Учебник: Математика 2 класс. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, Часть 1.
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Этап урока/ учебная ситуация | Результаты урока | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе |
Действия педагога | Действия обучающихся |
1. Организационный момент | Формальная готовность к уроку | Формирование и развитие ценностной ориентации к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | - Здравствуйте, ребята! Начинается урок. Посмотрите на свои принадлежности и определите все ли у вас готово к уроку: учебник математики, рабочая тетрадь, ручка с синей пастой, простой карандаш, линейка, дневник. -Возьмите лист самооценки и отметьте в нём свою готовность к уроку знаками «+» или «-». -Молодцы все, кто правильно приготовился к уроку. Прежде чем мы начнём писать, давайте позаботимся о наших пальчиках. Они наши главные помощники в любой работе. Предлагаю порадовать их маленькой разминкой. Повторяйте за мной слова и движения. «Мы капусту рубим, рубим. Мы капусту трём, трём. Мы капусту солим, солим. Мы капусту жмём, жмём» -Теперь ваши пальчики будут писать очень старательно и красиво. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. | Проверяют, все ли принадлежности приготовлены к уроку. Оценивают себя на листе самооценки с помощью знаков «+», «-». Делают разминку для рук. Записывают: 6 декабря Классная работа |
2. Актуализация знаний, мотивация | Воспроизведённые знания и способы действия. Осознание необходимости повторения пройденного материала | Воспроизведение знаний и способов действий, необходимых и достаточных для успешного повторения пройденного материала. | – Посмотрите внимательно на данные записи. (СЛАЙД ) – Как, одним словом их назвать? - Запишите в тетрадь эти числовые выражения и найдите их значения. -Очень красиво получается писать у тех ребят, которые правильно держат ручку и следят за своей осанкой. - Ребята, давайте проверим, какие результаты у вас получились. (СЛАЙД ) - Молодцы! Оцените свою работу в листе самооценки: пункт 2 «Я правильно нахожу значения числовых выражений». - А сейчас, ребята, я поделюсь с вами маленьким секретом. Мы только что решили не простые числовые выражения. Эти выражения помогут нам определить слово-помощник для нашего урока. Как? Очень просто. Воспользуйтесь ключом. (СЛАЙД ) Кто догадался, как надо действовать?
– Что обозначает слово «буква»? – Это слово нам пригодится сегодня на уроке, а какую оно принесёт нам пользу, мы узнаем в процессе работы. Кто хочет узнать? - Спасибо, ребята, я так и знала, что вы очень любознательные и нам с вами будет интересно работать. | – Числовые выражения. Выполняют задание. Прислушиваются к словам учителя, стараются соответствовать похвале. 2, 21, 12, 3, 1 В пункте 2 листа самооценки ставят знак «+» или «-«. Объясняют алгоритм действия. БУКВА – Значок для написания обозначения звука. Буквы пишем. Из букв получаем слоги.
Поднимают руки |
3. Постановка учебной задачи | Сформулированная и зафиксированная учебная задача в совместной деятельности с учителем. | Формирование и развитие ценностной ориентации к умению определять и формулировать проблему, цель и тему | - А теперь прошу вас посмотреть на экран. (СЛАЙД ) Догадайтесь и сообщите друг другу какое задание нужно выполнить. - Если я вас правильно понимаю, вы будете вставлять в эти выражения пропущенные числа? - Хорошо, выполните это задание в тетради. -Молодцы те ребята, которые следят за осанкой. - Готово? Будьте добры, поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего одноклассника. Сверьтесь, пожалуйста, со слайдом, (СЛАЙД ) такие ли выражения получились? - Оцените работу вашего одноклассника. Если 2 из 4 чисел найдены верно, то ваш одноклассник справился с задачей и вы можете поставить ему «+» в п. 3 листа самооценки «Не менее половины пропущенных чисел найдено верно». - Верните тетради хозяевам. Продолжим работу. – Сколько чисел нам не известно в каждом данном выражении? - Теперь предлагаю вам решить такое выражение 2+ (СЛАЙД ) - Можем ли мы найти значение этого выражения? – Какой вопрос у вас возникает? – Какие у вас есть предложения? – А можем мы предположить, какие числа будут в окошке? - Верно. Любое число. – Но это были наши предположения. А точно ведь мы не знаем, какое число следует вставить, значит, это число нам неизвестно? Согласны? – Кто из вас знает, как в математике обозначается неизвестное число? - Вот и пришла пора вспомнить слово-помощник. Кто вспомнит? - Верно! Молодцы! Предлагаю вам открыть учебники на странице 76 и прочитать тему урока. Старайтесь листать учебники бережно. - Кто готов озвучить тему? - Всё верно, тема урока «Буквенные выражения» (ФИКСИРУЮ НА ДОСКЕ) - Обратите внимание на Квадрика. Что он нам показывает? - Да, это новая для вас тема. Как вы считаете, какова же цель нашего урока? - Обобщая ваши ответы, придём к выводу, что цель нашего урока (ФИКСИРУЮ НА ДОСКЕ) звучит так: Узнать, что такое буквенные выражения, научиться их читать и вычислять их значения». - Кто ещё определил для себя такую же цель, поднимите руки? - Как вы считаете, ребята, зачем нужно уметь работать с буквенными выражениями? - Конечно, вы правы. Именно в дальнейшей вашей учёбе, особенно в старших классах вам пригодятся знания, полученные сегодня. Поэтому рекомендую вам быть внимательными и трудолюбивыми.- - Для достижения цели урока нам необходимо понять задачи урока. (ОТКРЫВАЮ НА ДОСКЕ). Итак, первая задача: узнать, какие выражения называются буквенными. (СМАЙЛИК НА 1 задачу) Но прежде чем мы приступим к работе, предлагаю отдохнуть и набраться сил. | Выполняют задание. Устно проговаривают задание друг другу. Да Прислушиваются к словам учителя, стараются соответствовать похвале Осуществляют взаимопроверку. Осуществляют взаимооценку. -Одно число. Не могут выполнить. Нет Чему оно равно? Указать значение выражения. Предполагают. Затрудняются ответить. БУКВА - Буквенные выражения. -Новая тема. Предполагают. Поднимают. Предполагают, стоят высказывания. Получают ориентир на успешное освоение темы. |
ФИЗМИНУТКА «ЁЛОЧКА» |
4. Решение учебной задачи. | Новое знание, понятие, правило. | Формирование и развитие ценностной ориентации к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности | - Посмотрите на рисунок в учебнике. На пеньке стоит карточка с тем же выражением, что и на слайде. Лесные жители пытаются найти его значение. Как, по-вашему, они должны действовать? -А удобно ли писать или читать выражение, в котором есть «окошко»? Что же нам делать? - Если я вас правильно понимаю, нам надо заменить окошко. Вы правильно догадались. А чем заменим? - Верно. Заменим буквой и тогда вместо числового выражения получим какое? -Давайте проверим, совпадает наш вывод с выводом в учебнике? Прочитайте информацию, расположенную в учебнике под чертой. - Мы узнали, какие выражения называются буквенными. Теперь приступим к выполнению второй задачи урока (СТАВЛЮ СМАЙЛИК) Обратите внимание на страницу 77 учебника. Давайте вместе прочитаем данную информацию. (ДВЕ СТРОЧКИ) –Давайте познакомимся с некоторыми буквами латинского алфавита. (СЛАЙД ) - Остальные буквы и то, как их читать, вы можете посмотреть в приложении. Это в конце учебника на с.80. Посмотрите, пожалуйста. Поработайте в парах и прочитайте друг другу эти буквы. - Латинский алфавит возник одним их первых. В настоящее время этот алфавит знаком всем людям на земле. Он изучается на уроках математики, физики, химии. Физику и химию вы будете учить в старших классах. Надеюсь, никто не сомневается, что скоро станет старшеклассником? -Теперь, опираясь на латинский алфавит, прочтите эти буквенные выражения (СЛАЙД) - Молодцы! Пора приступить к третьей задаче урока (СТАВЛЮ СМАЙЛИК) -Вернёмся к учебнику и попробуем прочитать предложенные Квадриком буквенные выражения. -Мы с вами волшебники, буквенное выражение превратили в числовое. – Что мы для этого делали? – Давайте составим алгоритм решения буквенных выражений. (СЛАЙД ) Прочитать. Записать. Подставить значение буквы в выражение. Вычислить | Если в "окошко" вставлять разные числа, получаются разные числовые выражения Нет. Предполагают. Буквой. Буквенное. Дети читают правило на с. 76 учебника. Выполняют задание. Находят приложение на стр. 80 учебника, читают. Читают «к+7» и «к-7» и находят их значения при к=10, к=7 Совместно с детьми составляем алгоритм решения буквенных выражений. |
|
5. Первичное закрепление | Умение действовать по правилу. | Формирование ценностной ориентации к умению выполнять задание, применяя правило. | Мы молодцы, но наши лесные жители, скорее всего так и не поняли, как им вычислить значение выражения «два плюс окошко» Давайте им поможем. Предлагаю вам мысленно переместиться в театр. Без кого не бывает театра? -Верно. И актеры, и зрители в театре очень важны. (ВЫБИРАЮ РЕБЯТ, КОТОРЫЕ БУДУТ АКТЕРАМИ) - Уважаемые зрители, мы покажем вам сценку «Как домашние животные научили лесных животных вычислять значение буквенных выражений» (ЭТО СЛАЙД) -Жили-были домашние животные: мышка Корочка, киска Муся, щенок Тузя. Они каждый день видели, как ребята учат уроки, и сами стали много знать и уметь. Они ведь были любознательными . Однажды к ним в гости прибежал Колобок. Он рассказал, что гулял в лесу и встретил там лесных животных лисичку, белочку, зайчика и ёжика, которые очень огорчены тем, что не умеют считать. Медвежонок нашёл на пеньке карточку с математическим выражением и никто из них не знает, что делать. Стало Корочке, Мусе и Тузе жаль лесных друзей. Они догадались, о каком выражении говорит колобок. Пошептались друзья и пошли в лес. Пришли, поздоровались и говорят: -Не велика беда, друзья, это очень простое выражение. Колобок сказал: Надо только заменить окошко …. А Муся сказала: Потом надо…. Корочка сказала: Надо подставить … Тузя сказал: После этого можно И стало всем понятно, как действовать. Стали лесные жители вместо буквы икс подставлять свои карточки и сумели всё вычислить, получилось у них четыре числовых выражения вместо одного буквенного. -Понравилась наша история? | Без актеров, без зрителей. Распределяем роли, надеваем маски. Колобок: БУКВОЙ ИКС. Муся: прочитать выражение: два плюс икс. Крочка: …значение буквы в выражение. Тузя:…вычислять! |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | Умение применять правило в самостоятельной деятельности. | Формирование и развитие ценностной ориентации к закреплению знаний и способов действий. | А теперь подставьте в это же выражение (два плюс икс) те числа, которые несут птички (УЧЕБНИК, с. 76 на полях) Давайте проверим, какие выражения у вас получились. (СЛАЙД ) | Выполняют задание. |
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов 8. Оценка | Использование нового знания в выполнении заданий. Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности | Формирование и развитие ценностной ориентации к обобщению знаний и способов дейтствий, повторению ранее усвоенных ЗУНов. Формирование и развитие ценностной ориентации к самооценке знаний и способов действий. | А сейчас я продиктую вам несколько буквенных выражений, а вы попробуете их записать. 8 – а 4+b C-1 X+6 Посмотрите на (СЛАЙД ). У кого так, поднимите руки. Молодцы. Оцените свою работу на уроке в листе самооценки | Осуществляют самоконтроль. Осуществляют самооценку. |
9. Итог урока. Рефлексия деятельности | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности | Формирование и развитие ценностной ориентации к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | -Ребята, напомните мне, пожалуйста, какую цель мы поставили перед собой вначале урока. -Замечательно! А как вы считаете, достигли мы своей цели? - Какие выражения в математике называют буквенными? -Что надо сделать, что вычислить значение буквенного выражения? - Что вам больше всего запомнилось из урока? - Встретились ли вам задания, которые показались трудными? -Хорошо. Посчитайте свои «плюсы» в листе самооценки. . -Те ребята, у которых не менее ____ плюсов, могут поставить себе за урок пятёрку. Запишите домашнее задание | Узнать, что такое буквенные выражения, научиться их читать и вычислять их значения. Да, достигли! Те, в которых содержатся не только числа, но и буквы. Подставить вместо буквы заданное число. Отвечают Уч. стр.77 (№4, 5) |