СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему Отражение света

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему Отражение света»

Тема: Отражение света. Закон отражения света 8 класс

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: сформулировать и научить применять закон отражения света.

Задачи:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – сформировать понятие отражения света, раскрыть сущность закона отражения.

2. РАЗВИВАЮЩАЯ – способствовать формированию умения анализировать, выделять главное, обобщать, объяснять понятия, доказывать свою точку зрения на основе эксперимента.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – способствовать развитию диалогического общения, умения работать в парах и формирование мировоззрения. Раскрытие для учащихся ценностного содержания окружающего мира.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: понимание сущности определения понятий «угол падения», «угол отражения», «обратимость световых лучей», «отражение света»; помочь экспериментально установить и сформулировать закон отражения света.

Метапредметные результаты: понимание и способность объяснить такое физическое явление как отражение света, понимание смысла закона отражения света.

Личностные результаты: понимание значения закона отражения света в жизни человека и умение использовать полученные знания в повседневной жизни; формирование и развитие коммуникативных умений, умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение других.

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.



Структура урока:

1.      Мотивирование к учебной деятельности.

2.      Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3.      Постановка учебной проблемы.

4.       Выдвижение и проверка гипотезы.

5.      Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

6.      Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7.       Включение в систему знаний и повторение.

8.       Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

 Оборудование урока: компьютер, плоские зеркала, карандаши, транспортир, лазерные фонарики.

Ход урока

 1.      Мотивирование к учебной деятельности(3 мин.)

- Здравствуйте, ребята!   - Я предлагаю Вам сегодня поработать вместе со мной под девизом: «Единственный путь, ведущий к познанию, - это деятельность». Бернардо Шоу.

Для организации деятельности, а я надеюсь, она у нас будет активной, мы будем работать в парах, так как вы сидите, чтобы ваша работа была плодотворной.

- Ничто в природе не было так неуловимо, ни один свой секрет природа не охраняла так тщательно, как секрет о нем. На этом основании его часто называли самым темным пятном в физике. Но именно он позволил нам познать окружающий мир.

-Как вы думаете, о чем идет речь? (свет)

 СВЕТ! В погоне за светом, стремясь к познанию бесконечности, 12 апреля 1961 г. был совершен первый полет в космос. Простой советский парень Юрий Гагарин стал первым человеком, который проложил дорогу к звездам! 61 год прошло с тех пор, но окружающий мир остается для нас неиссякаемым источником познания.

 2.      Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (2 мин.)

Да, солнце: пламенно, бессмертно, бесконечно.

Дарует людям жизнь. Рассеивает мрак.

А вот луна: взаймы берет у солнца вечно!

-Что вас заинтересовало при прослушивании отрывка? (Луна. Она не светит. Она отражает свет и он попадает нам в глаза)

-Какое явление мы будем рассматривать на уроке? (отражение света)

3. Постановка учебной проблемы.(2 мин.)

Тема урока: «Отражение света. Закон отражения света».

- Как вы считаете, на какие вопросы мы должны будем ответить с вами при изучении данной темы? Что будет являться целью нашего урока? (Как происходит отражение света и каковы его законы).





В X веке на смену древнегреческой теории зрительных лучей, которые выходят из глаз и создают зрительные ощущения, пришла теория зрения арабского физика и математика Альхазена, согласно которой зрительные изображения тел создаются лучами, исходящими от видимых тел. Попадая в глаз, эти лучи вызывают зрительные ощущения.

-О каких лучах, на ваш взгляд идет речь? (о световых лучах) Что такое световой луч?

Световой луч – это линия, вдоль которой переносится световая энергия.



4. Выдвижение и проверка гипотезы.(10 мин.)

-Посмотрите на экран, какой физический закон демонстрирует нам природа?

- Верно. Закон прямолинейного распространения света в однородной среде.

- Узкий световой луч является физической моделью узкого пучка света? (Да. И математической (геометрической) моделью, т.к. он показывает направление света)

- Как вы думаете, является ли световым лучом свет от лазерного фонарика? Ведь луча не видно. Как сделать его видимым? (Если в помещении будет задымленность, или пыльно, то луч станет виден)

Микроитог: Скажите, благодаря чему мы видим все окружающие нас предметы? (отражению)

Для того чтобы  выяснить, что происходит при отражении  света от отражающей поверхности, введем важные понятия.

Падающий луч - это луч направленный на какую-либо плоскую поверхность.

Луч отражения -это луч который отразился от плоскости поверхности.

Угол падения (α)это угол, образованный падающим лучом и перпендикуляром от точки падения луча.

Угол отражения (β)это угол, образованный тем же перпендикуляром и отраженным лучом.

-Я предлагаю вам провести самый настоящий эксперимент! У вас на столах находятся отражающие поверхности, лазерные фонарики, транспортиры, а также карточки с заданиями.

Прочитайте инструкцию по выполнению задания. В ходе эксперимента выясните зависимость угла отражения от угла падения. (1 группа - угол падения 30º, 2 группа - 45º, 3 группа - 60º), а также выяснить, что произойдёт, если световой луч будет распространяться в противоположном направлении.

- К какому выводу вы пришли?

- Что произойдёт, если свет будет распространяться в обратном направлении? (Лучи поменяются местами)

Это называется обратимостью световых лучей. Это свойство лучей падающего и отражённого меняться местами.

Сформулировал закон отражения света греческий математик Евклид в своем трактате «Оптика» (300 г. до н.э).



5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(3 мин.)

На стр.154 учебника найдите формулировку закона отражения света. Внимательно прочитайте его и сравните с вашей формулировкой

Закон отражения света гласит: Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча. Угол падения равен углу отражения.



6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(10 мин.)

Давайте проверим, запомнили ли вы новое правило.

Перед вами стоит задача ответить на следующие вопросы:

1. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол отражения равен 300? (300)

2. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между лучом и плоским зеркалом равен 300? (600)

3. Как изменится угол между падающим на зеркальную поверхность и отраженным лучами при уменьшении угла падения на 5°? (уменьшится на 100)

4. Угол падения на зеркальную поверхность 15°. Чему равен угол между падающим лучом и поверхностью? (750)

5. Угол между падающим и отраженными лучами 20°. Каким будет угол отражения, если угол падения увеличится на 5°? (150)



7. Включение в систему знаний и повторение.(10 мин.)

Познавая мир, мы учимся  применять знания, которые необходимы в жизни.

Николай Васильевич Гоголь в «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» писал:

«Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно темна, потому что ставни были закрыты, и солнечный луч, проходя в дыру, сделанную в ставне, принял радужный цвет и, ударяясь в противоположную стену, рисовал на ней пестрый ландшафт из крыш, деревьев и развешенного на дворе платья, все только в обращенном виде»

Н.В.Гоголь описал действие удивительного прибора, который вам предстоит выбрать по описанию.

Я вам предлагаю посмотреть приложение 2 в листах, лежащих у вас на партах и выполнить исследовательскую  работу.



Ваша задача исследовать особенности  приборов, выяснить принцип действия и как они устроены.

Схема ответа:

1.Назначение прибора.

2. На каком принципе действует.

3.Для каких целей используется (использовался).

Перископ

  1. Периско́п— оптический прибор для наблюдения из укрытия.

  2. Принцип действия основан на отражении света от зеркал и призм, изменении направления луча обзора наблюдателя.

  3. Применяется на подводных лодках, ручные перископы и стереотрубы (их также можно использовать как перископ) — широко применяются в военном деле.

Камера-обскура

  1. Ка́мера-обску́ра (лат. cameraobscūra «тёмная комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов.

  2. Принцип действия основан на теории прямолинейного распространения света (если в одной из стенок тёмного ящика сделать небольшое отверстие, то в противоположной стенке ящика образуется видимое световое изображение (перевёрнутое). ) Чем больше расстояние между отверстием и стенкой, тем большими будут изображаемые предметы. Чем меньше отверстие, тем резче изображение и тем оно темнее.

  3. Для наблюдения или для зарисовки карандашом на бумаге, позже для фотографирования

Калейдоскоп

  1. Калейдоскоп -устройство для получения симметричных  картинок  с помощью  зеркал. 

  2. Принцип отражения света от плоских зеркал, образующих между собой угол

  3. Игрушка, тренажёр для глаз, устройство для релаксации







- Обратите внимание, Гоголь в художественном произведении описал закон прямолинейного распространения света. Умение видеть необычное в обычном - это и есть познание мира.

- Для чего нам нужны знания об отражении света?

  • Изучение космоса.

  • Энергия солнца (экология).

  • Техника и наука.



8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.(3 мин.)



Применяя знания на практике, мы познаем мир. Для чего? Чтобы жить в гармонии с собой и миром!

Познавая мир, человек познает себя.

 - Сегодня мы с вами приоткрыли ещё одну тайну в мире света – установили закон его отражения.

- Хотелось бы отметить, что мы с вами очень счастливые люди, люди, которые могут видеть. Закройте глаза и представьте, хоть на минуточку жизнь в темноте. Страшно? Больно и обидно тем, кто никого не видел таких картин мироздания.

- И закончить наш урок, я предлагаю небольшой анкетой. В которой всего 4 вопроса. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, выбрав из списка и подчеркнув то, что относится к вам.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. За урок я

4. Материал урока мне был




активно / пассивно

доволен / не доволен

не устал / устал

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен




9. Выставление оценок. Домашнее задание п.31 чит, отвечать на впросы. Для доп.оценки сделать доклад на тему «Для чего нужны знания об отражении света?».(2 мин.)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!