СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обобщения по разделу «основы философии»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план   «ЧОП»

Класс: 11                                                                                                         Урок № 7

Дата:  ­­­­­­­­­­­­____________

Тема урока: Урок обобщения по разделу «основы философии» Цель: содействовать усвоению новых знаний путём проведения проблемной лекции.

Задачи:  1)  охарактеризовать значение философии как учения о разумной и правильной жизни; доказать, что философия – неотъемлемая часть нашей духовной культуры;  2) дать определение философии как учения о мире в целом, как мышления об основных идеях мироустройства;  3)познакомить с основным вопросом философии и соотношением философии, науки, религии и искусства; объяснить философские понятия и термины; 4) формировать навыки логического и образного мышления, умение сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы; умения чётко и грамотно излагать свои мысли; 

5)содействовать формированию морально-нравственных качеств личности курсантов; их мировоззренческой и социальной культуры; интереса к мировой духовной культуре. Форма урока: лекция с элементами беседы. Тип урока: Урок обобщения. Методы обучения: объяснение, беседа, элементы опережающего и проблемного обучения. Междисциплинарные связи: история, обществознание, литература, история религии, русский язык 

Организация пространства: индивидуальная и фронтальная работа.

Оборудование и материалы: учебник, доска, тетради.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: приветствие присутствующих, проверка наличия курсантов, готовность группы к занятию, ознакомление с планом работы по предмету на семестр, с учебником и учебными пособиями, постановка учебных целей и требований; 

II.  Формулируем тему и цель урока вместе  с курсантами.

III. Подготовка к восприятию новой темы: актуализация опорных знаний студентов; мотивация учебной деятельности. Формулируем план урока вместе с курсантами.

 1. Что такое духовная культура? Назовите её составляющие.

2. Каково значение духовной культуры?

3. Назовите известные вам имена философов. Почему они сохраняются в исторической памяти человечества?

4. Как вы считаете, почему появилась философия?

5. Что явилось основанием для появления философии?

IV. Изучение нового материала:

Постановка проблемы: в процессе изучения новой темы определить значение и назначение философии в жизни каждого человека и человечества в целом.

План:

1.Происхождение понятия философии. Определение философии. Соотношение философии, науки, религии и искусства

2. Структура философского знания.

3. Основной вопрос философии. Идеалисты и материалисты

4. Функции философии

5. Значение и назначение философии.

Определение философии. Многообразие определений. Обобщение определений.

В истории представлены различные варианты понимания того, что есть философия. Приведем самые известные из них:

•          Любовь к мудрости. Пифагор (VI-V вв. до н.э.).

•          Стремление к совершенству. Платон (427—347 до н.э.).

•          Наука об отношении всякого знания к последним целям человеческого разума. Иммануил Кант (1724— 1804).

•          Эпоха, схваченная в мысли. Георг Гегель (1770-1831).

•          Наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Фридрих Энгельс (1820-1885).

•          Дисциплина, состоящая в творении концептов. Жиль Делёз (1925-1995).

Философом впервые назвал себя древнегреческий математик и мыслитель Пифагор. Термин «философия» был составлен им из двух слов phileo - люблю + sophia - мудрость и дословно обозначал «любовь к мудрости». Своим определением Пифагор желал подчеркнуть, что философ не претендует на статус мудреца, знающего все о мире; только постоянное стремление к мудрости делает человека философом. Поэтому философом, в большей или меньшей мере, можно назвать всякого самостоятельно мыслящего человека.

Крупнейший мыслитель античности Платон сказал, что философия есть не просто размышления о мире и человеке, а особый образ жизни, заключающийся в стремлении к совершенству. Философия — это сама жизнь, т.е. свободное формирование своей судьбы в сложном и неоднозначном мире. Платон в своем определении указывает на то назначение философии, которое состоит в постоянном возвышении человека, в его выходе за узкие пределы времени и досужих мнений к фундаментальному и всеобщему.

Основатель немецкой классической философии Иммануил Кант называет главными целями человеческого разума высшие вопросы о возможностях человека. Вопрос о человеке для философии — решающий. Все составляющие философии и все предварительные вопросы должны рассматриваться через призму человека: все, что не способствует достижению человеческих целей, есть спекулятивное знание, а не философия в собственном смысле.

Философия, согласно Канту, должна помочь найти решение трех кардинальных вопросов человеческого бытия: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Разрешение этих проблем должно в конечном итоге привести к всестороннему ответу на глобальный вопрос, который до сих пор является самым дискутируемым в науке: что такое человек?

Немецкий мыслитель Георг Гегель полагал, что философия отражает не только личные идеи отдельного мыслителя: в нее впечатано само историческое время его жизни со всеми особенностями и противоречиями, ценностями и жизненными смыслами.

Философия, размышляя о культуре в целом (религии, искусстве, науке, морали), выделяет все самое существенное и отображающее «живую душу человечества» в наиболее концентрированном виде. В этом отношении философия есть квинтэссенция культуры и всех достижений человечества, а изучение философии — самый короткий путь к пониманию культуры.

Немецкий философ Фридрих Энгельс полагал, что философия есть наука о наиболее общих законах. Это значит, что она не интересуется ничем сиюминутным и преходящим и не разменивается на частности и случайности, ее предмет - фундаментальные основы знаний, действий и ценностей, их закономерные, повторяющиеся и устойчивые связи. Поэтому можно сказать, что философия лежит в основании всех других наук, рассматривая мир обобщенно, как единое целое, в то время как любая другая наука имеет дело лишь с тем или иным фрагментом окружающего мира.

Платон приводил известную историю о том, что Фалес, первый философ, наблюдая за звездами, не заметил яму и упал в нее. Кажется, эта ситуация достаточно характерна для философии: надеяться познать то, что в небесах, и не видеть того, что находится под ногами; знать общее и не знать конкретного.

Для Энгельса философия есть не просто «любомудрие», а наука в полном смысле этого слова - строгая система знаний со своими методами и категориями. Всеобщие законы, которые открывает философия, могут быть применены как для научного обоснования настоящей и будущей деятельности человечества, так и для изменения самого мира и человека.

Французский философ Жиль Делёз усматривает в философии творчество концептов, т.е. новых идей и смыслов. Сущность философии - в свободном создании идей, не заданных никакой традицией или авторитетом. Цель философии - создание оригинальной картины мира, поиск неожиданного и свежего ракурса рассмотрения действительности, вносящего необходимый импульс новизны в осознание основных глобальных проблем.

Обобщить все определения философии чрезвычайно сложно, но имеются попытки сделать это. Ниже приведены две обобщающие статьи - из российской Энциклопедии философии и Британской энциклопедии, которые пытаются привести в единое целое основные смыслы философии.

ФИЛОСОФИЯ (греч., через лат. philosophia, «любовь к мудрости») - критическое исследование оснований наших наиболее фундаментальных убеждений и анализ основных понятий, используемых для выражения этих убеждений. Философия может быть также определена как размышление о многообразии человеческого опыта или как рациональное, методологическое и систематическое рассмотрение вопросов, которые более всего волнуют человечество.

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia — мудрость; любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

Всемирная энциклопедия философии, М., 2001.

Таким образом, в различных исторических традициях философия понимается по-разному. Каждый мыслитель выделяет свой аспект ее рассмотрения. Это не случайно: определить — значит поставить предел, отграничить и отличить изучаемое понятие от других понятий. Из представленных трактовок понятно, что сама философия не поддается ограничениям и в лучших своих формах всегда проявляет себя как воплощение критики, свободомыслия и творчества. Ее стремлением всегда было выйти за пределы, уйти от определенности, выразить невыразимое.

Функции философии. Кому не нужна философия? Кому нужна философия? Зачем нужна философия?

Философские размышления зачастую туман­ны, сложны и малопонятны; они не предлагают готового и окончательного ответа на вопросы (как, например, математика или механика), не говоря уже о производстве чего-то вещест­венного. Кажется, что философ отгорожен от действительно­сти, живет в «башне из слоновой кости», т.е. в ином, нереаль­ном мире, не имеет ничего общего с каждодневными пробле­мами и практическими, актуальными вопросами.  Для кого философия бесполезна и, более того, вредна?

Кому философия не нужна? История демонстрирует немало случаев борьбы с философами - от изгнания из родной страны до сжигания на кострах. В XX в. массовые истребления и изгнания практиковались в фашистской Германии. В молодой Советской России в 1922 г. целая плеяда известных философов была отправ­лена в пожизненную эмиграцию на «философском пароходе»; многих оставшихся ждали лагеря и смертные приговоры.

«

Общество, в котором правят тираны, не допускающие социальных и куль­турных изменений, в философах больше не нуждается. P. Popmu. Философия и будущее (1994)

Это значит, что философия, прежде всего, признавалась опасной для всех форм догматизма, фанатизма, фюрерства, начинавших строительство «дивного нового мира» с истребле­ния тех, кто был способен размышлять иначе, чем предписывала власть. Истребление одновременно было и косвенным спо­собом признания действенности философии: в самостоятель­ном мышлении справедливо усматривали реальную опасность для тоталитарной власти.

Некто, проходя мимо философа Диогена, который чистил овощи, сказал, насмехаясь: «Если бы ты умел обращаться с людьми, тебе не пришлось бы питаться одними овощами». — «Если бы ты мог кормиться овощами, — ответил на это Диоген, — тебе бы не пришлось прислуживать тиранам».

Современное массовое общество — продукт политических и информационных технологий и рекламы, питающих людей истинами потребления и пропагандирующих упрощенный взгляд на вещи. Для таких масс философия тоже не нужна: она мешает им выполнять приказы, послушно стоять у конвейера, бездумно покупать рекламируемые товары и некритично ве­рить всему тому, что показывают, говорят, печатают средства массовой информации. Соответственно чем прочнее человек вписывается в стандартизованную массу потребителей и сис­тему моды, тем легче ему внушить мысль, что философия — бесполезное умничанье и пустая потеря времени.

Кому нужна философия? Из сказанного понятно, что фило­софия — это выбор интеллектуально независимого, внутренне свободного человека. Философия не обещает достижения ис­тины, но обеспечивает тому, кто ее ищет, полную свободу по­иска. Поэтому философия необходима обществу в целом: как яркое проявление свободомыслия, она постоянно ищет и пре­дугадывает пути социальных изменений, формируя новые идеи или предупреждая о будущих сложностях. Философия — квинтэссенция изменений, без которых развитие невозможно.

Зачем нужна философия? Традиционно роль философии для человека и общества раскрывается в ряде функций, тесно свя­занных между собой. Ниже даны краткие описания основных функций философии:

  • мировоззренческая — служит теоретическим основанием миро­воззрения, т.е. предлагает человеку целостную и широкую кар­тину мира;
  • гуманистическая — рассматривает мир через призму человека и его целей, обосновывает его самоценность, его права и свободы;
  •  аксиологическая - дает оценку миру и человеку, обосновывает значимость духовных ценностей (истины, добра, красоты и т.д.);
  • общекультурная — знакомит человека с высшими достижения­ми мировой интеллектуальной культуры, является показате­лем уровня образованности и культуры человека;
  • методологическая - вырабатывает общие принципы и способы теоретического и практического освоения действительности;
  • прогностическая - прогнозирует тенденции развития научного знания и социальных изменений;
  • интегрирующая — систематизирует и обобщает данные всех на­ук, т.е. выступает как наиболее общая «наука наук»;
  • критическая — подвергает критике устаревшие взгляды, нормы, учения; формирует свободное, недогматическое мышление.

Основными из перечисленных функций являются мировоз­зренческая и методологическая: они характерны только для фи­лософии, формирующей как общую картину мира, так и методы для других наук. Остальные функции являются дополняющими: гуманистическая, аксиологическая и обще культурная конкре­тизируют мировоззрение (и человека, и общества), прогности­ческая, интегрирующая и критическая важны для научного ос­воения мира и встроены в методологию этого процесса.

Таким образом, определе

 

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения по разделу «основы философии»»

Поурочный план «ЧОП»

Класс: 11 Урок № 7

Дата: ­­­­­­­­­­­­____________

Тема урока: Урок обобщения по разделу «основы философии»
Цель: содействовать усвоению новых знаний путём проведения проблемной лекции.

Задачи:
1) охарактеризовать значение философии как учения о разумной и правильной жизни; доказать, что философия – неотъемлемая часть нашей духовной культуры; 
2) дать определение философии как учения о мире в целом, как мышления об основных идеях мироустройства; 
3)познакомить с основным вопросом философии и соотношением философии, науки, религии и искусства; объяснить философские понятия и термины;
4) формировать навыки логического и образного мышления, умение сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы; умения чётко и грамотно излагать свои мысли;

5)содействовать формированию морально-нравственных качеств личности курсантов; их мировоззренческой и социальной культуры; интереса к мировой духовной культуре.
Форма урока: лекция с элементами беседы.
Тип урока: Урок обобщения.
Методы обучения: объяснение, беседа, элементы опережающего и проблемного обучения.
Междисциплинарные связи: история, обществознание, литература, история религии, русский язык

Организация пространства: индивидуальная и фронтальная работа.

Оборудование и материалы: учебник, доска, тетради.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: приветствие присутствующих, проверка наличия курсантов, готовность группы к занятию, ознакомление с планом работы по предмету на семестр, с учебником и учебными пособиями, постановка учебных целей и требований;

II. Формулируем тему и цель урока вместе с курсантами.

III. Подготовка к восприятию новой темы: актуализация опорных знаний студентов; мотивация учебной деятельности. Формулируем план урока вместе с курсантами.

1. Что такое духовная культура? Назовите её составляющие.

2. Каково значение духовной культуры?

3. Назовите известные вам имена философов. Почему они сохраняются в исторической памяти человечества?

4. Как вы считаете, почему появилась философия?

5. Что явилось основанием для появления философии?

IV. Изучение нового материала:

Постановка проблемы: в процессе изучения новой темы определить значение и назначение философии в жизни каждого человека и человечества в целом.

План:

1.Происхождение понятия философии. Определение философии. Соотношение философии, науки, религии и искусства

2. Структура философского знания.

3. Основной вопрос философии. Идеалисты и материалисты

4. Функции философии

5. Значение и назначение философии.

Определение философии. Многообразие определений. Обобщение определений.

В истории представлены различные варианты понимания того, что есть философия. Приведем самые известные из них:

• Любовь к мудрости. Пифагор (VI-V вв. до н.э.).

• Стремление к совершенству. Платон (427—347 до н.э.).

• Наука об отношении всякого знания к последним целям человеческого разума. Иммануил Кант (1724— 1804).

• Эпоха, схваченная в мысли. Георг Гегель (1770-1831).

• Наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Фридрих Энгельс (1820-1885).

• Дисциплина, состоящая в творении концептов. Жиль Делёз (1925-1995).

Философом впервые назвал себя древнегреческий математик и мыслитель Пифагор. Термин «философия» был составлен им из двух слов phileo - люблю + sophia - мудрость и дословно обозначал «любовь к мудрости». Своим определением Пифагор желал подчеркнуть, что философ не претендует на статус мудреца, знающего все о мире; только постоянное стремление к мудрости делает человека философом. Поэтому философом, в большей или меньшей мере, можно назвать всякого самостоятельно мыслящего человека.

Крупнейший мыслитель античности Платон сказал, что философия есть не просто размышления о мире и человеке, а особый образ жизни, заключающийся в стремлении к совершенству. Философия — это сама жизнь, т.е. свободное формирование своей судьбы в сложном и неоднозначном мире. Платон в своем определении указывает на то назначение философии, которое состоит в постоянном возвышении человека, в его выходе за узкие пределы времени и досужих мнений к фундаментальному и всеобщему.

Основатель немецкой классической философии Иммануил Кант называет главными целями человеческого разума высшие вопросы о возможностях человека. Вопрос о человеке для философии — решающий. Все составляющие философии и все предварительные вопросы должны рассматриваться через призму человека: все, что не способствует достижению человеческих целей, есть спекулятивное знание, а не философия в собственном смысле.

Философия, согласно Канту, должна помочь найти решение трех кардинальных вопросов человеческого бытия: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Разрешение этих проблем должно в конечном итоге привести к всестороннему ответу на глобальный вопрос, который до сих пор является самым дискутируемым в науке: что такое человек?

Немецкий мыслитель Георг Гегель полагал, что философия отражает не только личные идеи отдельного мыслителя: в нее впечатано само историческое время его жизни со всеми особенностями и противоречиями, ценностями и жизненными смыслами.

Философия, размышляя о культуре в целом (религии, искусстве, науке, морали), выделяет все самое существенное и отображающее «живую душу человечества» в наиболее концентрированном виде. В этом отношении философия есть квинтэссенция культуры и всех достижений человечества, а изучение философии — самый короткий путь к пониманию культуры.

Немецкий философ Фридрих Энгельс полагал, что философия есть наука о наиболее общих законах. Это значит, что она не интересуется ничем сиюминутным и преходящим и не разменивается на частности и случайности, ее предмет - фундаментальные основы знаний, действий и ценностей, их закономерные, повторяющиеся и устойчивые связи. Поэтому можно сказать, что философия лежит в основании всех других наук, рассматривая мир обобщенно, как единое целое, в то время как любая другая наука имеет дело лишь с тем или иным фрагментом окружающего мира.

Платон приводил известную историю о том, что Фалес, первый философ, наблюдая за звездами, не заметил яму и упал в нее. Кажется, эта ситуация достаточно характерна для философии: надеяться познать то, что в небесах, и не видеть того, что находится под ногами; знать общее и не знать конкретного.

Для Энгельса философия есть не просто «любомудрие», а наука в полном смысле этого слова - строгая система знаний со своими методами и категориями. Всеобщие законы, которые открывает философия, могут быть применены как для научного обоснования настоящей и будущей деятельности человечества, так и для изменения самого мира и человека.

Французский философ Жиль Делёз усматривает в философии творчество концептов, т.е. новых идей и смыслов. Сущность философии - в свободном создании идей, не заданных никакой традицией или авторитетом. Цель философии - создание оригинальной картины мира, поиск неожиданного и свежего ракурса рассмотрения действительности, вносящего необходимый импульс новизны в осознание основных глобальных проблем.

Обобщить все определения философии чрезвычайно сложно, но имеются попытки сделать это. Ниже приведены две обобщающие статьи - из российской Энциклопедии философии и Британской энциклопедии, которые пытаются привести в единое целое основные смыслы философии.

ФИЛОСОФИЯ (греч., через лат. philosophia, «любовь к мудрости») - критическое исследование оснований наших наиболее фундаментальных убеждений и анализ основных понятий, используемых для выражения этих убеждений. Философия может быть также определена как размышление о многообразии человеческого опыта или как рациональное, методологическое и систематическое рассмотрение вопросов, которые более всего волнуют человечество.

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia — мудрость; любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

Всемирная энциклопедия философии, М., 2001.

Таким образом, в различных исторических традициях философия понимается по-разному. Каждый мыслитель выделяет свой аспект ее рассмотрения. Это не случайно: определить — значит поставить предел, отграничить и отличить изучаемое понятие от других понятий. Из представленных трактовок понятно, что сама философия не поддается ограничениям и в лучших своих формах всегда проявляет себя как воплощение критики, свободомыслия и творчества. Ее стремлением всегда было выйти за пределы, уйти от определенности, выразить невыразимое.

Функции философии. Кому не нужна философия? Кому нужна философия? Зачем нужна философия?

Философские размышления зачастую туман­ны, сложны и малопонятны; они не предлагают готового и окончательного ответа на вопросы (как, например, математика или механика), не говоря уже о производстве чего-то вещест­венного. Кажется, что философ отгорожен от действительно­сти, живет в «башне из слоновой кости», т.е. в ином, нереаль­ном мире, не имеет ничего общего с каждодневными пробле­мами и практическими, актуальными вопросами. Для кого философия бесполезна и, более того, вредна?

Кому философия не нужна? История демонстрирует немало случаев борьбы с философами - от изгнания из родной страны до сжигания на кострах. В XX в. массовые истребления и изгнания практиковались в фашистской Германии. В молодой Советской России в 1922 г. целая плеяда известных философов была отправ­лена в пожизненную эмиграцию на «философском пароходе»; многих оставшихся ждали лагеря и смертные приговоры.

«Общество, в котором правят тираны, не допускающие социальных и куль­турных изменений, в философах больше не нуждается. P. Popmu. Философия и будущее (1994)

Это значит, что философия, прежде всего, признавалась опасной для всех форм догматизма, фанатизма, фюрерства, начинавших строительство «дивного нового мира» с истребле­ния тех, кто был способен размышлять иначе, чем предписывала власть. Истребление одновременно было и косвенным спо­собом признания действенности философии: в самостоятель­ном мышлении справедливо усматривали реальную опасность для тоталитарной власти.

Некто, проходя мимо философа Диогена, который чистил овощи, сказал, насмехаясь: «Если бы ты умел обращаться с людьми, тебе не пришлось бы питаться одними овощами». — «Если бы ты мог кормиться овощами, — ответил на это Диоген, — тебе бы не пришлось прислуживать тиранам».

Современное массовое общество — продукт политических и информационных технологий и рекламы, питающих людей истинами потребления и пропагандирующих упрощенный взгляд на вещи. Для таких масс философия тоже не нужна: она мешает им выполнять приказы, послушно стоять у конвейера, бездумно покупать рекламируемые товары и некритично ве­рить всему тому, что показывают, говорят, печатают средства массовой информации. Соответственно чем прочнее человек вписывается в стандартизованную массу потребителей и сис­тему моды, тем легче ему внушить мысль, что философия — бесполезное умничанье и пустая потеря времени.

Кому нужна философия? Из сказанного понятно, что фило­софия — это выбор интеллектуально независимого, внутренне свободного человека. Философия не обещает достижения ис­тины, но обеспечивает тому, кто ее ищет, полную свободу по­иска. Поэтому философия необходима обществу в целом: как яркое проявление свободомыслия, она постоянно ищет и пре­дугадывает пути социальных изменений, формируя новые идеи или предупреждая о будущих сложностях. Философия — квинтэссенция изменений, без которых развитие невозможно.

Зачем нужна философия? Традиционно роль философии для человека и общества раскрывается в ряде функций, тесно свя­занных между собой. Ниже даны краткие описания основных функций философии:

  • мировоззренческая — служит теоретическим основанием миро­воззрения, т.е. предлагает человеку целостную и широкую кар­тину мира;

  • гуманистическая — рассматривает мир через призму человека и его целей, обосновывает его самоценность, его права и свободы;

  • аксиологическая - дает оценку миру и человеку, обосновывает значимость духовных ценностей (истины, добра, красоты и т.д.);

  • общекультурная — знакомит человека с высшими достижения­ми мировой интеллектуальной культуры, является показате­лем уровня образованности и культуры человека;

  • методологическая - вырабатывает общие принципы и способы теоретического и практического освоения действительности;

  • прогностическая - прогнозирует тенденции развития научного знания и социальных изменений;

  • интегрирующая — систематизирует и обобщает данные всех на­ук, т.е. выступает как наиболее общая «наука наук»;

  • критическая — подвергает критике устаревшие взгляды, нормы, учения; формирует свободное, недогматическое мышление.

Основными из перечисленных функций являются мировоз­зренческая и методологическая: они характерны только для фи­лософии, формирующей как общую картину мира, так и методы для других наук. Остальные функции являются дополняющими: гуманистическая, аксиологическая и обще культурная конкре­тизируют мировоззрение (и человека, и общества), прогности­ческая, интегрирующая и критическая важны для научного ос­воения мира и встроены в методологию этого процесса.

Таким образом, определение функций философии по­казывает, что она выступает в двух основных качествах: во-первых, как форма мировоззрения и, во-вторых, как особая наука.

Основные проблемы философии. Вечные проблемы. Современные вопросы. Основной вопрос философии

Основными проблемами философии называют высшие, существенные, важнейшие вопросы человека о мире и о самом себе. В разное время сущность и способы постановки во­просов варьировались. В табл. 1.2 показаны основные про­блемные сферы, первоначально исследуемые в разные эпохи и разными философами.

Основные проблемы философии

Вопрос

Время постановки про­блемы

Раздел философии

Что есть бытие?

Античная философия (Парменид)

Онтология

Что есть познание?

XVII в. (Р. Декарт, Ф. Бэкон)

Гносеология

Что есть человек?

XVIII в. (И. Кант)

Антропология

Что есть общество?

XIX в. (К. Маркс, О. Конт)

Социальная философия

Что есть ценность?

XX в. (М. Шелер)

Аксиология

Все эти вопросы — из разряда «вечных» и открытых. Каж­дый из них может быть уточнен в ряде более развернутых, но не менее существенных вопросов, например, таких:

Что есть бытие? - Из чего все произошло?

Что есть познание? - Каковы пределы знания человека?

Что есть человек? - В чем смысл жизни?

Что есть общество? - Как сделать общество справедливым?

Что есть ценность? - Что имеет значение в жизни?

Конечно, философия не ограничивается «вечными пробле­мами». Уже говорилось, что в философии отражается время со всеми его особенностями и противоречиями. Поэтому фило­софия «обречена» заниматься и современностью. Приведем примерный список наиболее актуальных вопросов, рассматривавшихся на международных философских конгрессах и кон­ференциях последних лет:

  • философия политики и права — международное право, демо­кратия, права человека, международный порядок, война и справедливость, терроризм, неравенство, бедность, глобали­зация;

  • философия языка и литературы — язык науки, смысл, понима­ние текста, выражение истины, искусственные языки;

  • прикладные этико-философские вопросы — проблемы аборта, эв­таназии, клонирования человека, генной инженерии; смерт­ной казни; прав животных, ценности природы; ответствен­ность ученого;

  • философия виртуальности — интернет, виртуальные миры, компьютеризация, искусственный интеллект;

  • философия феминизма - права женщин, эмоции и чувства, кри­тика логики;

  • история философии — применение традиционных теорий к со­временности.

Одним из важных для понимания развития философского знания является вопрос, традиционно называемый «основным вопросом» философии. Звучит он так: «Что первично — материя или сознание?» Мир имеет как материальные проявления (ощущаемые физические объекты), так и идеальные (знания, идеи, мысли, эмоции). Что является определяющим? В зависи­мости от ответа на этот вопрос философы делятся на материа­листов и идеалистов.

Материалисты полагают, что реально существует лишь ма­терия. Она полностью независима от нашего сознания. Более того, сознание зависимо, вторично и является свойством са­мой материи. Так, сознание человека не может существовать без мозга как сложного материального органа. Вера в сущест­вование особых и независимых от материи сущностей — души, духа — ненаучный предрассудок.

Идеалисты, напротив, считают, что единственной досто­верной реальностью можно считать лишь наше сознание, а то, что называют материальными вещами, есть лишь его проявления. Кто способен достоверно доказать, что видимые нами ве­щи являются реальностью, а не простой видимостью? Так, че­ловек считает все, что он видит во сне, реальным, однако мир сна иллюзорен и создан сознанием. Может быть, вся жизнь есть сон, иллюзия, мираж и мы просто не способны «проснуть­ся» и пробиться к настоящей реальности (как считают объек­тивные идеалисты) или же реальности и вовсе нет, а все суще­ствует только в нашем сознании (как считают субъективные идеалисты).

Тем, кто видел фильм «Матрица» (1999, режиссеры братья Вачовски), достаточно легко понять концепцию объективного идеализма. Для пони­мания идей субъективных идеалистов рекомендуем обратить внимание на классическую пьесу П. Кальдерона с символическим названием «Жизнь есть сон» (1636).

Дуалисты придерживаются третьей точки зрения, согласно которой материя и сознание рассматриваются как две незави­симые стороны реальности. Для дуализма, собственно, не воз­никает проблем по поводу ответа на «основной вопрос филосо­фии», поскольку становится невозможен сам вопрос: в мире нет ничего вторичного. И материя и сознание — равноправные и взаимосвязанные начала. Дуализм в философии не очень по­пулярен — он уходит от борьбы, которая является движущей силой философской мысли. В этом отношении и материализм, и идеализм имеют право на существование: в их вечном споре оттачиваются аргументы, рождаются новые идеи и в конечном итоге развивается философия.

В качестве «философских» часто приводят два следующих вопроса: «Что было раньше — курица или яйцо» и «Слышен ли звук падающего в лесу де­рева, если поблизости никого нет?» Хотя оба вопроса, строго говоря, не являются философскими, для первого можно предположить, что, соглас­но теории эволюции, вначале все-таки было яйцо. Во втором вопросе не­обходимо отметить многозначность слова «звук». Это и волновые колеба­ния, и слуховые ощущения человека. Тогда звук будет существовать в пер­вом смысле и не будет — во втором. Что касается философских вопросов, то философ-идеалист, возможно, спросил бы по этому поводу: «Есть ли вообще лес, если в нем никого нет?»

Название «основной вопрос философии» (данное немец­ким философом Фридрихом Энгельсом) достаточно условно. По мнению многих современных философов, основным явля­ется вопрос о справедливом обществе, о ценностях человека или его предназначении. Так, французский философ Альбер Камю писал: «Решать, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит от­ветить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное — име­ет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или две­надцатью категориями — второстепенно». Для вопроса Камю тоже есть свои основания, хотя ответ ин­туитивно очевиден: «стоит» (к этому заключению приходит и сам философ). Но как прожить эту жизнь?

Таким образом, философские проблемы многообраз­ны — единственной общей их особенностью является то, что развернутые ответы на них не способна дать ни одна из наук, кроме самой философии. Выбор основной проблемы — личное дело каждого мыслящего человека. Философия предполагает, что в поисках сути каждый должен руководствоваться собст­венным умом, а книги и высказывания известных филосо­фов — лишь средства формирования собственного мнения, а не набор истин на все случаи жизни.

V. Закрепление.

1. Какие проблемы затрагивает философия?

2. Назвать первые формы существования философии.

3. Каков основной вопрос философии? Как на него отвечают материалисты и идеалисты?

4. Каковы функции философии?

5. В чём значение философии?


VI. Подведение итогов занятия? оценивание и сообщение домашнего задания.

2. Считаете ли вы, что уже сейчас в вашей жизни есть какой-то высший смысл, или он появится, когда вы вырастете и добьётесь чего-нибудь существенного в жизни? Выскажите своё мнение.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!