СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики по теме "Буквенные выражения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Направлен на формирование УУД. В разработке подробно даны фразы учителя и приведены примерные ответы учеников. Очень полезная разработка для новичков в ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме "Буквенные выражения"»

Проектирование урока по математике

2 класс Тема: «Буквенные выражения»

Тип урока: изучение нового материала.

Учебник: Математика 2 класс. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, Часть 1.

Тема: Буквенные выражения.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять в учебной деятельности установленные правила.

познавательные: в совместной деятельности с учителем выделять и формулировать познавательную цель; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания; принимать активное участие в парной форме работы.

Предметные УУД: узнают, что такое буквенные выражения, будут учиться вычислять их значение.


Цель: создание условий для формирования и развития ценностного отношения обучающихся к совместной деятельности в ознакомлении с буквенными выражениями и определению особенностей вычисления их значения.









Этап урока/

учебная ситуация

Результаты урока

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1. Организационный момент

Формальная готовность к уроку

Формирование и развитие ценностной ориентации к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

- Здравствуйте, ребята! Начинается урок. Посмотрите на свои принадлежности и определите все ли у вас готово к уроку: учебник математики, рабочая тетрадь, ручка с синей пастой, простой карандаш, линейка, дневник.

-Возьмите лист самооценки и отметьте в нём свою готовность к уроку знаками «+» или «-».

-Молодцы все, кто правильно приготовился к уроку.

Прежде чем мы начнём писать, давайте позаботимся о наших пальчиках. Они наши главные помощники в любой работе. Предлагаю порадовать их маленькой разминкой. Повторяйте за мной слова и движения.

«Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту трём, трём.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмём, жмём»

-Теперь ваши пальчики будут писать очень старательно и красиво.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.


Проверяют, все ли принадлежности приготовлены к уроку.






Оценивают себя на листе самооценки с помощью знаков «+», «-».










Делают разминку для рук.





Записывают:

6 декабря

Классная работа

2. Актуализация знаний, мотивация

Воспроизведённые знания и способы действия.

Осознание необходимости повторения пройденного материала















Воспроизведение знаний и способов действий, необходимых и достаточных для успешного повторения пройденного материала.

– Посмотрите внимательно на данные записи. (СЛАЙД )
– Как, одним словом их назвать?

- Запишите в тетрадь эти числовые выражения и найдите их значения.

-Очень красиво получается писать у тех ребят, которые правильно держат ручку и следят за своей осанкой.

- Ребята, давайте проверим, какие результаты у вас получились. (СЛАЙД )

- Молодцы! Оцените свою работу в листе самооценки: пункт 2 «Я правильно нахожу значения числовых выражений».

- А сейчас, ребята, я поделюсь с вами маленьким секретом. Мы только что решили не простые числовые выражения. Эти выражения помогут нам определить слово-помощник для нашего урока. Как? Очень просто. Воспользуйтесь ключом. (СЛАЙД )
Кто догадался, как надо действовать?



– Что обозначает слово «буква»?

– Это слово нам пригодится сегодня на уроке, а какую оно принесёт нам пользу, мы узнаем в процессе работы. Кто хочет узнать?
- Спасибо, ребята, я так и знала, что вы очень любознательные и нам с вами будет интересно работать.




– Числовые выражения.



Выполняют задание.


Прислушиваются к словам учителя, стараются соответствовать похвале.


2, 21, 12, 3, 1


В пункте 2 листа самооценки ставят знак «+» или «-«.










Объясняют алгоритм действия.

БУКВА

– Значок для написания обозначения звука. Буквы пишем. Из букв получаем слоги.

Поднимают руки

3. Постановка учебной задачи

Сформулированная и зафиксированная учебная задача в совместной деятельности с учителем.

Формирование и развитие ценностной ориентации к умению определять и формулировать проблему, цель и тему

- А теперь прошу вас посмотреть на экран. (СЛАЙД ) Догадайтесь и сообщите друг другу какое задание нужно выполнить.

- Если я вас правильно понимаю, вы будете вставлять в эти выражения пропущенные числа?

- Хорошо, выполните это задание в тетради.

-Молодцы те ребята, которые следят за осанкой.


- Готово? Будьте добры, поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего одноклассника.

Сверьтесь, пожалуйста, со слайдом, (СЛАЙД ) такие ли выражения получились?

- Оцените работу вашего одноклассника. Если 2 из 4 чисел найдены верно, то ваш одноклассник справился с задачей и вы можете поставить ему «+» в п. 3 листа самооценки «Не менее половины пропущенных чисел найдено верно».

- Верните тетради хозяевам. Продолжим работу.

– Сколько чисел нам не известно в каждом данном выражении?

- Теперь предлагаю вам решить такое выражение 2+ (СЛАЙД )

- Можем ли мы найти значение этого выражения?

– Какой вопрос у вас возникает?
– Какие у вас есть предложения?
– А можем мы предположить, какие числа будут в окошке?

- Верно. Любое число.

– Но это были наши предположения. А точно ведь мы не знаем, какое число следует вставить, значит, это число нам неизвестно? Согласны?
– Кто из вас знает, как в математике обозначается неизвестное число?

- Вот и пришла пора вспомнить слово-помощник. Кто вспомнит?

- Верно! Молодцы! Предлагаю вам открыть учебники на странице 76 и прочитать тему урока. Старайтесь листать учебники бережно.

- Кто готов озвучить тему?

- Всё верно, тема урока «Буквенные выражения» (ФИКСИРУЮ НА ДОСКЕ)

- Обратите внимание на Квадрика. Что он нам показывает?

- Да, это новая для вас тема. Как вы считаете, какова же цель нашего урока?

- Обобщая ваши ответы, придём к выводу, что цель нашего урока (ФИКСИРУЮ НА ДОСКЕ) звучит так: Узнать, что такое буквенные выражения, научиться их читать и вычислять их значения».

- Кто ещё определил для себя такую же цель, поднимите руки?

- Как вы считаете, ребята, зачем нужно уметь работать с буквенными выражениями?

- Конечно, вы правы. Именно в дальнейшей вашей учёбе, особенно в старших классах вам пригодятся знания, полученные сегодня. Поэтому рекомендую вам быть внимательными и трудолюбивыми.-

- Для достижения цели урока нам необходимо понять задачи урока. (ОТКРЫВАЮ НА ДОСКЕ).

Итак, первая задача: узнать, какие выражения называются буквенными.

(СМАЙЛИК НА 1 задачу)

 Но прежде чем мы приступим к работе, предлагаю отдохнуть и набраться сил.

Выполняют задание.

Устно проговаривают задание друг другу.



Да




Прислушиваются к словам учителя, стараются соответствовать похвале


Осуществляют взаимопроверку.





Осуществляют взаимооценку.










-Одно число.



Не могут выполнить.


Нет


Чему оно равно?

Указать значение выражения.

Предполагают.









Затрудняются ответить.


БУКВА






- Буквенные выражения.




-Новая тема.


Предполагают.








Поднимают.



Предполагают, стоят высказывания.







Получают ориентир на успешное освоение темы.











ФИЗМИНУТКА «ЁЛОЧКА»


4. Решение учебной задачи.

Новое знание, понятие, правило.

Формирование и развитие ценностной ориентации к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности

- Посмотрите на рисунок в учебнике. На пеньке стоит карточка с тем же выражением, что и на слайде. Лесные жители пытаются найти его значение. Как, по-вашему, они должны действовать?

-А удобно ли писать или читать выражение, в котором есть «окошко»?

Что же нам делать?

- Если я вас правильно понимаю, нам надо заменить окошко. Вы правильно догадались. А чем заменим?

- Верно. Заменим буквой и тогда вместо числового выражения получим какое?

-Давайте проверим, совпадает наш вывод с выводом в учебнике? Прочитайте информацию, расположенную в учебнике под чертой.
- Мы узнали, какие выражения называются буквенными. Теперь приступим к выполнению второй задачи урока (СТАВЛЮ СМАЙЛИК)

Обратите внимание на страницу 77 учебника. Давайте вместе прочитаем данную информацию. (ДВЕ СТРОЧКИ)

–Давайте познакомимся с некоторыми буквами латинского алфавита. (СЛАЙД )

- Остальные буквы и то, как их читать, вы можете посмотреть в приложении. Это в конце учебника на с.80. Посмотрите, пожалуйста. Поработайте в парах и прочитайте друг другу эти буквы.

- Латинский алфавит возник одним их первых. В настоящее время этот алфавит знаком всем людям на земле. Он изучается на уроках математики, физики, химии. Физику и химию вы будете учить в старших классах. Надеюсь, никто не сомневается, что скоро станет старшеклассником?

-Теперь, опираясь на латинский алфавит, прочтите эти буквенные выражения (СЛАЙД)

- Молодцы! Пора приступить к третьей задаче урока (СТАВЛЮ СМАЙЛИК)

-Вернёмся к учебнику и попробуем прочитать предложенные Квадриком буквенные выражения.

-Мы с вами волшебники, буквенное выражение превратили в числовое.

– Что мы для этого делали?

– Давайте составим алгоритм решения буквенных выражений. (СЛАЙД )

  1. Прочитать.

  2. Записать.

  3. Подставить значение буквы в выражение.

  4. Вычислить


Если в "окошко" вставлять разные числа, получаются разные числовые выражения




Нет.



Предполагают.


Буквой.



Буквенное.



Дети читают правило на с. 76 учебника.









Выполняют задание.








Находят приложение на стр. 80 учебника, читают.
















Читают «к+7» и «к-7» и находят их значения при к=10, к=7





Совместно с детьми составляем алгоритм решения буквенных выражений.


5. Первичное закрепление

Умение действовать по правилу.

Формирование ценностной ориентации к умению выполнять задание, применяя правило.

Мы молодцы, но наши лесные жители, скорее всего так и не поняли, как им вычислить значение выражения «два плюс окошко»

Давайте им поможем.

Предлагаю вам мысленно переместиться в театр. Без кого не бывает театра?

-Верно. И актеры, и зрители в театре очень важны.

(ВЫБИРАЮ РЕБЯТ, КОТОРЫЕ БУДУТ АКТЕРАМИ)

- Уважаемые зрители, мы покажем вам сценку «Как домашние животные научили лесных животных вычислять значение буквенных выражений» (ЭТО СЛАЙД)

-Жили-были домашние животные: мышка Корочка, киска Муся, щенок Тузя. Они каждый день видели, как ребята учат уроки, и сами стали много знать и уметь. Они ведь были любознательными . Однажды к ним в гости прибежал Колобок. Он рассказал, что гулял в лесу и встретил там лесных животных лисичку, белочку, зайчика и ёжика, которые очень огорчены тем, что не умеют считать. Медвежонок нашёл на пеньке карточку с математическим выражением и никто из них не знает, что делать. Стало Корочке, Мусе и Тузе жаль лесных друзей. Они догадались, о каком выражении говорит колобок. Пошептались друзья и пошли в лес.

Пришли, поздоровались и говорят:

-Не велика беда, друзья, это очень простое выражение.

Колобок сказал: Надо только заменить окошко ….

А Муся сказала: Потом надо….


Корочка сказала: Надо подставить …


Тузя сказал: После этого можно

И стало всем понятно, как действовать. Стали лесные жители вместо буквы икс подставлять свои карточки и сумели всё вычислить, получилось у них четыре числовых выражения вместо одного буквенного.

-Понравилась наша история?








Без актеров, без зрителей.




Распределяем роли, надеваем маски.






























Колобок: БУКВОЙ ИКС.

Муся: прочитать выражение: два плюс икс.

Крочка: …значение буквы в выражение.

Тузя:…вычислять!










6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Умение применять правило в самостоятельной деятельности.

Формирование и развитие ценностной ориентации к закреплению знаний и способов действий.

А теперь подставьте в это же выражение (два плюс икс) те числа, которые несут птички (УЧЕБНИК, с. 76 на полях)

Давайте проверим, какие выражения у вас получились. (СЛАЙД )


Выполняют задание.






7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов



8. Оценка

Использование нового знания в выполнении заданий.










Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности

Формирование и развитие ценностной ориентации к обобщению знаний и способов дейтствий, повторению ранее усвоенных ЗУНов.



Формирование и развитие ценностной ориентации к самооценке знаний и способов действий.


А сейчас я продиктую вам несколько буквенных выражений, а вы попробуете их записать.

  1. 8 – а

  2. 4+b

  3. C-1

  4. X+6

Посмотрите на (СЛАЙД ). У кого так, поднимите руки. Молодцы.




Оцените свою работу на уроке в листе самооценки









Осуществляют самоконтроль.





Осуществляют самооценку.

9. Итог урока. Рефлексия деятельности

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Формирование и развитие ценностной ориентации к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

-Ребята, напомните мне, пожалуйста, какую цель мы поставили перед собой вначале урока.

-Замечательно! А как вы считаете, достигли мы своей цели?

- Какие выражения в математике называют буквенными?


-Что надо сделать, что вычислить значение буквенного выражения?

- Что вам больше всего запомнилось из урока?

- Встретились ли вам задания, которые показались трудными?

-Хорошо. Посчитайте свои «плюсы» в листе самооценки.

. -Те ребята, у которых не менее ____ плюсов, могут поставить себе за урок пятёрку.

Запишите домашнее задание

Узнать, что такое буквенные выражения, научиться их читать и вычислять их значения.

Да, достигли!


Те, в которых содержатся не только числа, но и буквы.


Подставить вместо буквы заданное число.


Отвечают








Уч. стр.77 (№4, 5)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!