СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по картине А.Комарова "Наводнение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка помогает учителю организовать работу учащихся на уроке развития речи. В презентации собран материал для написания сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку развития речи в 5 классе по картине А.Комарова "Наводнение"»

Подготовка  к сочинению – описанию по картине А. Н. Комарова «Наводнение» Урок русского языка в 5 классе

Подготовка к сочинению – описанию по картине А. Н. Комарова «Наводнение»

Урок русского языка в 5 классе

Цель урока: развивать художественную речь учащихся; 1 познакомить со спецификой описания животного, изображённого на картине; 2 обогатить словарный запас учащихся по данной теме; 3 расширить кругозор учащихся, познакомить с творчеством А.Н.Комарова; 4 воспитывать любовь к природе, животным, бережное отношение к ним . 5

Цель урока:

развивать художественную речь учащихся;

1

познакомить со спецификой описания животного, изображённого на картине;

2

обогатить словарный запас учащихся по данной теме;

3

расширить кругозор учащихся,

познакомить с творчеством А.Н.Комарова;

4

воспитывать любовь к природе, животным, бережное отношение к ним .

5

Слово о художнике  Комаров Алексей Никанорович  (1879 – 1977) Русский и советский живописец, скульптор, анималист

Слово о художнике

Комаров

Алексей Никанорович

(1879 – 1977)

Русский и советский живописец, скульптор, анималист

Анималист  — а, м. Художник или скульптор, изображающий в своих произведениях преимущественно животных. [От лат. animal животное]… (Малый академический словарь)

Анималист — а, м. Художник или скульптор, изображающий в своих произведениях преимущественно животных.

[От лат. animal животное]… (Малый академический словарь)

 Слово о художнике  Известный художник-анималист Алексей Никанорович Комаров родился 14 октября 1879 г. в Тульской губернии. Ещё в возрастечетырёх-пяти лет рисовал и лепил из хлеба домашних животных. В Училище живописи, ваяния и зодчества поступил без труда, что свидетельствовало о большом даровании юноши. А.Н. Комаров много работал, участвовал в выставках, иллюстрировал журналы и книги. Он много путешествовал.  Комаров Алексей Никанорович является основоположником русской анималистической школы. Его работы отличает поразительный реализм, портретное сходство с конкретным животным. Значительное место в творчестве А. Комарова занимают иллюстрации детской литературы.  Своеобразными правдивыми рисунками художник передает детям свою любовь к животным.

Слово о художнике

Известный художник-анималист Алексей Никанорович

Комаров родился 14 октября 1879 г. в Тульской

губернии. Ещё в возрастечетырёх-пяти лет рисовал

и лепил из хлеба домашних животных. В Училище

живописи, ваяния и зодчества поступил без труда,

что свидетельствовало о большом даровании юноши.

А.Н. Комаров много работал, участвовал в выставках,

иллюстрировал журналы и книги. Он много

путешествовал.

Комаров Алексей Никанорович является

основоположником русской анималистической школы.

Его работы отличает поразительный реализм,

портретное сходство с конкретным животным. Значительное место в творчестве

А. Комарова занимают иллюстрации детской литературы.

Своеобразными правдивыми рисунками художник передает детям свою любовь

к животным.

Творческое кредо А.Н.Комарова «Я старался заразить зрителей и читателей своей любовью к зверям и птицам нашей родной природы; я видел их в натуре, люблю и хорошо знаю».

Творческое кредо А.Н.Комарова

«Я старался заразить

зрителей и читателей

своей любовью

к зверям и птицам

нашей родной природы;

я видел их в натуре,

люблю и хорошо знаю».

Зарисовками собак, лошадей, разнообразных диких зверей и птиц заполнены бесконечные альбомы Алексея Никаноровича.

Зарисовками собак, лошадей, разнообразных диких зверей и птиц заполнены бесконечные альбомы Алексея Никаноровича.

Все картины А.Н.Комарова проникнуты любовью к родной природе, ее красоте.

Все картины А.Н.Комарова проникнуты любовью к родной природе, ее красоте.

« Соболь »  (1968)

« Соболь »

(1968)

«Белые медведи» (1968)

«Белые медведи» (1968)

«Заяц – беляк»

«Заяц – беляк»

Значительное место в творчестве А.Комарова занимают иллюстрации детской литературы. Своеобразными правдивыми рисунками художник передает детям свою любовь к животным.

Значительное место в творчестве А.Комарова занимают иллюстрации детской литературы. Своеобразными правдивыми рисунками художник передает детям свою любовь к животным.

Велика заслуга художника, настойчиво напоминающего своими картинами, иллюстрациями в книгах и журналах, открытками, почтовыми марками, литературными очерками-воспоминаниями о необходимости любви к животным, об охране природы.

Велика заслуга художника, настойчиво напоминающего своими картинами, иллюстрациями в книгах и журналах, открытками, почтовыми марками, литературными очерками-воспоминаниями о необходимости любви к животным, об охране природы.

"Наводнение"

Рассмотрим картину Какое время года изображено на картине?   Ранняя весна, большой весенний разлив, наводнение. Какие краски и тона на полотне преобладают? НАВОДНЕНИЕ, -я, ср. Затопление суши водой, выступившей из берегов. (Словарь Ожегова)   Тёмные, неяркие, приглушённые, тёмно-серые, серо-голубые, оттенки коричневого цвета. Это говорит о том, что зайчик оказался в трудной ситуации. Кто герой картины?      Заяц, который забрался на дерево, спасаясь от наводнения. Подумайте, как он там оказался?   Весеннее солнышко растопило снег, высоко поднялась вода. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от паводка . Вот заяц забрался на сучковатую ветку старого дерева. Ему очень страшно.

Рассмотрим картину

Какое время года изображено на картине?

  Ранняя весна, большой весенний разлив, наводнение.

Какие краски и тона на полотне преобладают?

НАВОДНЕНИЕ, -я, ср. Затопление суши водой, выступившей из берегов. (Словарь Ожегова)

  Тёмные, неяркие, приглушённые, тёмно-серые, серо-голубые, оттенки коричневого цвета. Это говорит о том, что зайчик оказался в трудной ситуации.

Кто герой картины?

 

  Заяц, который забрался на дерево, спасаясь от наводнения.

Подумайте, как он там оказался?

  Весеннее солнышко растопило снег, высоко поднялась вода. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от паводка . Вот заяц забрался на сучковатую ветку старого дерева. Ему очень страшно.

Рассмотрим героя картины Где и как сидит заяц? Он сидит на толстом сучке старого крепкого дерева, низко над водой, затопившей остров. Заяц от страха весь съежился, напрягся, крепко прижался к стволу дерева, поджал лапы. Каким изобразил художник зайца? а) голова продолговатая, беленькая мордочка, с широкой коричневой полоской посередине, Фон картины б) глаза тёмные, круглые, расширены от испуга, выражают беззащитность; Заяц изображён на фоне воды. Она как зеркало. Тёмная, холодная. В ней отражаются силуэты деревьев. в) уши длинные, рыжие, с черными пятнышками на кончиках, чуткие, стоят торчком, будто улавливают посторонние звуки; г) шерстка густая, пушистая, мягкая, на грудке – желтовато-коричневая, на брюшке и сзади светло-серая, дымчатая, на спине –тёмно-серая, с коричневым оттенком, будто в крапинку. д) лапы длинные, светло-коричневые, цепкие, маленький хвостик поджат.

Рассмотрим героя картины

Где и как сидит заяц?

Он сидит на толстом сучке старого крепкого дерева, низко над водой, затопившей остров. Заяц от страха весь съежился, напрягся, крепко прижался к стволу дерева, поджал лапы.

Каким изобразил художник зайца?

а) голова продолговатая, беленькая мордочка, с широкой коричневой полоской посередине,

Фон картины

б) глаза тёмные, круглые, расширены от испуга, выражают беззащитность;

Заяц изображён на фоне воды. Она как зеркало. Тёмная, холодная. В ней отражаются силуэты деревьев.

в) уши длинные, рыжие, с черными пятнышками на кончиках, чуткие, стоят торчком, будто улавливают посторонние звуки;

г) шерстка густая, пушистая, мягкая, на грудке – желтовато-коричневая, на брюшке и сзади светло-серая, дымчатая, на спине –тёмно-серая, с коричневым оттенком, будто в крапинку.

д) лапы длинные, светло-коричневые, цепкие, маленький хвостик поджат.

ПОДУМАЙТЕ… Что еще можно сказать об этом зайце? Как он проявил себя? Он умный, хитрый, догадливый, находчивый. Можно ли по этой картине судить о том, как художник относится к животным вообще и к этому зайцу, попавшему в беду? Не растерялся в опасный момент, нашёл выход из создавшегося положения. Картина А. Н. Комарова «Наводнение» проникнута любовью к животному миру и всей природе.

ПОДУМАЙТЕ…

Что еще можно сказать об этом зайце? Как он проявил себя?

Он умный, хитрый, догадливый, находчивый.

Можно ли по этой картине судить о том, как художник относится к животным вообще и к этому зайцу, попавшему в беду?

Не растерялся в опасный момент, нашёл выход из создавшегося положения.

Картина А. Н. Комарова «Наводнение» проникнута любовью к животному миру и всей природе.

Подберите синонимы  живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна;  ХУДОЖНИК — КАРТИНА — полотно, произведение живописи, шедевр мастера, репродукция;  ИЗОБРАЗИЛ -  запечатлел, создал, воплотил свой замысел, нарисовал, показал, передал, изобразил, представил, расположил; ЗАЯЦ - русак, зайка, косой, длинноухий, бедняжка, зверёк;  НАВОДНЕНИЕ - половодье, разлив, паводок, большая вода, потоп, бедствие, стихия.

Подберите синонимы

живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна;

ХУДОЖНИК —

КАРТИНА —

полотно, произведение живописи, шедевр мастера, репродукция;

ИЗОБРАЗИЛ -

запечатлел, создал, воплотил свой замысел, нарисовал, показал, передал, изобразил, представил, расположил;

ЗАЯЦ -

русак, зайка, косой, длинноухий, бедняжка, зверёк;

НАВОДНЕНИЕ -

половодье, разлив, паводок, большая вода, потоп, бедствие, стихия.

Героев каких произведений напоминает вам этот зайчишка?

Героев каких произведений напоминает вам этот зайчишка?

В. Бианки. «Заяц на дереве».  Заяц жил на островке среди широкой реки. Это был ещё молодой, не очень умный заяц. Он и внимания не обращал, что река кругом его островка с треском сбрасывала лёд. В тот день заяц спокойно спал у себя под кустом. Вода в реке стала быстро прибывать. На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек острова. На нём росло толстое, корявое дерево. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз срывался и шлёпался в воду. Наконец ему удалось вскочить на толстый, нижний сук. Заяц примостился на нём и стал терпеливо дожидаться конца наводнения.

В. Бианки. «Заяц на дереве».

Заяц жил на островке среди широкой реки. Это был ещё молодой, не очень умный заяц. Он и внимания не обращал, что река кругом его островка с треском сбрасывала лёд. В тот день заяц спокойно спал у себя под кустом. Вода в реке стала быстро прибывать. На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек острова. На нём росло толстое, корявое дерево. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз срывался и шлёпался в воду. Наконец ему удалось вскочить на толстый, нижний сук. Заяц примостился на нём и стал терпеливо дожидаться конца наводнения.

 Н. Некрасов. «Дед Мазай и зайцы».  Я раз за дровами В лодке поехал: их много с реки К нам в половодье весной нагоняет, Еду, ловлю их. Вода прибывает. Вижу один островок небольшой, Зайцы на нём собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверкам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами,  Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, ничего! Только уселась команда косая, Весь островочек пропал под водой: «То-то! сказал я: не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!» Этак гуторя, плывём в тишине. Столбик не столбик - зайчишко на пне, Лапки скрестивши, стоит, горемыка, Взял и его: тягота не велика!

Н. Некрасов. «Дед Мазай и зайцы».

Я раз за дровами

В лодке поехал: их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет,

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой,

Зайцы на нём собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверкам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой:

«То-то! сказал я: не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

Этак гуторя, плывём в тишине.

Столбик не столбик - зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Взял и его: тягота не велика!

Составим план сочинения Художник и его картина. Как зайчик оказался на дереве? Как художник изобразил зайчишку: а) внешний вид (голова, глаза, уши, лапы, шерсть); б) поза; в) состояние. 4. Как может спастись длинноухий? 5. Какие чувства вызывает эта картина, над чем заставляет задуматься?

Составим план сочинения

  • Художник и его картина.
  • Как зайчик оказался на дереве?
  • Как художник изобразил зайчишку:

а) внешний вид (голова, глаза, уши, лапы, шерсть);

б) поза;

в) состояние.

4. Как может спастись длинноухий?

5. Какие чувства вызывает эта картина, над чем заставляет задуматься?

Опорные слова Большая вода, суша скрылась под водой, лес затоплен, оказался в беде, запрыгнул на низкий сук, старое корявое дерево, испуганный голодный зайчик, продолговатая голова, посередине тёмно-коричневая полоса, мордочка светленькая, длинные рыжеватые уши, стоят торчком, с чёрными пятнышками, густая пушистая шёрстка, поджал маленькие лапки, прижался спиной к стволу, со страхом смотрит на прибывающую воду, дрожит от холода, чутко, настороженно слушает, не растерялся, догадался запрыгнуть, боится, находчивый, глаза расширены от испуга, тревожно, спинка тёмно-серого цвета, брюшко светленькое, грудка желтоватая, с розовым отливом.

Опорные слова

Большая вода, суша скрылась под водой, лес затоплен, оказался в беде, запрыгнул на низкий сук, старое корявое дерево, испуганный голодный зайчик, продолговатая голова, посередине тёмно-коричневая полоса, мордочка светленькая, длинные рыжеватые уши, стоят торчком, с чёрными пятнышками, густая пушистая шёрстка, поджал маленькие лапки, прижался спиной к стволу, со страхом смотрит на прибывающую воду, дрожит от холода, чутко, настороженно слушает, не растерялся, догадался запрыгнуть, боится, находчивый, глаза расширены от испуга, тревожно, спинка тёмно-серого цвета, брюшко светленькое, грудка желтоватая, с розовым отливом.

Варианты начала частей Передо  мной  картина  … На  переднем  плане  замечательного  полотна…  Художник  изобразил… При создании  картины  мастер  использовал… Художнику  удалось…

Варианты начала частей

Передо  мной  картина  …

На  переднем  плане 

замечательного  полотна…

Художник  изобразил…

При создании  картины  мастер  использовал…

Художнику  удалось…

Помните ,   что вы должны представить, что рассказываете о картине и её герое не своему ровеснику, а младшему.  Расскажите так, чтобы ему было понятно и интересно .

Помните ,

 

что вы должны представить, что рассказываете о картине и её герое не своему ровеснику, а младшему.

Расскажите так, чтобы ему было понятно и интересно .

ПРИМЕР РАССКАЗА  Ты не видел картину Комарова «Наводнение»? Как ты думаешь, что там нарисовано?  Да, разлив реки, но главное не это. Посмотри, на картине только одно живое существо – это заяц. Он забрался на сук старого дерева и сидит там, сжавшись в комочек. Уши у зайчишки стоят торчком, развёрнуты в стороны: он чутко прислушивается, нет ли ещё откуда-нибудь опасности. Глаза большие, испуганные, шёрстка встала дыбом. Зайчишка затаился, подобрал лапки, прижался к ветке и стволу дерева – это его единственная защита и надежда.  Как же он попал на дерево? Наверное, когда началось наводнение, он пытался убежать от подступающей воды и в последний момент успел запрыгнуть на толстый сухой сук.  Кругом вода. Вдалеке видны деревья, но они так далеко, что кажутся маленькими даже по сравнению с зайчиком. Придётся ему ждать, пока вода отступит и он сможет спрыгнуть на землю.

ПРИМЕР РАССКАЗА

Ты не видел картину Комарова «Наводнение»? Как ты думаешь, что там нарисовано?

Да, разлив реки, но главное не это. Посмотри, на картине только одно живое существо – это заяц. Он забрался на сук старого дерева и сидит там, сжавшись в комочек. Уши у зайчишки стоят торчком, развёрнуты в стороны: он чутко прислушивается, нет ли ещё откуда-нибудь опасности. Глаза большие, испуганные, шёрстка встала дыбом. Зайчишка затаился, подобрал лапки, прижался к ветке и стволу дерева – это его единственная защита и надежда.

Как же он попал на дерево? Наверное, когда началось наводнение, он пытался убежать от подступающей воды и в последний момент успел запрыгнуть на толстый сухой сук.

Кругом вода. Вдалеке видны деревья, но они так далеко, что кажутся маленькими даже по сравнению с зайчиком. Придётся ему ждать, пока вода отступит и он сможет спрыгнуть на землю.

Работаем над сочинением в черновике 1) Проверьте, есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения). 2) Правилен ли порядок слов. 3) Связаны ли слова по смыслу. 4) Нет ли повторов одинаковых слов и выражений, не стоят ли рядом однокоренные слова. 5) Правильно ли написаны слова (в случае затруднения обратитесь к орфографическому словарю). 6) Проверьте постановку знаков препинания.

Работаем над сочинением в черновике

1) Проверьте, есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения).

2) Правилен ли порядок слов.

3) Связаны ли слова по смыслу.

4) Нет ли повторов одинаковых слов и выражений, не стоят ли рядом однокоренные слова.

5) Правильно ли написаны слова (в случае затруднения обратитесь к орфографическому словарю).

6) Проверьте постановку знаков препинания.

Всем спасибо за работу!

Всем

спасибо

за

работу!

Ресурсы: Русский язык. 5 класс. Поурочные планы к учебнику Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. М.: 2014 2. http:// borzoi.org.ua/index.php?itemid=1319 3. Репродукции картин А.Н.Комарова  https://vk.com/photo-20615294_185220749

Ресурсы:

  • Русский язык. 5 класс. Поурочные планы к учебнику Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. М.: 2014

2. http:// borzoi.org.ua/index.php?itemid=1319

3. Репродукции картин А.Н.Комарова

https://vk.com/photo-20615294_185220749


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!