СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок+презентация по русскому языку по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» (3 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»

Цель урока:

- познакомить с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

Задачи:

Обучающие:

1.Познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.

2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

Развивающие:

1.Развивать мышление, память, монологическую речь, воображение.

2.Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.

3.Совершенствовать орфографические навыки.

Воспитательные:

.Воспитывать внимание, усидчивость.

.Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.

Просмотр содержимого документа
«Изменение глаголов прошедшего времени по родам»»

Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»

Цель урока:

- познакомить с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

Задачи:

Обучающие:

1.Познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.

2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

Развивающие:

1.Развивать мышление, память, монологическую речь, воображение.

2.Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.

3.Совершенствовать орфографические навыки.

Воспитательные:

.Воспитывать внимание, усидчивость.

.Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.

1.ОРГ. МОМЕНТ

Психологическая подготовка. (Слайд 1)

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и радость общения.

Мотивация.

- Как вы думаете, можно знать всё на свете?

-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?

- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.

- Сегодня, мы не только повторим пройденный материал, но и откроем новые секреты русского языка. А какие, вы узнаете сами, но только чуть позже.

2. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

1. « Упрямая свеча». Наберем в грудь «побольше», воздуха и задуем воображаемую свечу на счет 1,2,3,4,5. Не погасла, попробуем еще раз.

2. « Проколотый мяч». Надулись как мячик, выпустили воздух с-с-с.

3 « Лесной ландыш». Свободная поза, сорвали ландыш, глубоко понюхали. Ах?- выдох . (3-4 раза).

Откройте тетради запишите число, классная работа

Минутка чистописания

Словарные слова одежда, отец, однажды

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

- С какой частью речи мы работали на последних уроках, нам помогут вспомнить вот эти строки?

Интересная часть речи,
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.

Вышивает, или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (Глагол!) 

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Блиц –опрос: (Слайд3)

Глагол – это……..

Глаголы отвечают на вопросы…….

Глаголы обозначают……..

Глаголы изменяются по…….

В настоящем времени обозначает действие которое … В момент речи

В прошедшем времени обозначает действие которое … До момента речи

В будущем времени обозначает действие которое … После момента речи”


4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

- Тему сегодняшнего урока нам подскажет стихотворение:

Зима недаром злится,

Прошла её пора

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

-Прочитай выразительно. Назови глаголы. Какой глагол лишний? Подчеркни.

(- Все глаголы в форме настоящего времени, а глагол прошла в форме прошедшего времени.)

- Значит, о глаголах какого времени будем говорить, сегодня на уроке?

(- о глаголах прошедшего времени.)

- Да, мы будем учиться выделять глаголы прошедшего времени.

- А чем, еще? Посмотрите на доску.


На доске сочетания слов: (Слайд )

Ветер прилетел

Метель прилетел

Облако прилетел

Птицы прилетел.


Проблемный диалог.

-Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием?

-Чего не хватает? (-Окончаний.)

- С чем познакомимся ещё на уроке?

( С изменением окончаний у глаголов прошедшего времени)

-Для чего нам это нужно знать? ( Чтобы их правильно писать)

5. СОВМЕСТНОЕ ОТКРЫТИЕ «НОВЫХ ЗНАНИЙ».

(Слайд )

Работаем парах.

Заполни таблицу. Выдели окончания глаголов прошедшего времени .

Сделай вывод. (Слайд )

глагол

М.р. ед.ч.

Ж.р.ед. ч.

С.р. ед. ч.

Мн.ч.

Ходить





дружить





нести






Проверка (Слайд 10)

Вывод: В результате наблюдений за глаголами формы прошедшего времени, я делаю вывод, что глаголы изменяются по родам.

М.р 0 окончание

Ж.р.-а

С.р.-о

Множ. ч. –и

- Образуйте от глаголов н.ф. глаголы прошедшего времени и выделите суффиксы. (Проверка). (Слайд 11)

Замолчал

Помешал

Болтал

Запомнил

Берёг

- Какой вывод мы можем сделать? (  У глаголов прошедшего времени есть суффикс Л . У глаголов, оканчивающих на -чь, происходит чередование конечного согласного корня и суффикс л отсутствует).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«ДЕНЬ-НОЧЬ»

Условие игры:

Я читаю глаголы. Как только вы услышали глагол прошедшего времени - хлопаете в ладоши, а остальные топаем.

Читает, веселится, рисовал, бегает, умывается, спал, шьёт, вяжет, метёт, пил, резал, прыгает, едет, подпрыгивает, пишет, думал, лёг.

- Как узнавали глаголы прошедшего времени? (Вопросы, суффикс -л)

Образуйте от глаголов все времена.

Ходить-

Пасти-

Увлечь-

6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Работа с учебником с 149 упр 401


7. РЕФЛЕКСИЯ.

- Предлагаю устно составить СМС сообщение другу. Что мы делали на уроке?

- Говорите только глаголы! (Писали, думали, доказывали, объясняли, придумывали, говорили).

- В каком времени использовали глаголы?

- Что узнали о прошедшем времени?

8. Д/З с. 148 выучить правило, №400


Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело!


Просмотр содержимого презентации
«урок»

Д..машний, пог..ворил, з..л..тистая, м..лчала, г..ревало, б..льшое. -На какие две группы можно разделить эти слова? Прилагательные Глаголы Д о машний П о говорил З о л о тистая М о лчала Г о ревало Г о ревало б о льшое - Что общего у всех слов?

Д..машний, пог..ворил, з..л..тистая, м..лчала, г..ревало, б..льшое.

-На какие две группы можно разделить эти слова?

Прилагательные

Глаголы

Д о машний

П о говорил

З о л о тистая

М о лчала

Г о ревало

Г о ревало

б о льшое

- Что общего у всех слов?

Словарные слова Отец, однажды, одежда

Словарные слова

Отец, однажды, одежда

Блиц –опрос:

Блиц –опрос:

  • Глагол – это……..
  • Глаголы отвечают на вопросы…….
  • Глаголы обозначают……..
  • Глаголы изменяются по…….
  • В настоящем времени обозначает действие которое …
  • В прошедшем времени обозначает действие которое …
  • В будущем времени обозначает действие которое …
Зима недаром злится, Прошла её пора Весна в окно  стучится И гонит со двора.
  • Зима недаром злится,
  • Прошла её пора
  • Весна в окно стучится
  • И гонит со двора.
Зима недаром злится, Прошла её пора Весна в окно  стучится И гонит
  • Зима недаром злится,
  • Прошла её пора
  • Весна в окно стучится
  • И гонит со двора.
Ветер прилетел Метель прилетел Облако прилетел Птицы прилетел.
  • Ветер прилетел
  • Метель прилетел
  • Облако прилетел
  • Птицы прилетел.
По окончанию глаголов: мы можем определить род у глагола? – Сегодня мы откроем один из секретов речи «Кто командует глаголом?». - Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? Мы должны научиться определять род у глаголов прошедшего времени .

По окончанию глаголов: мы можем определить род у глагола?

Сегодня мы откроем один из секретов речи «Кто командует глаголом?».

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

Мы должны научиться определять род у глаголов прошедшего времени .

глагол Ходить М.р. ед.ч.   дружить Ж.р.ед. ч. С.р. ед. ч.     нести Мн.ч.                  

глагол

Ходить

М.р. ед.ч.

 

дружить

Ж.р.ед. ч.

С.р. ед. ч.

 

 

нести

Мн.ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

глагол Ходить М.р. ед.ч. ходил дружить Ж.р.ед. ч. С.р. ед. ч. ходила дружил нести Мн.ч. ходило дружила нёс Ходили дружило несла Дружили несло несли

глагол

Ходить

М.р. ед.ч.

ходил

дружить

Ж.р.ед. ч.

С.р. ед. ч.

ходила

дружил

нести

Мн.ч.

ходило

дружила

нёс

Ходили

дружило

несла

Дружили

несло

несли

– Как узнавали, какого рода форма глагола? (Подставляли местоимения – он, она, оно.) – Какие окончания имеет глагол в ж. р., ср. р., м. р? – От чего зависит род глагола в этой форме, узнаем из сообщения в учебнике на с. 148 и проверим свои рассуждения.

– Как узнавали, какого рода форма глагола?

(Подставляли местоимения – он, она, оно.)

– Какие окончания имеет глагол в ж. р., ср. р., м. р?

– От чего зависит род глагола в этой форме, узнаем из сообщения в учебнике на с. 148 и проверим свои рассуждения.

Вывод:  глаголы в единственном числе изменяются по родам, а  во множественном – нет. Слайд 11

Вывод:

глаголы в единственном числе изменяются по родам, а во множественном – нет.

Слайд 11

Замолчал Помешал Болтал Запомнил Берёг

Замолчал

Помешал

Болтал

Запомнил

Берёг

что сделало? с.р. с.р. выбежало чудо – Какой частью речи еще командует существительное?

что сделало?

с.р.

с.р.

выбежало чудо

– Какой частью речи еще командует существительное?

Прошедшее время м.р. ср.р. ж.р. Взял, нёс, увёз, играло, сходила, пекли, созрело, испёк, была, убежало.

Прошедшее время

м.р.

ср.р.

ж.р.

Взял, нёс, увёз, играло, сходила, пекли, созрело, испёк, была, убежало.

Прошедшее время м.р. ср.р. ж.р. Взял Нёс Увёз испек Сходила была Играло Созрело убежало – Какая лодка не причалила? Почему? пекли  (Множественное число – род не определяется.)

Прошедшее время

м.р.

ср.р.

ж.р.

Взял

Нёс

Увёз

испек

Сходила

была

Играло

Созрело

убежало

– Какая лодка не причалила? Почему?

пекли

(Множественное число – род не определяется.)

Самостоятельная работа – Художница «Прилагательное» забыла дописать слова в предложения, а Глагол стёр окончания в своих словах. Помогите восстановить текст. Пришл.. _____ весна. Пригрел.. ______ солнышко. Зазеленел.. ______ травка. И наше деревце тоже зазеленел...

Самостоятельная работа

– Художница «Прилагательное» забыла дописать слова в предложения, а Глагол стёр окончания в своих словах. Помогите восстановить текст.

Пришл.. _____ весна. Пригрел.. ______ солнышко. Зазеленел.. ______ травка. И наше деревце тоже зазеленел...

Проверка по эталону Пришл а  долгожданная весна. Пригрел о  тёплое солнышко. Зазеленел а  первая травка. И наше деревце тоже зазеленел о

Проверка по эталону

Пришл а долгожданная весна. Пригрел о тёплое солнышко. Зазеленел а первая травка. И наше деревце тоже зазеленел о

– Кто командует прилагательным и глаголом? – Как определить род у существительного? Прочитайте данные высказывания. Я всё понял, но у меня остались вопросы. 2) Я всё понял, могу работать по алгоритму. 3) Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснять другому.

– Кто командует прилагательным и глаголом?

– Как определить род у существительного?

  • Прочитайте данные высказывания.
  • Я всё понял, но у меня остались вопросы.

2) Я всё понял, могу работать по алгоритму.

3) Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснять другому.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!