Поурочный план «ЧОП»
Класс: 11 Урок № 7
Дата: ____________
Тема урока: Урок обобщения по разделу «основы философии»
Цель: содействовать усвоению новых знаний путём проведения проблемной лекции.
Задачи:
1) охарактеризовать значение философии как учения о разумной и правильной жизни; доказать, что философия – неотъемлемая часть нашей духовной культуры;
2) дать определение философии как учения о мире в целом, как мышления об основных идеях мироустройства;
3)познакомить с основным вопросом философии и соотношением философии, науки, религии и искусства; объяснить философские понятия и термины;
4) формировать навыки логического и образного мышления, умение сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы; умения чётко и грамотно излагать свои мысли;
5)содействовать формированию морально-нравственных качеств личности курсантов; их мировоззренческой и социальной культуры; интереса к мировой духовной культуре.
Форма урока: лекция с элементами беседы.
Тип урока: Урок обобщения.
Методы обучения: объяснение, беседа, элементы опережающего и проблемного обучения.
Междисциплинарные связи: история, обществознание, литература, история религии, русский язык
Организация пространства: индивидуальная и фронтальная работа.
Оборудование и материалы: учебник, доска, тетради.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент: приветствие присутствующих, проверка наличия курсантов, готовность группы к занятию, ознакомление с планом работы по предмету на семестр, с учебником и учебными пособиями, постановка учебных целей и требований;
II. Формулируем тему и цель урока вместе с курсантами.
III. Подготовка к восприятию новой темы: актуализация опорных знаний студентов; мотивация учебной деятельности. Формулируем план урока вместе с курсантами.
1. Что такое духовная культура? Назовите её составляющие.
2. Каково значение духовной культуры?
3. Назовите известные вам имена философов. Почему они сохраняются в исторической памяти человечества?
4. Как вы считаете, почему появилась философия?
5. Что явилось основанием для появления философии?
IV. Изучение нового материала:
Постановка проблемы: в процессе изучения новой темы определить значение и назначение философии в жизни каждого человека и человечества в целом.
План:
1.Происхождение понятия философии. Определение философии. Соотношение философии, науки, религии и искусства
2. Структура философского знания.
3. Основной вопрос философии. Идеалисты и материалисты
4. Функции философии
5. Значение и назначение философии.
Определение философии. Многообразие определений. Обобщение определений.
В истории представлены различные варианты понимания того, что есть философия. Приведем самые известные из них:
• Любовь к мудрости. Пифагор (VI-V вв. до н.э.).
• Стремление к совершенству. Платон (427—347 до н.э.).
• Наука об отношении всякого знания к последним целям человеческого разума. Иммануил Кант (1724— 1804).
• Эпоха, схваченная в мысли. Георг Гегель (1770-1831).
• Наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Фридрих Энгельс (1820-1885).
• Дисциплина, состоящая в творении концептов. Жиль Делёз (1925-1995).
Философом впервые назвал себя древнегреческий математик и мыслитель Пифагор. Термин «философия» был составлен им из двух слов phileo - люблю + sophia - мудрость и дословно обозначал «любовь к мудрости». Своим определением Пифагор желал подчеркнуть, что философ не претендует на статус мудреца, знающего все о мире; только постоянное стремление к мудрости делает человека философом. Поэтому философом, в большей или меньшей мере, можно назвать всякого самостоятельно мыслящего человека.
Крупнейший мыслитель античности Платон сказал, что философия есть не просто размышления о мире и человеке, а особый образ жизни, заключающийся в стремлении к совершенству. Философия — это сама жизнь, т.е. свободное формирование своей судьбы в сложном и неоднозначном мире. Платон в своем определении указывает на то назначение философии, которое состоит в постоянном возвышении человека, в его выходе за узкие пределы времени и досужих мнений к фундаментальному и всеобщему.
Основатель немецкой классической философии Иммануил Кант называет главными целями человеческого разума высшие вопросы о возможностях человека. Вопрос о человеке для философии — решающий. Все составляющие философии и все предварительные вопросы должны рассматриваться через призму человека: все, что не способствует достижению человеческих целей, есть спекулятивное знание, а не философия в собственном смысле.
Философия, согласно Канту, должна помочь найти решение трех кардинальных вопросов человеческого бытия: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Разрешение этих проблем должно в конечном итоге привести к всестороннему ответу на глобальный вопрос, который до сих пор является самым дискутируемым в науке: что такое человек?
Немецкий мыслитель Георг Гегель полагал, что философия отражает не только личные идеи отдельного мыслителя: в нее впечатано само историческое время его жизни со всеми особенностями и противоречиями, ценностями и жизненными смыслами.
Философия, размышляя о культуре в целом (религии, искусстве, науке, морали), выделяет все самое существенное и отображающее «живую душу человечества» в наиболее концентрированном виде. В этом отношении философия есть квинтэссенция культуры и всех достижений человечества, а изучение философии — самый короткий путь к пониманию культуры.
Немецкий философ Фридрих Энгельс полагал, что философия есть наука о наиболее общих законах. Это значит, что она не интересуется ничем сиюминутным и преходящим и не разменивается на частности и случайности, ее предмет - фундаментальные основы знаний, действий и ценностей, их закономерные, повторяющиеся и устойчивые связи. Поэтому можно сказать, что философия лежит в основании всех других наук, рассматривая мир обобщенно, как единое целое, в то время как любая другая наука имеет дело лишь с тем или иным фрагментом окружающего мира.
Платон приводил известную историю о том, что Фалес, первый философ, наблюдая за звездами, не заметил яму и упал в нее. Кажется, эта ситуация достаточно характерна для философии: надеяться познать то, что в небесах, и не видеть того, что находится под ногами; знать общее и не знать конкретного.
Для Энгельса философия есть не просто «любомудрие», а наука в полном смысле этого слова - строгая система знаний со своими методами и категориями. Всеобщие законы, которые открывает философия, могут быть применены как для научного обоснования настоящей и будущей деятельности человечества, так и для изменения самого мира и человека.
Французский философ Жиль Делёз усматривает в философии творчество концептов, т.е. новых идей и смыслов. Сущность философии - в свободном создании идей, не заданных никакой традицией или авторитетом. Цель философии - создание оригинальной картины мира, поиск неожиданного и свежего ракурса рассмотрения действительности, вносящего необходимый импульс новизны в осознание основных глобальных проблем.
Обобщить все определения философии чрезвычайно сложно, но имеются попытки сделать это. Ниже приведены две обобщающие статьи - из российской Энциклопедии философии и Британской энциклопедии, которые пытаются привести в единое целое основные смыслы философии.
ФИЛОСОФИЯ (греч., через лат. philosophia, «любовь к мудрости») - критическое исследование оснований наших наиболее фундаментальных убеждений и анализ основных понятий, используемых для выражения этих убеждений. Философия может быть также определена как размышление о многообразии человеческого опыта или как рациональное, методологическое и систематическое рассмотрение вопросов, которые более всего волнуют человечество.
ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia — мудрость; любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.
Всемирная энциклопедия философии, М., 2001.
Таким образом, в различных исторических традициях философия понимается по-разному. Каждый мыслитель выделяет свой аспект ее рассмотрения. Это не случайно: определить — значит поставить предел, отграничить и отличить изучаемое понятие от других понятий. Из представленных трактовок понятно, что сама философия не поддается ограничениям и в лучших своих формах всегда проявляет себя как воплощение критики, свободомыслия и творчества. Ее стремлением всегда было выйти за пределы, уйти от определенности, выразить невыразимое.
Функции философии. Кому не нужна философия? Кому нужна философия? Зачем нужна философия?
Философские размышления зачастую туманны, сложны и малопонятны; они не предлагают готового и окончательного ответа на вопросы (как, например, математика или механика), не говоря уже о производстве чего-то вещественного. Кажется, что философ отгорожен от действительности, живет в «башне из слоновой кости», т.е. в ином, нереальном мире, не имеет ничего общего с каждодневными проблемами и практическими, актуальными вопросами. Для кого философия бесполезна и, более того, вредна?
Кому философия не нужна? История демонстрирует немало случаев борьбы с философами - от изгнания из родной страны до сжигания на кострах. В XX в. массовые истребления и изгнания практиковались в фашистской Германии. В молодой Советской России в 1922 г. целая плеяда известных философов была отправлена в пожизненную эмиграцию на «философском пароходе»; многих оставшихся ждали лагеря и смертные приговоры.
«Общество, в котором правят тираны, не допускающие социальных и культурных изменений, в философах больше не нуждается. P. Popmu. Философия и будущее (1994)
Это значит, что философия, прежде всего, признавалась опасной для всех форм догматизма, фанатизма, фюрерства, начинавших строительство «дивного нового мира» с истребления тех, кто был способен размышлять иначе, чем предписывала власть. Истребление одновременно было и косвенным способом признания действенности философии: в самостоятельном мышлении справедливо усматривали реальную опасность для тоталитарной власти.
Некто, проходя мимо философа Диогена, который чистил овощи, сказал, насмехаясь: «Если бы ты умел обращаться с людьми, тебе не пришлось бы питаться одними овощами». — «Если бы ты мог кормиться овощами, — ответил на это Диоген, — тебе бы не пришлось прислуживать тиранам».
Современное массовое общество — продукт политических и информационных технологий и рекламы, питающих людей истинами потребления и пропагандирующих упрощенный взгляд на вещи. Для таких масс философия тоже не нужна: она мешает им выполнять приказы, послушно стоять у конвейера, бездумно покупать рекламируемые товары и некритично верить всему тому, что показывают, говорят, печатают средства массовой информации. Соответственно чем прочнее человек вписывается в стандартизованную массу потребителей и систему моды, тем легче ему внушить мысль, что философия — бесполезное умничанье и пустая потеря времени.
Кому нужна философия? Из сказанного понятно, что философия — это выбор интеллектуально независимого, внутренне свободного человека. Философия не обещает достижения истины, но обеспечивает тому, кто ее ищет, полную свободу поиска. Поэтому философия необходима обществу в целом: как яркое проявление свободомыслия, она постоянно ищет и предугадывает пути социальных изменений, формируя новые идеи или предупреждая о будущих сложностях. Философия — квинтэссенция изменений, без которых развитие невозможно.
Зачем нужна философия? Традиционно роль философии для человека и общества раскрывается в ряде функций, тесно связанных между собой. Ниже даны краткие описания основных функций философии:
мировоззренческая — служит теоретическим основанием мировоззрения, т.е. предлагает человеку целостную и широкую картину мира;
гуманистическая — рассматривает мир через призму человека и его целей, обосновывает его самоценность, его права и свободы;
аксиологическая - дает оценку миру и человеку, обосновывает значимость духовных ценностей (истины, добра, красоты и т.д.);
общекультурная — знакомит человека с высшими достижениями мировой интеллектуальной культуры, является показателем уровня образованности и культуры человека;
методологическая - вырабатывает общие принципы и способы теоретического и практического освоения действительности;
прогностическая - прогнозирует тенденции развития научного знания и социальных изменений;
интегрирующая — систематизирует и обобщает данные всех наук, т.е. выступает как наиболее общая «наука наук»;
критическая — подвергает критике устаревшие взгляды, нормы, учения; формирует свободное, недогматическое мышление.
Основными из перечисленных функций являются мировоззренческая и методологическая: они характерны только для философии, формирующей как общую картину мира, так и методы для других наук. Остальные функции являются дополняющими: гуманистическая, аксиологическая и обще культурная конкретизируют мировоззрение (и человека, и общества), прогностическая, интегрирующая и критическая важны для научного освоения мира и встроены в методологию этого процесса.
Таким образом, определение функций философии показывает, что она выступает в двух основных качествах: во-первых, как форма мировоззрения и, во-вторых, как особая наука.
Основные проблемы философии. Вечные проблемы. Современные вопросы. Основной вопрос философии
Основными проблемами философии называют высшие, существенные, важнейшие вопросы человека о мире и о самом себе. В разное время сущность и способы постановки вопросов варьировались. В табл. 1.2 показаны основные проблемные сферы, первоначально исследуемые в разные эпохи и разными философами.
Основные проблемы философии
Вопрос | Время постановки проблемы | Раздел философии |
Что есть бытие? | Античная философия (Парменид) | Онтология |
Что есть познание? | XVII в. (Р. Декарт, Ф. Бэкон) | Гносеология |
Что есть человек? | XVIII в. (И. Кант) | Антропология |
Что есть общество? | XIX в. (К. Маркс, О. Конт) | Социальная философия |
Что есть ценность? | XX в. (М. Шелер) | Аксиология |
Все эти вопросы — из разряда «вечных» и открытых. Каждый из них может быть уточнен в ряде более развернутых, но не менее существенных вопросов, например, таких:
Что есть бытие? - Из чего все произошло?
Что есть познание? - Каковы пределы знания человека?
Что есть человек? - В чем смысл жизни?
Что есть общество? - Как сделать общество справедливым?
Что есть ценность? - Что имеет значение в жизни?
Конечно, философия не ограничивается «вечными проблемами». Уже говорилось, что в философии отражается время со всеми его особенностями и противоречиями. Поэтому философия «обречена» заниматься и современностью. Приведем примерный список наиболее актуальных вопросов, рассматривавшихся на международных философских конгрессах и конференциях последних лет:
философия политики и права — международное право, демократия, права человека, международный порядок, война и справедливость, терроризм, неравенство, бедность, глобализация;
философия языка и литературы — язык науки, смысл, понимание текста, выражение истины, искусственные языки;
прикладные этико-философские вопросы — проблемы аборта, эвтаназии, клонирования человека, генной инженерии; смертной казни; прав животных, ценности природы; ответственность ученого;
философия виртуальности — интернет, виртуальные миры, компьютеризация, искусственный интеллект;
философия феминизма - права женщин, эмоции и чувства, критика логики;
история философии — применение традиционных теорий к современности.
Одним из важных для понимания развития философского знания является вопрос, традиционно называемый «основным вопросом» философии. Звучит он так: «Что первично — материя или сознание?» Мир имеет как материальные проявления (ощущаемые физические объекты), так и идеальные (знания, идеи, мысли, эмоции). Что является определяющим? В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на материалистов и идеалистов.
Материалисты полагают, что реально существует лишь материя. Она полностью независима от нашего сознания. Более того, сознание зависимо, вторично и является свойством самой материи. Так, сознание человека не может существовать без мозга как сложного материального органа. Вера в существование особых и независимых от материи сущностей — души, духа — ненаучный предрассудок.
Идеалисты, напротив, считают, что единственной достоверной реальностью можно считать лишь наше сознание, а то, что называют материальными вещами, есть лишь его проявления. Кто способен достоверно доказать, что видимые нами вещи являются реальностью, а не простой видимостью? Так, человек считает все, что он видит во сне, реальным, однако мир сна иллюзорен и создан сознанием. Может быть, вся жизнь есть сон, иллюзия, мираж и мы просто не способны «проснуться» и пробиться к настоящей реальности (как считают объективные идеалисты) или же реальности и вовсе нет, а все существует только в нашем сознании (как считают субъективные идеалисты).
Тем, кто видел фильм «Матрица» (1999, режиссеры братья Вачовски), достаточно легко понять концепцию объективного идеализма. Для понимания идей субъективных идеалистов рекомендуем обратить внимание на классическую пьесу П. Кальдерона с символическим названием «Жизнь есть сон» (1636).
Дуалисты придерживаются третьей точки зрения, согласно которой материя и сознание рассматриваются как две независимые стороны реальности. Для дуализма, собственно, не возникает проблем по поводу ответа на «основной вопрос философии», поскольку становится невозможен сам вопрос: в мире нет ничего вторичного. И материя и сознание — равноправные и взаимосвязанные начала. Дуализм в философии не очень популярен — он уходит от борьбы, которая является движущей силой философской мысли. В этом отношении и материализм, и идеализм имеют право на существование: в их вечном споре оттачиваются аргументы, рождаются новые идеи и в конечном итоге развивается философия.
В качестве «философских» часто приводят два следующих вопроса: «Что было раньше — курица или яйцо» и «Слышен ли звук падающего в лесу дерева, если поблизости никого нет?» Хотя оба вопроса, строго говоря, не являются философскими, для первого можно предположить, что, согласно теории эволюции, вначале все-таки было яйцо. Во втором вопросе необходимо отметить многозначность слова «звук». Это и волновые колебания, и слуховые ощущения человека. Тогда звук будет существовать в первом смысле и не будет — во втором. Что касается философских вопросов, то философ-идеалист, возможно, спросил бы по этому поводу: «Есть ли вообще лес, если в нем никого нет?»
Название «основной вопрос философии» (данное немецким философом Фридрихом Энгельсом) достаточно условно. По мнению многих современных философов, основным является вопрос о справедливом обществе, о ценностях человека или его предназначении. Так, французский философ Альбер Камю писал: «Решать, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно». Для вопроса Камю тоже есть свои основания, хотя ответ интуитивно очевиден: «стоит» (к этому заключению приходит и сам философ). Но как прожить эту жизнь?
Таким образом, философские проблемы многообразны — единственной общей их особенностью является то, что развернутые ответы на них не способна дать ни одна из наук, кроме самой философии. Выбор основной проблемы — личное дело каждого мыслящего человека. Философия предполагает, что в поисках сути каждый должен руководствоваться собственным умом, а книги и высказывания известных философов — лишь средства формирования собственного мнения, а не набор истин на все случаи жизни.
V. Закрепление.
1. Какие проблемы затрагивает философия?
2. Назвать первые формы существования философии.
3. Каков основной вопрос философии? Как на него отвечают материалисты и идеалисты?
4. Каковы функции философии?
5. В чём значение философии?
VI. Подведение итогов занятия? оценивание и сообщение домашнего задания.
2. Считаете ли вы, что уже сейчас в вашей жизни есть какой-то высший смысл, или он появится, когда вы вырастете и добьётесь чего-нибудь существенного в жизни? Выскажите своё мнение.