СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые шаги в науку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первые шаги в мир науки

        Согласно требованиям обеспечения ФГОС  МБОУ «Лицей № 17» города Троицка реализует  программы дополнительного образования для одаренных и перспективных детей,  использует современные образовательные технологии: исследовательские, проектные, информационно—коммуникативные.

        В начальном образовании это осуществляется через дополнительную общеразвивающую образовательную программу «Я – исследователь».

Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы: 

  • развивать познавательные способности младших школьников;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать у обучающихся умения и навыки исследовательского поиска;
  • формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

           Данная программа является реализацией педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе дополнительного образования;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

         На этапах проекта и их содержании останавливаться не будем, они общеизвестны, рассмотрим подробнее работу над проектом в различные учебные года.

1 класс

Прежде чем перейти к проектной деятельности непосредственно, необходимо было доступно объяснить и научить детей 7 – 8 лет вести эту работу в группе или самостоятельно. Так как для этого возраста ведущей деятельностью является игра, то на первом подготовительном этапе  были организованы тренировочные занятия  в форме игры. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта.

       Для проведения тренировочных занятий были приготовлены карточки с символичными изображениями этапов:

         Размеры карточек – половина альбомного листа. На таких же те листах предлагались детям готовые темы проектов (рисунки животных, растений, людей и т.д.).

Выбор темы проекта и разработка плана проекта.

           Для тренировочных занятий был выбран информационный вид проекта, предложены темы:

 – «Расскажи о себе».

 – «Кошки и собаки – лучшие друзья людей».

     Для начала каждый определился с выбором темы своего научного исследования (карточка «выбери тему»).

      Далее, я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?

- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?

- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, выбрали карточку с символом «подумать».

Следующий вопрос, который был задан детям:

- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?

Отвечая на него, дети постепенно выстроили линию из карточек:

-       выбрать тему

-        подумать

-        спросить у другого человека

-        получить информацию из книг

-        понаблюдать

-        посмотреть по телевизору

-        провести эксперимент

-        обсудить в группе

-        подвести итоги, оформить результаты

-        представить результаты выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.);

-        защитить проект

       Разложенные в данной последовательности карточки есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде.

        Первые работы были не большими, в форме сообщений, мини проектов, (работая в группах, парами), но  важнейшим результатом стало, как я считаю, знакомство с общей схемой – планом проектной деятельности. Теперь детям предстояло пройти этот долгий, но увлекательный путь совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельной работы в следующем году.

         Во втором классе обучающиеся  вышли на более высокий уровень: познакомились с новыми видами проектов (такими,  как: исследовательский проект, творческий проект)  со своими, исследовательскими работами, проектами знакомили не только обучающихся своего класса, но и членов жюри, в лице которых были родители. При жестком отборе лучших работ (использовалась критериальная карта и результаты зрительских симпатий),  на конференцию лицейского уровня были рекомендованы  работы следующих обучающихся: (см. на слайде). Затем эти ребята приняли участие и в городском конкурсе исследовательских, творческих и  проектных работ учащихся начальных классов, где  подтвердили  высокие результаты своей деятельности.

           В третьем классе ребята познакомились с новым видом проекта ролевым  и решили подготовить (с помощью учителя), и провести урок – проект (попробовав себя в роли учителя). Была проведена очень большая работа: выбрана тема, определены цели, подобран необходимый материал, распределены задания, были соблюдены все этапы исследовательской деятельности, продуктом (результатом) которой являлась демонстрация (проведение) самого урока с ребятами своего класса, членами жюри были учителя кафедры начального образования. 

             В четвертом классе дети познакомятся с новыми видами проектов: научатся работать с Интернетом: создавать свою страничку, сайт, выполнять электронные пособия различной направленности.

        Таким образом,  мы на примере одного  класса поэтапно продемонстрировали реализацию дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Я – исследователь»  увидели как меняется  классификация проектов, продемонстрировали содержательную специфику каждого проекта и  творческий рост учеников от первых шагов до достаточно высокого уровня овладения приемами  проектной деятельности.

Классификация проектов

           Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

  1. Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

  1. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

  1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

  1. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
  2. Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

 

 

Просмотр содержимого документа
«Первые шаги в науку»




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА



МБОУ «Лицей №17», 3 « Б» класс

УМК Перспектива

Тема: «Комплексная работа с текстом»

Разработала: Т.Н. Шутова, учитель начальных классов


Тип урока: урок контроля знаний, умений и навыков

Планируемые образовательные результаты:


Дидактическая цель урока: комплексной работы с текстом является оценка уровня сформированности учебной компетентности обучащихся начальной школы, т.е. их способность работать с информацией, представленной в различных формах (текстов, таблиц, диаграмм, графиков и т.д.) и решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе сформированности предметных знаний и умений. Комплексная работа оценивает сформированность отдельных универсальных учебных способов действий: познавательной, коммуникативной и регулятивной на межпредметной основе.

организовать совместную деятельность обучающихся по отработке умения решать задачи с применением формулы работы

отрабатывать вычислительные навыки умножения многозначных чисел

Задачи: Чему необходимо научить обучающихся?

  1. Определять границы своих знаний, умений.

  2. Определять собственное затруднение и задумываться над причинами, его вызвавшими.

  3. Обдумывать способы разрешения затруднения (на уровне прогноза).

Объект проверки:

- Осознанно воспринимать (при чтении про себя) содержание текста, выделять его специфику, определять главную мысль, озаглавливать текст.

- Определять жанр литературного произведения.

- Находить в тексте слова автора.

- Объединять произведения по разным основаниям (жанру, тематике, автору).

- Находить главные члены предложения, определять принадлежность слова к определённой части речи, состав слова.

- Различать твердые и мягкие согласные звуки.

- Различать характерные свойства изученных объектов и явлений.

- Соотносить характерные свойства изученных объектов и явлений.

- Обнаруживать взаимосвязь в живой природе.

- Использовать текст с целью поиска и извлечения познавательной информации.

- Сравнивать величины, группировать числа по самостоятельно установленному признаку.

- Оценивать правильность хода решения задачи.

- Анализировать ответ сточки зрения его реальности.

- Использовать представления о длине, периметре и площади для решения задач.

- Составлять числового выражения.

- Знать особенностей органов человека и их функции.


Предметные: Одним из планируемых результатов обучения в начальной школе является способность учащихся к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

- комплекса знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковой и информационной системе;

- умений учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

- обобщённых способов деятельности;

- комплексных умений.

Метапредметные: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы


Личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.); научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание - как постановка учебной задачи

Планирование – составление плана и последовательности действий

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном

Коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действия

Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий

Рефлексивные умения

Рефлексия - это «способности ребёнка проводить рассмотрение оснований своих предметно-умственных действий”.

Рефлексия помогает ребёнку самоопределиться в продвижении личностного развития (определить границы собственных актуальных возможностей и прогнозировать дальнейшие действия):

  • знаю – не знаю,

  • могу – не могу,

  • умею – не умею,

  • что нужно сделать для того, чтобы узнать или научиться.


Основные понятия:  комплексная работа с текстом

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир.

 Ресурсы: набор контрольно- оценочной деятельности (карточки с текстом работы, рекомендации, критерии, ответы для проверки).

Современные технологии, используемые на уроке: применение ИКТ, технология проблемного обучения, технология проектного обучения.

Демонстрационный материал: презентация к уроку.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная, групповая, работа в паре, самостоятельная работа.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.



ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемый результат

Приме-

чание


1.

Организационный момент

Приветствие

Организация проверки рабочего места

Создание положительного настроя

Проверка рабочего места

Приветствие

Регулятивные умения:

- выполнять самопроверку личной готовности

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

СЛАЙД №1

2.

Этап результатов исследования и прогнозирования

Анкета №1

- Какие виды контроля из, перечисленных, тебе нравятся?

2) Анкета № 2 (прогнозирование)

- как ты думаешь, с предложенными заданиями ты справишься на:

1. Высоком уровне

2. Базовом уровне

3. Низком уровне

Анализируют результаты анкет, выстраивают круговые диаграммы

Предметные умения:

- сформулировать вопросы для анкет,

- провести анкетирование,

- выявить результат исследования

Регулятивные:

- планировать свою деятельность,

- делают прогнозирование результатов нового вида контроля

СЛАЙДЫ №2, №3

3.

Сообщение темы и цели урока

Тема урока: новый вид контроля: «Комплексная работа с текстом».

- Какие цели можно поставить к данной теме урока?

Цели урока:

- Выявить необходимость использования на данном этапе обучения нового вида контроля;

- Апробировать его практическим путём;

- Сделать выводы

Регулятивные:

- определение темы и целей,

- постановка перед собой учебных задач,


СЛАЙДЫ №4, №5

4.

Этап ознакомления с новым понятием

Комплексная работа это текст, на основе которого даются задания по различным предметам:

- Литературное чтение

- Русский язык

- Математика

- Окружающий мир


- Как вы думаете, а для чего нам нужен еще один новый вид контроля?


Работа поможет мне самоопределиться в продвижении личностного развития (определить границы собственных актуальных возможностей и прогнозировать дальнейшие действия):

  • знаю – не знаю

  • могу – не могу

  • умею – не умею

что нужно сделать для того, чтобы узнать или научиться.


Регулятивные:

- планирование своей деятельности,

- определение критериев,

- выбор и выполнение учебных действия,

- контролирование и оценивание себя,

- выполнение коррекции (если требуется),

- готовность предъявить свои достижения для публичной оценки


СЛАЙДЫ №6, №7

5.

Этап планирования деятельности

План работы:

- Внимательно прочти текст 2-3 раза;

- На вопросы отвечай последовательно, быстро находя в тексте ответ и орфографически грамотно его переписывай;

- Если затрудняешься в каком-то задании - пропусти его, в конце работы вернешься и доделаешь; Пиши аккуратно и четко.

Выбор критериев:

- понимание,

- правильность,

- полнота,

-орфографическая грамотность,

- аккуратность

Регулятивные:

Планирование своей деятельности

СЛАЙДЫ №8, №9

6.

Самостоятельная работа

При самостоятельной работе придерживайтесь плана и рекомендаций

Работают самостоятельно по индивидуальным картам (4 варианта)

Предметные:

- применение изученного материала в практике конкретных заданий Регулятивные умения:

- выполнение самопроверки учебного задания.

Личностные:

-оценивание границ своего знания/незнания,

умения/неумения

СЛАЙД №10, №11

7.

Проверка по образцу, выставление и подсчет баллов

- После выполнения всей работы – проверьте её, сравните с ответами;

- Выставите в своей работе баллы по критериям;


Проверка самостоятельных работ по образцу

Регулятивные умения:

- выполнение проверку учебного задания по образцу

Предметные:

- применение изученного материала в практике конкретных заданий

СЛАЙД №12

8.

Этап подведения итогов. Рефлексия

- Определите свой уровень по критериям для оценивания;

- Укажите свои достижения (результаты) для публичной оценки на доске в диаграмме;

- Продумайте коррекционную работу.

Анализируют свою деятельность, выявляют уровень работы:

Высокий уровень

Базовый уровень

Низкий уровень

Личностные умения:

- оценивание результата собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотнесение поставленных целей и полученного результата деят-ти.

СЛАЙД №13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!