СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Цели урока: наблюдение над изменением глаголов прошедшего времени по родам и числам;  развитие умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять.

Задачи:  дать понятие о том, что глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам; совершенствовать умение определять тему урока; формировать навыки каллиграфического и грамотного письма;

обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор; развивать познавательную активность, аналитическое мышление, память, внимание, письменную и устную речь; способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности; Тип урока урок формирования новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам."»

10.01.17

Тема Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Цели урока: наблюдение над изменением глаголов прошедшего времени по родам и числам; развитие умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять.

Задачи: дать понятие о том, что глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам; совершенствовать умение определять тему урока; формировать навыки каллиграфического и грамотного письма;

обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор; развивать познавательную активность, аналитическое мышление, память, внимание, письменную и устную речь; способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности;
Тип урока урок формирования новых знаний

Формы работы индивидуальная, фронтальная

Ход урока

I . Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так, что время не теряем

И работать начинаем.

Чистописание. Словарная работа.

-С какой буквы начинается слово глагол?

-Какие звуки мы обозначаем этой буквой? Характеристика звуков.

Прописывание: Гг гл гу аг

-Отгадайте, какие словарные слова записаны на доске.

  1. Человек, совершающий подвиги.

  2. Крупный населенный пункт.

  3. Травянистое полевое и огородное растение семейства бобовых, с круглыми семенами (горошинами).

Запись: г.рой, г.род, г.рох.

-Найдите лишнее слово. По какому признаку?

-На какое еще правило встретилось слово

11111111111Актуализация опорных знаний.

Графический диктант (части речи).

У. Имя существительное изображаем одной чертой, глагол – двумя, имя

прилагательное – волнистой линией.

Слова: скрипучее, хищные, превратилось, лечение, строительный, чистота, блестеть,тает, хороший, сверкает.

Проверка: назовите, под какими номерами стоят глаголы.

. Какая часть речи называется глаголом?

Развитие речи.- Соберите слово На доске: ВРЕМЯ.

-Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, времена года, сутки).

-Найдем в словаре Даля про время:

«Время – это когда идут дни за днями, последовательное значение суток за сутками, века за веками.»

1.Время летит.

2.Время разум дает.

3.Всякой вещи время.

4.Делу время, потехе час.

-Как понимаете каждое из этих выражений?

  1. Время проходит очень быстро. Мы учились в первом классе совсем недавно, а теперь уже учимся в третьем. Вот как быстро летит время.

  2. Когда человек занимается, он чему-то уделяет много времени. Чем больше, тем лучше у него получается.

  3. Мы все узнаем тогда, когда это будет нужно. А еще говорят «Всему свое время».

  4. Чтобы что-то сделать хорошо, надо много времени, а в свободное время отдохнуть.

-Выпишете глаголы с вопросами. -На какие вопросы……

Н. В. П. В. Б. В. Что делает? Что делал? Что будем делать?

сидит сидел будем сидеть

глядит увидел будем глядеть

мурлычет

пел

кличет

поел

засвистели,

гостят,

перелезла,

поливает,

блеснул,

увижу,

вылетит.




Закричать – закричу, закричал.


На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?


Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делал?, что сделал?, что делала?, что сделала?, что делало? что сделало?




Сейчас от глаголов в неопределённой форме образуем глаголы в прошедшем времени. Обратим внимание на глагольные суффиксы:

Таять – таял

Заклеить – заклеил

Взвесить – взвесил

Услышать – услышал

Посеять – посеял

Обидеть – обидел.

Обратите внимание на глагольные суффиксы. Сделайте вывод.

У глаголов в прошедшем времени суффиксы такие же, как у глаголов в неопределённой форме.

IV. Физкультминутка.

Наблюдение над глаголами в прошедшем времени. Сейчас мы проведём словарный диктант.

телефон, библиотека, метро, рисунок, яблоко, лестница, календарь, облако,

морковь.

Проверка: прочитайте имена существительные мужского, женского и среднего рода.

Как определить род?-----------Чтобы определить род существительного, можно подставить к существительному местоимения: к существительным мужского рода – он, мой; женского рода – она, моя; среднего рода – оно, моё.

Обратите внимание на доску. Всё ли правильно?

шёл время, шёл снег, шёл дожди, шёл гроза

- Как вы думаете, что нужно изменить, чтобы было правильно?, окончания глаголов: шло время, шли дожди, шла гроза.

Сделайте вывод: как изменяются глаголы в прошедшем времени.

Прочитайте правило в учебнике.

Сравним глаголы в прошедшем и в настоящем времени:

Шёл идёт

Шла иду

Шло идёшь

Шли идут

Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам и числам, а в настоящем времени – по лицам и числам.

Закрепление пройденного.

Выпишите из текста глаголы в прошедшем времени, определите род, выделите окончания.

Вдруг зашумело по лесу. Побежала позёмка. Загудел лес. Налетел ветер. Деревья закачались. Началась пурга. Проверка. Прочитайте глаголы, назовите род и окончания.

Вывод: какие окончания имеют глаголы мужского рода, женского рода, среднего рода?

Глаголы мужского рода имеют нулевое окончание, женского рода – окончание – а, среднего рода – о.




Что такое позёмка?
Позёмка – метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.


Работа по карточкам:

Об . явил 

С . неет

Л . жишь заскр . пел

Ож . вает зан . чуем

Рассм . шит пл . сала

С . дят пом . рились

Вставить пропущенные орфограммы, определить у глаголов время, лицо, род, спряжение.

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали о глаголах прошедшего времени?

- Если вам на уроке было легко и всё понятно, покажите зелёный кружок, если вы испытывали затруднения – жёлтый кружок, и наконец, вы ничего не поняли, вам трудно – красный.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!