!)  
6. Беседа по картине

А теперь приступим к обсуждению картины.

-Кто изображён на картине?

- Какое время года запечатлено на картине? Докажите это.

- Что такое наводнение и какие синонимы можно подобрать к данному слову? (Слайд 12)

(НАВОДНЕНИЕ (ср. род) - затопление местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море, обычно являющееся стихийным бедствием.

НАВОДНЕНИЕ - половодье, разлив, паводок, большая вода, потоп).

- В какой момент художник запечатлел зайца?

- Как художник показал, что главный герой картины – зайчик?

- Каким изображён заяц на картине? Опишите его: внешний вид (голова, глаза, уши, шерсть), позу, состояние.

Используйте в своём описании имена прилагательные. (Слайды 13,14,15)

(Голова у зайчика _______________ , _____________ . Вокруг глаз – ____________ пятна.  Глаза _____________ _____________ , блестят от испуга.______________ уши торчком, на их кончиках видны______________ пятна. У зайца  _____________ шерстка. На шее она ____________________ , сзади - _______________ . Спинка ______________ .               _______________  хвостик  поджат).



(Голова у зайчика маленькая, коричневатая. Вокруг глаз – белые пятна. Глаза тёмные,  круглые, блестят от испуга. Длинные уши торчком, на их кончиках видны чёрные пятна. У зайца  густая шёрстка. На шее она  желтовато-коричневая, сзади - серо-белая. Спинка тёмная. Маленький хвостик  поджат.)

- Из данных прилагательных выберите   те, которые описывают состояние зверька:

грустный, весёлый, тревожный, беззаботный, радостный, испуганный, равнодушный, робкий. (Слайд 16)

- Что ещё можно сказать об этом зайце? Как он проявил себя?

(Он умный, хитрый, догадливый, находчивый. Не растерялся в опасный момент, нашёл выход из создавшегося положения.)

- Подберите глаголы, описывающие действия зайчика.

(Бедненький зайчонок  сидит на  толстом сучке дерева, поджал под себя маленькие лапки. Он прижался  спиной к  стволу и  внимательно смотрит на прибывающую воду. Очень жаль зверька, попавшего в беду.)   (Слайд 17)

- Что изображено на переднем плане?

- Какие краски и тона преобладают в картине? О чём это говорит?

(неяркие, приглушённые, серо-голубые, оттенки коричневого цвета; это говорит о том, что зверёк оказался в трудной ситуации)

- Действительно, краски помогают передать это событие, всю напряжённость ситуации.

- Что можно сказать об отношении художника к изображённому им зайчику?

- А каково ваше отношение к попавшему в беду зверьку? Какие чувства вызывает картина?

- Какова же основная мысль (идея) картины?

Весна приносит лесным зверушкам не только радость теплых солнечных дней, но и неприятности, и даже настоящую беду.

Картина А. Н. Комарова «Наводнение» проникнута любовью к животному миру и всей природе.

7. Физкультминутка.

8. Запись опорных слов. (Слайд 20)

- Большая вода, суша скрылась под водой, лес затоплен, оказался в беде, запрыгнул на низкий сук, старое корявое дерево, испуганный голодный зайчик, продолговатая голова, посередине тёмно-коричневая полоса, мордочка светленькая, длинные рыжеватые уши, стоят торчком, с чёрными пятнышками, густая пушистая шёрстка, поджал маленькие лапки, прижался спиной к стволу, со страхом смотрит на прибывающую воду, дрожит от холода, чутко, настороженно слушает, не растерялся, догадался запрыгнуть, боится, находчивый, глаза расширены от испуга, тревожно, спинка тёмно-серого цвета, брюшко светленькое, грудка желтоватая, с розовым отливом.

9. Работа с доской.

- Чтобы не было речевых ошибок, можно использовать слова – синонимы из рамок. Запишите их.

ХУДОЖНИК КАРТИНА НАРИСОВАЛ

ЖИВОПИСЕЦ ПОЛОТНО ИЗОБРАЗИЛ

АВТОР ПОЛОТНА РЕПРОДУКЦИЯ СОЗДАЛ

МАСТЕР КИСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЖИВОПИСИ ПОКАЗАЛ

ПРЕДСТАВИЛ

РАСПОЛОЖИЛ

10. Корректировочная работа. (Деформация предложений)

- Часто возникают проблемы с составлением предложений. (Слайд 21)

- Из слов составьте предложения, расположив слова в нужной последовательности.

1. Страх, съёжиться, весь, дрожать, зверёк.

2. Вода, зеркало, тёмный, деревья, силуэты, отражаться.

3. Наводнение, спасаться, нижний, догадаться, дерево, он, запрыгнуть, сук.  

11. План сочинения.

- А теперь вспомним всё, о чём говорили, вопросы, которые мы с вами обсуждали, рассматривая картину Комарова «Наводнение».  (Слайд 22) 

- Это и будет планом сочинения.

  1. Вступление. (Информация о художнике, история создания картины).

  2. Основная часть

- передний план картины (вода, деревья, заяц)

- описание зайца (туловище, поза, цвет шёрстки, голова, глаза, уши, состояние)

- задний план картины

- цветовая гамма, общее настроение картины

  1. 3. Заключение (Какие чувства вызывает  эта картина? Авторское и ваше отношение к изображённому на картине.)

IV. Домашнее задание. Оценки за работу на уроке. - Упр. 599.

Ребята, дома вам предстоит написать сочинение – описание животного по картине А.Н. Комарова «Наводнение»

V. Рефлексия. (Слайды 23,24) 

- Над чем заставила задуматься картина?

- Что нового вы узнали на уроке?

Просмотр видео – ролика «Береги природу»













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!