Тема: Отражение света. Закон отражения света 8 класс
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: сформулировать и научить применять закон отражения света.
Задачи:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – сформировать понятие отражения света, раскрыть сущность закона отражения.
2. РАЗВИВАЮЩАЯ – способствовать формированию умения анализировать, выделять главное, обобщать, объяснять понятия, доказывать свою точку зрения на основе эксперимента.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – способствовать развитию диалогического общения, умения работать в парах и формирование мировоззрения. Раскрытие для учащихся ценностного содержания окружающего мира.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: понимание сущности определения понятий «угол падения», «угол отражения», «обратимость световых лучей», «отражение света»; помочь экспериментально установить и сформулировать закон отражения света.
Метапредметные результаты: понимание и способность объяснить такое физическое явление как отражение света, понимание смысла закона отражения света.
Личностные результаты: понимание значения закона отражения света в жизни человека и умение использовать полученные знания в повседневной жизни; формирование и развитие коммуникативных умений, умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение других.
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Структура урока:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3. Постановка учебной проблемы.
4. Выдвижение и проверка гипотезы.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Оборудование урока: компьютер, плоские зеркала, карандаши, транспортир, лазерные фонарики.
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности(3 мин.)
- Здравствуйте, ребята! - Я предлагаю Вам сегодня поработать вместе со мной под девизом: «Единственный путь, ведущий к познанию, - это деятельность». Бернардо Шоу.
Для организации деятельности, а я надеюсь, она у нас будет активной, мы будем работать в парах, так как вы сидите, чтобы ваша работа была плодотворной.
- Ничто в природе не было так неуловимо, ни один свой секрет природа не охраняла так тщательно, как секрет о нем. На этом основании его часто называли самым темным пятном в физике. Но именно он позволил нам познать окружающий мир.
-Как вы думаете, о чем идет речь? (свет)
СВЕТ! В погоне за светом, стремясь к познанию бесконечности, 12 апреля 1961 г. был совершен первый полет в космос. Простой советский парень Юрий Гагарин стал первым человеком, который проложил дорогу к звездам! 61 год прошло с тех пор, но окружающий мир остается для нас неиссякаемым источником познания.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (2 мин.)
Да, солнце: пламенно, бессмертно, бесконечно.
Дарует людям жизнь. Рассеивает мрак.
А вот луна: взаймы берет у солнца вечно!
-Что вас заинтересовало при прослушивании отрывка? (Луна. Она не светит. Она отражает свет и он попадает нам в глаза)
-Какое явление мы будем рассматривать на уроке? (отражение света)
3. Постановка учебной проблемы.(2 мин.)
Тема урока: «Отражение света. Закон отражения света».
- Как вы считаете, на какие вопросы мы должны будем ответить с вами при изучении данной темы? Что будет являться целью нашего урока? (Как происходит отражение света и каковы его законы).
В X веке на смену древнегреческой теории зрительных лучей, которые выходят из глаз и создают зрительные ощущения, пришла теория зрения арабского физика и математика Альхазена, согласно которой зрительные изображения тел создаются лучами, исходящими от видимых тел. Попадая в глаз, эти лучи вызывают зрительные ощущения.
-О каких лучах, на ваш взгляд идет речь? (о световых лучах) Что такое световой луч?
Световой луч – это линия, вдоль которой переносится световая энергия.
4. Выдвижение и проверка гипотезы.(10 мин.)
-Посмотрите на экран, какой физический закон демонстрирует нам природа?
- Верно. Закон прямолинейного распространения света в однородной среде.
- Узкий световой луч является физической моделью узкого пучка света? (Да. И математической (геометрической) моделью, т.к. он показывает направление света)
- Как вы думаете, является ли световым лучом свет от лазерного фонарика? Ведь луча не видно. Как сделать его видимым? (Если в помещении будет задымленность, или пыльно, то луч станет виден)
Микроитог: Скажите, благодаря чему мы видим все окружающие нас предметы? (отражению)
Для того чтобы выяснить, что происходит при отражении света от отражающей поверхности, введем важные понятия.
Падающий луч - это луч направленный на какую-либо плоскую поверхность.
Луч отражения -это луч который отразился от плоскости поверхности.
Угол падения (α) – это угол, образованный падающим лучом и перпендикуляром от точки падения луча.
Угол отражения (β) – это угол, образованный тем же перпендикуляром и отраженным лучом.
-Я предлагаю вам провести самый настоящий эксперимент! У вас на столах находятся отражающие поверхности, лазерные фонарики, транспортиры, а также карточки с заданиями.
Прочитайте инструкцию по выполнению задания. В ходе эксперимента выясните зависимость угла отражения от угла падения. (1 группа - угол падения 30º, 2 группа - 45º, 3 группа - 60º), а также выяснить, что произойдёт, если световой луч будет распространяться в противоположном направлении.
- К какому выводу вы пришли?
- Что произойдёт, если свет будет распространяться в обратном направлении? (Лучи поменяются местами)
Это называется обратимостью световых лучей. Это свойство лучей падающего и отражённого меняться местами.
Сформулировал закон отражения света греческий математик Евклид в своем трактате «Оптика» (300 г. до н.э).
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(3 мин.)
На стр.154 учебника найдите формулировку закона отражения света. Внимательно прочитайте его и сравните с вашей формулировкой
Закон отражения света гласит: Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча. Угол падения равен углу отражения.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(10 мин.)
Давайте проверим, запомнили ли вы новое правило.
Перед вами стоит задача ответить на следующие вопросы:
1. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол отражения равен 300? (300)
2. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между лучом и плоским зеркалом равен 300? (600)
3. Как изменится угол между падающим на зеркальную поверхность и отраженным лучами при уменьшении угла падения на 5°? (уменьшится на 100)
4. Угол падения на зеркальную поверхность 15°. Чему равен угол между падающим лучом и поверхностью? (750)
5. Угол между падающим и отраженными лучами 20°. Каким будет угол отражения, если угол падения увеличится на 5°? (150)
7. Включение в систему знаний и повторение.(10 мин.)
Познавая мир, мы учимся применять знания, которые необходимы в жизни.
Николай Васильевич Гоголь в «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» писал:
«Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно темна, потому что ставни были закрыты, и солнечный луч, проходя в дыру, сделанную в ставне, принял радужный цвет и, ударяясь в противоположную стену, рисовал на ней пестрый ландшафт из крыш, деревьев и развешенного на дворе платья, все только в обращенном виде»
Н.В.Гоголь описал действие удивительного прибора, который вам предстоит выбрать по описанию.
Я вам предлагаю посмотреть приложение 2 в листах, лежащих у вас на партах и выполнить исследовательскую работу.
Ваша задача исследовать особенности приборов, выяснить принцип действия и как они устроены.
Схема ответа:
1.Назначение прибора.
2. На каком принципе действует.
3.Для каких целей используется (использовался).
Перископ
Периско́п— оптический прибор для наблюдения из укрытия.
Принцип действия основан на отражении света от зеркал и призм, изменении направления луча обзора наблюдателя.
Применяется на подводных лодках, ручные перископы и стереотрубы (их также можно использовать как перископ) — широко применяются в военном деле.
Камера-обскура
Ка́мера-обску́ра (лат. cameraobscūra «тёмная комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов.
Принцип действия основан на теории прямолинейного распространения света (если в одной из стенок тёмного ящика сделать небольшое отверстие, то в противоположной стенке ящика образуется видимое световое изображение (перевёрнутое). ) Чем больше расстояние между отверстием и стенкой, тем большими будут изображаемые предметы. Чем меньше отверстие, тем резче изображение и тем оно темнее.
Для наблюдения или для зарисовки карандашом на бумаге, позже для фотографирования
Калейдоскоп
Калейдоскоп -устройство для получения симметричных картинок с помощью зеркал.
Принцип отражения света от плоских зеркал, образующих между собой угол
Игрушка, тренажёр для глаз, устройство для релаксации
- Обратите внимание, Гоголь в художественном произведении описал закон прямолинейного распространения света. Умение видеть необычное в обычном - это и есть познание мира.
- Для чего нам нужны знания об отражении света?
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.(3 мин.)
Применяя знания на практике, мы познаем мир. Для чего? Чтобы жить в гармонии с собой и миром!
Познавая мир, человек познает себя.
- Сегодня мы с вами приоткрыли ещё одну тайну в мире света – установили закон его отражения.
- Хотелось бы отметить, что мы с вами очень счастливые люди, люди, которые могут видеть. Закройте глаза и представьте, хоть на минуточку жизнь в темноте. Страшно? Больно и обидно тем, кто никого не видел таких картин мироздания.
- И закончить наш урок, я предлагаю небольшой анкетой. В которой всего 4 вопроса. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, выбрав из списка и подчеркнув то, что относится к вам.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. За урок я 4. Материал урока мне был | активно / пассивно доволен / не доволен не устал / устал понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен | |
9. Выставление оценок. Домашнее задание п.31 чит, отвечать на впросы. Для доп.оценки сделать доклад на тему «Для чего нужны знания об отражении света?».(2 мин.)