СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Создание новых идей методом фокальных объектов", технология 7 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие люди привыкают мыслить стандартными образами и понятиями. Стереотипы мешают человеку создавать что-то новое и оригинальное

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Создание новых идей методом фокальных объектов", технология 7 класс»

Метод фокальных объектов   7 класс Учитель технологии Усова Галина Владимировна

Метод фокальных объектов

7 класс

Учитель технологии Усова Галина Владимировна

Цель: научить применению метода фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию изделий.

Цель: научить применению метода фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию изделий.

Разминка 1 Чему равна единица в квадрате?  Чему равно два в квадрате?  Чему равно четыре в квадрате?  Чему равен угол в квадрате? Ответ: угол в квадрате равен 90 градусов.

Разминка 1

Чему равна единица в квадрате? Чему равно два в квадрате? Чему равно четыре в квадрате? Чему равен угол в квадрате?

  • Ответ: угол в квадрате равен 90 градусов.
Разминка 2 Исключив применение по прямому назначению, предложите, для каких целей можно использовать: 1.Кирпичи (кроме строительства) Ответ: можно использовать в качестве: мерного груза; средство для письма (отметчик); средство для метания; наковальни; мишени; молотка

Разминка 2

  • Исключив применение по прямому назначению, предложите, для каких целей можно использовать:

1.Кирпичи (кроме строительства)

Ответ: можно использовать в качестве:

  • мерного груза;
  • средство для письма (отметчик);
  • средство для метания;
  • наковальни;
  • мишени;
  • молотка
Разминка 3 Проверка сообразительности: На дно тарелки с водой положили половину картофелины, воткнули в неё три спички, подожгли их и сразу же накрыли стаканом. Вся вода из тарелки тут же переместилась в стакан. Почему? Ответ: Находящийся под стаканом кислород израсходуется на горение спичек, отчего образуется вакуум, втягивающий воду из тарелки в стакан.

Разминка 3

Проверка сообразительности:

  • На дно тарелки с водой положили половину картофелины, воткнули в неё три спички, подожгли их и сразу же накрыли стаканом. Вся вода из тарелки тут же переместилась в стакан. Почему?

Ответ:

  • Находящийся под стаканом кислород израсходуется на горение спичек, отчего образуется вакуум, втягивающий воду из тарелки в стакан.
Разминка 4 2. Школьную деревянную линейку (кроме измерения линейных размеров) Ответ: можно использовать в качестве: весов; спидометра (по величине изгиба от набегающего потока); камертона; закладки для книг; плотномера (по величине его погружения); указки

Разминка 4

2. Школьную деревянную линейку (кроме измерения линейных размеров)

  • Ответ: можно использовать в качестве:
  • весов;
  • спидометра (по величине изгиба от набегающего потока);
  • камертона;
  • закладки для книг;
  • плотномера (по величине его погружения);
  • указки
Подумайте, как может выглядеть сотовый телефон, если он будет иметь свойства резины, возможности говорящего попугая, характеристики радуги?

Подумайте, как может выглядеть сотовый телефон, если он будет иметь свойства резины, возможности говорящего попугая, характеристики радуги?

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов

Чарльз Вайтинг В 1925 г. мФО предложил немецкий ученый Фридрих Кунце. А В 50-е гг. метод усовершенствовал Чарльз Вайтинг (США). Суть метода в том, чтобы свойства случайных  объектов перенести на центральный объект и в полученных сочетаниях попытаться найти рациональное зерно.

Чарльз Вайтинг

В 1925 г. мФО предложил немецкий ученый Фридрих Кунце.

А В 50-е гг. метод усовершенствовал Чарльз Вайтинг (США).

Суть метода в том, чтобы

свойства случайных

объектов перенести

на центральный объект и в полученных сочетаниях попытаться найти рациональное зерно.

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов

МФО от слова «фокус» – концентрация внимания на конкретном объекте Сущность метода – перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит  в фокусе переноса . Сущность метода –перенесение признаков случайно выбранных объектов на  совершенствуемый объект, который лежит  в фокусе переноса.

МФО от слова «фокус» – концентрация внимания на конкретном объекте

Сущность метода – перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит

в фокусе переноса .

Сущность метода –перенесение признаков

случайно выбранных объектов на

совершенствуемый объект, который лежит

в фокусе переноса.

Последовательность действий: 1. Выбор объекта и цели усовершенствования.  2. Выбор наугад 3-4 объектов. 3. Составление характерных признаков этих случайных объектов. 4.Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.  5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций. 6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений.  Метод не дает никакой гарантии, что у вас получится что-то дельное, но все же он раскрепощает мышление и порой приводит к неожиданным комбинациям. Метод содействует развитию фантазии

Последовательность действий:

  • 1. Выбор объекта и цели усовершенствования.
  • 2. Выбор наугад 3-4 объектов.
  • 3. Составление характерных признаков этих случайных объектов.
  • 4.Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.
  • 5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций.
  • 6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений.
  • Метод не дает никакой гарантии, что у вас получится что-то дельное, но все же он раскрепощает мышление и порой приводит к неожиданным комбинациям. Метод содействует развитию фантазии
Суть метода : Признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект. В результате получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию .      + = мяч круглый легкий

Суть метода :

Признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект. В результате получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию .

+ =

мяч

круглый

легкий

Пример создания нового объекта с помощью МФО   Совершенствуемый объект:  стул Случайные объекты:  елка, олень, фонарь Новые сочетания Стул колючий Стул рогатый Стул светящийся

Пример создания нового объекта с помощью МФО

  • Совершенствуемый объект:  стул
  • Случайные объекты:  елка, олень, фонарь

Новые сочетания

Стул колючий

Стул рогатый

Стул светящийся

Новые идеи   Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением

Новые идеи

  • Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости
  • Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей
  • Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением
ЗАДАЧА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ    Усовершенствуемый объект Часы «Командирские» - прекрасный, точный, надёжный механизм,  Часы «Командирские» обладают противоударным, пылезащитным и  водонепроницаемым свойствами

ЗАДАЧА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Усовершенствуемый объект

Часы «Командирские» - прекрасный, точный, надёжный механизм,

Часы «Командирские» обладают противоударным, пылезащитным и водонепроницаемым свойствами

Техническое задание Чистопольский часовой завод объявил конкурс на лучшую идею по  модернизации (улучшению) выпускаемой продукции .

Техническое задание

Чистопольский часовой завод объявил конкурс на лучшую идею по модернизации (улучшению) выпускаемой продукции .

Выбор случайных объектов с указанием их свойств (качеств) KOШКA ЦВЕТОК БРИЛИАНТ ? + + = пушистая, тёплая, мяукает, видит в темноте твёрдый. прозрачный. гранёный разноцветный, распускается, фотосинтез

Выбор случайных объектов с указанием их свойств (качеств)

KOШКA

ЦВЕТОК

БРИЛИАНТ

?

+

+

=

пушистая, тёплая, мяукает, видит в темноте

твёрдый.

прозрачный.

гранёный

разноцветный, распускается, фотосинтез

Ассоциативный поиск возможных вариантов решения задачи Часы со стеклом, имеющим огранку. Прозрачные часы. Мяукающие часы .

Ассоциативный поиск возможных вариантов решения задачи

Часы со стеклом, имеющим огранку. Прозрачные часы.

Мяукающие часы .

Предложенное решение должно удовлетворять следующим требованиям: воплощение идеи не должно при водить к принципиальному изменению технологического процесса производства; любое дополнение не должно приводить к существенному  повышению себестоимости продукции; модернизация изделия должна быть возможна без привлечения  дополнительных квалифицированных специалистов; любое предложение должно  сопровождаться техническими комментариями по его внедрению:

Предложенное решение должно удовлетворять следующим требованиям:

  • воплощение идеи не должно при водить к принципиальному
  • изменению технологического процесса производства;
  • любое дополнение не должно приводить к существенному повышению себестоимости продукции;
  • модернизация изделия должна быть возможна без привлечения дополнительных квалифицированных специалистов;
  • любое предложение должно сопровождаться техническими
  • комментариями по его внедрению:
ЗАДАЧА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ   Необходимо разработать вариант нескольких сувенирных изделий с помощью метода фокальных объектов.

ЗАДАЧА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

  • Необходимо разработать вариант нескольких сувенирных изделий с помощью метода фокальных объектов.
Домашнее задание: Выбор окончательного варианта

Домашнее задание:

Выбор окончательного варианта

Проверка знаний 1. Дайте определение. Суть метода фокальных объектов состоит в …………………………………………… 2. Метод фокальных объектов создал: А) Осборн Б) Кунце В) Гордон 3. Метод фокальных объектов – это метод поиска новых идей путем: а) присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов; б) создания гирлянд ассоциаций; в) критики свойств объекта. 4. Дайте определение. Цель метода фокальных объектов состоит в ……………………………………………

Проверка знаний

  • 1. Дайте определение.
  • Суть метода фокальных объектов состоит в ……………………………………………
  • 2. Метод фокальных объектов создал:
  • А) Осборн
  • Б) Кунце
  • В) Гордон
  • 3. Метод фокальных объектов – это метод поиска новых идей путем:
  • а) присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов;
  • б) создания гирлянд ассоциаций;
  • в) критики свойств объекта.
  • 4. Дайте определение.
  • Цель метода фокальных объектов состоит в ……………………………………………
Какими характерными свойствами и признаками обладает данный объект? Деревянный Металлический Комбинированные материалы С ящиками Раскладной Обеденный Компьютерный Устойчивый

Какими характерными свойствами и признаками обладает данный объект?

Деревянный

Металлический

Комбинированные материалы

С ящиками

Раскладной

Обеденный

Компьютерный

Устойчивый

Соотнесите по группам стереотипные объекты и объекты, созданные на основе метода фокальных объектов. Стереотипные Созданные методом фокальных объектов

Соотнесите по группам стереотипные объекты и объекты, созданные на основе метода фокальных объектов.

Стереотипные

Созданные методом фокальных объектов

Выберите правильный ответ. Как называется объект, полученный после преобразования методом фокальных объектов? Фокальный объект Случайный объект Дифференцированный объект Оригинальный объект

Выберите правильный ответ. Как называется объект, полученный после преобразования методом фокальных объектов?

  • Фокальный объект
  • Случайный объект
  • Дифференцированный объект
  • Оригинальный объект
Установите правильную последовательность действий при разработке изделия методом фокальных объектов Выбрать 3-4 случайных объекта   Получить новые сочетания, зафиксировать самые интересные идеи   Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов   Выбрать главный объект для усовершенствования (фокальный объект)   Присоединить к фокальному объекту новые свойства от выбранных случайных объектов Сбросить ответы Показать правильный ответ Пройдено 0 из 8

Установите правильную последовательность действий при разработке изделия методом фокальных объектов

  • Выбрать 3-4 случайных объекта
  •   Получить новые сочетания, зафиксировать самые интересные идеи
  •   Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов
  •   Выбрать главный объект для усовершенствования (фокальный объект)
  •   Присоединить к фокальному объекту новые свойства от выбранных случайных объектов
  • Сбросить ответы Показать правильный ответ Пройдено 0 из 8
Выберите наиболее характерные признаки и свойства батареи отопления Теплая Окрашенная С регулятором температуры Тяжелая

Выберите наиболее характерные признаки и свойства батареи отопления

  • Теплая
  • Окрашенная
  • С регулятором температуры
  • Тяжелая
Соотнесите предметы с признаками случайных объектов, которые были использованы при их создании Живой Съедобный Колючий

Соотнесите предметы с признаками случайных объектов, которые были использованы при их создании

  • Живой
  • Съедобный
  • Колючий
Выберите правильный ответ. Как называется объект, который подвергается преобразованию с помощью метода фокальных объектов? Фокальный объект Случайный объект Дифференцированный объект Оригинальный объект

Выберите правильный ответ. Как называется объект, который подвергается преобразованию с помощью метода фокальных объектов?

Фокальный объект

Случайный объект

Дифференцированный объект

Оригинальный объект

Домашнее задание «В Англии продаются товары для любителей розыгрышей: чайные ложки, которыми можно помешивать лишь холодный чай, так как в горячем они плавятся; зонтики с верхом, тающим под струями первого дождя, так что остаётся один каркас; авторучки с чернилами, которыми можно «неосторожно» обрызгать костюм или платье, но через несколько минут пятна полностью исчезают. Предложите свою техническую шутку. Помните, что она должна быть не злой, не пугающей, а, наоборот, вызывающей улыбку и создающей хорошее настроение»

Домашнее задание

  • «В Англии продаются товары для любителей розыгрышей: чайные ложки, которыми можно помешивать лишь холодный чай, так как в горячем они плавятся; зонтики с верхом, тающим под струями первого дождя, так что остаётся один каркас; авторучки с чернилами, которыми можно «неосторожно» обрызгать костюм или платье, но через несколько минут пятна полностью исчезают.
  • Предложите свою техническую шутку. Помните, что она должна быть не злой, не пугающей, а, наоборот, вызывающей улыбку и создающей хорошее настроение»
Интернет-ресурсы http://www.myshared.ru/slide/635185 /  http://www.inventech.ru/pub/qual/instr/  Слайд №3 http :// player . myshared . ru /635185/ data / images / img 18. png  Слайд №4 http://club.foto.ru/gallery/images/preview/2012/08/01/2019324.jpg Слайд №6 http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=408541364-26-72&n=21  Слайд №7 http://luchesk.com.ua/images/stories/photoreport/komandirskiy2.jpg Слайд №9 http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/988/101988131_large_17.jpg- http://content.foto.mail.ru/mail/elenaplusninak/_animated/i-202.gif Слайд №10 http://graphics8.nytimes.com/images/blogs/themoment/posts/0330watches.3.jpg http://rik.dn.ua/reklama/rek_serega_foto/b21_vk431314_22.jpg http://img.ava.ua/img/products/607/607974/4126644.jpg http://www.vostok-inc.com/foto/219980.jpg

Интернет-ресурсы

  • http://www.myshared.ru/slide/635185 /
  • http://www.inventech.ru/pub/qual/instr/
  • Слайд №3
  • http :// player . myshared . ru /635185/ data / images / img 18. png
  • Слайд №4
  • http://club.foto.ru/gallery/images/preview/2012/08/01/2019324.jpg
  • Слайд №6
  • http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=408541364-26-72&n=21
  • Слайд №7
  • http://luchesk.com.ua/images/stories/photoreport/komandirskiy2.jpg
  • Слайд №9
  • http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/988/101988131_large_17.jpg-
  • http://content.foto.mail.ru/mail/elenaplusninak/_animated/i-202.gif
  • Слайд №10
  • http://graphics8.nytimes.com/images/blogs/themoment/posts/0330watches.3.jpg
  • http://rik.dn.ua/reklama/rek_serega_foto/b21_vk431314_22.jpg
  • http://img.ava.ua/img/products/607/607974/4126644.jpg
  • http://www.vostok-inc.com/foto/219980.jpg

Источники: https://urok.1sept.ru/articles/687323 https://www.uchportal.ru/load/108-1-0-47510

Источники:

https://urok.1sept.ru/articles/687323

https://www.uchportal.ru/load/108-1-0-47510


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!