- Мотивация к учебной деятельности
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок
Предлагаю подружиться
И всем вместе потрудиться!
У нас на уроке много гостей. Недаром в народе говорят: «Гость недолго гостит, да много видит».
Ребята, если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.
2.Минутка чистописания
-Начнем наш урок с минутки
Ев ве ую вр
-На какие группы можно разделить данные буквосочетания?
-Запишите данные буквосочетания к себе в тетрадь.
-Какой сегодня месяц?
-Что вы знаете про февраль ?
Февраль стоит на рубеже между зимой и весной .
У февраля два друга- метель да вьюга. Потому не зря зовут его крутень . Февраль стоит на рубеже между зимой и весной . Вот поэтому одно из народных названий – межень. Февраль месяц не постоянный.
В феврале прилетели добрые, слабые метели .
Вы согласны с этим предложением?
-Какие слова здесь вы считаете, написаны не правильно?
-Как сделать так, чтобы предложение стало правильным?
-Прочитаем, что у нас получилось ?
-Дайте характеристику этому предложению.
-Запишите полученное предложение к себе в тетрадь.
-Найдите в этом предложении слово, в котором количество букв и звуков не совпадает ?
-Найдите в этом предложении слово,в котором все согласные звуки мягкие .
-Какие словарные слова встретились вам в предложении?
-Найдите ошибкоопасные места. Подчеркните их.
|
Включение в деловой ритм.
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.
Активизирует знания учащихся
|
Отвечают на вопросы, делают записи в тетрадь
|
Регулятивные: волевая саморегуляция
Коммуникативные:
планирование сотрудничества с учителем и сверстниками
Личностные:
умение организовывать свое рабочее место
|
- Постановка проблемы, формулирование учебной задачи.
Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого
.
Однажды февральским пасмурным деньком поссорились на перемене трое ребят
- Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему:
- Ишь, разошёлся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:
- Всё следишь! Наверное и спишь с открытыми глазами. А дежурный вдруг как крикнет:
- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
- Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.
- А вот какие, слушайте. Первая: «Где раки зимуют?» Вторая: «Кто из кожи вон лезет?» Третья: «Кто спит с открытыми глазами?»
-Какие загадки загадали ребята?
Вы слышите эти выражения в первый раз ?
- От кого вы слышали эти выражения? Вы слышали их от бабушки, от учителя , в сценке.
В русском языке такие сочетания называются устойчивыми.
Какова же тема нашего урока?
Тема урока: «Устойчивые сочетания слов»
-Но ученые – лингвисты называют эти выражения по-другому . Хотите узнать?
Зачеркни лишнюю букву в каждой строчке и из этих букв составь слово.
Запиши его__________________________________
(фразеологизм)
|
. Создает проблемную ситуацию.
Фиксация во внешней речи причины затруднения.
Формулировка учебной задачи как темы урока
|
Ставят цели, уточняют тему урока.
|
Познавательные:
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные:
слушает и понимает речь других;
Регулятивные:
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя
Личностные:
проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Давайте составим план нашего урока!
1.Что такое фразеологизмы
2Историческая справка фразеологизмов
3Для чего в речи нужны фразеологизмы;
-Чему мы учились на данном этапе урока?
-Как вы думаете , что такое фразеологизмы?
-И действительно, фразеологизм- это
-А как вы думаете, зачем создали фразеологизмы ?Для чего они в жизни нам нужны?
-Где мы можем узнать ответ на вопрос?
Работа с учебником
-А поможет нам в этом наш помощник русского языка Иван Иванович Самоваров .
-Прочитайте текст в учебнике стр.37, найдите ответ на мой вопрос.
-Для чего в жизни нужны фразеологизмы?
V.Историческая справка
-Каждый фразеологизм
А теперь давайте вспомним и ответим на загадки , которые задал нам Вадим
И так первое устойчивое выражение , где раки зимуют?-Запишем этот фразеологизм к себе в тетрадь.
Выражение «Я покажу , где раки зимуют» связанно с историей нашего народа. Ловить зимой раков посылали провинившихся крестьян. Это было дело очень трудным, приходилось много часов доставать их со дна ледяной реки. Не мудрено, что после этого многие не только заболевали, но и умирали от переохлаждения. Отсюда и пошло это выражение. Если кого-то хотели очень сильно наказать, говорили: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
-Следующее устойчивое сочетание
-Запишем к себе в тетрадь
Два других выражения - «лезть вон из кожи» и «спать с открытыми глазами» - связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне всё видят. Но на самом деле пленочка, прикрывающая их глаза, совсем тоненькая, прозрачная.
-Где можно узнать значение фразеологизмов?
Существуют специальные словари, которые так и называются «Фразеологические словари»
|
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
|
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм выполнения задания
|
Регулятивные:
планирование , прогнозирование
Познавательные: построение логической цепи рассуждений
Предметные:
учить первичному умению оценивать правильность выбора
Коммуникативные:
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
|
V.Актуализация знаний
Работа в группе
Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия и соотнесение работы с эталоном для самопроверки.
-А сейчас я предлагаю вам следующее задание :найти значение фразеологизмов. Перед вами 2 столбика -в правом столбике записан фразеологизмы, в левом их значения .Вам нужно соединить фразеологизм с его значением.
(работа в группах )
Фронтальная проверка
|
Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.
|
Работа в группах
|
Коммуникативные:
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные:
учить первичному умению оценивать правильность выбора
Коммуникативные:
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действия партнера
|
- А сейчас выполним следующее задание. Перед вами записано стихотворение. Найдите и подчеркните в этом стихотворении фразеологизмы.
Кирилл у доски повесил нос ,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час , как говорится
Готов сквозь землю провалиться.
О чем же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?
Домашнее задание
На прошлых уроках мы начали замечательный проект «Синонимы и антонимы русского языка»
|
Устанавливает осознанность ситуации.
|
Решают типовые задания самостоятельно .
чтение, наблюдение, сравнение, анализ, диалог, монолог, слушание
|
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевое высказывание;
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
|
VII. Рефлексия.
Цель: организовать рефлексивный анализ учебной деятельности, сформировать личную ответственность за результаты своего труда.
Теперь давайте подведем итог нашего урока.
-Оцените свою работу
Я переливал из пустого в порожнее…
Я устал и вышел из себя…
Я устал, но взял себя в руки….
Я смотрел на работу класса в оба глаза…
|
Организует рефлексию.
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
|
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
|