СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме  диктуется условиями современной жизни. Развитие интеллекта  выступает как важнейший  компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том, что необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературного чтения, технологии и других предметов.

Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение конкретных задач.

Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.

Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом. Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок интересным, любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги.

Особую актуальность эта проблема приобретает в 1-4 классах. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто. При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое. Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал?

В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Я считаю, что нестандартные формы  уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя. Чем же отличается нетрадиционный урок от традиционного?

Нестандартный урок:

  • Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
  • Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
  • Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
  • Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ.
  • Выполняются творческие задания.
  • Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
  • Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
  • Планируется урок заранее.
  • Определяются чётко три дидактические задачи.

Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него, и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся: авторские, авторизованные, новаторские, традиционные, использовать нетрадиционные уроки.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Перечислю типы нетрадиционных уроков, которые я использовала и продолжаю проводить в своей педагогической деятельности: уроки “погружения”, уроки-пресс-конференции, уроки-соревнования (турниры), уроки - КВН, театрализованные уроки, компьютерные уроки, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки-аукционы, уроки-самоуправление, уроки-зачеты, уроки сомнения, уроки-творческие отчеты, уроки-формулы, уроки-конкурсы,  бинарные уроки, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки-«суды», уроки поиска истины, уроки-лекции, уроки-концерты, уроки-диалоги, уроки-ролевые игры, уроки-конференции, интегрированные уроки, уроки-семинары,  межпредметные уроки, уроки-экскурсии, уроки-праздники, урок–интервью, урок–экскурсия, видео–уроки, урок–мечта  и другие.

При подготовке я постоянно ищу способы оживления урока, стараюсь разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников. К таким урокам нужно тщательно готовиться: писать сценарии, давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, презентации, музыкальное оформление, дидактический материал.

Так же в своей педагогической практике я использую на обычных уроках игры и упражнения для развития интеллекта учащихся. Приведу несколько примеров: «Лимерики» и «Буриме», задачи на развитие воображения, метод фокальных объектов (при выполнении заданий, в которых требуется совмещать несовместимое, могут возникать изобретательские идеи), процедура - групповая картина, «Быки-коровы» (это упражнение предназначено для развития аналитико-комбинаторных способностей), большое количество разнообразных словесных игр, «Антивремя», «Ассоциации»,  «Волшебный карандаш», «Домино», «Концентрация», «Лестница понятий», «Логичность», «Камень, ножницы, бумага», «Калейдоскоп», «Муха», «Не может, быть!», «Опечатка», «Ошибающийся учитель», «Пальцы», «Перевоплощения», «Поиск аналогий», «Паутинка», «Разведчик», «Селектор», «Сходство и различие», «Термометр», тренинг «Что было бы, если…», «Ладошки», «Телефон», «Что нового?» и другие.

Одной из важнейших проблем образования сегодня является необходимость подготовки квалифицированных, грамотных специалистов. Поэтому постоянно с развитием различных педагогических технологий растут требования к качеству и объему обучения. Ситуация обостряется еще и тем, что мы живем в условиях информационного общества, в котором знания растут и устаревают очень быстро. Именно поэтому на первый план самой жизнью выдвигаются требования к молодому человеку как к творческой, способной к самостоятельной деятельности личности, которая может ставить нестандартные задачи и находить нестандартные пути их решения.

Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их неустойчивая молодая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

Как не отбить у ребенка желание учиться? Как помочь ему развить и реализовать свои способности? Как сделать так, чтобы одаренный ребенок не стал рядовым отличником или хорошистом (в лучшем случае), а  сформировался бы в творческую личность, способную решать самостоятельно жизненные задачи?

В процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащемуся различные методы и приемы индивидуального воздействия.

В этом вопросе большая ответственность лежит на специалистах. Конечно, много зависит от того, как ведется преподавание. Но беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди.  Как учитель-практик, я пришла к пониманию, что один из главных способов реализации этой задачи является выявление одаренности, развитие способностей и детского воображения.  Во внеурочное время я веду кружок «Наши надежды». В программе этого курса я использую «Комплекс заданий и упражнений для развития интеллектуальных способностей  и воображения младших школьников», который разработала несколько лет назад и апробировала уже на двух классах (выпусках).

Цель: выявление способных и одаренных детей;

Задачи: 1) развитие у детей интеллектуальных способностей (чтобы они не утратили свой первоначальный потенциал, т.е. сохранить их как творческих личностей); 2) активизация творческой активности; 3)подготовка к перспективному обучению и личностному развитию в основной школе.

Систему развития одаренности и воображения детей можно свести к 8 блокам, каждый из которых имеет свои особенности. Одни блоки (или задания в них) имеют трех или четырех – уровневый характер (подобные, но не одинаковые задания усложняются в каждом классе). Другие рассчитаны на одноразовое или постоянное применение.

1 блок – диагностический и контрольно-измерительный.

Первоначальная диагностика проводиться  в первом классе в начале учебного года. Затем контрольные промежуточные замеры проводятся еще дважды: в конце второго и начале третьего класса, итоговый замер – конец 4 класса, желательно провести сравнительный – в середине или конце 5 класса.

2 блок – простые 3-х уровневые задания.

3 блок – конструирование образа.

4 блок – реконструкция реальности.

5 блок – проектирование необычного.(4 уровня)

6 блок – комплекс одноактных игр и постоянных заданий.

7 блок – конкурс вопросов.

8 блок – «Теремок» ответов или «Добро пожаловать, почемучки!».

Все восемь блоков развивают интеллектуальные и творческие способности учащихся, позволяют решать контрольно-измерительные задачи, т.к. по результатам каждого задания определяется степень оригинальности их решения. Что позволяет с одной стороны, одаренным детям быть в центре внимания учителя, а с другой, создает возможности самореализации каждым ребенком. Кроме того, при организации уроков и занятий, возможен коллективный, групповой и индивидуальный подход к учащимся.

В последние годы интерес к нетрадиционным урокам и внеурочной деятельности в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования, создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки и внеурочную деятельность различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников. Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков и занятий дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемым предметам, но и развивать их творческую самостоятельность. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников»

Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников

Карпухова Зоя Михайловна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Краснокамска


Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме  диктуется условиями современной жизни. Развитие интеллекта  выступает как важнейший  компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том, что необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературного чтения, технологии и других предметов.

Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение конкретных задач.

Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.

Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом. Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок интересным, любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги.

Особую актуальность эта проблема приобретает в 1-4 классах. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто. При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое. Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал?

В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Я считаю, что нестандартные формы уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя. Чем же отличается нетрадиционный урок от традиционного?

Нестандартный урок:

  • Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.

  • Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.

  • Привлекаются для организации урока люди разных профессий.

  • Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ.

  • Выполняются творческие задания.

  • Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.

  • Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.

  • Планируется урок заранее.

  • Определяются чётко три дидактические задачи.

Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него, и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся: авторские, авторизованные, новаторские, традиционные, использовать нетрадиционные уроки.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Перечислю типы нетрадиционных уроков, которые я использовала и продолжаю проводить в своей педагогической деятельности: уроки “погружения”, уроки-пресс-конференции, уроки-соревнования (турниры), уроки - КВН, театрализованные уроки, компьютерные уроки, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки-аукционы, уроки-самоуправление, уроки-зачеты, уроки сомнения, уроки-творческие отчеты, уроки-формулы, уроки-конкурсы, бинарные уроки, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки-«суды», уроки поиска истины, уроки-лекции, уроки-концерты, уроки-диалоги, уроки-ролевые игры, уроки-конференции, интегрированные уроки, уроки-семинары, межпредметные уроки, уроки-экскурсии, уроки-праздники, урок–интервью, урок–экскурсия, видео–уроки, урок–мечта и другие.

При подготовке я постоянно ищу способы оживления урока, стараюсь разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников. К таким урокам нужно тщательно готовиться: писать сценарии, давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, презентации, музыкальное оформление, дидактический материал.

Так же в своей педагогической практике я использую на обычных уроках игры и упражнения для развития интеллекта учащихся. Приведу несколько примеров: «Лимерики» и «Буриме», задачи на развитие воображения, метод фокальных объектов (при выполнении заданий, в которых требуется совмещать несовместимое, могут возникать изобретательские идеи), процедура - групповая картина, «Быки-коровы» (это упражнение предназначено для развития аналитико-комбинаторных способностей), большое количество разнообразных словесных игр, «Антивремя», «Ассоциации», «Волшебный карандаш», «Домино», «Концентрация», «Лестница понятий», «Логичность», «Камень, ножницы, бумага», «Калейдоскоп», «Муха», «Не может, быть!», «Опечатка», «Ошибающийся учитель», «Пальцы», «Перевоплощения», «Поиск аналогий», «Паутинка», «Разведчик», «Селектор», «Сходство и различие», «Термометр», тренинг «Что было бы, если…», «Ладошки», «Телефон», «Что нового?» и другие.

Одной из важнейших проблем образования сегодня является необходимость подготовки квалифицированных, грамотных специалистов. Поэтому постоянно с развитием различных педагогических технологий растут требования к качеству и объему обучения. Ситуация обостряется еще и тем, что мы живем в условиях информационного общества, в котором знания растут и устаревают очень быстро. Именно поэтому на первый план самой жизнью выдвигаются требования к молодому человеку как к творческой, способной к самостоятельной деятельности личности, которая может ставить нестандартные задачи и находить нестандартные пути их решения.

Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их неустойчивая молодая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

Как не отбить у ребенка желание учиться? Как помочь ему развить и реализовать свои способности? Как сделать так, чтобы одаренный ребенок не стал рядовым отличником или хорошистом (в лучшем случае), а сформировался бы в творческую личность, способную решать самостоятельно жизненные задачи?

В процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащемуся различные методы и приемы индивидуального воздействия.

В этом вопросе большая ответственность лежит на специалистах. Конечно, много зависит от того, как ведется преподавание. Но беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди. Как учитель-практик, я пришла к пониманию, что один из главных способов реализации этой задачи является выявление одаренности, развитие способностей и детского воображения. Во внеурочное время я веду кружок «Наши надежды». В программе этого курса я использую «Комплекс заданий и упражнений для развития интеллектуальных способностей и воображения младших школьников», который разработала несколько лет назад и апробировала уже на двух классах (выпусках).

Цель: выявление способных и одаренных детей;

Задачи: 1) развитие у детей интеллектуальных способностей (чтобы они не утратили свой первоначальный потенциал, т.е. сохранить их как творческих личностей); 2) активизация творческой активности; 3)подготовка к перспективному обучению и личностному развитию в основной школе.

Систему развития одаренности и воображения детей можно свести к 8 блокам, каждый из которых имеет свои особенности. Одни блоки (или задания в них) имеют трех или четырех – уровневый характер (подобные, но не одинаковые задания усложняются в каждом классе). Другие рассчитаны на одноразовое или постоянное применение.

1 блок – диагностический и контрольно-измерительный.

Первоначальная диагностика проводиться в первом классе в начале учебного года. Затем контрольные промежуточные замеры проводятся еще дважды: в конце второго и начале третьего класса, итоговый замер – конец 4 класса, желательно провести сравнительный – в середине или конце 5 класса.

2 блок – простые 3-х уровневые задания.

3 блок – конструирование образа.

4 блок – реконструкция реальности.

5 блок – проектирование необычного.(4 уровня)

6 блок – комплекс одноактных игр и постоянных заданий.

7 блок – конкурс вопросов.

8 блок – «Теремок» ответов или «Добро пожаловать, почемучки!».

Все восемь блоков развивают интеллектуальные и творческие способности учащихся, позволяют решать контрольно-измерительные задачи, т.к. по результатам каждого задания определяется степень оригинальности их решения. Что позволяет с одной стороны, одаренным детям быть в центре внимания учителя, а с другой, создает возможности самореализации каждым ребенком. Кроме того, при организации уроков и занятий, возможен коллективный, групповой и индивидуальный подход к учащимся.

В последние годы интерес к нетрадиционным урокам и внеурочной деятельности в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования, создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки и внеурочную деятельность различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников. Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков и занятий дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемым предметам, но и развивать их творческую самостоятельность. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!