СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока по литературе в 10 классе по теме "Роман «Отцы и дети». Первые страницы романа. Социально – исторический фон произведения".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Роман «Отцы и дети». Первые страницы романа. Социально – исторический фон произведения".

2. Тип занятия: урок-лекция, урок-беседа.

3. Мотивация. Слово учителя.

Как вы уже знаете, ХIX век во всём мире, в том числе и в России - это эпоха зарождающихся противоречий и споров в обществе, которые позже выльются в непримиримые конфликты. Духовный облик культурного слоя общества в эту эпоху стремительно менялся, что вносило в жизнь И.С. Тургенева, современника и свидетеля революционных событий во Франции, отмены крепостного права в России и последующих реформ, существенный драматизм. Тургенев сумел отразить в своих многочисленных произведениях нравы современной ему действительности, сочетая их с общечеловеческими обобщениями. 

Личность И.С. Тургенева при жизни писателя окружали споры как в России, так и за рубежом. Современники, осознавая громадное общественное значение созданных им произведений, не всегда соглашались с его оценкой событий российской действительности, с концепцией социально-исторического развития России. Однако все понимали, что И.С. Тургенев знает Россию так, как не знает, возможно, никто. Его особый взгляд на крестьянство (вспомните сборник "Записки охотника", рассказ "Муму") перевернул представления образованных слоёв общества на его беднейшие и бесправные слои. Безусловно, И.С. Тургенев - великий реформатор русской литературы. Акцентирую ваше внимание на слове "реформатор": выдающийся писатель и поэт разочаровался в кровопролитных идеях революции настолько, что отрицал саму идею глобальных переворотов в чём бы то ни было. 

Так почему же Тургенев - "великий реформатор литературы"? Что принципиально нового в его творчестве? Только ли неожиданно прекрасные и высоконравственные образы крестьян? 

Дело в том, что перу Тургенева принадлежит несколько литературных открытий. Летом вы знакомились со списком литературы для 10 класса, читали произведения, в том числе роман "Отцы и дети" - поистине шедевр русской литературы. 

Одно из открытий  Тургенева - создание нового типа персонажа, нигилиста, то есть человека, живущего согласно философии нигилизма - течения, которое ставит под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности. В общепринятом смысле нигилизм (от лат. nihil - "ничто") означает отрицание. Несмотря на то что термин нигилист был придуман не Тургеневым, а Добролюбовым, именно благодаря роману Ивана Сергеевича общество смогло не просто познакомиться с данным понятием, но и критически его осмыслить.

Вспомните, что мы называем типом в литературе, в каких литературных направлениях данное понятие может встречаться. Какие литературные типы вам известны? Похожи ли они на главного героя романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"?

4. Вопросы и задания для изучения данной темы.

1) Упражнение "Ассоциативный ряд" поможет нам осмыслить антитезу: дети (молодые) противопоставляются отцам (взрослым, пожилым, старикам). (до 5 минут)

Запишите качества, присущие ДЕТЯМ в левый столбик, и качества, характерные для ОТЦОВ, в правый. Постарайтесь дать как можно больше характеристик обеим возрастным группам.

Вы заметили, что помимо возрастных особенностей в ваши ответы "пробиваются" качества скорее идеологические (например, взрослые не понимают лёгкости и наивности детей, а последние, в свою очередь, считают "отцов" слишком серьёзными, излишне правильными или равнодушными). Как вы считаете, почему так происходит? (Дискуссия о вечном конфликте поколений...)

2) Рассмотрим социально-историческую основу произведения. Для этого разобьёмся на группы. 

Вспомним, что действие романа разворачивается накануне эпохального события, которое разделило страну на "до" и "после" - отмены крепостного права.

1- я группа - крестьяне.  2-я группа - помещики.  3-я группа - студенты 40-х-50-х гг. XIX в.

Задания: 1) Составить портрет типичного представителя своей социальной группы, опираясь на свои знания в области литературы, истории и искусства. 2) Опираясь на составленный портрет, подготовить диалог типичных представителей вашей социальной группы о прочитанном романе. Помните, если вы относитесь к группе "помещики", то вы должны инсценировать диалог именно в духе помещиков! То есть необходимо от лица крестьянина помещика, студента или разночинца дать оценку героям и их поступкам, учитывая исторический контекст. Желательно использовать лексику, характерную для представителей данной группы. На задание отводится 7-8 минут. Выступление - до 7 минут.

 

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока по литературе в 10 классе по теме "Роман «Отцы и дети». Первые страницы романа. Социально – исторический фон произведения".»

1. Тема: "Роман «Отцы и дети». Первые страницы романа. Социально – исторический фон произведения".

2. Тип занятия: урок-лекция, урок-беседа.

3. Мотивация. Слово учителя.

Как вы уже знаете, ХIX век во всём мире, в том числе и в России - это эпоха зарождающихся противоречий и споров в обществе, которые позже выльются в непримиримые конфликты. Духовный облик культурного слоя общества в эту эпоху стремительно менялся, что вносило в жизнь И.С. Тургенева, современника и свидетеля революционных событий во Франции, отмены крепостного права в России и последующих реформ, существенный драматизм. Тургенев сумел отразить в своих многочисленных произведениях нравы современной ему действительности, сочетая их с общечеловеческими обобщениями. 

Личность И.С. Тургенева при жизни писателя окружали споры как в России, так и за рубежом. Современники, осознавая громадное общественное значение созданных им произведений, не всегда соглашались с его оценкой событий российской действительности, с концепцией социально-исторического развития России. Однако все понимали, что И.С. Тургенев знает Россию так, как не знает, возможно, никто. Его особый взгляд на крестьянство (вспомните сборник "Записки охотника", рассказ "Муму") перевернул представления образованных слоёв общества на его беднейшие и бесправные слои. Безусловно, И.С. Тургенев - великий реформатор русской литературы. Акцентирую ваше внимание на слове "реформатор": выдающийся писатель и поэт разочаровался в кровопролитных идеях революции настолько, что отрицал саму идею глобальных переворотов в чём бы то ни было. 

Так почему же Тургенев - "великий реформатор литературы"? Что принципиально нового в его творчестве? Только ли неожиданно прекрасные и высоконравственные образы крестьян? 

Дело в том, что перу Тургенева принадлежит несколько литературных открытий. Летом вы знакомились со списком литературы для 10 класса, читали произведения, в том числе роман "Отцы и дети" - поистине шедевр русской литературы. 

Одно из открытий  Тургенева - создание нового типа персонажа, нигилиста, то есть человека, живущего согласно философии нигилизма - течения, которое ставит под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности. В общепринятом смысле нигилизм (от лат. nihil - "ничто") означает отрицание. Несмотря на то что термин нигилист был придуман не Тургеневым, а Добролюбовым, именно благодаря роману Ивана Сергеевича общество смогло не просто познакомиться с данным понятием, но и критически его осмыслить.

Вспомните, что мы называем типом в литературе, в каких литературных направлениях данное понятие может встречаться. Какие литературные типы вам известны? Похожи ли они на главного героя романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"?

4. Вопросы и задания для изучения данной темы.

1) Упражнение "Ассоциативный ряд" поможет нам осмыслить антитезу: дети (молодые) противопоставляются отцам (взрослым, пожилым, старикам). (до 5 минут)

Запишите качества, присущие ДЕТЯМ в левый столбик, и качества, характерные для ОТЦОВ, в правый. Постарайтесь дать как можно больше характеристик обеим возрастным группам.

Вы заметили, что помимо возрастных особенностей в ваши ответы "пробиваются" качества скорее идеологические (например, взрослые не понимают лёгкости и наивности детей, а последние, в свою очередь, считают "отцов" слишком серьёзными, излишне правильными или равнодушными). Как вы считаете, почему так происходит? (Дискуссия о вечном конфликте поколений...)

2) Рассмотрим социально-историческую основу произведения. Для этого разобьёмся на группы. 

Вспомним, что действие романа разворачивается накануне эпохального события, которое разделило страну на "до" и "после" - отмены крепостного права.

1- я группа - крестьяне. 2-я группа - помещики. 3-я группа - студенты 40-х-50-х гг. XIX в.

Задания: 1) Составить портрет типичного представителя своей социальной группы, опираясь на свои знания в области литературы, истории и искусства. 2) Опираясь на составленный портрет, подготовить диалог типичных представителей вашей социальной группы о прочитанном романе. Помните, если вы относитесь к группе "помещики", то вы должны инсценировать диалог именно в духе помещиков! То есть необходимо от лица крестьянина помещика, студента или разночинца дать оценку героям и их поступкам, учитывая исторический контекст. Желательно использовать лексику, характерную для представителей данной группы. На задание отводится 7-8 минут. Выступление - до 7 минут.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!