СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Правописание и - е  в окончании имен существительных"

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 5 классе»

Конспект урока


Тема урока: «Правописание безударных окончаний -е и -и в именах существительных»

(5 класс, учебник Львовой и Львова)

Тип урока – урок повторения изученного материала.

Цели урока:

1) образовательная – повторить правописание безударных окончаний -е и -и в именах существительных

2) развивающая – совершенствовать умения и навыки выбора безударных окончаний -е и -и в именах существительных

3) воспитательная – воспитывать интерес к предмету, потребность грамотного письма

Оборудование урока: опорная схема «склонение - падеж - выбор безударного окончания –и или –е» (на доске), таблица (упр.152), фотография «Все вместе»


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте тетради, запишите дату и вид работы «Классная работа».

Сегодня мы продолжаем работу по повторению орфограмм. Попробуйте самостоятельно определить, какая это орфограмма.

Учащиеся здороваются, открывают тетради, выполняют записи числа и вида работы. Слушают учителя. Знакомятся с целями предстоящей работы.

I. Актуализация знаний, умений и навыков учащихся.

1.Начать урок предлагаю с обращения к словам К. Паустовского: “ Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”.

2. Как вы понимаете слова К. Паустовского?

(Спрашиваю у нескольких учащихся. Комментирую ответы.).

3.Запишите это высказывание. (Диктую высказывание К.Паустовского)

4.Найдите имена существительные. Определите склонение и падеж существительных только с безударным окончанием.





Какие слова остались без внимания? (любовь, языку) Почему?



1.Слушают высказывание К.Паустовского.

2.Отвечают на вопрос учителя.

Вариант ответа: «Если ты любишь свою страну, ты обязан бережно относиться к родному языку, дорожить им. Развивать свою речь, грамотно писать и говорить».



3.Записывают высказывание в тетрадь.



4.Находят имена существительные. (Любовь (что?), стране (к чему?), любви (без чего?), языку (к чему) – это существительные, потому что обозначают предмет и отвечают на вопрос)

Определяют склонение и падеж существительных только с безударным окончанием (стране - 1 склонение, дательный падеж; любви – 3 склонение, родительный падеж)

Отвечают на вопрос учителя.

Слова «любовь, языку» остались без внимания, потому что в слове «любовь» нулевое окончание, а в слове «языку» окончание ударное.

II. Формирование новых способов действия. правописание безударных окончаний -е и -и в именах существительных

1.Вспомните, как называется орфограмма, опознавательные признаки которой склонение и падеж.


2.Правильно: безударное окончание –и или –е - в именах существительных. Запишите тему урока.

Правописание безударных окончаний -е и -и в именах существительных.

3.Рассмотрите таблицу учебника в упр. 152

4.Какие падежи вызывают трудности в правописании окончаний имен существительных?


5. Расскажите правило о правописании безударных окончаний -е и -и в именах существительных






6.Определите алгоритм действий над орфограммой.




7. Посмотрите на доску , запомните опорную схему

«склонение - падеж - выбор безударного окончания –и или –е»




1.Слушают учителя и отвечают на вопрос.

Орфограмма, опознавательные признаки которой склонение и падеж, звучит так «: Безударное окончание -и – -е в именах существительных».

2.Записывают тему урока.





3.Рассматривают таблицу учебника в упр. 152.

4.Отвечают на вопрос учителя.

Трудности в правописании окончаний имен существительных вызывают три падежа: родительный, дательный, предложный.

5.Рассказывают правило о правописании безударных окончаний -е и -и в именах существительных.

Окончание –Е пишу у сущ. 1 склонения в дательном, предложном падеже и у сущ. 2 склонения в предложном падеже. Окончание –И пишу у сущ. 1склонения в родительном падеже и у сущ. 3 склонения в родительном, дательном, предложном.

6.Определяют алгоритм действий над орфограммой:

1.Определи склонение существительного.

2. Определи падеж существительного. 3.Сделай выбор, вспомнив правило.

7.Выполняют рекомендации учителя.


III. Формирование, применение, совершенствование умений и навыков.

1.Комментированное письмо с записью на доске упр.152. Прочитайте задание к упражнению.




2. Упр.154. выполните по вариантам: 1 вариант -1,2 строчки упр., 2 вариант – 3, 4 строчки упр.

? Как вы думаете, почему слова даны парами? Не забудьте составить с данными словами словосочетание.

? Вспомните, что такое словосочетание. Из скольких состоит частей? Что не является словосочетанием?




- Приготовьтесь к проверке данного упражнения.

Прочитать словосочетания, в которых существительные пишутся с окончанием -И. (Оцениваю работу)

-Прочитать словосочетания, в которых существительные пишутся с окончанием -Е. (Оцениваю работу)

3.Творческое задание. Составьте 5 предложений или текст по фотографии, включив слова с орфограммой «Безударное окончание -е и -и в именах существительных». (Заслушиваю несколько человек. Оцениваю работу).




1.Читают задание к упражнению. Выполняют комментированное письмо в тетрадях и на доске (выходят по цепочке, начиная с 1 парты 1 ряда.) Записывают словосочетания в соответствующие графы таблицы. Приложение №1. Упр.152



2.Слушают задание учителя. Выполняют по вариантам упр. 154

? Отвечают на вопрос: слова даны парами - с окончанием И-Е

Приложение №2. Упр.154



Дают определение. Словосочетание - это сочетание двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически. Состоит из 2 частей: главного слова и зависимого. Однородные члены и грамматическая основа предложения – это не словосочетания.

Читают словосочетания, в которых существительные пишутся с окончанием –И. Объясняют правописание .



Читают словосочетания, в которых существительные пишутся с окончанием –Е. Объясняют правописание .


3.Выполняют творческое задание: Составляют 5 предложений или текст по фотографии, включив слова с орфограммой «Безударное окончание -е и -и в именах существительных».


Приложение№3. Текст и 5 предложений.

Подведение итогов.

1.Какую орфограмму повторили на уроке?

2. Какие три падежа существительных трудны для написания окончаний?

3.Какая гласная “не дружит” со словами 3-го склонения

4.Что вызвало трудности?

5.Что понравилось на уроке?




Выставление оценок. Подведение итогов.

Молодцы, ребята. Спасибо за активную работу.

Задание на дом. Упр.153 по заданию учебника

Отвечают на вопросы.

1.Безударное окончание -е и -и в именах существительных.

2.Родительный, дательный, предложный.

3. Это гласная Е.

4. Трудно было составить текст.

5.Понравилось выполнять работу самостоятельно по составлению словосочетаний


Слушают учителя. Записывают домашнее задание, слушают инструкцию по его выполнению



Приложение №1. Упражнение 152

-Е-

-И-

1-е скл. дат.п., пр. п.

2-е скл. пр.п.

1-е скл. род.п.

3 скл.

1.жить на чужбине (пр.п.)

2.думать о науке (пр.п.)

3. заботиться о Наталье (пр.п.)

1. купить в магазине

2.работать на компьютере

3.поставить в поселке

4.держать на столике

5. размышлять о хоккее

6. прятать в сарае

1.расположиться у речки

2.поставить у печки, у бабушки

3. на краю крыши

1.пишу в тетради

2. скакать на лошади

3. предаваться горести

4. не испытывать радости


Приложение №2. Упражнение 154

1 вариант

Взять в ладони 3скл.

В маленькой колыбельке 1 скл., п.п.

Нарисовать на тетради 3 скл.

Скакать на лошадке 1 скл., п.п.

Лежать в постели 3 скл.

Держать в ладошке 1 скл., п.п.

Лежал в колыбели 3 скл.

На толстой тетрадке 1 скл., п.п.

На старой лошади 3 скл.

Дремать в постельке 1 скл., п.п.

2 вариант

Определить во взаимосвязи 3 скл.

Шагать по морковке 1 скл., д.п.

Найти на детали 3 скл.

В маленькой шинельке 1 скл., п.п.

Делать в связке 1 скл., п.п.

По свежей моркови 3 скл.

На изготовленной детальке 1 скл., п.п.

В новой шинели 3 скл.


Приложение№3. Текст и 5 предложений.

1.Ирина удобно расположилась на пушистом белом ковре (2 скл., п.п.).

2.От улыбки (1 скл., р.п.) бабушки (1 скл., р.п.) веяло теплом.

3. Старшая сестра Мария (2 скл., п.п.).

4. Я увидела бабушку в яркой кофте (1 скл., п.п.)

5. Игре (1 скл., д.п.) было отдано предпочтение.

Наша семья любит проводить выходные на даче (1 скл., п.п.). Чаще всего мы размещаемся на веранде (1 скл., п.п.), уютно расположившись в центре (2 скл., п.п.) комнаты. Дедушке (1 скл., д.п.) с бабушкой нравится наблюдать за тем, как мы играем. Моей сестре (1 скл., д.п.) - лежать на мягком ковре. Маме (1 скл., д.п.) – быть рядом с нами. А папа любит шутить, рассказывать анекдоты.

Вот так интересно мы проводим выходные дни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!