СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок для 8 класса "Отражение света. Плоское зеркало"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен урок для 8 класса по теме "Отражение света". При подготовке урока использовалась модульная технология и ИКТ. Урок можно проводить при дистанционном обучении.

Просмотр содержимого документа
«Урок для 8 класса "Отражение света. Плоское зеркало"»

Конспект урока по физике для 8 класса с использованием электронных образовательных ресурсов и ИКТ.


Учитель высшей квалификационной категории Шагов Сергей Николаевич

ОО Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№5» города Ржева Тверской области имени Воинов 100 и 101 отдельных стрелковых бригад

Дата проведения: 24.04.2020

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема урока. Отражение света.

Продолжительность урока: 90 минут.

Программа, на основании которой проводится урок: А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник

Технологии, используемы при подготовке и проведении урока: модульная, ИКТ.

Оборудование при проведении урока: карандаши (простые и цветные), линейка, транспортир

Ресурсы, используемые для подготовки и проведения урока:

электронная платформа «Сетевой город. Образование»

образовательная электронная платформа «Мультиурок», где расположен сайт учителя https://multiurok.ru/sergejshagov/files/kontrol-nyie-raboty-i-tiesty-2/ 

ЦОР по физике (видеоуроки из раздела «Световые явления») http://class-fizik.ru/8cla.html

смартфоны обучающихся

Цель урока: ввести понятия падающий и отражённый лучи, углы падения и отражения, диффузное и зеркальное отражение, плоское зеркало, на основе опытных фактов сформулировать закон отражения света, изучить построение и особенности изображения предмета в плоском зеркале.

Задачи урока:

образовательные: формирование знаний понятий диффузное и зеркальное отражение света, падающий и отражённый световые лучи, углы падения и отражения световых лучей, обратимость световых лучей; закона отражения света; развитие умений строить изображение в плоском зеркале;

развивающие: продолжение работы по анализу фактов при наблюдении явлений, умений решать поставленную проблему, осуществлять самооценку своих результатов в обучении, коррекцию своей учебной деятельности;

воспитательные: продолжение формирования самостоятельности, дисциплины и внимательности у обучающихся.


Модульная карта урока «Отражение света», 8 класс

Сокращения: УЭ – учебный элемент.

УЭ

Учебный материал с указанием цели и заданий

Комментарий для обучающихся и их действия

УЭ0

Цель: проверка усвоение материала по теме «Прямолинейное распространение света».

1.На высоте 4 м весит уличный фонарь. Рассчитайте длину тени, которую отбросит палка длиной 1 м, если её установить вертикально на расстоянии 3 м от основания столба, на котором закреплён фонарь. Сделать пояснительный чертёж.

2.Два столбика одинаковой высоты 1,2 м поставлены вблизи уличного фонаря так, что расстояние от основания столба уличного фонаря до основания столбиков отличаются на 0,8 м. При этом тени, отбрасываемые столбиками отличаются на 0,4 м. Найти высоту, на которой подвешен фонарь. Сделать пояснительный чертёж.


Сделать в рабочей тетради. Ответы записать в таблицу ответов (смотри ниже).

УЭ1

Цель: ввести понятия падающий и отражённый лучи, углы падения и отражения световых лучей, диффузное и зеркальное отражение, плоское зеркало; сформулировать закон отражения света, изучить построение и особенности изображения предмета в плоском зеркале.

Учебник: §65, 66 + презентация, опубликованная на сайте https://multiurok.ru/sergejshagov/files/kontrol-nyie-raboty-i-tiesty-2/

УЭ2

Цель: дать определение понятиям диффузное и зеркальное отражение, изучить явление отражения света и сформулировать закон отражения света.

Человек может видеть окружающий мир. Рассмотрим тела с точки зрения прозрачности и непрозрачности, т.е. разделим их на две группы:

А) прозрачные;

Б) непрозрачные.

Исходя из этого можно представить несколько путей распространения света:

1.Свет от источника попадает в глаз человека, человек видит источник света.


глаз человека

S


2.Свет от источника проходит через прозрачное тело и также попадает в глаз человека, человек видит источник света и тело.

прозрачное тело (линза)

глаз человека

S


3 .Свет от источника попадает на непрозрачное тело, отражается и попадает в глаз человека, человек не видит источник света, но видит тело.

S

т ело




глаз человека


4.Свет от источника попадает на непрозрачное тело, полностью поглощается и в глаз человека не попадает, человек видит чёрное тело (или не видит ничего).

Ответьте на вопрос: когда человек видит свет? Подсказка в видеоролике или в учебнике.

Посмотреть видеоролик. Для этого пройти по ссылке: https://www.youtube.com/embed/iPWChM0KJSE





Записать в рабочую тетрадь.
























Вопрос и ответ записать в рабочую тетрадь.


Если посветить фонариком в полутёмном помещении на белый лист бумаги или белый потолок, то мы увидим их полностью. Это объясняется шероховатостью поверхностей. Свет от таких поверхностей отражается диффузно и попадает в глаза человека (рисунок А).


А ) Б)





Если осветить зеркало, висящее на стене фонариком, то мы увидим слабый свет на поверхности стекла, пылинки, царапины. Однако остальную часть зеркала мы увидим тёмной. Это объясняется зеркальным отражением (рисунок Б). Свет при этом не попадает в глаза человека.

Рассмотрим детально отражение света от зеркальной поверхности (на примере одного луча света).


S В МN – зеркальная поверхность

А SO – падающий луч света

α ОВ – отражённый луч света

γ ОА – перпендикуляр в точке падения луча

α – угол падения светового луча

М О N γ – угол отражения светового луча


Опытные факты (полученные с помощью оптического диска, смотри видеоролик или учебник) позволили сформулировать особенности отражения от плоского зеркала (закон отражения).

Особенности отражения от плоского зеркала:

А) падающий, отражённый лучи и перпендикуляр в точке падения лежат в одной плоскости;

Б) угол отражения равен углу падения;

В) падающий и отражённый лучи взаимно обратимые.

Задание из ВПР (выполнить на листе контроля). Каким пятном (более белым или более тёмным по сравнению с сухим асфальтом) будет казаться водителю ночью лужа в свете фар его автомобиля? Обоснуйте ответ.




Перечертить в рабочую тетрадь и подписать типы отражений










Перечертить в рабочую тетрадь и записать обозначения рисунка







Найти закон отражения в учебнике и выучить его!



Выучить!


Выполнить в рабочей тетради.

УЭ3

Цель: сформулировать понятие плоского зеркала, изучить особенности построения изображения предмета в плоском зеркале (проведение опытов в домашних условиях).


Плоским зеркалом называют поверхность, радиус кривизны которой стремится к бесконечности.

Каковы особенности изображения предмета в плоском зеркале? Это легко установить с помощью простого оборудования, которое есть у вас дома: плоское зеркало, линейка, карандаши (простые и цветные).

Проведите опыт 1. Вплотную к плоскому зеркалу положите линейку, расположив её горизонтально. Поставьте на какое-нибудь деление линейки карандаш и передвигайте его вдоль линейки. Сделайте вывод о том, на каком расстоянии находятся предмет и его изображение от зеркала?

Проведите опыт 2. Поставьте напротив зеркала карандаш вертикально. Возьмите линейку и приставьте её к карандашу так, чтобы в зеркале отражались и карандаш и деления линейки (следите за вертикальностью карандаша и линейки). Сделайте вывод о том, каковы размеры карандаша и его изображения в плоском зеркале?

Проведите опыт 3. Встаньте перед плоским зеркалом. Поднимите правую руку. Какую руку вы уведите в зеркале? Поднимите левую руку? Теперь какую руку вы видите? Запишите свои выводы.

Используя данные опытов, учебник и видеоролик, запишите особенности изображения предмета в плоском зеркале в рабочую тетрадь.

Посмотреть видеоролик. Для этого пройти по ссылке:

https://www.youtube.com/embed/Dmv9NrbmkM8


Записать в рабочую тетрадь.



Проведите опыты и запишите выводы по каждому из них в рабочую тетрадь.







Записать в рабочую тетрадь. Знать!


УЭ3

Изучите принципы построения точки и предмета в плоском зеркале (используйте при этом учебник §66 или видеоролик). Выполните в рабочей тетради построение изображения предмета АВ в плоском зеркале:



А



В




Задание. Найти все изображения точки в двух зеркалах, расположенных под углом 900 друг к другу (есть несколько способов).



S










Выполнить в рабочих тетрадях.





Выполнить в рабочих тетрадях.

УЭ4

Цель: закрепление знаний на построение изображения предмета в плоском зеркале.


Пример выполнения карточки-задания «Плоское зеркало»


Отступ сверху

15 клеточек


плоское зеркало



Отступ слева

10-12 клеточек

C О (наблюдатель)

b

А

h (предмет)

масштаб: 1 клеточка – 1 см

В

а


Выполнить в рабочей тетради.


Данные для построения и решения задачи:

ОС = 10 клеточек

АВ = h = 6 клеточек

а = 6 клеточек

b = 2 клеточки

Линия ОС посередине зеркала.

Высота зеркала – 6 клеточек.

Вопросы к карточке:

1.Построить изображение предмета АВ.

2.Какую часть предмета в зеркале видит глаз наблюдателя (точка О)?

3.Куда и насколько необходимо переместить глаз наблюдателя (точка О), чтобы рассмотреть изображение предмета целиком?





УЭ4

Решение карточки.

О2

плоское зеркало


5 кл. = 6 см

С О1 6 кл = 6 см

О

а = 6 кл. А

А1

3 кл = 3 см

6 кл


D

В

В1

1.Строим изображение с использованием особенностей изображения в плоском зеркале (проводим пунктиры- перпендикуляры влево из точек А и В, отмеряем от зеркала расстояние а = 6 клеточек до точек А1 и В1, строим пунктиром мнимое изображение А1В1 = 6 кл. = 6 см).

2.Из точки О проводим линию (зелёная линия) через край зеркала до пересечения с изображением предмета (точка D). Наблюдатель увидит часть изображения А1D (для данных этой задачи А1D = 3 кл. = 3 см).

3.Проводим из точки В1 через край зеркала линию (синяя линия) до пересечения с линией СО. Находим точку О1, т.е. (для данных этой задачи) расстояние ОО1 равно 6 кл. или 6 см. Второе решение – точка О2 (она находится выше точки О на 5 кл. или 5 см).

УЭ5

Цель: сформулировать краткие итоги урока.

Итак, подводим итоги урока. Ответим на вопросы:

1.Какую роль играет для человека явление отражения?

2.Всегда ли можно видеть предметы, источники света и свет?

3.Чем отличается диффузное и зеркальное отражение света?

4.Сформулируйте закон отражения не прибегая к учебнику и рабочей тетради.

5.Каковы особенности изображения предмета в плоском зеркале.


Запишите ответы на вопросы в рабочую тетрадь.

УЭ6

ДЗ: §65, 66 + карточка-задание «Плоское зеркало».

По разобранному примеру выполнить карточку-задание «Плоское зеркало» для своего варианта (для каждого ученика вариант карточки соответствует номеру, под которым он записан в журнале «Сетевой город»). Числовые данные вариантов смотри ниже в таблице. Задание выполнить в рабочей тетради, сфотографировать на смартфон для проверки и прикрепить фотографию с решением в «Сетевом городе» 30.04.2020 (раньше не надо, лучше подумать хорошо).

К арточка-задание «Плоское зеркало»

отступить 10-12 клеточек


плоское зеркало

12-12 клеточек

C О (наблюдатель)

b

А

h – предмет

масштаб: 1 клеточка – 1 см.

В

а


Вопросы к карточке-заданию «Плоское зеркало»:

1.Построить изображение предмета АВ согласно данным своего варианта (смотри таблицу). Построение осуществить по клеточкам, а не по масштабу. При построении рисунка слева отступить 10-12 клеточек, сверху 10-12 клеточек.

2.Какую часть предмета в зеркале видит глаз наблюдателя (точка О)? (Воспользоваться масштабом к карточке)

3.Куда и насколько необходимо переместить глаз наблюдателя (точка О), чтобы рассмотреть изображение предмета целиком? (Воспользоваться масштабом к карточке)

Таблица данных для построения изображения в плоском зеркале


вариант

размеры зеркала

а

h

b

CO

1

8 клеточек

4 клеточки

6 клеточек

1 клеточка

12 клеточек

2

6 клеточек

4 клеточки

6 клеточек

1 клеточка

8 клеточек

3

10 клеточек

4 клеточки

6 клеточек

1 клеточка

18 клеточек

4

8 клеточек

5 клеточек

6 клеточек

2 клеточки

12 клеточек

5

6 клеточек

5 клеточек

6 клеточек

2 клеточки

8 клеточек

6

10 клеточек

5 клеточек

6 клеточек

2 клеточки

18 клеточек

7

8 клеточек

3 клеточки

5 клеточек

2 клеточки

12 клеточек

8

6 клеточек

3 клеточки

5 клеточек

2 клеточки

8 клеточек

9

10 клеточек

3 клеточки

5 клеточек

2 клеточки

18 клеточек

10

8 клеточек

6 клеточек

8 клеточек

1 клеточка

12 клеточек

11

6 клеточек

6 клеточек

8 клеточек

1 клеточка

8 клеточек

12

10 клеточек

6 клеточек

8 клеточек

1 клеточка

18 клеточек

13

8 клеточек

7 клеточек

7 клеточек

2 клеточки

12 клеточек

14

6 клеточек

7 клеточек

7 клеточек

2 клеточки

8 клеточек

15

10 клеточек

7 клеточек

7 клеточек

2 клеточки

18 клеточек

16

8 клеточек

4 клеточки

6 клеточек

1 клеточка

12 клеточек

17

6 клеточек

4 клеточки

6 клеточек

1 клеточка

8 клеточек

18

10 клеточек

4 клеточки

6 клеточек

1 клеточка

18 клеточек

19

8 клеточек

5 клеточек

6 клеточек

2 клеточки

12 клеточек

20

6 клеточек

5 клеточек

6 клеточек

2 клеточки

8 клеточек

21

10 клеточек

5 клеточек

6 клеточек

2 клеточки

18 клеточек

22

8 клеточек

3 клеточки

5 клеточек

2 клеточки

12 клеточек

23

6 клеточек

3 клеточки

5 клеточек

2 клеточки

8 клеточек

24

10 клеточек

3 клеточки

5 клеточек

2 клеточки

18 клеточек

25

8 клеточек

6 клеточек

8 клеточек

1 клеточка

12 клеточек

26

6 клеточек

6 клеточек

8 клеточек

1 клеточка

8 клеточек

27

10 клеточек

6 клеточек

8 клеточек

1 клеточка

18 клеточек

28

8 клеточек

7 клеточек

7 клеточек

2 клеточки

12 клеточек

29

6 клеточек

7 клеточек

7 клеточек

2 клеточки

8 клеточек

30

10 клеточек

7 клеточек

7 клеточек

2 клеточки

18 клеточек



Скачать

© 2020 869 30

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!