СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чему нас учит роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы «Чему нас учит роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?»

Технология проблемного обучения

Задачи:

- образовательная: обобщить, охарактеризовать образы героев романа, дать оценку их поступкам. Проанализировать фрагменты произведения,  сделать выводы и обобщения на основе текста.

- развивающая: создавать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений.

- воспитательная: воспитывать интерес и любовь к родной литературе, способствовать развитию гармоничной личности, повышать познавательную активность, учебную мотивацию. Создать условия для воспитания коммуникативной культуры при работе в группе.

УУД:

Личностные: смогли уяснить для себя некоторые уроки нравственности после прочтения данного произведения и его анализа в ходе урока.

Метапредметные: сотрудничать для решения проблемы творческого характера, совершенствовать навыки в работе в группе, самостоятельность, самоконтроль, самооценка. Обучающиеся смогли усовершенствовать читательские умения и культуру речи, а также навыки анализа и систематизации материала;

Предметные: правильное построение речевого высказывания, умение формулировать выводы. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития. Формирование потребности в чтении как в средстве познания мира и себя в этом мире. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, анализировать, оценивать.

 

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на нашем уроке. Вы сегодня работаете в группах, не забывайте о правилах работы в команде. Желаю вам хорошего настроения. Надеюсь, мы успешно поработаем.

Посмотрите, пожалуйста, на экран, перед вами картина венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари «Старый рыбак». Она была написана в 1902 году, но заинтересовала публику  всего лишь несколько лет назад. В этой картине художник хотел показать, что в каждом человеке живет и Бог, и дьявол или добро и зло. Попробуйте доказать, что есть и то и другое. На размышление вам 1 минута. Справились? Есть версии?

Для того чтоб разгадать секрет, возьмите зеркало. Положите зеркало на переносицу рыбака и посмотрите в него. Какой образ вы увидели? (добрый, мудрый взгляд). Переверните зеркало.  Удивлены? Почему? Там другой образ. (Рыбак там угрюмый, взгляд злой, пронзающий, страшный).

 

2. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Постановка учебной проблемы

Есть ли связь между картиной и романом «Преступление и наказание»? (В Раскольникове есть и добро, и зло, Раскольников многолик). Докажите (зло-убивает старуху, ради теории, добро – помогает Мармеладову, девочку 15-летнюю защищает). Вывод: в Раскольникове есть и добро, и зло.

Какая тема нашего урока? (добро и зло, нравственность).

Какая цель нашего сегодняшнего урока? (разобраться в нравственных проблемах, которые ставит перед нами автор, о каких нравственных проблемах говорит Достоевский, чему нас может научить роман).

Какие задачи мы должны выполнить, чтоб достичь цели? (разобрать образы героев, проанализировать теории, поговорить о добре и зле в романе, совести и бесчестии).

Какой результат должен быть нашего урока? (как сохранить в себе добро, человека, что сделать, чтоб в тебе победило добро).

 А вы можете ответить на этот вопрос сейчас? (затруднение).

 

3. «Открытие» учащимися нового знания

Прочитайте, пожалуйста, текст

Главное в жизни- это деньги и власть

Я не верю, что

Душа человека станет важнее всего

В будущем

Уничтожение любви, доброты, сострадания станет нормой

Никто не верит, что

Мы сохраним нашу душу

И конечно,

Человек уже потерян

Глупо полагать, что

Есть надежда.

Что вы поняли, прочитав данный текст? С чьей философией он соотносится? (Раскольников, Лужин, Свидригайлов).

Докажите свою точку зрения, проанализировав теории героев. У каждого свой фрагмент текста, прочитайте, проанализируйте, а вывод должен быть общим на группу. Возьмите карточку №1(приложение 1). На работу 2 минуты. (Дети работают в группах).

(Анализ 3-х теорий: Раскольникова, Лужина, Свидригайлова)

Что общего между этими теориями, что общего лежит в основе этих философий? (Сверхчеловеку позволено все. В результате, теории Лужина, Свидригайлова и Раскольникова, по сути, оправдывают любое преступление во имя цели или из эгоизма. Поэтому Свидригайлова и Лужина можно назвать двойниками Раскольникова).

Давайте вернемся к уже известному нам тексту. Прочитайте его снизу вверх. Удивлены? Почему? (смысл стал противоположным).

Такой вариант прочтения соотносится с чьим образом? (Соня)

4 группа, докажите эту мысль (анализ теории Сони)

Что объединяет этих четырех героев? (Они все грешны, нарушают христианские заповеди).

Эти герои потеряли нравственные опоры мира.

Что вы поняли, прочитав дважды это стихотворение? (все в жизни зависит от нас, от нашего взгляда, нашего мировоззрения).

 

4. Первичное закрепление

А есть ли связь стихотворения, и картины «Старый рыбак», и героев произведения?  (вот оно: добро и зло, вот оно прочтение сверху  и снизу. Герои видят мир таким, каким хотят, они развивают в себе безнравственные качества).

А что напоминает: прочитали сверху вниз, а потом снизу вверх? (движение по лестнице).

А что такое лестница? (способ передвижения).

Если вы были внимательны, то заметили, что образ лестницы появляется в романе несколько раз. А если связать с нашей темой? (нравственное падение, нравственное возвышение).

Какой герой чаще всего поднимается и спускается по лестнице? (Раскольников).

Кто для вас Раскольников: преступник или жертва времени? Встаньте те, кто считает, что Раскольников-жертва. А кто считает, что Раскольников-преступник? (Дети встают).

Вот немного и размялись. Я рада, что есть у вас своя позиция.

А теперь, возьмите карточки №2 (приложение 2), прочитайте небольшие отрывки и на их основе попробуйте определиться. Мнение в группе должно быть единым.

Ребята, выскажите свое мнение: кто такой Раскольников? (Раскольников-преступник). А почему он преступник? Ведь он живет в маленькой коморке, похожей на гроб, у него нет денег, бывший студент, окружает его нищета, грязь, беспокойство за Дуню, мать. Он может быть жертва? (Нет, даже это не дает ему права быть Богом, судьей, определять, кому жить, а кому нет).

Поэтому лестница в произведении является художественной деталью, раскрывающей образ героя в начале произведения, его нравственностью.

 Лестница - символ восхождения и нисхождения по пути добра и зла.

С одной стороны, Раскольников поднимается вверх, возвышается над всеми людьми, а с другой стороны, каждая ступенька подъёма опускает его всё ниже в духовном плане.

Обратите внимание, Раскольников 5 раз поднимается по лестнице, живет он на 5 этаже. Как вы думаете, случайно ли это? В христианстве число 5 символизирует человека после грехопадения. Он к тому же живет высоко, выше всех. Но падает очень низко духовно. Чтоб добраться до высоты, он должен пасть духовно.

 

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Ребята, прослушайте музыкальный фрагмент из (звучит музыкальный фрагмент из из рок-оперы «Преступление и наказание», композитор Эдуард Артемьев, финал)

Определите, какому состоянию души может соответствовать это отрывок …… (хоровое пение – близко к вере, раскаялся Раскольников).

А почему он раскаялся? Был ли он счастлив? (Убийство не сделало его счастливым)

А можно ли, ребята, преступив законы нравственности, прийти к счастью? (Можно).

А как Раскольников справляется со своими страданиями, мучениями? (Раскольников приходит через веру.

А кто помогает ему обрести веру?- Соня).

А как она ему помогает? (помогает любовью, верой в людей, состраданием, потому что она сама живет ради других, ради него она поехала на каторгу).

Каким путем Раскольников приходит к счастью? (Соня помогает).

Как это делает Соня? (Соня любит людей, она переступила через себя ради других, ради детей. А дети–это будущее). (Соня любит людей, поэтому она счастлива, потому что она помогает другим, ее любви хватает на всех).

Давайте вернемся к началу нашего разговора. Какой нравственный урок заложен в романе «Преступление и наказание»? (ответы детей)

 

6. Самооценка

Ребята, возьмите зеркало, напишите на нем, что должно лежать в основе жизни, чтоб человек был счастливым? Зачитайте.

Возьмите листы самооценки. Это карточка номер 3 (приложение 3). Посмотрите на себя со стороны, оцените свою работу, там ниже прописаны критерии. Поставьте себе сами оценку.

 

7. Рефлексия.

Выскажите свое мнение: каким для вас был наш урок. Можете воспользоваться подсказками.

-Сегодня я задумался над…

-Этот урок был для меня открытием, потому что…

-Из романа «Преступление и наказание» я вынес урок:…

-Я понял, что…

-Мне было трудно…

«Главное в жизни — лестницы, по ним мы поднимаемся и спускаемся, по лестницам мы карабкаемся, а иногда счастливо взбегаем, перепрыгивая через две ступеньки к прекрасным мраморным площадкам успеха, порой таким непрочным»,- утверждал, общественный деятель и писатель Леонид Енгибаров.

Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» провозгласил идею ценности любой человеческой жизни. «…есть один закон – закон нравственный».

Пусть же ваша лестница ведет вас к истине, нравственности, доброте и красоте.

 

8. Домашнее задание

  1. «Путь к истине» (сочинение).
  2. «Казнить ?? нельзя ?? помиловать» (сочинение).

3. Взять интервью у героя романа «Преступление и наказание» (придумать вопросы и дать на них ответы от лица персонажа.

 

 

Приложение 1

Карточка 1. Группа 1. Раскольников.

«Необыкновенный» человек имеет право… то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует… Люди, по закону природы, разделяются на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

 

Карточка 1. Группа 2. Лужин.

Дуня же была ему просто необходима; отказаться от нее для него было немыслимо. Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному. Тут являлось даже несколько более того, о чем он мечтал: явилась девушка гордая, характерная, добродетельная, воспитанием и развитием выше его (он чувствовал это), и такое-то существо будет рабски благодарно ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, а он-то будет безгранично и всецело владычествовать!..

 

Карточка 1. Группа 3. Свидригайлов.

Тут, как бы вам это выразить, своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!

Разговор с Раскольниковым: Ну, не правду я сказал, что мы одного поля ягоды?... Тут весь вопрос: изверг ли я сам, или жертва?

 

Карточка 1. Группа 4. Соня

Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла и прямо к Катерине Ивановне, И на стол перед ней 30 целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой зеленый платок, накрыла им свою голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают.

 

 

 

Приложение 2

Карточка2. Лестница, ведущая в квартиру старухи-процентщицы.

В первый раз. «Лестница была темная и узкая, «черная», но он всё уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен».

Во второй раз. «Переведя дух и прижав рукой стукавшее сердце, тут же нащупав и оправив еще раз топор, он стал осторожно и тихо подниматься на лестницу, поминутно прислушиваясь. Но и лестница на ту пору стояла совсем пустая; все двери были заперты; никого-то не встретилось». 

В третий раз. «Раскольников снял запор, приотворил дверь — ничего не слышно… Он уже сошел три лестницы, как вдруг послышался сильный шум ниже, — куда деваться! Никуда-то нельзя было спрятаться. Он побежал было назад, опять в квартиру… И вдруг спасение! В нескольких ступеньках от него, направо, пустая и настежь отпертая квартира… В одно мгновение прошмыгнул он в отворенную дверь и притаился за стеной… Он выждал, вышел на цыпочках и побежал вниз».

В четвёртый раз. «Он вошел в дом и стал подниматься по знакомой лестнице, в четвертый этаж. На узенькой и крутой лестнице было очень темно. Вот и третий этаж... и четвертый... «Здесь!» Поколебавшись немного, он поднялся по последним ступенькам и вошел в квартиру… Раскольников равнодушно и вышел вперед, медленно спускаясь с лестницы».

В пятый раз (сон). «Странно, лестница была как будто знакомая! Вон окно в первом этаже; грустно и таинственно проходил сквозь стекла лунный свет; вот и второй этаж... Вот и третий этаж; идти ли дальше? И какая там тишина, даже страшно... Но он пошел. Шум его собственных шагов его пугал и тревожил. Боже, как темно!»

 

Приложение 3.

Карточка №3. Оценочный лист.

Фамилия, имя

Оценка

 

 

 

«5» - работал на протяжении всего урока

«4» - иногда отвлекался

«3» - работал только пол-урока/только в группе

«2» -не работал

Просмотр содержимого документа
«Чему нас учит роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?»

Урок литературы «Чему нас учит роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?»

Технология проблемного обучения

Задачи:

- образовательная: обобщить, охарактеризовать образы героев романа, дать оценку их поступкам. Проанализировать фрагменты произведения, сделать выводы и обобщения на основе текста.

- развивающая: создавать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений.

- воспитательная: воспитывать интерес и любовь к родной литературе, способствовать развитию гармоничной личности, повышать познавательную активность, учебную мотивацию. Создать условия для воспитания коммуникативной культуры при работе в группе.

УУД:

Личностные: смогли уяснить для себя некоторые уроки нравственности после прочтения данного произведения и его анализа в ходе урока.

Метапредметные: сотрудничать для решения проблемы творческого характера, совершенствовать навыки в работе в группе, самостоятельность, самоконтроль, самооценка. Обучающиеся смогли усовершенствовать читательские умения и культуру речи, а также навыки анализа и систематизации материала;

Предметные: правильное построение речевого высказывания, умение формулировать выводы. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития. Формирование потребности в чтении как в средстве познания мира и себя в этом мире. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, анализировать, оценивать.


Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на нашем уроке. Вы сегодня работаете в группах, не забывайте о правилах работы в команде. Желаю вам хорошего настроения. Надеюсь, мы успешно поработаем.

Посмотрите, пожалуйста, на экран, перед вами картина венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари «Старый рыбак». Она была написана в 1902 году, но заинтересовала публику всего лишь несколько лет назад. В этой картине художник хотел показать, что в каждом человеке живет и Бог, и дьявол или добро и зло. Попробуйте доказать, что есть и то и другое. На размышление вам 1 минута. Справились? Есть версии?

Для того чтоб разгадать секрет, возьмите зеркало. Положите зеркало на переносицу рыбака и посмотрите в него. Какой образ вы увидели? (добрый, мудрый взгляд). Переверните зеркало. Удивлены? Почему? Там другой образ. (Рыбак там угрюмый, взгляд злой, пронзающий, страшный).


2. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Постановка учебной проблемы

Есть ли связь между картиной и романом «Преступление и наказание»? (В Раскольникове есть и добро, и зло, Раскольников многолик). Докажите (зло-убивает старуху, ради теории, добро – помогает Мармеладову, девочку 15-летнюю защищает). Вывод: в Раскольникове есть и добро, и зло.

Какая тема нашего урока? (добро и зло, нравственность).

Какая цель нашего сегодняшнего урока? (разобраться в нравственных проблемах, которые ставит перед нами автор, о каких нравственных проблемах говорит Достоевский, чему нас может научить роман).

Какие задачи мы должны выполнить, чтоб достичь цели? (разобрать образы героев, проанализировать теории, поговорить о добре и зле в романе, совести и бесчестии).

Какой результат должен быть нашего урока? (как сохранить в себе добро, человека, что сделать, чтоб в тебе победило добро).

А вы можете ответить на этот вопрос сейчас? (затруднение).


3. «Открытие» учащимися нового знания

Прочитайте, пожалуйста, текст

Главное в жизни- это деньги и власть

Я не верю, что

Душа человека станет важнее всего

В будущем

Уничтожение любви, доброты, сострадания станет нормой

Никто не верит, что

Мы сохраним нашу душу

И конечно,

Человек уже потерян

Глупо полагать, что

Есть надежда.

Что вы поняли, прочитав данный текст? С чьей философией он соотносится? (Раскольников, Лужин, Свидригайлов).

Докажите свою точку зрения, проанализировав теории героев. У каждого свой фрагмент текста, прочитайте, проанализируйте, а вывод должен быть общим на группу. Возьмите карточку №1(приложение 1). На работу 2 минуты. (Дети работают в группах).

(Анализ 3-х теорий: Раскольникова, Лужина, Свидригайлова)

Что общего между этими теориями, что общего лежит в основе этих философий? (Сверхчеловеку позволено все. В результате, теории Лужина, Свидригайлова и Раскольникова, по сути, оправдывают любое преступление во имя цели или из эгоизма. Поэтому Свидригайлова и Лужина можно назвать двойниками Раскольникова).

Давайте вернемся к уже известному нам тексту. Прочитайте его снизу вверх. Удивлены? Почему? (смысл стал противоположным).

Такой вариант прочтения соотносится с чьим образом? (Соня)

4 группа, докажите эту мысль (анализ теории Сони)

Что объединяет этих четырех героев? (Они все грешны, нарушают христианские заповеди).

Эти герои потеряли нравственные опоры мира.

Что вы поняли, прочитав дважды это стихотворение? (все в жизни зависит от нас, от нашего взгляда, нашего мировоззрения).


4. Первичное закрепление

А есть ли связь стихотворения, и картины «Старый рыбак», и героев произведения? (вот оно: добро и зло, вот оно прочтение сверху и снизу. Герои видят мир таким, каким хотят, они развивают в себе безнравственные качества).

А что напоминает: прочитали сверху вниз, а потом снизу вверх? (движение по лестнице).

А что такое лестница? (способ передвижения).

Если вы были внимательны, то заметили, что образ лестницы появляется в романе несколько раз. А если связать с нашей темой? (нравственное падение, нравственное возвышение).

Какой герой чаще всего поднимается и спускается по лестнице? (Раскольников).

Кто для вас Раскольников: преступник или жертва времени? Встаньте те, кто считает, что Раскольников-жертва. А кто считает, что Раскольников-преступник? (Дети встают).

Вот немного и размялись. Я рада, что есть у вас своя позиция.

А теперь, возьмите карточки №2 (приложение 2), прочитайте небольшие отрывки и на их основе попробуйте определиться. Мнение в группе должно быть единым.

Ребята, выскажите свое мнение: кто такой Раскольников? (Раскольников-преступник). А почему он преступник? Ведь он живет в маленькой коморке, похожей на гроб, у него нет денег, бывший студент, окружает его нищета, грязь, беспокойство за Дуню, мать. Он может быть жертва? (Нет, даже это не дает ему права быть Богом, судьей, определять, кому жить, а кому нет).

Поэтому лестница в произведении является художественной деталью, раскрывающей образ героя в начале произведения, его нравственностью.

Лестница - символ восхождения и нисхождения по пути добра и зла.

С одной стороны, Раскольников поднимается вверх, возвышается над всеми людьми, а с другой стороны, каждая ступенька подъёма опускает его всё ниже в духовном плане.

Обратите внимание, Раскольников 5 раз поднимается по лестнице, живет он на 5 этаже. Как вы думаете, случайно ли это? В христианстве число 5 символизирует человека после грехопадения. Он к тому же живет высоко, выше всех. Но падает очень низко духовно. Чтоб добраться до высоты, он должен пасть духовно.


5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Ребята, прослушайте музыкальный фрагмент из (звучит музыкальный фрагмент из из рок-оперы «Преступление и наказание», композитор Эдуард Артемьев, финал)

Определите, какому состоянию души может соответствовать это отрывок …… (хоровое пение – близко к вере, раскаялся Раскольников).

А почему он раскаялся? Был ли он счастлив? (Убийство не сделало его счастливым)

А можно ли, ребята, преступив законы нравственности, прийти к счастью? (Можно).

А как Раскольников справляется со своими страданиями, мучениями? (Раскольников приходит через веру.

А кто помогает ему обрести веру?- Соня).

А как она ему помогает? (помогает любовью, верой в людей, состраданием, потому что она сама живет ради других, ради него она поехала на каторгу).

Каким путем Раскольников приходит к счастью? (Соня помогает).

Как это делает Соня? (Соня любит людей, она переступила через себя ради других, ради детей. А дети–это будущее). (Соня любит людей, поэтому она счастлива, потому что она помогает другим, ее любви хватает на всех).

Давайте вернемся к началу нашего разговора. Какой нравственный урок заложен в романе «Преступление и наказание»? (ответы детей)


6. Самооценка

Ребята, возьмите зеркало, напишите на нем, что должно лежать в основе жизни, чтоб человек был счастливым? Зачитайте.

Возьмите листы самооценки. Это карточка номер 3 (приложение 3). Посмотрите на себя со стороны, оцените свою работу, там ниже прописаны критерии. Поставьте себе сами оценку.


7. Рефлексия.

Выскажите свое мнение: каким для вас был наш урок. Можете воспользоваться подсказками.

-Сегодня я задумался над…

-Этот урок был для меня открытием, потому что…

-Из романа «Преступление и наказание» я вынес урок:…

-Я понял, что…

-Мне было трудно…

«Главное в жизни — лестницы, по ним мы поднимаемся и спускаемся, по лестницам мы карабкаемся, а иногда счастливо взбегаем, перепрыгивая через две ступеньки к прекрасным мраморным площадкам успеха, порой таким непрочным»,- утверждал, общественный деятель и писатель Леонид Енгибаров.

Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» провозгласил идею ценности любой человеческой жизни. «…есть один закон – закон нравственный».

Пусть же ваша лестница ведет вас к истине, нравственности, доброте и красоте.


8. Домашнее задание

  1. «Путь к истине» (сочинение).

  2. «Казнить ?? нельзя ?? помиловать» (сочинение).

3. Взять интервью у героя романа «Преступление и наказание» (придумать вопросы и дать на них ответы от лица персонажа.




Приложение 1

Карточка 1. Группа 1. Раскольников.

«Необыкновенный» человек имеет право… то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует… Люди, по закону природы, разделяются на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.


Карточка 1. Группа 2. Лужин.

Дуня же была ему просто необходима; отказаться от нее для него было немыслимо. Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному. Тут являлось даже несколько более того, о чем он мечтал: явилась девушка гордая, характерная, добродетельная, воспитанием и развитием выше его (он чувствовал это), и такое-то существо будет рабски благодарно ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, а он-то будет безгранично и всецело владычествовать!..


Карточка 1. Группа 3. Свидригайлов.

Тут, как бы вам это выразить, своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!

Разговор с Раскольниковым: Ну, не правду я сказал, что мы одного поля ягоды?... Тут весь вопрос: изверг ли я сам, или жертва?


Карточка 1. Группа 4. Соня

Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла и прямо к Катерине Ивановне, И на стол перед ней 30 целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой зеленый платок, накрыла им свою голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают.




Приложение 2

Карточка2. Лестница, ведущая в квартиру старухи-процентщицы.

В первый раз. «Лестница была темная и узкая, «черная», но он всё уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен».

Во второй раз. «Переведя дух и прижав рукой стукавшее сердце, тут же нащупав и оправив еще раз топор, он стал осторожно и тихо подниматься на лестницу, поминутно прислушиваясь. Но и лестница на ту пору стояла совсем пустая; все двери были заперты; никого-то не встретилось». 

В третий раз. «Раскольников снял запор, приотворил дверь — ничего не слышно… Он уже сошел три лестницы, как вдруг послышался сильный шум ниже, — куда деваться! Никуда-то нельзя было спрятаться. Он побежал было назад, опять в квартиру… И вдруг спасение! В нескольких ступеньках от него, направо, пустая и настежь отпертая квартира… В одно мгновение прошмыгнул он в отворенную дверь и притаился за стеной… Он выждал, вышел на цыпочках и побежал вниз».

В четвёртый раз. «Он вошел в дом и стал подниматься по знакомой лестнице, в четвертый этаж. На узенькой и крутой лестнице было очень темно. Вот и третий этаж... и четвертый... «Здесь!» Поколебавшись немного, он поднялся по последним ступенькам и вошел в квартиру… Раскольников равнодушно и вышел вперед, медленно спускаясь с лестницы».

В пятый раз (сон). «Странно, лестница была как будто знакомая! Вон окно в первом этаже; грустно и таинственно проходил сквозь стекла лунный свет; вот и второй этаж... Вот и третий этаж; идти ли дальше? И какая там тишина, даже страшно... Но он пошел. Шум его собственных шагов его пугал и тревожил. Боже, как темно!»



Приложение 3.

К

«5» - работал на протяжении всего урока

«4» - иногда отвлекался

«3» - работал только пол-урока/только в группе

«2» -не работал



арточка №3.
Оценочный лист.

Фамилия, имя

Оценка





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!