Открытый урок по математике
2 «г» класс
Тема: «Буквенные выражения»
Провела: Омарова А.М.
Каспийск
2019г.
Тема : «Буквенные выражения»
Название материала – Презентация «Буквенные выражения»
Продолжительность использования на уроке – в течение урока
Предназначение – а) для этапа объяснения новой темы на уроке;
б) для повторения.
Цели: учебные - первоначальное представление о буквенных выражениях, чтение и запись буквенных выражений, предварительная работа к изучению темы «Уравнение», развитие вычислительных навыков, продолжение работы над решением задач изученного вида; воспитательные – взаимопомощь, уважение, дружба
УУД (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно организовывать свое рабочее место; определять тему, цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя, товарищей; оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Личностные: проявляют познавательный интерес;
стараются проявить по назначению приобретенные математические способности;
оценивают усвояемое содержание
Оборудование –компьютер
Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Ход урока:
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Постарайтесь все понять, чтоб активно отвечать.
Я желаю нам в пути рука об руку идти.
- Покажите, как это вы сделаете?
Каллиграфическая минутка
- И начнем мы наш путь с каллиграфической минутки.
Дети хором произносят слова, имитируя движения.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь.
- Напишем цифры
3, 6, 1 (Слайд 1.)
Перед нами цифра 3.
Повнимательней смотри.
Нарисуй, дружок, пока
Два цветочных лепестка.
Вправо смотрят лепестки,
Не задерживай руки.
Ручку ты останови,
Получилась цифра 3.
Нет углов у цифры 6,
Лишь дуга с кружочком есть.
Ты с дуги писать начни.
И кружочком оберни.
Цифру 6 писать легко:
Ни штришков, ни уголков.
За рукой своей следи,
Плавно линию веди.
Это цифра единица,
Первой быть она стремится.
Всех прямее и ровней,
Остальные все за ней.
В правый верхний уголок
Карандаш веди, дружок,
А затем левее, вниз-
Вот одна из единиц.
Напишите цифры, соблюдая данную последовательность. Карандашом подчеркните те цифры, которые вам больше всего понравились.
Устный счет
Чтоб активно отвечать,
Нужно устно посчитать.
а) «Игра в мяч»
Поиграем в мяч.
- Я назову число и действие с ним, отправлю его ученику, который должен посчитать и сказать правильный ответ, а ученик другому ученику и так по цепочке.
- В случае ошибки – помогает класс.
- Готовы? Начинаем.
Слайд 2
-Число 81 уменьшить на 10, Турсунова Севда начинает (71)
-Чему равна разность чисел 71 и 1? (70)
-Уменьшаемое 70, вычитаемое 26, чему равна разность? (44)
-44 уменьшили на 20, сколько получили? (24)
-На сколько число 24 меньше 8? (16)
-Чему равна сумма чисел 16 и 7? (23)
-Первое слагаемое 23, второе -50, найди сумму! (73)
б) Работа с математическими выражениями.
Запись под диктовку. (Дети находят значение выражения)
- Запиши математические выражения
Проверим. Правильно ли вы записали математические выражения.
Вычислите значение числовых выражений.
Слайд 3.
г) Взаимопроверка.
Поменяйтесь тетрадями. Возьмите карандаш и проверьте работу своего товарища.
- Кто допустил одну ошибку? две?
- Проверим по эталону. Слайд 4.
- Допустили ли теперь ошибки? (Нет).
Молодцы!
Изучение нового материала.
Подготовка
Слайд 5
- Посмотрим на следующие выражения.
- Знакомы ли вам такие записи?
-Какое число пропущено в каждом выражении?
14 - =10 (4)
32+ = 52 (20)
96- = 90 (6)
-Что мы делали сейчас? (В выражение подставляли числа)
-Как называется такое выражение? (Числовым)
2. Знакомство с латинскими буквами.
- Итак, что такое числовое выражение мы уже знаем.
- Как вы думаете, что еще кроме чисел можно подставить в пустое окошко? (Буквы)
- Попробуем это сделать. Что вы заметили? ( Что буквы необычные)
Слайд 6
- Ребята в математике вместо пустого места (или вместо «окошка») принято записывать какую-либо букву латинского алфавита, строчные.
- Вот некоторые из них.
- Слева записана буква, справа – как надо ее прочитать.
Слайд 7 (Читаем буквы)
- С остальными буквами латинского алфавита мы познакомимся на следующем уроке.
- Еще раз вспомним, как назывались выражения, когда в пустое окошко записывали числа? (Числовыми)
- А когда записали букву, догадались, как оно стало называться? (Буквенным)
- Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока? (Буквенные выражения)
Слайд 8.
- Откройте учебник на стр. 76. Проверим наши предположения.
- Каких целей должны достигнуть?
Слайд 9.
- Усвоить новое математическое понятие «Буквенные выражения»
- Научиться читать и писать буквенные выражения.
3. Упражнения в чтении буквенных выражений.
Что мы сейчас и сделаем, будем учиться читать буквенные выражения.
Слайд 10.
А поможет нам в этом алгоритм.
4. Знакомство с алгоритмом.
Слайд 11.
Теперь попробуем записать буквенное выражение.
Обратите внимание как пишутся латинские буквы.
В верхней строчке печатные.
В нижней – строчные.
- Что интересного заметили? (Написание строчных латинских букв похоже на написание некоторых русских и немецких)
- Пишем k+ 7, если k=10, k= 7.
10+7=17
- Дополним условие.
7+7=14
Физкультминутка.
Потрудились мы не мало, отдохнуть пришла пора.
Раз подняться, подтянуться.
Два нагнуться, разогнуться.
Три в ладони три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять руками помахать,
Шесть за парту сесть опять.
5. Работа по учебнику.
а) Учебник, стр. 76. Прочитайте сообщение самостоятельно.
- Какое выражение называется буквенным?
(Выражение, которое содержит букву)
- Какое задание нужно выполнить в последнем предложении? ( Прочитать выражения и найти их значения)
б) С одним из них мы уже работали.
- Работа у доски.
- Читаем другое выражение. ( k-7, при k= 10, k=7)
- Что делаем дальше? (Записываем)
- А потом? (Подставляем вместо буквы число и вычисляем значение числового выражения)
10-7=3 7-7=0
в) Решение задачи.
Ребята, у меня на перемене случилась небольшая беда. Я приготовила следующее задание на доске, но проветривая классную комнату, в форточку подул легкий ветерок и все буквы в словах перепутались. Помогите мне собрать слова.
- Какую же работу мы должны выполнить? ( Решить задачу)Предлагаю решить задачу
№3 на стр. 77
Слайды 13, 14, 15.
Запишите способы решения задачи в тетрадь.
В случае затруднения__ можете обратиться за помощью к консультантам: Баранову Д., Исаковой В.
г) Задание « Проверь себя!» Учебник стр. 77
д) Задание на смекалку. Учебник стр. 77
Можно ли из фигур с номерами 1, 2, 3, 4, 5 выложить такую башню? Выложите башню из данных фигур в паре.
Какой фигуры не хватает?
Начертите ее.
VI Итог урока. Слайд 16, 17.