СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии в 5 классе по теме " Путешествие по материкам"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок в 5 классе  по теме "Путешествие по материкам".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии в 5 классе по теме " Путешествие по материкам"»

Цель  урока: Создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека

Задачи урока:

образовательные : сформировать представления о рельефе, климате , реках, озерах, растениях и животных обитающих на разных материках планеты;

развивающие: развивать умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, умение описывать природные объекты по предлагаемым критериям, использовать дополнительные источники информации, работать в группе, готовить краткие сообщения с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала;

воспитательные: заставить задуматься о необходимости бережного отношения к живым организмам нашей планеты, исходя из знаний об уникальности каждого вида на Земле.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальных уровнях.                  

 Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.       Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.            

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока:  урок путешествие, изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Техническое оборудование: мультимедиа, атласы, учебники, физическая карта полушарий

Иное оборудование: распечатанные контуры материков, фотографии растений, животных, достопримечательности материков.









Технологическая карта урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

  1. Организационный момент


Приветствие, пожелание плодотворной работы на уроке, создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе.

Учитель достает рюкзак и спрашивает у учащихся: «Куда это я?»

Приветствуют учителя.



Догадываются и говорят, что в путешествие.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Давайте вместе попробуем определиться с темой путешествия и сегодняшнего урока, а начнем мы с загадок.

Здесь горы-великаны –Тибет, Алтай, Памир, Карпаты и Балканы.

Их знает целый мир.

Здесь реки – Обь и Ангара, Дон, Волга, Лена и Кура.

Лесов многообразие

В родной для нас ...

(Евразии.)

  1. Лишь в стране большой, зелёной
    Кенгуру живёт смышлёный.
    Он своих детей не бросит,
    Он с собой их в сумке носит. (Австралия.)

2. Там снуют акулы, прыгают гориллы.
Страшные «большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать».
Помните то место, где нельзя гулять?

(Африка)

3. Мы найдём на глобусе
Два различных полюса!
А у Южного найдём
Материк, покрытый льдом!

(Антарктида.)

Как одним словом можно назвать наши отгадки? (Материки)



При решении загадок мы упомянули все материки нашей планеты? Назовите те материки, о которых забыли…




Отвечают.











































Называют Южную Америку и Северную Америку.

  1. Актуализация знаний

А теперь, вам не составит труда ответить на вопрос: что мы будем изучать с вами на уроке. Кто определил тему нашего урока?



Комментируя ответы, учитель совместно с учениками определяет цели урока (заранее пишет их на оборотной стороне доски и поочерёдно открывает записи) записываем тему в тетрадь « путешествие по материкам».

Цель: изучить материки, особенности природы.








Ученики предлагают варианты тем урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

4. Мотивация


Сегодня нам предстоит кругосветное путешествие. Ребята что необходимо иметь чтобы отправиться в путешествие?

- нужна карта

Перед вами физическая карта полушарий

Вспомним какие материки вы знаете?

- сколько материков?

Предлагает с помощью таблицы определить площадь материков, определить самый большой и маленький материк подписать на контуре.

Задает вопросы:

- какой материк самый большой, маленький?

-Дети предлагают варианты ответов.

- дети называют –заполняют схему.

Работают индивидуально: с контурами материков.

- отвечают,

вывод:

на планете 6 материков.



- с помощью таблицы определяют площадь материков. подписывают на контурах.

Вывод:

Самый крупный – Евразия.

Самый маленький- Австралия.

5. Усвоение новых знаний и способов деятельности

Формируя знания о представителях флоры и фауны континентов класс делится 6 групп - сколько материков. Каждой группе выдается маршрутный лист с описанием растений и животных

Предлагает распределить роли среди детей, продумать защиту мини-презентаций.

Работают в группе. Читают, распределяют

Вывод: растительный и животный разнообразен, для каждого материка характерны свои виды.


6. Первичная проверка понимания изученного

Применение изученного.

Предлагает

подписать представителей флоры и фауны по месту их жительства. Игра откуда вы родом?



Выполняют задания на контурной карте.


7. Рефлексия учебной деятельности


Предлагает учащимся составить свою карту материков

Вывод по уроку.

Оценивают свои знания


9. Домашнее задание

Молодцы, мне понравилось как вы работали на уроке Вы узнали и открыли много новых знаний, научились применять их на практике. Все получили оценки.

домашнее задание:

Записывают задания в дневник.







Приложение №1

1. Какой цифрой на рисунке обозначены контуры Евразии?

2. Какой цифрой на рисунке обозначены контуры Африки?

3. Какой цифрой на рисунке обозначены контуры Южной Америки?

4. Какой цифрой на рисунке обозначены контуры Северной Америки?

5. Какой цифрой на рисунке обозначены контуры Австралии?




Приложение №2



Название материка

Площадь, млн км

Евразия


54

Африка


30

Северная Америка


24

Южная Америка


18

Антарктида


14

Австралия


8



Приложение №3

Основные вопросы темы « путешествие по материкам»


  1. Сколько материков?



  1. Самый крупный материк на планете?



  1. Самый маленький материк?



  1. Самый холодный материк?



  1. Самый жаркий материк?



Вывод: на планете Земля 6 материков, самый крупный – Евразия, самый маленький- Австралия, растительный и животный мир разнообразен










Информационный лист №1

Для путешественников на материк Евразия.

Мы отравимся с вами в Юго-Восточную Азию. Здесь растет удивительное растение –рис которое называют «сыном воды и солнца». Для этого растения устраивают особые поля, которые как бассейн заполняются водой. Рассаду высаживают прямо в воду. Пропалывают это растение и собирают урожай часто с небольших лодок. Выращивать его стали около 7 тыс. лет назад. Из зерна производят крупу, крахмал, масло; из соломы – бумагу, картон, плетеные изделия.

В Юго-Восточной Азии обитает удивительное животное – большая панда. Это животное уникальное, настоящая жемчужина среди диких зверей и очень красивая. Туловище большой панды удлиненное, на лапах она приземистая, формы тела округлые, морда короткая. Уши черные, вокруг глаз черные круги, будто зверь в роговых очках. На лапах черные «чулки», на груди черный жилет, а на остальных частях туловища шерсть белая. И в том удивительный контраст. Когти на всех четырех широких лапах длиной около 3 см, пальцы подвижны и частично втягиваются. Хвост белый, короткий длиной не более 20 см. У взрослых животных высота в плечах до 70 см, а длина тела до 170 м. Взрослые самцы достигают массы 150-180 кг, самки несколько легче. Места обитания густые труднопроходимые бамбуковые леса, покрывающие крутые горные склоны на высоте 2000-3800 м над уровнем моря. Плотность бамбука настолько велика, что видимость не превышает нескольких метров, но панды передвигаются в этих чащобах с удивительной быстротой и маневренностью. Живут они одиночками.

Изображение большой панды – эмблема Всемирного фонда охраны природы, международной организации, созданной в 1961 г. Для оказания материальной помощи в охране дикой природы там, где она находится под угрозой исчезновения.



















Информационный лист №2

Для путешественников в Африку.



Африка. На этом материке растут удивительные растения. Одно из них баобаб. Высота ствола до 20 м, диаметр 4-10 метров. Его мягкая древесина, как губка, может накопить до 120 т воды. В сухой, жаркий период года сбрасывает листья, поэтому легко переносит длительную засуху. Дерево немного «худеет», но после дождя опять «полнеет». Живет дерево до 5 тыс. лет. Враг баобаба слон, он любит полакомиться рыхлой, сочной древесиной баобаба во время периода засухи, когда не хватает влаги

В Африке обитает самое высокое животное на свете – жираф. Человеку трудно охватить жирафа одним взглядом. Прямо перед собой он видит колени животного, потом, поднимая глаза, обозревает передние похожие на ходули ноги, плотную грудь, непомерно длинную шею и, наконец завершающую ее маленькую нелепую голову. Морда жирафа, его большие карие глаза, окаймленные густыми черными ресницами, выглядят очень кроткими и симпатичными, но уши его кажутся слишком большими, а голова увенчана двумя или несколькими рожками, которые придают животному вечно изумленный вид. Высота тела до 5,5 м, масса до 1000 кг. Жираф обладает чутким слухом и острым зрением. Он замечает врагов на большом расстоянии, а относительно короткие, но мощные задние ноги позволяют ему молниеносно рвануть с места. Убегающий жираф способен довольно долго выдерживать очень высокую скорость – иной раз более 60 км в час. Это помогает ему без труда оставить далеко позади себя льва – единственного хищника, достаточно крупного и сильного, чтобы считать жирафа дичью. Но даже царь зверей дважды подумает, прежде чем бросится на взрослого самца-жирафа. Ведь если он не сумеет захватить его врасплох (а надежда на это плоха), ему грозит почти верная гибель под страшными ударами острых копыт, оборонительного оружия жирафа.




















Информационный лист №3

Для путешественников в Северную Америку.

Северная Америка. Среди растений этого материка особенно удивительны растущие в Кордильерах вечнозеленые хвойные деревья секвойи. Высота дерева 100 м, диаметр 6-11 м. Живет 2000-4000 тыс. лет. Толщина коры может достигать 40-60 см. Древесина не гниет в воде, ее не трогают грибы и насекомые из-за большого содержания дубильного вещества танина. Поджечь древесину очень трудно, и, хотя молния довольно часто попадает в огромные секвойи, пожаров практически не бывает. В 1893 г. В США была повалена секвойя, на что ушло 22 дня. Диаметр ствола оказался равен 10 м. В дальнейшее на пне этого дерева бала устроена танцевальная площадка. На ней одновременно танцевали 16 пар, играл оркестр из 4 человек, и еще 20 человек стояли на пне вокруг танцующих.

Из животных Северной Америки назовем одного зверька, которого здесь знают все. Он ни от кого не прячется: широкими белыми полосами на почти черном теле издалека привлекает внимание. Честно предупреждая врага, он сначала топает передними лапами, а затем задирает хвост, как сигнальный флажок, открывает анальные железы, из которых в случае необходимости брызнет струя вонючей жидкости. Жидкость имеет отвратительный запах, такой , что не выдерживают ни звери, ни люди – убегают подальше. Он спокойно занимается своими делами при приближении хищника, словно не испытывая ни малейшего страха. Этот равнодушный вид обманчив: характер у зверька достаточно свирепый; вынужденный вступить в бой, он демонстрирует и силу, и яростное упорство. Называют этого зверька полосатый скунс.

























Информационный лист №4

Для путешественников в Южную Америку.

Южная Америка самый влажный материк на свете. Здесь протекает самая полноводная река мира Амазонка. Виктория регия растет в речных заводях некоторых притоков Амазонки. Это наиболее крупное водное растение. Округлые листья достигают в ширину 2 м и полностью вырастают в течение всего нескольких дней. На таком листе может сидеть ребенок. Большие белые ароматные цветы распускаются в вечерние часы, а утром опять закрываются. У листьев снизу мощные поддерживающие перепонки, а приподнятые края листа защищают его верхнюю часть от замачивания. Цветок вырастает на длинном иглистом стебле и на несколько сантиметров поднимается над водой, достигая в ширину 40 см.

Южной Америке обитает самая большая бабочка в мире – совка агриппина, с размахом крыльев почти 30 см. Крылья передние удлиненные треугольные, серого или бурого цвета. Бабочки активны ночью или в сумерки. Жук дровосек-титан достигающий длинной до 18 см, самый большой в мире.







































Информационный лист №5

Для путешественников в Австралию.

Австралия самый маленький и засушливый материк на Земле. Здесь произрастают эвкалипты. Это вечнозеленые деревья и кустарники. Деревья высотой до 100 м. Растут быстро до 5 м в год, живут до 500 лет.

Наиболее известное сумчатое животное Австралии – кенгуру. Обитают эти прыгуны в лесах, горах и на открытых пространствах. Всего насчитывается около 50 видов кенгуру.

Самый маленький мускусный. Его тело не превышает длиной 40 см, массой 0,5 кг. Самый большой – серый. Он может быть длиной до 3 м, массой около 30 кг. Это придел величины среди сумчатых. Детеныш рождается размером с грецкий орех и весит 1-2 г. Новорожденный слепой, голый, без ушей. Попав к маме в сумку, он настолько слаб, что молоко не сосет, оно само взбрызгивается ему в рот. Через 6-8 месяцев после рождения кенгуренок покидает сумку и начинает вести самостоятельный образ жизни, но далеко от матери не удаляется. И смешно бывает, когда, испугавшись чего-либо, уже взрослый кенгуренок бросается к матери и с разбегу ныряет в свою бывшую «крепость». Но теперь она его не спасает. Хотя голова и шея спрятались, большая часть туловища, задние ноги и длинный хвост торчат наружу.

































Информационный лист №6

Для путешественников в Антарктиду.

Антарктида – самый холодный материк на Земле. К таким суровым условиям приспособились немногие живые существа. Коротким, прохладным летом на побережье лед таит и на камнях видны мхи и лишайники. Другие растения здесь не живут, т.к. им не хватает тепла.

Наиболее известные животные Антарктиды – пингвины. Эти птицы великолепно приспособились к существованию в воде. Их крылья преобразованы в ласты, которыми они гребут , передвигаясь с редкой быстротой. Их лапы служат отличными рулями и помещаются именно там, где могут выполнять эту функцию наиболее эффективно, - на самом конце тела. Вот почему на суше для этих птиц характерна вертикальная поза. Под кожей находится слой жира. Перья узкие и длинные. Наиболее крупный из пингвинов - императорский. Высота его 120 см, вес до 16 кг. Питаются рыбой. Лето они проводят в море, усердно нагуливая жир. Зимой самка откладывает одно яйцо, а самец принимает яйцо на собственные лапы и заталкивает под покрытую густыми перьями складку на нижней стороне брюха. Самки собираются в стаю и уходят в море. Через 2 месяца на свет появляется птенец и теперь о нем заботится мать. Вскармливая его переваренной рыбой.

































Приложение № 4 Тест по теме «Материки»

1. На каком материке протекает самая длинная река в мире и как она называется?

А. Африка, Нил 
Б. Евразия, Янцзы 
В. Южная Америка, Амазонка 
С. Северная Америка, Миссисипи

2. На каком материке протекает самая полноводная река в мире и как она называется?

А. Африка, Нил 
Б. Евразия, Янцзы 
В. Южная Америка, Амазонка 
С. Северная Америка, Миссисипи

3. Как называется высочайшая вершина мира и на каком материке она расположена?

А. Килиманджаро, Африка 
Б. Мак-Кинли, Северная Америка 
В. Аконкагуа, Южная Америка 
С. Джомолунгма, Евразия

4. На каком материке находится наша страна?

А. Евразия 
Б. Северная Америка 
В. Антарктида 
С. Австралия

5. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости,

где географические объекты даны с помощью условных знаков, называется:

А. Глобус
Б. Планшет
В. Географическая карта
С. Рисунок

6. Сколько материков на Земле?

А. 4 
Б. 5 
В. 6 
С. 7








Приложение № 5 Лист самооценки

№ п/п

Деятельность учащегося

Критерии самооценки

Самооценка

1

Формулировка темы урока, цели

Я сам смог определить цель урока-2 балла.


2

Что я буду делать для достижения цели.

Я сам определил, как достичь цели урока 1балл.

Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов.


3

ОПРЕДЕЛИЛ И ПОДПИСАЛ НАЗВАНИЯ МАТЕРИКОВ.

СДЕЛАЛ ВСЕ САМ 2 БАЛЛА.

СДЕЛАЛ БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ САМ 1 БАЛЛ

СДЕЛАЛ МЕНЬШЕ ПОЛОВИНЫ САМ 0 БАЛЛОВ.


4


ОПРЕДЕЛИЛ И ПОДПИСАЛ ПЛОЩАДЬ МАТЕРИКОВ

СДЕЛАЛ ВСЕ САМ 2 БАЛЛА

СДЕЛАЛ БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ САМ 1 БАЛЛ

СДЕЛАЛ МЕНЬШЕ 0 БАЛЛОВ.


5

УЧАСТВОВАЛ В СОЗДАНИИ МИНИ-ПРОЕКТА (РАБОТА В ГРУППЕ)

УЧАСТВОВАЛ В РАБОТЕ ГРУППЫ 2 БАЛЛА.

НЕ УЧАСТВОВАЛ В РАБОТЕ ГРУППЫ 0 БАЛЛОВ


6

ВЫПОЛНИЛ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Сам ВЫПОЛНИЛ – 2 балл

С помощью учителя, напарника – 1 баллов



Выставление оценки

Поставьте «5», если вы набрали 9 И БОЛЕЕ баллов

Поставьте «4», если вы набрали 7-8 баллов

Поставьте «3», если вы набрали 5-6 баллов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!