СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по физике на тему: "Отражение света" 8 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует формированию понятия отражения света, раскрытию сущности законов отражения, учит  применять закон отражения света.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по физике на тему: "Отражение света" 8 класс»

Урок по физике в 8 классе

«Отражение света. Законы отражения»

ЦЕЛИ УРОКА:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – способствовать формированию понятия отражения света, раскрытию сущности законов отражения, научиться применять закон отражения света.

2.РАЗВИВАЮЩАЯ – способствовать развитию у учащихся умений анализировать, выделять главное, обобщать, объяснять понятия.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – способствовать формированию дисциплинированности, взаимопомощи. Доброжелательного отношения друг к другу.

СТРУКТУРА УРОКА:

1.    Организационный момент. 2.    Актуализация знаний учащихся. 3.    Целеполагание и мотивация. 4.    Усвоение знаний. 5.    Закрепление учебного материала. 8.    Информация о домашнем задании. 9.    Подведение итогов урока.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: компьютер, презентация, зеркало, фонарик, мячик, светоотражающий элемент (фликер), катафот, карточки-задания.

ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Все подготовились к уроку: у всех есть учебные принадлежности. 2. Актуализация. На прошлом уроке мы с Вами начали изучение нового раздела физики “Оптика”. Начнем урок с повторения изученного. Несколько человек будут работать по карточкам, а с остальными проведем устный опрос. СЛАЙД На экране вы видите вопросы для повторения.

Пока я раздам карточки, у вас есть время повторить. Итак

1 вопрос: что изучает раздел физики «Оптика», что представляет собой свет, источник света. Приведите примеры. Чему равна скорость света в вакууме? Отвечает _______ Остальные внимательно слушают, возможно придется дополнить.

2 вопрос: Назовите виды источников света. Приведите примеры. Отвечает_______________

3 вопрос: Как распространяется свет в однородной среде? Что является доказательством? При каких условиях наблюдается тень и полутень. Отвечает_______________

4. Ребята, кто работал по карточкам, сдайте мне пожалуйста листочки. А вот _________ мы послушаем. Что надо было выполнить? Отвечает

Выпишите в два столбика естественные и искусственные источники света:

северное сияние, солнце, лампочка, раскаленный металл, костер, молния, светлячки, свеча, Луна, медузы, пламя горелки, фосфор, зеркало, гниющий пень, фонарь, экран монитора, светящиеся грибы, светодиод.

Что представляет собой свет? Что называют тенью?

Луна, является источником света? (нет, она отражает свет от солнца). Запомнили, ключевое слово отражает свет).

Молодцы, вы показали хорошие знания по теме.

  1. Целеполагание и мотивация. Сегодня на уроке мы продолжим рассматривать световые явления. СЛАЙД.

Постараемся выяснить, как будет вести себя свет, если на его пути будет преграда?

Все вы много раз наблюдали явление, которое я сейчас покажу. Я направляю световой луч на поверхность зеркала. Что вы наблюдаете? (появился световой зайчик), от солнца будет солнечный зайчик. Почему мы наблюдаем это явление? (т.к. луч света отражается от поверхности зеркала, т.е меняет свое направление). Ключевое слово: отражается.

На слайде показано отражение света от зеркальной поверхности. (СЛАЙД)

А сейчас, попробуйте назвать тему урока. О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Вспомните ключевое слово, о котором я говорила.

Правильно, об отражении света.

А) Откройте пожалуйста тетради и запишите тему урока «Отражение света. Закон отражения света». (СЛАЙД)

СЛАЙД. Целью урока: познакомиться:

  • с понятием «Отражение света»;

  • с законом отражения света;

  • с диффузным и зеркальным отражением Научиться:

  • применять закон отражения света

4.    Усвоение знаний.

Раньше люди думали, что из глаз выходят щупальца, ощупывают предметы и поэтому они видят. Первые наблюдения за явлением отражения света были сделаны учеными Евклидом и Архимедом (в 3 веке до н.э.)

Они пришли в выводу, что мы видим предметы, когда на них падает свет. Они его отражают, и свет достигает наших глаз.

Недавно мы говорили о том, что свет распространяется прямолинейно. Но что происходит, когда свет сталкивается с препятствием? 

Вспомним отражение светового луча от поверхности зеркала (световой зайчик) СЛАЙД

Свет из воздуха попадает на поверхность зеркала (границу раздела двух сред) и отражается опять в воздух. Б) Запишем в тетрадь, что называют отражением.

  • Отражение –  это явление, при котором часть  светового луча, падающего на границу раздела двух сред, возвращается в ту же среду, из которой свет падал.

Теперь рассмотрим отражение света от зеркальной поверхности более подробно. СЛАЙД

Отражение света можно исследовать с помощью специального прибора, называемого оптическим диском. (посмотрите на СЛАЙД Прибор представляет собой диск на подставке. На диск нанесена круговая шкала с ценой деления 10°. По краю диска можно передвигать осветитель, дающий узкий пучок света. В центре диска находится зеркальная пластинка. Направим на неё пучок света перпендикулярно зеркальной пластинке, то он отразится от нее по той же линии (как шарик от поверхности). Если пучок света падает под углом 40°, то под таким же углом он и отражается от зеркала. СЛАЙД Передвигая осветитель по краю диска, будем менять угол падения луча (н-р 60° и соответствующий ему угол отражения тоже 60°).

Какой вывод можно сделать, если сравнить угол падения и угол отражения?

Во всех случаях угол отражения равен углу падения луча.

В тетрадях изобразите поверхность зеркала, на нее падает луч света. Чтобы изобразить отраженный луч, проведем перпендикуляр к поверхности зеркала в точке падения луча. Угол падения а и такой же будет угол отражения в, проведем отраженный луч.

Посмотрите на СЛАЙД.

Таким образом, отражение света происходит по следующему закону: Откройте учебник на стр и найдите закон отражения света. Кто нашел, поднимите руку. Прочитай пожалуйста. В) Запишите в тетрадь. Закон отражения света (записывают из учебника)

А сейчас посмотрите на СЛАЙД

Падающий луч, отраженный луч и перпендикуляр, проведенный в точке падения луча лежат в одной плоскости; угол падения равен углу отражения.

∠ α = ∠ β.

А сейчас выполним небольшой тест. СЛАЙД

СЛАЙД Рассмотрим еще один опыт. Луч света направляем на зеркало под углом 70 градусов и отражается он под углом 70 градусов. А сейчас сделаем наоборот.

Если луч падает на зеркало в направлении АВ, то отражённый луч пойдёт в направлении ВС. Следовательно, падающий и отражённый лучи могут меняться местами. Это свойство лучей (падающего и отражённого) называется обратимостью световых лучей. СЛАЙД Г) Запишем в тетрадь

  • Обратимость световых лучей – луч, идущий по пути отраженного луча, отражается затем по пути падающего.

А сейчас рассмотрим виды отражений.

Посмотрите пожалуйста на СЛАЙД.

Посмотрим опыт. И сделаем вывод. На зеркало, лежащее на столе, поставим полуоткрытую книгу. Сверху направим пучок света так, чтобы он отражался от зеркала, но на книгу не попадал. В темноте мы увидим падающий и отраженный пучки света. Накроем теперь зеркало бумагой. В этом случае мы будем видеть падающий пучок, а отраженного пучка не будет. Выходит, что свет от бумаги не отражается? Приглядимся к рисункам внимательнее. Заметьте, когда свет падает на зеркало, текст книги практически нельзя прочесть из-за слабого освещения. Но когда свет падает на лист бумаги, текст книги становится видимым гораздо отчетливее, особенно в нижней своей части. Следовательно, книга освещается сильнее. Но, что же ее освещает?

При падении света на разные поверхности возможны два варианта. Первый. Пучок света, падающий на поверхность, отражается ею также в виде пучка. Такое отражение света называется зеркальным отражением.

Второй. Пучок света, падающий на поверхность, отражается ею во всех направлениях. Такое отражение света называют рассеянным (диффузным) отражением или просто рассеянием света.

Д) Запишите в тетрадь. Виды отражений: 1. Зеркальное – происходит от гладкой поверхности. Например: (работаем с учебником (найдите в тексте примеры зеркального отражения, 2. Диффузное (рассеянное)- происходит от шероховатой поверхности. Например: Найдите примеры диффузного отражения в тексте.Запишем

Зеркальные поверхности: стекло, зеркало, полированная мебель, поверхность воды, отшлифованного металла, капли ртути.

Шероховатыми поверхностями, отражающими свет диффузно - являются поверхности стен, потолков, тканей, ваты, снега (рис. 235), кожи лица, рук и т. д. Только благодаря диффузному отражению мы видим предметы, которые сами не излучают свет.

СЛАЙД. Задача Почему в комнате светло и тогда когда прямые солнечные лучи в ее окна не попадают?

  • Через окна в комнату попадают лучи, отраженные от домов, деревьев, а также рассеянный свет

СЛАЙД Главные выводы:

  • Отраженный луч лежит в той же плоскости, что и падающий луч, и перпендикуляр к поверхности, проведенный в точку падения.

  • Угол отражения светового луча равен углу падения.

  • Световые лучи обладают свойством обратимости.

  • Зеркальные поверхности отражают свет направленно, шероховатые (матовые) — диффузно, т. е. по всем направлениям.

Применение закона отражения света

У меня черный ящик. В нем находится предмет, действие которого основано на отражении света. Он необходим людям для безопасности при передвижении на велосипеде, где опасные участки дороги, моста. Угадайте, что находится в черном ящике?

СЛАЙД Катафот. СЛАЙД Катафоты используются и где опасные участки дороги, моста.

Следующий предмет, который находится в черном ящике мы используем в повседневной жизни. Он необходим людям, чтобы следить за аккуратностью, опрятностью и чистотой. Его используют водители для предотвращения аварий. Что это за предмет?

Зеркало. Калейдоскоп.

Следующий предмет, который находится в черном ящике, предназначен для безопасности жизни людей на дороге. Действие основано на отражении света. Что это за предмет?

СЛАЙД Фликер.

  • Перископ – оптический прибор, служащий для наблюдения из танков, подводных лодок и различных укрытий

5. Закрепление.

Закрепление знаний проведем в виде игры «ДА» или «НЕТ». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете карточку розового цвета, если нет, то синего цвета.

Итак, начинаем:

  • Отражение бывает зеркальным и диффузным? (да)

  • На границе двух сред, световой луч меняет свое направление? (да)

  • Угол падения всегда больше угла отражения? (нет)

  • Шероховатая поверхность не отражает свет (нет)

  • Примером зеркальной поверхности может служить поверхность стекла (да)

  • Примером диффузной поверхности является киноэкран (да)

  • Луч, идущий по пути отраженного луча, отражается затем по пути

падающего (да)

  • Предмет виден, когда излучаемый или отражаемый им свет попадает в глаза (да)

  • Примером рассеянного (диффузного) отражения является стекло (нет)

  • Угол отражения – это угол между отраженным лучом и перпендикуляром к поверхности (да)

  • Примером зеркального отражения является стена (нет)

  • Если угол отражения 40° , то угол падения тоже 40° (да)

  • Если угол падения 30° , то угол между падающим лучом и отраженным 15° (нет).


6. Домашнее задание СЛАЙД

  • § 63-64 прочитать

  • Вопросы устно

  • Упр. 30 (3)

  • Упр. 31 (2)


7. Рефлексия СЛАЙД


Достигнута ли цель урока?
Вспомним цель урока.

Познакомиться:

с понятием «Отражение света»;

с законом отражения света;

с диффузным и зеркальным отражением

Научиться:

применять закон отражения света


  • Отметьте степень достижения вами цели.


Если все понятно и было интересно на уроке, это 10 баллов – карточка розового цвета.

Если не все понял – это 6-8 баллов – синяя карточка

Если ничего не понял – то карточку не поднимаете.


Молодцы. Ребята, вы активно и хорошо работали на уроке. Оценки за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!