Предмет: География Класс: 5 Тема урока: Путешествие по материкам Тип урока: изучение нового материала. Цели: создать условия для формирования представления о рельефе, климате, реках, озерах, растениях и животных, обитающих на разных материках планеты. Планируемые результаты: Предметные Показывать на карте и называть материки, острова и основные формы рельефа планеты (крупнейшие горные системы и равнины); Метапредметные Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Личностные: формирование позитивной самооценки. Практические задания Обозначение на контурной карте материков и островов Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая. Средства обучения. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация, физическая карта мира. Ход урока Эпиграф урока: Как прекрасна жизнь между прочим и потому, что человек может путешествовать! И.А. Гончаров |
Актуализация опорных знаний учащихся | Дорогие ребята! Любите ли вы путешествовать? Хотели бы вы посмотреть весь мир, побывать на разных материках? А возможно ли такое? Оказывается, возможно, ребята! И для этого вам не придётся ждать слишком долго, потому что отправимся мы с вами в путешествие прямо сейчас. Мы совершим с вами кругосветное плавание. А вот куда, вы, ребята, попробуйте определить сами. Начнем мы с загадок: Здесь горы-великаны – Тибет, Алтай, Памир, Карпаты и Балканы. Их знает целый мир. Здесь реки – Обь и Ангара, Дон, Волга, Лена и Кура. Лесов многообразие В родной для нас ... Кто может показать на карте этот материк? А вы, ребята, найдите материк у себя на карте в атласах. Лишь в стране большой, зелёной Кенгуру живёт смышлёный. Он своих детей не бросит, Он с собой их в сумке носит. Кто покажет этот материк на карте? А вы. ребята, найдите материк у себя на карте в атласах Там снуют акулы, прыгают гориллы. Страшные «большие злые крокодилы Будут вас кусать, бить и обижать». Помните то место, где нельзя гулять?
Кто может показать на карте этот материк? А вы, ребята, найдите материк у себя на карте в атласах. Мы найдём на глобусе Два различных полюса! А у Южного найдём Материк, покрытый льдом! Кто может показать на карте этот материк? А вы, ребята, найдите материк у себя на карте в атласах. Как одним словом можно назвать наши отгадки? При решении загадок мы упомянули все материки нашей планеты? Назовите те материки, о которых я не упомянула? Итак, куда же мы отправимся в путешествие? Кто сформулирует тему нашего урока? Откройте тетради, найдите стр.58, запишите число и еще раз прочитайте тему урока. | Дети отвечают на вопросы? Евразии 1 ученик показывает на карте, остальные находят у себя в атласах Австралия 1 ученик показывает на карте, остальные находят у себя в атласах
Африка 1 ученик показывает на карте, остальные находят у себя в атласах Антарктида 1 ученик показывает на карте, остальные находят у себя в атласах Материки нет Северная Америка и Южная Америка По материкам Тема нашего урока: Путешествие по материкам. Открывают тетради, записывают число и читают тему урока. | слайд |
Целеполагание | Ребята, а для чего мы отправимся с вами в это плавание? Как вы думаете, вы все знаете? А хотите продолжить изучение дальше и ещё что-нибудь узнать? На какой вопрос мы получим ответ в ходе работы на сегодняшнем уроке? Давайте попробуем определить цель урока? Цель урока узнать о материках Земли. Для достижения цели вы должны ответить на вопрос: Что нам может помочь в этом путешествии? Давайте вспомним, а что такое карта? И еще раз назовем все материки Земли по карте. | Чтобы узнать новое о материках Дети формулируют цель урока. научиться работать с картой; узнать, что же на Земле самое, самое… карта географическая карта- это уменьшенное изображение поверхности Земли или её частей на плоскости при помощи масштаба и условных знаков. Дети называют материки | Слайд Слайд |
Планирование | Давайте представим, что мы все являемся членами Российского географического общества, которое было основано указанном Николая 1 в 1845 году. Все кто входил в состав общества, отправлялись в экспедиции, открывали новые земли, проводили исследования и описания территорий. После экспедиций они возвращались и писали статьи, рассказывали на конференциях и собраниях общества о проделанной работе. И мы с вами, как истинные участники географического общества отправимся в экспедиции – а я на правах руководителя общества распределила ваши маршруты. А вы будете исследовать различные материки. А кто мне скажет, что такое материк? А кроме материков у нас выделают еще и части света. Кто мне напомнит части света? Итак, мы с вами ответили на первый вопрос. А как же мы будем исследовать материки? Сегодня мы будем работать в группах. Каждая группа готовит сообщение по одному из материков. Как мы с вами работаем? У каждой группы на столах лежат жетоны с изображением транспортного средства, на которых группе придется исследовать материк. 1 из группы подходит ко мне и берет конверт. В Африку полетят исследователи на воздушном шаре, в Южную Америку – на вертолете, в Северную Америку летит самолет, В Антарктиду доберемся на подводной лодке, в Австралию поплывет корабль, ну а в Евразии будем путешествовать на автомобиле. Экспедициям предстоит собрать материал о своих материках и подготовить отчет для тех ребят, кто не побывал на вашем материке. Для того чтобы исследовать свой материк вам понадобится следующие источники информации, которые у вас лежат на столах: «Учебник» Атлас Дополнительная информация по материкам (приложение 1) Раздаточный материал (который включает в себя –картинки о материке и карточки с особенностями материка) План вашей работы: Используя все источники информации, которые были названы Вам будет нужно: Подготовить небольшое выступление о вашем материке; Составить коллаж используя картинки о материке и карточки с особенностями материка и выбрать только те, которые характеризуют именно ваш материк; Заполнить таблицу в рабочей тетради на с.60, з.5 о своем материке, все остальные строчки в таблице вы сможете заполнить по ходу выступления своих одноклассников; Распределите обязанности в группе, кто за что будет отвечать. План ответа Показать материк на карте полушарий; Рассказать о рельефе материка; Крупных реках и озерах; Растительном и животном мире. | Материки (континенты) – это огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой. Европа, Азия, Америка, Африк, Австралия, Антарктида. | |
Изучение нового материала | Время на подготовку дается 5 мин. После чего каждая группа будет докладывать об их открытие. Итак, время вышло. Сейчас вы узнаете о каком же материке первым пойдет у нас речь. Вот огромный великан, И куда ни глянь – во всем Здесь разнообразие! Озеро Байкал – Чистое, глубокое, Горы Гималаи – Самые высокие.
Теперь найдите на к.к. в рабочей тетради (с.58, з.1) этот материк и подпишите его. Заполните первую строку таблицы. (с.60) Есть пустыня там Вся в песках – Сахара, Редкие колючки здесь, Ведь воды-то мало! О каком материке идет речь? Находим на к.к. материк, подписываем и заполняем вторую строку таблицы. Послушайте следующее стихотворение и определите о каких материках идет речь. Два материка: Северная, Южная, Все легко пока. Речки есть большие, Помнить это нужно: Миссисипи – в Северной, Амазонка – в Южной. Тянутся высокие Горы цепью дружно: Кордильеры – в Северной, Горы Анды – в Южной. Подписываем на к.к. материк и заполняем таблицу. Подписываем на к.к. материк и заполняем таблицу. Необычный материк, Хоть и ростом невелик. Сумчатых зверюшек Здесь живет немало: Белки, крысы, кенгуру И медведь коала. О каком материке идет речь? Подписываем на к.к. материк и заполняем таблицу Холодно и снежно круглый год. Но не боится стужи Пингвин – он там живет. Летают буревестники, Бакланы, альбатросы. Да плавают тюлени – Полярные матросы. Подписываем на к.к. материк и заполняем таблицу Но кроме материков на нашей планете есть острова. Давайте попробуем раскрыть понятие что такое острова? и что такое архипелаги? (откройте учебник на с.112). Попробуйте сформулировать что такое острова и что такое архипелаги? Какой самый большой остров мира? А самый большой остров России? Найдите и подпишите на к.к. Все материки и острова Земли нанесены на карту, посмотрите внимательно с какими картами вы работали сегодня на уроке? А как вы думаете, что называют физическими картами? А контурными картами? Итак, мы побывали с вами на всех материках Земли и определили их главные особенности. Ребята познакомили нас с особенностями климата, рельефа, разнообразием растительного и животного мира, достопримечательностями на различных материках. | Евразия Выступление группы. Кнопочками (накалывают) указывают географические объекты. Подписывают материк на к.к. и заполняют первую строку таблицы. Об Африке Выступление группы Подписывают материк на к.к. и заполняют вторую строку таблицы Северная Америка и Южная Америка Выступление группы Подписывают материк на к.к. и заполняют строку таблицы Выступление группы Южная Америка Подписывают материк на к.к. и заполняют строку таблицы Австралия Выступление группы Австралия Подписывают материк на к.к. и заполняют строку таблицы Антарктида Выступление группы Подписывают материк на к.к. и заполняют строку таблицы О-ва –это небольшие участки суши, окруженные со всех сторон водой. Архипелаги – группа островов, лежащих на небольшом расстоянии друг от друга. о. Гренландия, о. Сахалин Находят и подписывают острова С физическими картами и контурными. Физическими называются карты, на которых изображены равнины, горы, моря, реки, озёра и другие природные объекты. Только контуры материков, островов, архипелагов. | Слайд слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд |
Закрепление | Теперь настало время возвращаемся домой. А чтобы дорога домой не казалась нам скучной, мы вспомним, все что узнали на уроке. Самый, самый Откройте р.т. на с.59, з.4 Установите соответствие между материком и его характеристикой. 1 ученик подходит берет одну из характеристик, зачитывает, выбирает нужный контур материка и крепит на карту, а остальные работают в тетради на с.58 з.2 Характеристики Это самый жаркий материк, на котором времена года различаются только количеством осадков; здесь протекает самая длинная река мира. Это самый влажный материк планеты, здесь протекает самая полноводная река планеты. Это самый маленький материк и самый сухой. Здесь многие реки наполняются водой лишь в сезон дождей. Это самый большой материк с разнообразным рельефом: высочайшими горами мира и самым глубоким озером мира. В рельефе материка преобладают равнины, а на западе протягиваются высокие горные цепи. Здесь есть система Великих озер. Этот материк покрыт сплошным ледяным щитом, здесь нет населения. Молодцы. | Заполняют таблицу (з.4) Самая длинна река планеты (Нил-Африка ) Самое высокая вершина мира (Эверест-Евразия) Самая крупная пустыня мира (Сахара-Африка) Самое глубокое озеро планеты (Байкал-Евразия) 1 ученик выходит и находит контур Африки и крепит на доску, остальные работают в тетради Крепит контур Южной Америки Крепит контур Австралии Крепит контур Евразии Крепит контур Северной Америки Крепит контур Антарктиды | |
Итог (контроль, оценка) | Итак, достигли ли мы поставленной цели? Всё ли было понятно на уроке? Что было самым трудным? Что порадовало на уроке? Поднимите руку, кто работал и изучал сегодня активно? А кто мог бы изучать ещё лучше, чем сегодня? Какую оценку вы поставили себе за урок? Мне понравилось, как вы работали с учебником, картой атласа, давали полные ответы на мои вопросы. Выставление оценок за урок. | Да Мы ответили на вопрос: Дети отвечают на вопросы | Слайд |